Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения и сущность экономического механизма охраны окружающей среды





 

Современные темпы экономического развития обострили про­блему ограниченности природных ресурсов, возникла необходи­мость повышения экологических требований к экономике. Следует подчеркнуть, что само экономическое развитие внутренне проти­воречиво: с одной стороны, оно порождает ряд острых экологичес­ких проблем, а с другой в самом экономическом развитии заложе­на основа для устранения этих противоречий. Раскрыть природу этих противоречий значит понять связь двух систем: обществен­ного производства и окружающей среды. При этом необходимо помнить, что в системе "экономика среда" предпочтение не мо­жет быть отдано ни одной части. Необходимо обеспечить такое вза­имодействие, при котором высокие темпы расширенного воспро­изводства, экономического роста и повышения народного благосо­стояния сочетались бы не только с сохранением, но и непрерывным улучшением и развитием как отдельных компонентов, так и всей окружающей природной среды.

Современная экологическая ситуация вызывает необходимость комплексного рассмотрения хозяйственных проблем под углом зре­ния требований окружающей природной среды и в то же время при­родной среды под углом зрения требований экономического разви­тия общества.

Социальная значимость проблемы делает очевидной роль об­щественных паук. Проблема охраны природы тесно связана с по­литикой, идеологией, социальной сферой, и в первую очередь с экономикой.

Противостояние экономики и экологии узловая проблема охраны окружающей природной среды. Рапсе ее пытались решать путем административно-командных методов воздействия на осно­везапретов, ограничений, мер уголовного и административного наказания.

Если метод административного воздействия исходит из отношений власти и подчинения, то экономический механизм опирается на материальную заинтересованность исполнителя в достижении реальной цели. В основу экологической экономики входят как по­стоянно действующие институты, так и новая совокупность призна­ков, возникшая на базе перехода к рыночным отношениям.

Постоянно действующие институты - природные кадастры, меры по материально-техническому и финансовому обеспечению, платность за использование природных ресурсов, платежи за заг­рязнение окружающей природной среды, льготы по кредитованию, налогообложению, освобождение от обложения налогами.

К новым экономическим стимулам относятся экологическое страхование, установление повышенных норм амортизации основ­ных природоохранных производственных фондов, введение поощ­рительных цен на экологически чистую продукцию и снижение - на экологически неблагоприятную, формирование банка экологичес­ких услуг.

 

Природные кадастры

Кадастры природных ресурсов это свод экономических, эко­логических, организационных и технических показателей, который характеризует количество и качество природного ресурса, а также состав и категории природопользователей.

Данные кадастров лежат в основе рационального использо­вания природных ресурсов, охраны природной среды; на их базе определяется денежная оценка природного ресурса, сто продажная пена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадаст­ры представлены по видам природных ресурсов и образуют опреде­ленную экономико-правовую структуру.

Земельный кадастр. В соответствии с Земельным кодексом в земельный кадастр включены следующие основные сведения: каче­ственный состав почв, распределение земель по использованию, соб­ственники земли (владельцы, арендаторы, пользователи).

Данные кадастровой оценки земель учитывают при планировании использования земель, распределении но целевому назна­чению, их предоставлению или изъятию, при определении плате­жей за землю, для опенки степени рационального использования земель. Ведение земельного кадастра поручено органам Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству Рос­сийской Федерации (Роскомзем).

Кадастр месторождений полезных ископаемых. Характеристи­ка кадастра дается в Законе РФ о недрах. Его ведет Комитет по гео­логии и использованию недр (Роскомнедра). Кадастр включает в себя сведения о ценности каждого месторождения полезных иско­паемых, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки.

Водный кадастр. Задачи государственного водного кадастра следующие: текущая и перспективная оценка состояния водных объектов с целью планирования использования водных ресурсов, предотвращения истощения водоисточников, восстановления каче­ства воды до нормативного уровня. Головной организацией здесь является Государственный комитет по гидрометеорологии и конт­ролю природной среды (Госкомгидромет).


На основе материалов водного кадастра определяется целевое использование вод, проводятся паспортизация водных объектов. изъятие из хозяйственного оборота наиболее ценных, вводятся ог­раничительные меры по водопользованию с целью охраны во­доисточников.

Лесной кадастр. Его ведет Федеральная служба лесного хозяй­ства при Правительстве РФ и се органы па местах (Рослесхоз). Лес­ной кадастр содержит сведения о правовом режиме лесного фонда, количественной и качественной оценке состояния лесов, группо­вом подразделении и категории лесов по их защищенности, дает экономическую оценку лесных ресурсов.

Сведения лесного кадастра используются для определения эко­номической и экологической значимости лесов, при выборе сырьевых баз для заготовки древесины, для проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов высо­копродуктивными лесными угодьями.

Реестр охотничьих животных. Его ведет Управление охоты и охотничьего хозяйства, которое находился в ведении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов (Минприроды России). На основании этого реестра проводится количественный и качественный учет животных охотничьего фонда, устанавливаются резкие ограничения охоты на те виды, которые проявляют устойчивые тенденции к сокращению популяций.

Реестр рыбных запасов. Этот реестр в количественных и качественных показателях по внутрихозяйственным водоемам составляет Комитет по рыболовству.

Своеобразным кадастром редких животных и растений служат Красная книга Российской Федерации, Красные книги республик, краев и областей. Функции кадастра также выполняет Реестр природно-заповедных территорий и объектов - заповедников, национальных парков, памятников природы. Функции по ведению двух указанных реестров возложены на Минприроды РФ. Наконец, на Минприроды РФ возложены функции по ведению Реестра загрязнителей, в котором ведутся учет загрязнителей окружающей при­родной среды, выбросов, сбросов, захоронений и их количествен­ная и качественная оценка.

 







Date: 2016-05-25; view: 777; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию