Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технико-экономическое обоснование инвестиционных природоохранных проектов (ИПП)
В условиях развития рыночной экономики в Российской Федерации продолжается процесс по формированию нового инвестиционного механизма с целью реструктуризации и развития российской экономики. Основа этого процесса заключается: в разработке и создании законодательного и нормативно-методического обеспечения потенциальных инвестиций как из внутренних (российских), так и из внешних (иностранных) источников. Примером такого документа могут служить "Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования"; определении приоритетов для направления инвестиционных ресурсов. Понимание государственными органами приоритетности природоохранной деятельности выражается в принятии полутора десятков федеральных экологических программ и большого количества аналогичных программ, принятых на региональном и местных уровнях. Однако недостаточность ресурсов позволяет профинансировать эти программы на 10-15 %, что определяет необходимость выбора первоочередных природоохранных проектов для инвестирования. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации были разработаны "Методические рекомендации по разработке и реализации федеральных целевых программ по охране окружающей среды и природопользованию", "Методические рекомендации по формированию региональных экологических программ". Однако эти рекомендации отражают, в основном, проблемы формирования самих программ, в них не рассмотрены вопросы отбора и оценки конкретных инвестиционных проектов, нет описания процедуры, очередности решения задач и функций возможных участников процесса отбора и оценки инвестиционных природоохранных проектов (ИПП) и т. д. Анализ пакета документов, касающихся инвестиций, показывает, что он, в основном, ориентирован на экономически эффективные (самоокупаемые) проекты и не затрагивает вопросов определения экологического эффекта. Между тем выделение одного из основных приоритетов инвестирования природоохранного - показывает необходимость всестороннего использования методического аппарата для оценки и отбора таких проектов. Настоящий период формирования рыночного механизма характеризуется также приходом в Россию международных финансовых институтов (МБРР, ЕБРР и др.) и формированием структуры финансовых посредников этих институтов, в задачу которых входят оценка и отбор приоритетных проектов для финансирования. В случае предоставления кредитных ресурсов по целевым направлениям (например, проект по управлению окружающей средой МБРР) критериями приемлемости включения проектов в программу финансирования служат природоохранная направленность проектов и окупаемость заемных средств. Однако значительная часть природоохранных проектов является затратой (неокупаемой). Это предопределяет необходимость, использования другого набора показателей оценки ИПП или другого ранжирования этих показателей по значимости. Все это обусловливает необходимость известных методических подходов для отбора и оценки инвестиционных проектов (ИП) реализация которых приведет к решению экологических проблем. Целью технико-экономических обоснований (ТЭО) по отбору и оценке инвестиционных природоохранных проектов является формирование комплексной системы отбора и оценки, позволяющей дать количественную оценку рассматриваемым проектам, провести их классификацию и на этой основе осуществлять выбор проектов для первоочередной реализации. ТЭО могут быть использованы в качестве инструмента для оценки и отбора ИПП при формировании экологических программ, организации привлечения инвестиций в природоохранную сферу как государственными, так и коммерческими организациями и предприятиями, в том числе: Госкомэкологией России при формировании и реализации федеральных экологических программ; территориальными органами Госкомэкологии России и администрациями субъектов Российской Федерации - при разработке и реализации региональных экологических программ и региональных планов действий в области охраны окружающей среды; экологическими фондами всех уровней - в процессе реализации природоохранных программ и проектов; Минэкономики России - при формировании целевых федеральных инвестиционных программ, а также при разработке отраслевых планов действий в области охраны окружающей среды; российскими и иностранными финансовыми (государственными и частными) институтами - в процессе оценки и отбора для финансирования ИПП; предприятиями потенциальными объектами инвестиционной деятельности или предприятиями, инициирующими реализацию ИПП. Для изложения методов, используемых в ТЭО ИПП используются следующие понятия: инвестиционный природоохранный проект (ИПП), которым является любой проект нового строительства, реконструкции, технического перевооружения хозяйственного объекта или комплекса, реализация которого будет способствовать улучшению состояния окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, ресурсо- и энергосбережению; потенциальные инвесторы все возможные инвесторы за исключением портфельных, работающих с акциями предприятий и не финансирующих напрямую ИПП; государственные инвесторы государственные заказчики федеральных экологических программ (федеральные органы исполнительной власти), Федеральный экологический фонд Российской Федерации, а также региональные органы (администрации регионов, региональные экологические фонды), осуществляющие управление средствами федерального (регионального) бюджета, средствами экологических фондов (от платежей за природопользование и прибыли от деятельности фонда); коммерческие инвесторы банки и иные кредитные учреждения, организации, осуществляющие функции перекредитования заемных средств, финансовые корпорации и другие организации, предоставляющие средства на долевой или возвратной основе; предприятие-заявитель юридическое лицо, привлекающее инвестиции для реализации ИПП и отвечающее по обязательствам перед инвестором; критерии отбора ИПП критерии, формируемые для первоначального отбора ИПП по признакам соответствия предлагаемых для финансирования проектов целям инвестора, возможным формам и условиям финансирования и другим условиям инвестора; критерии оценки ИПП - разработанные в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями критерии и используемые для детальной оценки ИПП, прошедших первоначальный отбор; показатели оценки ИПП - качественные и количественные характеристики экологических, экономических, организационных сторон ИПП. Классификация ИПП ИПП подразделяются на две группы: собственно природоохранные проекты и технологические проекты, имеющие экологический эффект. К I группе относятся собственно природоохранные проекты, ориентированные на создание специализированных природоохранных мощностей (очистных сооружений и установок различного типа, оборудования для ликвидации и обезвреживания отходов, предотвращения образования или уменьшения количества отходов и т. д.), модернизацию, внедрение новых технологий улавливания вредных веществ. Экологический эффект в случае реализации таких проектов достигается за счет защиты воздушного и водного бассейнов от вредных выбросов и сбросов, сокращения площадей, занятых отходами производства и потребления, уменьшения загрязнения земель, снижения и ликвидации других вредных воздействий (шум, радиация, электромагнитные излучения и т. п.). Типичным для этой группы проектов является их- затратный характер. Они ориентированы на бюджетные финансовые средства, средства экологических фондов, гранты, средства международной технической помощи. Финансовые средства для этих ИПП могут быть предоставлены на безвозмездной или возвратной основе. Займы и ссуды могут быть предоставлены тем предприятиям, которые обеспечивают возвратность средств за счет основного производства. Ко II труппе относятся технологические проекты, реализация которых характеризуется экологическим эффектом. Они ориентированы на внедрение в основное производство экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, организацию переработки и товарную продукцию отходов и вторичных ресурсов и т. п. Экологический эффект в случае реализации этих проектов образуется за счет снижения загрязнения воздушного и водного бассейнов и экономии природных ресурсов. Для проектов этого типа характерно наличие как прямого экологического эффекта в месте реализации ИПП, так и косвенного экологического эффекта, который определяется абсолютным снижением объемов загрязнения в результате уменьшения объемов потребления ресурсов, необходимых для выпуска продукции но ИПП. Относящиеся ко второй группе ИПП, как правило, окупаемы, так как целью этих проектов является производство товарной продукции для реализации и экономический эффект является для них основным, а экологический дополнительным. Поэтому ИПП этой группы могут финансироваться путем получения займов, кредитов. Принципиальная схема классификации инвестиционных проектов показана на рис. 5.1. Она позволяет определить возможные формы финансирования проектов (Госкомэкологией России, экологическим фондом и др.) или, исходя из заранее сформулированных условий финансирования (например, у коммерческих банков, Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды - РПОИ и т. д.) определить, какие группы ИПП целесообразно отобрать для дальнейшей проработки. Рис. 5.1. Схема классификации инвестиционных проектов
Более детальная классификация проектов может осуществляться после рассмотрения представленных заявителями данных об ИПП. Такую классификацию можно выполнить на основе балльной оценки критериев и соответствующих им показателей ИПП. ИПП могут быть ранжированы по эколого-экономической эффективности проекта, оценке финансового состояния предприятия-заявителя, окупаемости ИПП, технологической обоснованности и организационной обеспеченности ИПП и другим показателям, которые формируются инвестором в зависимости от его требований. Классификация проводится по величине балльной оценки рассматриваемого показателя и по удельному весу этого показателя в суммарной балльной оценке всех показателей ИПП. Классификация потенциальных инвесторов Процедуры отбора и оценки ИПП Разработка процедуры отбора и оценки ИПП зависит от особенностей потенциальных инвесторов и используемых ими принципов финансирования. Все потенциальные инвесторы, кроме портфельных, подразделяются на две основные группы - государственных и коммерческих инвесторов. В первой группе дополнительно выделяются федеральные и региональные органы исполнительной власти. Анализ способов организации процесса инвестирования показал, что государственные инвесторы - и федеральные, и региональные схожи по большинству организационных параметров (табл. 5.1). Особенности государственных инвесторов: источник финансирования - бюджетные средства; финансирование всех типов ИПП - как собственно природоохранных (не окупаемых), так и имеющих экологический эффект технологических проектов (окупаемых); возможность дотационного (безвозвратного) финансирования; основной способ финансирования - через целевые экологические программы разного уровня; четкое определение целей финансирования, направленных на решение конкретных экологических проблем (например, федеральная целевая программа "Отходы" и т. п.); отсутствие в методических рекомендациях по разработке экологических программ разного уровня (федеральных, региональных и др.) вопросов процедуры и механизма отбора и оценки ИПП, отсюда и единой унифицированной системы отбора и оценки ИПП под экологические программы; долевое участие в финансировании инвестиционной части экологических программ, т. е., как правило, обязательное самофинансирование проектов из бюджетов предприятий и прочих источников. Таблииа5.1 Характеристика потенциальных инвесторов ИПП
В свою очередь коммерческие инвесторы характеризуются следующими особенностями: источник финансирования собственные средства инвестора или привлеченные для организации перекредитования финансовые ресурсы; финансирование только окупаемых проектов с обязательным возвратом средств (в форме кредита под определенный процент); необходимость предоставления кредитору банковских или иных гарантий возврата средств; возможность изменения базовых условий предоставления и погашения кредита в зависимости от оценки финансового состояния предприятия-заявителя; цель финансирования - обеспечение реализации ИПП и получение прибыли на вложенные средства; разработка процедуры и механизма отбора и оценки ИПП каждым инвестором самостоятельно. Отсутствие унифицированной системы отбора и оценки. Отличия, имеющиеся у потенциальных инвесторов (государственных и коммерческих), особенности их организационных и финансовых возможностей предопределяют необходимость формирования для каждой группы соответствующих процедур отбора и оценки ИПП, набора показателей для оценки, состава исходной информации и алгоритмов оценки ИПП. Процедура отбора и оценки ИПП государственными инвесторами на примере федеральных органов исполнительной власти состоит из трех основных этапов. Ввиду значительного количества предприятий-заявителей, большого объема работы с получаемой информацией в схему процедуры отбора и оценки ИПП вводится "промежуточное" звено - администрация регионов, территориальные органы Госкомэкологии России, региональные экологические фонды. Их задачи заключаются в выборе предприятий в своем регионе, подготовке для них информационных писем, контроле за представляемой информацией (по полноте информации, ее соответствию запросу) и передаче ее в Госкомэкологию России. Первый этап - подготовительный. Цель его доведение информации о разрабатываемой целевой экологической программе до конкретных предприятий, местных органов самоуправления, которые являются в ряде случаев заказчиками ИПП. Результатом реализации первого этапа должна стать подготовка заинтересованными предприятиями и местными органами самоуправления соответствующей информации по ИПП с целью их включения в федеральную целевую экологическую программу. Целью второго этапа является первоначальный отбор ИПП для последующей оценки. Информация анализируется, отбираются к дальнейшей детальной оценке ИПП, отвечающие целям и задачам федеральной программы и общим критериям отбора. На третьем этапе осуществляется оценка ИПП, прошедших предварительный отбор, и формирование пакета проектов для включения в федеральную программу. На этом этане по прошедшим первичный отбор ИПП собирается дополнительная информация для проведения детальной оценки. Сведения о прошедших эту стадию ИПП, а также о не прошедших (с причинами отказа) доводятся до предприятий-заявителей. Более детально этапы и процедуры отбора и оценки ИПП представлены на рис. 5.2. Рис. 5.2. Принципиальная схема отбора и оценки ИПП федеральными органами исполнительной власти
Процедура отбора и оценки ИПП коммерческими инвесторами состоит из трех основных этапов, ее принципиальная схема представлена на рис. 5.3.
Рис. 5.3. Принципиальная схема отбора и оценки ИПП коммерческими инвесторами
На первом подготовительном этапе предприятия-заявители, как потенциальные пользователи кредита информируются о целях и условиях его предоставления, критериях отбора, получают формат подготовки ИПП и информации о предприятии. Предприятия оформляют (в случае заинтересованности) полученную от инвестора форму заявки на кредит и предоставляют необходимую информацию. Целью второго этапа является отбор проектов для детальной оценки. Как правило, на этом этапе используются скрининг (экспресс-анализ) полученных материалов, а также первичный анализ, по результатам которых либо проекты отклоняются, либо представленные материалы направляются на доработку, или принимаются для детальной оценки. Принятые к детальной оценке проекты ранжируются но значимости с целью выявления первоочередных. На этом этапе могут быть использованы также независимые эксперты для прединвестициониой оценки ИПП с выездом на предприятие-заявитель. Цель третьего этапа подготовка перечня ИПП для финансирования. Для детальной оценки с предприятий запрашивается дополнительная информация и, как правило, с выездом на место специалистов инвестора проводятся исследования, готовятся рекомендации по уточнению ИПП, формируются условия предоставления заемных средств. По результатам этой оценки отбираются конкретные ИПП для финансирования, при необходимости проекты дополнительно классифицируются по значимости (в соответствии с приоритетами инвестора) и формируются предложения по очередности финансирования. До предприятий-заявителей доводится информация о возможности финансирования.
Критерии отбора ИПП
Критерии отбора ИПП необходимы для первоначальной укрупненной оценки проектов. Формируют их сами инвесторы исходя из целей финансирования, форм предоставления финансовых средств, условий финансирования, типов инвестируемых проектов (окупаемые, неокупаемые), источников финансирования и других параметров. Полученная информация об ИПП сопоставляется с критериями отбора по принципу "соответствует", "не соответствует" определенным инвестором критериям. Выделяются следующие основные группы критериев отбора для ИПП: 1) экологические критерии: природоохранная ориентированность проекта; уровень снижения воздействия на окружающую среду; масштаб воздействия ИПП на окружающую среду; 2) финансово-экономические критерии: общая потребность в инвестициях для реализации ИПП, в том числе средств, получаемых от инвестора; участие в реализации ИПП других инвесторов; доля собственных средств предприятия-заявителя, вкладываемых в реализацию ИПП; форма получения инвестиционных средств (дотация, ссуда, кредит); окупаемость проектов; маркетинговые исследования по сбыту продукции ИПП (если таковая имеется); финансовая устойчивость предприятия-заемщика. 3) технологические критерии: использование в ИПП передовых технологий; апробированность используемой технологии; 4) организационные критерии: наличие бизнес-плана, ТЭО ИПП; наличие необходимых для деятельности лицензий и разрешений; 5) социальные критерии: влияние ИПП на занятость населения; отношение местных властей и населения к реализации проекта. Для государственных и коммерческих инвесторов предлагается использовать приведенные в табл. 5.2 критерии оценки и соответствующие им показатели. Таблица 5.2 Критерии отбора ИПП и показатели для государственных и коммерческих инвесторов
Комплексная агрегированная оценка ИПП осуществляется на основе системы балльных оценок приведенных выше показателей (табл. 5.3-5.7). В основу алгоритма расчета положена балльная система оценки показателей ИПП. Такая система принята ввиду невозможности прямой комплексной оценки рассматриваемых показателей, которые определяются разнородными количественными и качественными характеристиками. Сама балльная оценка проведена по двум уровням. Первый уровень по "вертикали", когда для каждого показателя определена своя максимальная оценка в баллах, сумма которых по всем показателям составляет 100 баллов. Эта. оценка характеризует удельный вес каждого показателя по отношению к остальным. Второй уровень - по "горизонтали", когда балльная оценка каждого показателя изменяется от максимальной до минимальной в зависимости от характеристики показателя. В представленных таблицах величина балльной оценки принята ориентировочно; каждым инвестором она должна быть скорректирована в зависимости от его целей требований к ИПП. Примерная балльная оценка показателей, сгруппированных в соответствии с критериями оценки ИПП для государственных инвесторов, представлена в табл. 5.3, для коммерческих инвесторов -в табл. 5.4-5.7.
Таблица 5.3 Балльная оценка критериев и показателей ИПП для государственных инвесторов
Таблица 5.4 Экологическая эффективность ИПП
Таблица 5.5 Экономическая осуществимость ИПП
Date: 2016-05-25; view: 1039; Нарушение авторских прав |