Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характерные признаки монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция – модель рынка, на котором множество мелких производителей, предлагающих похожую (но не идентичную с точки зрения покупателей) продукцию. Признаки этой модели: 1. Относительно большое число фирм (несколько десятков), что ограничивает контроль каждой из них над ценой. 2. Дифференцированная продукция, но относится к одной товарной группе. 3. Ограниченная возможность влиять на цену – только за счет возможной дифференциации своей продукции от продукции конкурентов. Наличие множества близких товаров-субститутов существенно ограничивает эту возможность. 4. Относительно легкое вступление в отрасль (на рынок) вследствие большого количества фирм. Но существует одно исключение из этого правила: круг наиболее эффективных сфер деятельности ограничен, что создает определенные барьеры для новых конкурентов. 5. Неценовая конкуренция, обусловленная действительными (или мнимыми) различиями товаров по качеству, происхождению, послепродажному обслуживанию, стимулированию сбыта и т.п. Присутствует и ценовая конкуренция, выражающаяся в проведении фирмами самостоятельной ценовой политики. В целом монополистическая конкуренция – это «конкуренция торговых марок». В отличие от олигополии, фирма может не учитывать ответную реакцию конкурентов на свои действия, т.к. производителей множество, и каждый из них не в силах влиять на общее состояние рынка. Это множество не должно быть слишком большим, чтобы спрос не стал абсолютно эластичным, что свойственно для чистой конкуренции. Оно не должно быть и слишком малым, чтобы каждая фирма владела относительно незначительной долей рынка и имела ограниченный контроль над ценой. Тем не менее, это количество фирм должно быть достаточно значительным, чтобы избежать тайных соглашений и согласованных действий отдельных фирм и чтобы фирмы не ощущали зависимости от реакции конкурентов. Каждая фирма предлагает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, а также условиями послепродажного обслуживания, близостью к покупателям, интенсивностью рекламы. В этой связи у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Продавая такую дифференцированную продукцию, фирмы становятся «монополистами» своей марки товара (т.е. обладают некоторой монопольной властью), а их постоянные покупатели готовы платить более высокую цену за избранную марку товара, несмотря на то, что товары являются в некоторой степени заменителями. Конкуренция в дифференциации товара не устраняет монопольной власти фирмы над своим товаром, которая увеличивается с усилением дифференциации. Это позволяет фирме изменять цену на него независимо от конкурентов, но эта власть ограничена наличием производителей аналогичных товаров и значительной свободой вхождения в отрасль (на рынок). Получая экономическую прибыль, фирма-монополистический конкурент не ждет, что конкуренты изготовят аналогичный товар и тем самым ликвидируют его прибыль – для увеличения спроса на свою продукцию она постоянно ищет пути его совершенствования, осуществляя неценовую конкуренцию. Естественно, что товар может совершенствоваться и без существенных изменений его потребительских качеств (внешний вид, способы продажи и т.п.). Но в долгосрочном периоде фирмы ориентируются на разработку принципиально новых моделей товаров с учетом последних достижений науки и техники (в отличие от чистой монополии). Второе важное направление неценовой конкуренции – реклама. Ее цель – увеличение доли фирмы на рынке и формирование потребительских предпочтений относительно ее продукции. Реклама объясняет потребителю преимущества и отличия данного товара от других, помогая сделать разумный выбор, способствует формированию новых потребностей, а иногда создает мнимую дифференциацию товаров. Расходы на рекламу можно признать неэффективными с точки зрения общества, так как при альтернативном использовании затраченных средств они могли бы принести больший полезный эффект, чем просто создание рекламной инфраструктуры. Реклама позволяет увеличить объем продаж товара и одновременно повысить цену без потерь выручки фирмы в пользу конкурентов. Однако следует признать, что эффективность рекламы часто может быть низкой, так как реклама различных товаров-заменителей затрудняет потребительский выбор, и покупатели начинают искать другие критерии выбора товара. Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок монополистической конкуренции связано с тем, что производители не являются крупными предприятиями, поэтому невелик и необходимый начальный капитал. Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков (сфера обслуживания, банковские услуги, производство многих потребительских товаров, как текущего, так и длительного пользования). Механизм определения фирмой оптимальных цены и объема выпуска является сочетанием моделей монополии и совершенной конкуренции.
Date: 2016-05-25; view: 717; Нарушение авторских прав |