Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характерные признаки монополистической конкуренции





Монополистическая конкуренция – модель рынка, на котором множе­ство мелких производителей, предлагающих похожую (но не идентичную с точки зрения покупателей) продукцию. Признаки этой модели:

1. Относительно большое число фирм (несколько десятков), что ограни­чивает контроль каждой из них над ценой.

2. Дифференцированная продукция, но относится к одной товарной груп­пе.

3. Ограниченная возможность влиять на цену – только за счет возможной дифференциации своей продукции от продукции конкурентов. Наличие мно­жества близких товаров-субститутов существенно ограничивает эту возмож­ность.

4. Относительно легкое вступление в отрасль (на рынок) вследствие боль­шого количества фирм. Но существует одно исключение из этого правила: круг наиболее эффективных сфер деятельности ограничен, что создает опре­деленные барьеры для новых конкурентов.

5. Неценовая конкуренция, обусловленная действительными (или мни­мыми) различиями товаров по качеству, происхождению, послепродажному обслуживанию, стимулированию сбыта и т.п. Присутствует и ценовая конку­ренция, выражающаяся в проведении фирмами самостоятельной ценовой по­литики. В целом монополистическая конкуренция – это «конкуренция торго­вых марок».

В отличие от олигополии, фирма может не учитывать ответную реакцию конкурентов на свои действия, т.к. производителей множество, и каждый из них не в силах влиять на общее состояние рынка. Это множество не должно быть слишком большим, чтобы спрос не стал абсолютно эластичным, что свойственно для чистой конкуренции. Оно не должно быть и слишком малым, чтобы каждая фирма владела относительно незначительной долей рынка и имела ограниченный контроль над ценой. Тем не менее, это количество фирм должно быть достаточно значительным, чтобы избежать тайных соглашений и согласованных действий отдельных фирм и чтобы фирмы не ощущали зави­симости от реакции конкурентов.

Каждая фирма предлагает особый тип товара, который отличается качест­вом, оформлением, престижностью, а также условиями послепродажного об­служивания, близостью к покупателям, интенсивностью рекламы. В этой связи у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Продавая такую дифференцированную продукцию, фирмы становятся «монополистами» своей марки товара (т.е. обладают некоторой монопольной властью), а их постоянные покупатели готовы платить более высокую цену за избранную марку товара, несмотря на то, что товары являются в некоторой степени заменителя­ми.

Конкуренция в дифференциации товара не устраняет монопольной власти фирмы над своим товаром, которая увеличивается с усилением дифференциации. Это позволяет фирме изменять цену на него независимо от конкурентов, но эта власть ограничена наличием производителей аналогичных товаров и значительной свободой вхождения в отрасль (на рынок).

Получая экономическую прибыль, фирма-монополистический конкурент не ждет, что конкуренты изготовят аналогичный товар и тем самым ликвиди­руют его прибыль – для увеличения спроса на свою продукцию она постоянно ищет пути его совершенствования, осуществляя неценовую конкуренцию. Ес­тественно, что товар может совершенствоваться и без существенных измене­ний его потребительских качеств (внешний вид, способы продажи и т.п.). Но в долгосрочном периоде фирмы ориентируются на разработку принципиально новых моделей товаров с учетом последних достижений науки и техники (в отличие от чистой монополии).

Второе важное направление неценовой конкуренции – реклама. Ее цель – увеличение доли фирмы на рынке и формирование потребительских предпоч­тений относительно ее продукции. Реклама объясняет потребителю преиму­щества и отличия данного товара от других, помогая сделать разумный выбор, способствует формированию новых потребностей, а иногда создает мнимую дифференциацию товаров. Расходы на рекламу можно признать неэффектив­ными с точки зрения общества, так как при альтернативном использовании за­траченных средств они могли бы принести больший полезный эффект, чем просто создание рекламной инфраструктуры. Реклама позволяет увеличить объем продаж товара и од­новременно повысить цену без потерь выручки фирмы в пользу конкурентов. Однако следует признать, что эффективность рекламы часто может быть низ­кой, так как реклама различных товаров-заменителей затрудняет потребитель­ский выбор, и покупатели начинают искать другие критерии выбора товара.

Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на ры­нок монополистической конкуренции связано с тем, что производители не яв­ляются крупными предприятиями, поэтому невелик и необходимый началь­ный капитал.

Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков (сфера обслуживания, банковские услуги, производство многих потребительских товаров, как текущего, так и длитель­ного пользования). Механизм определения фирмой оптимальных цены и объема выпуска является сочетанием моделей монополии и совершенной кон­куренции.

 








Date: 2016-05-25; view: 717; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию