Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эколого-экономическая эффективность ИПП





 

Эколого-экономическая эффективность ИПП характеризует стоимостную оценку экологического эффекта на 1 р. Капитальных вложений.

Показатель эколого-экономической эффективности ИПП оп­ределяется путем деления показателя стоимостной оценки годово­го природоохранного эффекта после завершения ИПП на объем капитальных вложений в ИПП.

 

(5.15)

 

где Э - эколого-экономическая эффективность ИПП; S - стоимос­тная оценка годового природоохранного эффекта по виду воздей­ствия, на который ориентирован проект; К - объем капитальных вложений.

Схема расчета стоимостной оценки годового природоохран­ного эффекта представлена в табл. 5.8 - 5.14.

Рассмотрим методы расчета стоимостной оценки годового природоохранного эффекта.

При проведении оценки ИПП инвесторами используется уп­рощенная схема расчета стоимостной оценки годового природоох­ранного эффекта. В этом случае расчет производится не по всем видам воздействия проекта на окружающую среду, а только по тому виду воздействия, на который ориентирован ИПП. Например, если ИПП предусматривает переработку отходов, стоимостная оценка годового природоохранного эффекта определяется только исходя из годового объема переработки отходов. Если же ИПП направлен на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, расчет стоимостной оценки годового природоохранного эффекта произ­водится исходя из снижения уровня выбросов, предусмотренных ИПП. Причем расчет может производиться не по всем ингредиентам выбросов, а только по нескольким основным.

Стоимостная оценка годового природоохранного эффекта характеризует изменение воздействия на окружающую среду в результате реализации ИПП и выражается в разности между воздействи­ем до и после его реализации. При этом учитывается прямое экологическое воздействие ИПП на загрязнение окружающей природной среды и потребление природных ресурсов, топлива, электроэнергии, тепла.

Стоимостная оценка годового природоохранного эффекта рассчитывается на момент завершения реализации ИПП.

Прежде, чем рассчитать стоимостную оценку, производится расчет годового природоохранного эффекта в натуральных показателях по всем видам негативного воздействия.

Для выбросов, сбросов загрязняющих веществ расчеты производятся отдельно по каждому виду загрязнений и по ингредиентам. Так как загрязнение окружающей природной среды в пределах допустимых выбросов, сбросов (ПДВ, ПДС), в пределах лимитов и сверх лимитов имеет разную цену, из общего уровня воздействия надо выделить величины изменения воздействия в пределах лимита и сверх лимита (разность между изменением воздействия всего и изменением воздействия в пределах лимита и сверх лимита составит изменение воздействия в пределах ПДВ, ПДС). Показатели по выбросам (сбросам) загрязняющих веществ до реализации ИПП берутся заявителем из форм статистической отчетности 2-тп (воздух) и 2-тп (водхоз). Показатели по результатам реализации ИПП определяются на основе данных "Оценки воздействия на окружающую среду" (ОВОС). Расчет изменения уровня выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (см. табл. 5.8) производится по формулам:

(5.16)

(5.17)

(5.18)

где - изменение уровня выбросов в атмосферу по ингредиенту i (всего), т/год; i - вид загрязняющего вещества, выбрасываемого и атмосферу; - изменение уровня выбросов в атмосферу в пределах лимита по ингредиенту i, т/год; - изменение уровня выбросов в атмосферу сверх лимита по ингредиенту i, г/ год; - уровень выбросов в атмосферу по ингредиенту i до реализации ИПП (всего), т/год; -уровень выбросов в атмосферу по ингредиенту i в пределах лимита до реализации проекта, т/год; - уровень выб­росов в атмосферу по ингредиенту i сверх лимита до реализации проекта, т/год; - всего уровень выбросов в атмосферу по инг­редиенту i после реализации ИПП (всего), т/год; - уровень выбросов в атмосферу по ингредиенту i в пределах лимита после реализации ИПП, т/год; - уровень выбросов в атмосферу по ингредиенту i сверх лимита после реализации ИПП, т/год.

Таблица 5.6

Технологическая обоснованность ИПП

№ п/п Показатель Уровни значений (оценки) показателя (по балльной шкале)
  Оценка применяемой в ИПП технологии В целом со­ответствует отечествен­ным анало­гам   Соответству­ет лучшим отечествен­ным аналогам   Соответ­ствует лучшим мировым аналогам   Превосходит лучшие мировые ана­логи    
  Технологи­ческий риск реализации ИПП Прошла лабора­торные испытания   Апробирова­на на опытно-промышлен­ной установке   Прошла про­мышленные испытания   Использует­ся в про­мышлен­ности  
  Возможность тиражирова­ния техноло­гии Только для данного ИПП     Ограниченная     Применима для боль­шинства случаев     Неограни­ченная    
  Характерис­тика качества выпускаемой продукции В целом соответству­ет государст­венным стандартам (ГОСТам)   0,5 Полностью отвечает ГОСТам     Соответ­ствует мировым стандартам     1,5 Не имеет аналогов по качеству в мире    

Таблица 5.7 '


Организационная обеспеченность ИПП

№ п/п Показатель Уровни значений (оценки) показателя(по балльной шкале)
           
  Форма реализации ИП В составе действующего предприятия, имеющего долги перед бюджетом В форме нового предприятия     В составе действующего предприятия с устойчивым финансовым положением В форме СП с известной зарубежной фирмой    
  Оценка организационного риска: обеспечение сырьем Закупка со стороны   Долговременные договора на поставку   Аренда место- рождения     1,5 Собственность на ресурсы (пакет акций)  
  обеспечение топливными ресурсами         1,5  
  Степень подготовленности проектной документации Имеется концепция ИП Подготовлен бизнес-план     Разработка ТЭО проекта     Возможен ОВОС и имеется вся необходимая документа­ция ИПП
  Получение лицензий и разрешений Необходимы разрешения на основную деятельность в качестве юридического лица   Требуется получение лицензии, связанных с природополь- зованием   Основные необходимые разрешения имеются   Имеются все лицензии и разрешения    
  Уровень маркетинговых исследований Сбыт продукции прогнозируется, но не подтвержден проведе­нием мар­кетинговых исследова­ний   Проведены маркетинговые исследования, подтверждающие устойчивый спрос на про­дукцию   0,8 Имеются заказы на 50% продукции     0,8 Имеются заказы на весь объем товарной продукции    

 

Изменение уровня сбросов загрязняющих веществ в водные объекты рассчитывается по всем ингредиентам как разность между сбросом этих веществ до и после реализации ИПП. В результате расчета (табл. 5.8) определяются:

-изменение уровня сброса по ингредиенту j (всего), т/год; - изменение уровня сброса по ингредиенту j в пределах лимита, т/год;

- изменение уровня сброса по ингредиенту j сверх лимита, т/год.

 

Таблица 5.8

Расчет природоохранного эффекта в натуральном выражении от изменения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ

Вид негати­вного воздей­ствия Уровень воздействия до реализации ИПП, т/год Уровень воздействия после реализации ИПП, т/год Изменение уровня воздей­ствия, т /год
Всего В пределах лимита Сверх лимита Всего В пределах лимита Сверх лимита Всего В пределах лимита Сверх лимита
                   
Выбросы в атмосферу по ингредиентам i
Итого по выбросам                  
Сбросы в водные объекты по ингредиентам j
Итого по сбросам                  

Результаты расчета, полученные в графах 8, 9 и 10, переносят­ся из табл. 5.8 в табл. 5.9, в графы 2, 3, 4.


Таблица 5.9

Расчет стоимостной оценки годового природоохранного эффекта от изменения сбросов (выбросов) загрязняющих веществ

 

 

Вид негативного воздействия Изменения уровня воздействия, т/год Норматив платы за тонну выброса (сброса), в пределах ПДВ, ПДС, р. Норматив платы за тонну вы­броса (сброса) отходов в пределах лимита, р. Повыша­ющий ко­эффициент платы за сверхли­митное за­грязнение Территори­альный коэф­фициент эко­логической ситуации и экологи­ческой зна­чимости Коэффи­циент инфля­ции Стоимо­стная оценка измене­ния воздей­ствия, млн р.
  Всего В преде­лах лимита Сверх лими- та
                   
Выбросы в атмосферу по ингредиентам i
Итого по выбросам       - - - - -
Сбросы в водные объекты по ингредиентам j '
Итого по сбросам       - - - - -
Всего       - - - - -

 

Расчет стоимостной опенки годового природоохранного эф­фекта от изменения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду по каждому ингредиенту (табл. 5.11) производится по формулам:

 

(5.19)

(5.20)

где , стоимостная оценка годового природоохранного эффек­та соответственно по ингредиенту i по выбросам в атмосферу и по ингредиенту j по сбросам в водный объект, млн р.; , -нормати­вы платы соответственно за выброс, сброс 1 т по ингредиенту i или j (и рублях) в пределах ПДВ (ПДС)*; , - нормативы платы соответственно за выброс, сброс 1 т по ингредиенту i или j (в рублях) в пределах установленных лимитов; - повышающий коэф­фициент платы за сверхлимитное загрязнение, равный 5**; , - территориальный коэффициент экологической ситуации и эко­логической значимости соответственно по состоянию атмосферно­го воздуха и водным объектам; - коэффициент индекса платы (ежегодно устанавливается Госкомэкологии России по согласова­нию с Минэкономики и Минфином России).


После расчета стоимостной оценки годового природоохран­ного эффекта по отдельным ингредиентам определяется суммарный стоимостной эффект от изменения уровня выбросов , сбросов заг­рязняющих веществ :

,

Аналогичным образом производится расчет по изменению уровня образования отходов производства в результате реализации ИПП по всем видам отходов. Сначала определяется экологический эффект в натуральном выражении (табл. 5.10), Поскольку по от­ходам определяется только лимит их образования, то в расчете учи­тывается образование отходов "всего" и в том числе "сверх лими­та". Разница между этими величинами будет показывать образова­ние отходов в пределах лимита. Данные об образовании отходов на предприятии до реализации ИПП определяются заявителем на ос­нове отчетов, в том числе из статистической формы 2-тп (токсич­ные отходы). Показатели после реализации ИПП определяются на основе данных "Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)". Изменения в образовании отходов рассчитываются как разность между образованием отходов до реализации ИПП и после его реализации, по формулам (5.16) и (5.18).

Таблица 5.10

Расчет годового природоохранного эффекта в натуральном выражении от изменения уровня образования отходов

Образо­вание отходов Единица измерения Образование отходов до реализации ИПП Образование отходов после реализации ИПП Изменения в образовании отходов
        Всего Сверх лимита Всего Сверх лимита Всего Сверх лимита
               
По видам отходов, т  
Итого              

 

Результаты расчета, полученные в графах 7 и 8, переносятся из табл. 5.10 в табл. 5.11 в графы 3, 4.

Расчет стоимостной оценки годового природоохранного эф­фекта от изменения образования отходов по каждому виду отходов (см. табл. 5.13) производится по формуле:

 

(5.21)

Где - стоимостная оценка годового природоохранного эффекта по отходу r, млн. р.; r - вид отхода; - всего изменение образова­ния отхода r, т/год; - изменение образования отхода r, образу­ющегося сверх лимита, т/год; - норматив платы за размещение 1 т отходов по виду r в пределах лимитов, р.; - повышающий Коэффициент платы за сверхлимитное образование отходов, рав­ный 5; -коэффициент индекса платы (ежегодно устанавливается Госкомэкологии России по согласованию с Минэкономики и Мин­фином России).

После расчета стоимостной оценки годового природоохран­ного эффекта по отдельным видам отходов определяется суммар­ный стоимостной годовой эффект от изменения уровня образова­ния отходов

(5.22)

 

В том случае, если ИПП предусматривает переработку уже су­ществующих отходов, используется несколько иной алгоритм рас­чета. Экологический эффект в натуральном выражении в этом случае равняется годовому объему переработки отходов вида r. Годовой объем переработки отходов определяется заявителем на основе про­ектной документации по ИПП. Расчет стоимостной оценки годового природоохранного эффекта от переработки отходов (табл. 5.1.2) производится по формуле

(5.23)

где - годовой объем переработки отхода вида r, т.

Таблица 5.11

Расчет стоимостной оценки годового природоохранного эффекта от изменения уровня образования отходов

Образо- вание отходов Изменения в образовании отходов Норматив платы за размеще­ние 1 т отходов в пределах лимитов, р. Повышаю- щий коэф- фициент платы за сверхли­митные отходы Коэффи- циент инфля­ции Стоимос тная оценки изменения образо- вания отходов,   млн р.
Всего Сверх лимита
По видам отходов, т
Итого          

 

Суммарная стоимостная оценка годового природоохранного эффекта от переработки отходов определяется по формуле (5.22). Расчеты по изменению потребления воды производятся с учетом потребления воды в пределах лимита и сверх лимита. Сначала определяется разница между потреблением воды до и после реализации ИПП по формулам (5.16) и (5.18). Данные о потреблении воды до реализации ИПП берутся из отчетов, в том числе из статистической формы 2-тп (водхоз). Данные о потреблении воды после реализации ИПП определяются на основе "Оценки воздействия на окружающую среду" (ОВОС). Расчет стоимостной оценки годового природоохранного эффекта за счет экономии водопотребления (табл. 5.13) производится по формуле

(5.24)

где - стоимостная оценка годового природоохранного эффекта от экономии водопотребления, млн.p.; снижение водопотребления, м3/год; -изменение уровня потребления воды сверх ли­мита, м3/год; Т - тариф платы за воду, потребляемую в пределах лимита, р./м3; Т2 - тариф платы за воду, потребляемую сверх лими­та, р./м3.

 

Таблица 5.12

Расчет стоимостной оценки годового природоохранного эффекта от переработки отходов

Переработка отходов Годовой объем переработки т Норматив платы за размещение 1 т отходов в пределах лимита, р. Коэффициент инфляции Стоимостная оценка годового объема пере­работки отходов
По видам отходов r К Н
Итого  

 

Показатели тарифов платы за воду, потребляемую в пределах установленных лимитов и сверх лимита, устанавливаются соответс­твующими органами власти.

Далее производится расчет стоимостного годового природоохранного эффекта по другим природным ресурсам (земля, природное сырье), а также по топливу, электроэнергии и теплу. Данные о потреблении природных ресурсов до реализации ИПП берутся заявителем по фактическим данным. Данные о возможном потреблении ресурсов после реализации проекта определяются заявителем на основе проектной документации. Изменения в потреблении ресурсов рассчитываются как разность между потреблением этих ре­сурсов до реализации ИПП и после его реализации по формуле (5.16). Расчет стоимостной оценки годового природоохранного эффекта за счет изменения потребления природных ресурсов (табл. 5.14) про­изводится по формуле

(5.25)

где - стоимостная оценка годового природоохранного эффекта по изменению потребления природных ресурсов, а также топлива, тепла и электроэнергии, млн. р.; k- вид природных ресурсов; - всего изменение потребления ресурса k в натуральном выражении (т/год, м3 /год и т. д.); - тариф платы за единицу ресурса k, р.

 

Таблица 5.13

Расчет стоимостной оценки годового природоохранного эффекта от экономии водопотребления

Вид ресур­са Потребление воды до реализации ИПП, м3 Потребление воды после реализации ИПП, м3 Изменение потребления воды, м3 Тариф платы за воду в преде­лах лими­та, р. Тариф платы за воду сверх лими­та, р Стоимостная оценка измене­ния потре­бления воды, млн, р.
Всего Сверх лимита Всего Сверх лимита Всего Сверх лимита
Вода

 

Таблица 5.14

Расчет стоимостной оценки годового природоохранного эффекта от изменения потребления природных ресурсов (кроме водных), а также топлива, электроэнергии, тепла

Виды ресурсов Единица измерения Потребление ресурсов до реализации Потребление ресурсов после реализации ИПП Изменение потребления ресурсов Тариф платы за единицу ресурса, р. Стоимостная оценка изменения потребления ресурсов, млн. р.
             
Условные обозначения  
Земля            
Природ­ное сырье            
Тепло            
Электроэ­нергия            
Топливо            
Итого          

 

Суммарная стоимостная оценка годового природоохранного эффекта по природным ресурсам, топливу, теплу и электроэнергии определяется по формуле

(5.26)

Поскольку реализация ИПП может привести к сокращению воздействия по одним природным ресурсам, экологический эффект может быть как положительным, так и отрицательным.

Для выполнения расчетов показателя эколого-экономической эффективности ИПП по формуле (5.15) при проведении экспресс-анализа в качестве стоимостной оценки годового природоохранно­го эффекта используется один из показателей стоимостной оценки годового природоохранного эффекта по тому виду воздействия, на который ориентирован проект, т. е. это может быть один из пока­зателей Sа, Sс, Sо, SB, Sp.

Показатель эколого-экономической эффективности ранжируется на основе балльной оценки по следующим категориям: отрицательному значению показателя эффективности, низкой эффективности, средней эффективности и высокой эффективности.

 

Масштаб воздействия ИПП на окружающую среду

 

Этот показатель подразумевает экспертную оценку масштаба существующего и ликвидируемого воздействия на окружающую среду благодаря реализации ИПП. Экологические проблемы, решаемые проектом, подразделяются на четыре вида по масштабу воздействия:

национальный и транснациональный;

региональный;

местный;

локальный.

Наивысший балл присуждается ИПП, направленным на пре­одоление воздействий национального и транснационального масштаба. Национальный и транснациональный масштабы воздействия охватывают экономические регионы России или территорию Рос­сийской Федерации, а также территории сопредельных государств. Имеется в виду, что при национальном или транснациональном масштабе воздействия затрагиваются:

бассейны рек в целом;

озеро Байкал;

размеры трансграничного переноса загрязняющих веществ;

биоразнообразие;

климат Земли;

озоновый слои;

воды Мирового океана.

Региональный масштаб охватывает регион или крупный город (около 1 млн. чел.), местный территорию среднего города, микро­района крупного города, муниципалитета (около 500 тыс. чел.), локальный - промышленную зону предприятия.

При этом экспертами, привлекаемыми к оценке воздействия на окружающую среду, учитываются проблемы охраны атмосфе­ры, защиты поверхностных и подземных вод, утилизации отходов, охраны растительного и животного мира, снижения уровней ра­диации, шума, вибрации и запахов.

Для коммерческих инвесторов оценка ИПП включает допол­нительно к указанным следующие показатели:

экологическую ситуацию на территории реализации ИПП;

включение ИПП в международную, федеральную или регио­нальную экологическую программу.

 

Экологическая ситуация на территории реализации ИПП

 

Эта экологическая ситуация на территории реализации ИПП оценивается в баллах по трем категориям:

крайне неблагоприятная;

неблагоприятная;

в целом благоприятная.

Экологическая ситуации на территории реализации ИПП, оце­нивающаяся как крайне неблагоприятная, получает балл, равный 6. Под крайне неблагоприятной экологической ситуацией подразу­мевается, что территория относится к зоне экологической ката­строфы, экологического бедствия, чрезвычайной ситуации или это территория особой природной чувствительности, особо охраняемая. Оценка экологической ситуации как крайне неблагоприятной дает­ся только на основании официальной информации - данных госу­дарственного доклада "О состоянии окружающей среды в Российс­кой Федерации", Росгидромета, МЧС России, заключений государ­ственной экологической экспертизы и др.

Неблагоприятная экологическая ситуация имеет балл, равный 2. К таким территориям относятся селитебные зоны с большой плот­ностью населения и высокой степенью антропогенной нагрузки на окружающую среду, городские агломерации. Оценка экологичес­кой ситуации как неблагоприятной должна подтверждаться данны­ми региональных докладов "О состоянии окружающей среды в ре­гионе (области)", заключением государственной экологической эк­спертизы и другими документами.

В целом благоприятная экологическая ситуация характеризу­ет территории, имеющие отдельные, хотя, возможно, и довольно значительные источники загрязнения окружающей среды.

 

Показатель включения ИПП в международную федеральную, отраслевую или региональную экологическую программу

 

Этот показатель характеризуется балльной оценкой с учетом самого факта включения ИПП в ту или иную экологическую про­грамму при условии, что он прошел уже через определенную проце­дуру рассмотрения па этапе формирования программы. Включение ИПП в международную программу охраны окружающей среды (например, охрана озонового слоя) имеет наивысший балл. Включение проектов в другие программы (международная, федеральная, региональная или отраслевая программы) характеризуется соответ­ствующим баллом.

 

Экономическая осуществимость ИПП

 

Оценка финансового состояния предприятия-заявителя. Основ­ной целью анализа финансового состояния предприятия-заявителя является оценка его способности реализовать ИПП, включая спо­собность нести свою долю затрат и отвечать по финансовым обяза­тельствам, связанным с использованием привлеченных средств.

Для оценки финансовой устойчивости предприятия-заявителя рассчитываются два коэффициента: коэффициент текущей ликвид­ности и коэффициент обеспеченности собственными средствами, показывающие состояние оборотных средств. В зависимости от того, удовлетворяют ли расчетные значения этих коэффициентов уста­новленным нормам, делается вывод о финансовой устойчивости предприятия-заявителя.

Коэффициент текущей ликвидности Ктл характеризует общую обеспеченность предприятия-заявителя оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения обязательств предприятия-заявителя.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами Косс характеризует наличие собственных оборотных средств у предпри­ятия-заявителя, необходимых для его финансовой устойчивости.

Дополнительно для характеристики финансовой устойчивос­ти предприятия-заявителя рассчитываются коэффициенты восста­новления/утраты финансовой устойчивости, которые характеризу­ют наличие реальной возможности у предприятия-заявителя утра­тить либо восстановить свою финансовую устойчивость в течение определенного периода.

Коэффициент восстановления финансовой устойчивости Квфу рассчитывается в том случае, если хотя бы один из указанных коэф­фициентов, имеет значение менее установленных норм.

Коэффициент утраты финансовой устойчивости Куфу рассчитывается в том случае, если коэффициент текущей ликвидности боль­ше или равен 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами больше или равен 0.1.

Схема расчета указанных выше коэффициентов представлена и гл. 22 настоящего учебника.

Наличие у предприятия-заявителя свободных средств для фи­нансирования своей доли затрат по ИПП. На основе представлен­ной предприятием-заявителем информации но фактически имею­щимся средствам на финансирование капитальных вложений по ИПП проводится оценка по балльной системе, где наибольшее ко­личество баллов получает проект с наибольшим объемом собствен­ных средств (свыше 80 %), а минимальное количество баллов при­сваивается проекту, у которого собственные свободные средства отсутствуют.

Экономическая эффективность ИПП. Она определяется толь­ко для окупаемых проектов. В случае оценки собственно природо­охранных проектов (не окупаемых), показатель не используется, а проект характеризует только эколого-экономическая эффектив­ность.

Из всех интегральных показателей срок окупаемости является базисным для оценки экономической эффективности ИПП. Срок окупаемости ИПП - это период времени, в течение которого инвес­тиции будут возвращены за счет доходов, полученных от реализа­ции ИПП. Иными словами, это наступление такого времени Т, ког­да сумма инвестиционных затрат в форме капитальных вложений КV равна сумме доходов D

где h - срок окупаемости; t = 0 - соответствует моменту окончания строительства; величина h определяется путем последовательного суммирования членов ряда доходов, пока не будет получена сумма, равная объему инвестиций или превышающая его.

Результаты и затраты, связанные с осуществлением ИПП, мож­но вычислять с учетом дисконтирования или без него. Следователь­но, могут получаться разные сроки окупаемости.

Формула для расчета срока окупаемости с учетом ставки дис­контирования выглядит следующим образом:

где h - определяется путем последовательного суммирования чле­нов ряда дисконтированных доходов до тех пор, пока не будет получена сумма, равная объему инвестиции или превышающая его.

Поскольку ставка дисконтирования является расчетной вели­чиной, зависящей от ряда факторов в определенный период време­ни и не установленной нормативно, для сопоставимости анализа предложенных инвестору ИПП предлагается анализировать их без учета ставки дисконтирования либо заранее сообщать потенциальным предприятиям-заявителям ставку дисконтирования, размер которой инвестор считает реальной.

Дополнительно ИПП целесообразно оценить по показателю "сальдо накопленных реальных денег" в период реализации ИПП. Если такое сальдо в любом временном интервале становится отри­цательным, то ИПП в данном виде не может быть осуществлен без привлечения дополнительных финансов, которые должны быть уч­тены в сумме финансовых средств для реализации ИПП и соответст­венно при расчете показателей эффективности ИПП.

Рассмотрим схему расчета сальдо накопленных реальных де­нег. Необходимым условием экономической осуществимости ИПП является положительность сальдо накопленных реальных денег в любом временном интервале, где данный участник осуществляет затраты или получает доходы. Если на некотором шаге расчета саль­до реальных денег становится отрицательным, это означает, что ИПП в данном виде не может быть осуществлен вне зависимости от ин­тегральных показателей эффективности. Отрицательная величина сальдо накопленных реальных денег свидетельствует о необходи­мости привлечения предприятием-заявителем дополнительных соб­ственных и заемных средств и отражения этих средств в расчетах эффективности.

Для выяснения знака сальдо накопленных реальных денег пред­приятие-заявитель должно представить финансовый план по ИПП, в котором рассчитана разница между притоком наличности Р и от­током наличности О на каждом шаге расчета. В приток наличности включаются инвестиционные поступления, доходы от продаж произведенной продукции, финансовые доходы от деятельности по ИПП, амортизация и др. В отток наличности включаются производственные и коммерческие затраты на производство продукции, финансовые затраты на выплату процентов по кредиту, возмеще­ние кредитов, налоги и сборы и др.

Таким образом, форма расчета сальдо выглядит следующим образом:

где - разница между притоком и оттоком наличности по первому шагу (например, году) ИПП; - разница между при­током и оттоком наличности по t-му шагу (году) ИПП.

Расчет сальдо накопленных реальных денег на выбранном шаге более подробно рассматривается в "Методических рекомендациях по оценке эффективности проектов и их отбору для финансирова­ния".

 

Технологическая обоснованность ИПП

 

Оценка применяемой в ИПП технологии. Предлагаемая в ИПП технология оценивается на ее соответствие достижениям техниче­ского прогресса в стране и мире. Минимальная балльная оценка ставится в случае, если применяемая технология в целом соответ­ствует отечественным аналогам, т. е. является по основным пара­метрам (энергоемкость, расхода сырьевых ресурсов, качественные характеристики и т. д.) технологией среднеотраслевого уровня. Бо­лее высоким баллом оценивается технология, которая соответству­ет лучшим отечественным аналогам, далее технология, соответ­ствующая лучшим мировым аналогам. В тех случаях, когда отече­ственные технологии являются лучшими в мире и применяется имен­но такая технология, она оценивается как соответствующая лучшим мировым аналогам. Наивысшая оценка дается технологиям, пре­восходящим но своим параметрам мировые аналоги. Оценка тех­нологии осуществляется на основе анализа ее параметров эксперта­ми-технологами в соответствии с представленными предприятием-заявителем материалов.

Для коммерческих инвесторов оценка ИПП по данному кри­терию включает дополнительно к уже указанным следующие показатели:

технологические риски реализации ИПП;

возможность тиражирования технологии;

характеристику качества выпускаемой продукции.

Технологические риски реализации ИПП. Технологическим риск реализации ИПП определяется уровнем апробированности принятой в проекте технологии. Низший оценочный балл имеет технология, прошедшая лабораторные испытания. Далее по возрастанию оценки идут следующие технологии: апробированная на опытно-промышленной установке, прошедшая промышленные испытания, использующаяся в производстве.

Оценка проводится в соответствии с данными предприятия заявителя по апробированности данной технологии (заключения о лабораторных, опытно-промышленных испытаниях и т. д.).

Возможность тиражирования технологии. Эта возможность характеризуется уровнем ее применения, использования ее на других предприятиях. Самую низкую балльную оценку получает технология "единичного" применения, которая не может более использоваться в силу специфики сырья, решения частных задач и т. д. Более высокую балльную оценку получает технология, имеющая ограниченное применение. Далее следует технология, которая применима для большинства случаев, т. е. уровень ее распространения может быть достаточно широк. Наивысший балл имеет технология, име­ющая практически широкий спектр применения, выходящий за рамки одной отрасли. Оценка проводится на основании описания технологий, представленной предприятием-заявителем, в том числе в ТЭО ИПП, а также на основании документов, свидетельствующих о ее применении на действующих предприятиях (как в России, так и за рубежом).

Характеристика качества выпускаемой продукции. Этот показатель применяется для ИПП, в ходе реализации которых наряду с природоохранными функциями предусматривается производство товарной продукции (например, переработка отходов, внедрение в производство экологически чистых технологий и т. д.). Самым низким баллом оценивается продукция, параметры которой по оценке предприятия-заявителя в целом соответствуют государственным стандартам (ГОСТ). Далее следуют по возрастанию балльной оценки: продукция, полностью отвечающая ГОСТ; продукция, соответствующая мировым стандартам (если ГОСТ соответствует или превышает мировые стандарты, продукция оценивается по методике как соответствующая мировым стандартам); продукция, не имеющая аналогов по качеству на мировом рынке.

 

Организационная обеспеченность ИПП

 

Форма реализации ИПП. Определение формы реализации ИПП проводится на основании анализа данных предприятия-зая­вителя по ИПП, а также его финансового состояния.

Возможны следующие формы осуществления ИПП:

в составе действующего предприятия-заявителя, имеющего большую задолженность перед федеральным и региональным бюджетом:

на вновь создаваемом предприятии, в том числе в форме СП;

в составе действующего предприятия с устойчивым фи­нансовым положением;

в форме СП с известными зарубежными фирмами.

Оценка организационного риска обеспечения ИПП ресурса­ми. Эта оценка ресурсами, в том числе сырьем и топливом, основана на определении надежности схем снабжения реализуемого про­екта основными ресурсами. Наименьшую оценку при этом получает система закупок со стороны по разовым и краткосрочным кон­трактам. Более высокую балльную оценку имеет система заключе­ния долгосрочных контрактов. Еще более надежной является сис­тема, при которой предусматривается аренда источников сырья, топлива (участков месторождений, карьеров и т. п.). Самую высо­кую оценку получает ИПП, который располагает собственностью на основные ресурсы - имеет пакет акций в соответствующих про­изводствах, предприятиях. Эта оценка проводится на основании сведений, представляемых предприятием-заявителем, и соответству­ющей подтверждающей документации.

Степень подготовленности проектной документации. Она оце­нивается в баллах по возрастающей по следующим уровням подго­товленности: минимальная оценка, когда имеется только концеп­ция ИПП; выше подготовлен бизнес-план; следующий уровень разработано технико-экономическое обоснование ИПП; наивысшая оценка имеется вся необходимая документация и выполнена оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Степень подготовленности проектной документации определяется на основании представленной предприятием-заявителем проектной документации.

Получение лицензий и разрешений. Получение лицензий и разрешений является показателем, характеризующим степень проработки юридической обоснованности ИПП. Низшая оценка ИПП дается, если необходимо получение соответствующих разрешений на основную деятельность в качестве юридического лица. Более высокий балл присваивается, если требуется только получение лицензий, связанных с природопользованием. Далее, если имеются основные разрешения и лицензии, балльная оценка возрастает; мак­симальная балльная оценка дается, когда имеются все необходимые лицензии и разрешения.

Уровень балльной оценки определяется на основании данных предприятия-заявителя и представленных копий лицензий, разре­шений.

Уровень маркетинговых исследований. Он определяется для окупаемых ИПП, одной из целей которых является производство товарной продукции (например, стройматериалов из отходов, эко­логически чистой технологии и т. д.). Показатель характеризует сте­пень изученности предполагаемого рынка сбыта и определяет риск реализации производимой продукции по ИПП. Оценивается он по возрастающей по уровням: сбыт продукции прогнозируется, но де­тальные маркетинговые исследования не проводились - минимальная оценка; маркетинговые исследования проведены и подтверж­дают устойчивый спрос на продукцию; имеются заказы на 50 % про­дукции; имеются заказы на весь объем товарной продукции.

Уровень маркетинговых исследований оценивается на основа­нии данных предприятия-заявителя (план маркетинговых исследо­ваний, соответствующий раздел бизнес-плана, копии протоколов о намерениях на поставку производимой продукции и т. п.). Каждая из форм реализации ИПП оценивается по балльной системе. Характеристика форм реализации проекта и их оценки заключается в следующем.

Форма реализации ИПП отражает один из важных факторов реализуемости ИПП. Наименьшее значение в балльной системе оценок имеет ИПП, который осуществляется в составе действующего предприятия-заявителя, имеющего большую (относительно получа­емой прибыли) задолженность перед федеральным и региональным бюджетом. В этом случае возрастает риск нецелевого использова­ния полученных средств (если они даются в денежной форме), так как такие средства могут быть использованы для выплаты по за­долженности в бюджет. При предоставлении ссуды или кредита в капитализированной форме (в виде оборудования) становится проблематичным возврат ссуды, выплата процентов и самого кре­дита в положенные сроки, потому что прибыль будет уходить в пер­вую очередь на возмещение долгов. Большая задолженность перед бюджетом повышает для предприятия-заявителя риск банкротства из-за невозврата заемных средств в полном объеме. Как показыва­ет практика, такие ИПП финансируются за счет средств бюджета и экологических фондов в случае образования критической экологической ситуации и средства направляются на модернизацию, созда­ние новых очистных сооружений и т. д. Коммерческие кредиты вы­даются при наличии гарантий соответствующих российских и зару­бежных банков под высокий процент, что ведет к снижению эффек­тивности ИПП, но и эти гарантии получить крайне сложно.

Вновь создаваемые предприятия имеют определенные преимущества. Они не имеют долгов перед бюджетом и другими организа­циями. В сфере природоохранной деятельности такие предприятия создаются, как правило, в случае экономической эффективности ИПП, когда одной из целей реализации ИПП является получение прибыли (например, от переработки отходов, использования новой ресурсосберегающей технологии и т.д.). Для ИПП, реализуемых на подобных предприятиях, риск перераспределения доходов в пользу погашения ранее возникших обязательств и соответственно невыполнения условий реализации ИПП ниже, чем в предыдущем случае.

Следующей по балльной оценке идет форма реализации ИПП в составе действующего предприятия с устойчивым финансовым положением, т.е. практически не имеющим долгов. В этом случае задействуются для реализации ИПП денежные средства предпри­ятия, используется его транспортная инфраструктура, теплосети и т. д., а также хороша себя зарекомендовавший сложившийся управленческий аппарат. Снижается степень риска невозврата заемных денежных средств за счет основной деятельности предприятия, как правило, имеются собственные оборотные средства для ИПП и средства для покрытия убытков от деятельности ИПП (например, по очистным сооружениям и т. п.).

Наиболее высокую оценку получают ИПП, которые осуществляются в форме совместных предприятий с известными зарубежными фирмами. Такие ИПП, как правило, надежно финансируются зарубежными банками под гарантии известных фирм-соучредителей.

За реализацией таких ИПП ведется целенаправленный конт­роль со стороны учредителей, осуществляется жесткий отбор ИПП.

 

Требования к информационному обеспечению процесса отбора и оценки ИПП инвесторами

 

Основные требования к предоставляемой информации: объем информации должен соответствовать запрашиваемому; достовер­ность информации подтверждается предприятием-заявителем ИПП, в случае необходимости предприятие-заявитель представляет первичные документы. В свою очередь инвестор обеспечивает конфи­денциальность рассмотрения полученной информации. Требования к информационному обеспечению процесса отбора и оценки ИПП должны быть подготовлены на основании разработанных критериев отбора, а также показателей оценки.

В соответствии со ст. 6 закона Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации" информация, предоставляемая предприятием-заявителем инвестиционных ресурсов потенциальному инвестору, является собственностью предприятия.

Таким образом, предприятие-заявитель полностью отвечает за достоверность предоставленной для рассмотрения информации инвестору о своем предприятии и об ИПП, гак как в случае искажения информации инвестор оставляет за собой право прекратить рассмотрение заявки по финансированию ИПП и применить другие меры воздействия в соответствии с российским законодательством.

В связи с этим потенциальный инвестор может принимать к рассмотрению и оценке информацию в двух формах:

1) первичные документы либо их копии (например, документы официальной статистической отчетности бухгалтерские балансы и приложения к ним, формы статистической отчетности 2тп-воздух, 4-ос опасные отходы и др.);

2) выписки из указанных документов, заверенные руководством предприятия-заявителя.

Предприятие-заявитель также должно гарантировать и оказывать содействие в получении дополнительной информации, требуе­мой государственным инвестором, который обязан обеспечить кон­фиденциальность рассмотрения пакета документов, предоставлен­ных предприятием-заявителем. Предприятие-заявитель должно обес­печить сопоставимость информации, так как расчеты должны про­изводиться в единых ценах. Информация, предоставляемая пред­приятием-заявителем, касается прошлого и нынешнего состояния предприятия-заявителя и ИПП.

Основная информация, требующаяся от предприятия-заявите­ля для оценки готовности ИПП к реализации, включает:

1) краткую характеристику предприятия-заявителя;

2) юридический статус предприятия;

3) оценку финансового состояния предприятия-заявителя (дан­ные за последние три года). Данные годового баланса, позволяют подсчитать коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, которые в целом характеризуют плате­жеспособность предприятия-заявителя. При установлении неплате­жеспособности предприятия либо для уточнения причин низкой динамики производства инвестору могут потребоваться приложения (например, № 2, № 5 к годовой форме баланса);

4) краткую характеристику производственной деятельности предприятия-заявителя:

• годовой объем производства основных видов продукции;

• коэффициент использования мощности (отношение факти­ческого объема выпуска товарной продукции к номинальной мощ­ности);

5) характеристику инвестиционного природоохранного проекта;

6) экологическую осуществимость ИПП. Показатели, характеризующие экологический эффект от реализации ИПП, под­тверждаются заключением Государственной экологической экспертизы, а при отсутствии такового следует представить данные, на основании которых можно было бы провести экспертную оценку ИПП по следующим направлениям:

- суммарному экологическому эффекту реализации ИПП (сокращение объемов загрязнения, объемов переработки отходов и т. д.) по основным видам загрязняющих компонентов;

- масштабу воздействия объекта на окружающую среду (национальный, региональный, местный, локальный);

7) организационную обеспеченность ИПП. Форма реализации ИПП -- проект осуществляется в составе действующего предприятия, имеющего долги, действующего предприятия, не имеющего долгов, для реализации ИПП организуется новое предприятия либо совместное предприятия с зарубежной фирмой;

8) технологическую обоснованность ИПП. Для оценки инвес­тором экономических показателей проекта предприятием-заявителем должен быть представлен технологический раздел бизнес-пла­на, либо ТЭО, либо технологический план ИПП. Для принятия решения об экономической осуществимости ИПП необходимо оце­нить:

• технологию, применяемую в ИПП (технология превосходит лучшие мировые аналоги, соответствует лучшим мировым анало­гам, соответствует лучшим отечественным аналогам, в целом соот­ветствует отечественным аналогам);

• техническую осуществимость проекта (график организации работ по монтажу оборудования, комплектность поставок, наличие систем автоматического контроля, опыт работы персонала с аналогичным оборудованием, уровень квалификации персонала);

9) экономическую осуществимость ИПП. Для оценки инвестором экономических показателей ИПП предприятием-заявителем должен быть представлен экономический раздел бизнес-плана, либо ТЭО, либо финансовый план по ИПП. Для оценки экономической осуществимости ИПП необходимы следующие показатели:

• срок окупаемости ИПП;

• доля использования средств предприятия-заявителя на финансирование инвестиционных затрат по ИПП (финансовая документация, подтверждающая возможность предоставления собствен­ных средств предприятия для реализации ИПП).

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Голуб Д.Д.. Струкова Е.Б. Экономика природопользования. - М.: Аспект Пресс, 1995.

2. Воробьев Б.В., Косолапов Л.А. Водотоки и водоемы: взаимосвязь экологии и экономики. -Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

3. Методические рекомендации по отбору и оценке инвестиционных природоохранных проектов. - М., 2000.








Date: 2016-05-25; view: 729; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.121 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию