Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 23. Рынки факторов производства. Формирование спроса и предложения на ресурсных рынках
К основным факторам (экономическим ресурсам) относят труд, капитал, землю, предпринимательские способности. Они играют важную роль на микроэкономическом уровне, поскольку от их рационального использования зависит доход владельцев факторов производства (ФП), снижение затрат и цен на готовую продукцию, результативность работы фирмы. Первичные ФП (труд, землю, капитал) предлагают домашние хозяйства, являющиеся их собственниками, а спрос на них предъявляют фирмы. Такая переменена ролей рыночных агентов ведёт к тому, что на рынках ФП индивидуальное предложение выводится из максимальной функции полезности, а индивидуальный спрос – из максимизации прибыли или других целевых установок фирмы, в то время как на товарных рынках – всё происходит наоборот. Для фирмы полезность фактора состоит в приращении прибыли, вызванном его использованием. Поскольку прибыль реализуется на рынке благ, то полезность фактора, а, следовательно, и спрос на него зависит не только от того, что происходит на рынке фактора, но и от состояния рынков товаров. Таким образом, спрос на факторы является производным от спроса на товары, производимые с их помощью. Кривые спроса на ФП имеют отрицательный наклон. Дополнительный доход, приносимый использованием добавленной единицы ФП, называется предельной выручкой от предельного продукта фактора – MRPF. Определяется этот показатель как объём дополнительно выпущенной с помощью добавленной единицы фактора продукции (MPF), умноженной на величину дополнительной выручки, приносимой добавленной единицей продукции (MR): MRPF = MPF × MR. Для условия совершенной конкуренции на товарном рынке предельная выручка от предельного продукта ресурса имеет вид VМPF = MPF × Р, поскольку на конкурентном товарном рынке фирма продаёт весь объём произведённой продукции по рыночной цене Р. Предельная выручка от продажи дополнительной единицы продукции также будет равна Р. В этом случае предельная выручка от предельного продукта ресурса называется ценностью предельного продукта ресурса. Кривая MRPF (VМPF) является кривой спроса на ресурс. Её форма определяется законом убывающей предельной производительности фактора. Рыночный спрос на ресурс представляет собой сумму индивидуальных функций спроса, предъявляемого всеми фирмами различных отраслей, использующих данный ресурс в производстве. При построении отраслевой функции спроса на фактор необходимо учитывать, что увеличение закупки фактора всеми фирмами отрасли в ответ на снижение его цены увеличивает объём отраслевого предложения. При заданном спросе на блага цены на них снизятся, что в свою очередь снизит предельную выручку от предельного продукта фактора. В условиях совершенной конкуренции для i-го ресурса Pi = MRCi, т.е. цена ресурса на рынке постоянна, следовательно, привлечение любой его единицы даст одинаковое приращение предельных издержек. Фактически это абсолютно эластичное предложение ресурса при совершенной конкуренции. Использование дополнительной единицы ресурса увеличивает издержки производства. Для принятия решения об увеличении использования ресурса фирма, максимизирующая прибыль, должна сравнить дополнительный доход и издержки от вовлечения ресурсов. Т.е. предельную доходность ресурса нужно сравнить с предельными издержками на ресурс (MRC) – приростом издержек за счёт вовлечения дополнительной единицы ресурса. Фирме будет выгодно увеличивать количество ресурса до тех пор, пока она не будет иметь равенство: MRРi = MRCi. (3) Следовательно, предельная доходность ресурса определяет его количество, которое будет использовать фирма (рис. 1).
Рис. 1. Определение оптимального количества ресурса на конкурентном рынке
Если цена на ресурс изменится, то фирма изменит его потребление согласно правилу (3).
Date: 2016-05-25; view: 515; Нарушение авторских прав |