Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гуманизм и нравственно-этические принципы медицины
Гуманизм и нравственно-этические принципы медицины тесно взаимосвязаны внутренней логикой общественного бытия. Идеология либерализма в обществе и деонтология в медицине отрицают этику как учение о морали общественно должного. В силу общественного антагонизма не может быть общего блага, и человек должен заботиться о своем здоровье сам. Эти компоненты общественной сущности исходят из принципиально новых морально-этических принципов при проведении всех исследовательских и практических работ с целью познания и качественного изменения человека в сфере медицинской антропологии (греч. аnthropos - человек, logos - учение). Сохраняет свою актуальность вопрос о том, сможет ли, наконец, прерваться постепенное скатывание землян в некую апокалиптическую пропасть? ХХ столетие - это век величайших социальных потрясений, кризисов, бурных перемен, создающих то в одной, то в другой точке земного шара сложнейшие, напряженнейшие ситуации. Поэтому философский анализ проблемы драматической судьбы человечества для всех политиков, ученых, медиков есть в известном смысле самоанализ, включающий осмысление мира, в котором людям предстоит жить в будущем. Наряду с этим надо философски обосновать и новейшие технологии в биомедицине, которые на первый взгляд кажутся прогрессивными. Философски мыслящие специалисты-медики опасаются, прежде всего, того, что использование некоторых из них может приблизить катастрофу земной биосферы, а вместе с ней - и человеческого разума. Цель философского гуманизма в научной биомедицине состоит именно в том, чтобы побудить ученых отказаться от своего неуемного рационализма и воздержаться от опрометчивых опытов по созданию новых видов живого. Критическое философско-этическое осмысление перспектив будущего развития человечества в принципе невозможно без учета тенденций научно-технического прогресса, а также без анализа путей гуманизации научной и практической медицины. Утверждая исключительность человеческих созидательных, рационально-гуманистических ценностей, в том числе и в области медицины, важно понять качество философско-этического самосознания ученых-медиков и всех практических врачей. Гуманистические принципы, такие, как уважение к правам и достоинству личности, к ее свободе, невозможно привнести в медицину извне. Сам процесс становления медицинского менталитета должен привести к формированию и развитию гуманно-нравственных начал у широкой общественности. Философия гуманизма необычайно ярко проявила себя в отечественной медицине. Она всегда была тесно связана с решением проблемы отношения врачей не только к жизни, здоровью, но и к смерти людей. Если биоэтику не трактовать в узкомедицинском или биологическом смысле, а представить ее как объемную и философски глубокую дисциплину, то ее содержательным ядром будет отношение к жизни и смерти. Можно сказать, что биоэтика - это своеобразная сфера защиты прав человека, в том числе его права на достойную жизнь, здоровье, на свободное самоопределение. Опыт критического осмысления мировой истории морали и этики, научно-философское обсуждение гуманитарных проблем в современном естествознании и в биомедицине - все это привело в итоге к возникновению биоэтики как самостоятельной гуманитарной дисциплины, находящейся на стыке философии, этики, социологии, юриспруденции, биологии и медицины. Она представляет собой область особого гуманитарного знания, ориентированного на утверждение во всех научных исследованиях, но особенно в медицинском экспериментировании, принципов социальной справедливости. Ее возникновение было вызвано постоянно меняющимися и совершенствующимися медико-правовыми и философско-этическими аспектами в медицинской науке, биомедицинских технологиях и смежных с ними областях. Перед философией медицины сегодня стоят сложнейшие задачи. Они связаны не только с неизбежным пересмотром сложившихся ценностей, но и с прогнозированием наиболее перспективных направлений в этой сфере деятельности медиков. В глубокой древности врачевание представляло собой не что иное, как целевое воздействие на больного, состоящее из разного рода духовно-магических церемоний и определенных хирургических вмешательств. Наши далекие предки боролись за жизнь больного, умело используя лекарственные травы и даже органы животных. Итак, в вечном поиске новых, более эффективных путей лечения больных врачам всегда необходимо иметь гуманистическую ориентацию, особенно при решении глобальных проблем борьбы за сохранение здоровья людей на различных этапах исследовательского процесса: от осознания и постановки проблемы до практического ее разрешения.
Биоэтика
Необходимость осмысления и реализации гуманных принципов биоэтики отчетливо проявилась именно тогда, когда на повестку дня в сфере современной естественнонаучной и практической деятельности ученых-исследователей, биомедиков был поставлен вопрос о радикальном преобразовании живой природы и качественном изменении жизни человека. Речь идет об особого рода технологической «перекройке» органической материи. Но всем прекрасно известно, что прогресс медицинской науки, техники и практики лечения людей невозможен ез проведения многочисленных исследований с участием человека и животных. При этом у общественности возникает тревожное предощущение возможной опасности, грозящей жизни и самой природе человека. В связи со стремлением ученых преобразовать человеческий организм в обществе проявилось негативное отношение к тем перспективам, которые «рисуют» некоторые из них. На повестку дня вновь выдвинулась извечная проблема выбора пути, ведущего либо к добру, либо ко злу.
Современные философы, ученые и медики рассматривают разум и нравственность человека как целостный социально-культурный феномен. Здоровье индивида они во многом связывают с эволюционно-экологическими условиями жизни, а также с характером его социальной и психической деятельности. Здоровье - это способность организма адаптироваться к любым изменениям в природе и обществе. Это умение личности всегда сохранять настрой на саморазвитие, самосовершенствование. Болезнь же представляет собой нарушение способности приспосабливаться к изменениям внешних и внутренних условий существования, что ведет к увяданию организма или даже к его смерти. Биоэтика ныне превращается в специфическую область биофилософии, осмысливающей философско-нравственные ценности феномена жизни вообще и человеческой в частности. Она формируется на стыке традиционной морали и профессиональной медицинской этики (деонтологии). Биоэтику вполне можно считать коллективной совестью всего медицинского сообщества, указывающей на персональную гуманитарную ответственность каждого его члена за сохранение жизни на Земле. Нельзя считать случайным то, что ее возникновение и развитие связаны с изменениями в научной сфере биомедицины, медицинской науки, практического здравоохранения, происходящими при активном воздействии научно-технического и технологического прогресса. Прежде всего речь идет о значительных достижениях в области генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии и т.д.
Эвтаназия в контексте проблемы "жизни и смерти"
Философское осмысление проблемы эвтаназии предполагает рассмотрение ее в контексте проблемы жизни и смерти. Поскольку мы определили эвтаназию как смерть по желанию пациента, возникает рдя вопросов. Какое место занимает смерть в жизни человека? Всегда ли жизнь благо, а смерть - зло? Можно ли оправдать морально добровольный уход из жизни? Каков онтологический статус смерти? И другие. Проблема жизни и смерти - это классическая проблема философии. Противоречие "жизнь - смерть", по-видимому, может быть признано диалектическим противоречием с большим основанием, чем материя и движение, необходимость и случайность или любая другая из традиционных парных категорий. В Большой медицинской энциклопедии дается следующее определение смерти: "Смерть - необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существо-вания всякого живого существа". С точки зрения философии, смерть - необходимый и существенный момент жизни. "... Отрицание самой жизни по существу содержится в самой жизни так, что жизнь всегда мыслится в р соотношении со своим необходимым результатом..., со смертью"! В отличие от других живых существ, человек осознает свою смертность. Причем для человека смерть выступает не в качестве природного феномена, но прежде всего как явление социаль -но значимое, включенное в сложный контекст общественных отношений. Только человеку разумному свойственно сознавать неизбежность своей смерти, в то же время именно разум помогает человеку справиться со страхом смерти. Именно разум должен стать истоком мужества и достоинства человека по поводу неизбежной в будущем своей смерти. "Жажда жизни, - пишет В.Ш. Сарибов, -вступает в противоречие с сознанием факта человеческой смерти, конечности, порождая страх перед смертью. Человек стремится снять это противоречив, избавиться от страха смерти или, по крайней мере, умалить его. В поисках ответа на этот вечный вопрос он на может не обращаться к культурному наследию, обобщающему в себе многовековой опыт человечества". Историко-философская традиция исследования: проблем жизни и смерти чрезвычайно многообразна. В рамках данной работы нам представляется достаточным не останавливаться на каждом из этапов философского осмысления данной проблемы, а воспользоваться классификацией историко-философских типов ее объясне-ния, предложенной Гусейновым А.А. В истории развития философской мысли Гусейнов А.А. выделяет три типа объяснения интересующей нас проблемы.
Первое он условно называет философско-рационалистическим, сугубо просветительским. Суть этого направления в том, что оно объявляет трагическое восприятие смерти и желание человека вырваться из ее тисков следствием ложных воззрений. Считается, что проблема будет снята сама собой, если составить правильное знание о сути дела. В одном случав смертность рассматривается как характеристика тела, в то время как душа объявляется бессмертной. Эта концепция, получившая, в частности, тщательную разработку в философской традиции, связанной с именем Платона, вдохновлялась, конечно, благородными мотивами, она нацеливала людей на заботу о душе, обосновывала необходимость добродетельного образа мыслей и действий.
Глоссарий Врачебная тайна Этика Этикет Этические проблемы Права человека Генетика человека Биоэтика Эвтаназия
Приложение № 3 Date: 2016-05-25; view: 513; Нарушение авторских прав |