Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 22. Определение цены и объема производства в условиях олигополии. Модели ценообразования в условиях олигополии
Общей теории ценообразования в условиях олигополии не существует. Есть ряд моделей, объясняющих рыночное поведение олигополии в зависимости от того, какие предположения у фирмы относительно реакции своих конкурентов. Специфическая модель рынка для олигополиста изображена на рис. 1.
Рис. 1. Ломаная линия спроса
Модель «ломаной» кривой спроса (Р. Холл, Хитч, П.-М. Суизи, 1939) объясняет, почему фирма-олигополист неохотно отказывается от принятого ею решения «цена-выпуск», за счет чего цены в олигополии имеют определенную устойчивость в краткосрочном периоде при некотором изменении величины издержек (чего нельзя сказать о рынке совершенной конкуренции). Предположим, что на рынке функционируют три фирмы x, y и z. Рыночная цена установилась на уровне Ро. Рассмотрим, как будут реагировать фирмы y и z на изменение цены фирмой х. Если фирма х повысит цену, установив её выше уровня Ро, то фирмы y и z вероятнее всего не последуют за ней и оставят цены на уровне Ро. В результате фирма х потеряет покупателей, а фирмы y и z расширят свою часть рынка. Таким образом, повышение цены не выгодно для фирмы х; спрос на её продукцию на участке ВА достаточно эластичен. Если фирма х снизит цену в целях увеличения продаж, конкуренты скорее всего ответят таким же снижением для защиты своей доли рынка. Поэтому значительного прироста спроса фирма х не получит (спрос на участке АD относительно неэластичен). В итоге разной реакции конкурентов на изменение цены кривая спроса примет вид BAD. Оба наиболее вероятных варианта последствий изменения цены не приносят фирме существенного положительного результата (снижение цены – несущественное увеличение продаж, повышение цены – сокращение продаж). Следовательно, можно предполагать, что цены на таком рынке будут устойчивыми (фирмы проводят политику «жесткости цен»). Это предположение можно подтвердить следующим образом. Изгибу кривой спроса в точке А соответствует разрыв линии MR, которая на рис. 1 представлена ломаной BCEF. Если кривая МС пересекает ее на отрезке СЕ (все точки которого соответствуют точке Курно по определению), у фирмы нет оснований отказаться от цены Ро (т.е. изменение МС, выражающееся в пересечении несколькими кривыми МС отрезка СЕ, не вызовет изменения цены). Некоторое возрастание издержек не приводит к изменению цены до тех пор, пока кривая МС не поднимется выше точки С. Если произойдет увеличение спроса на данный продукт, то линия спроса ВAD сместится вправо вверх, а вместе с ней сдвигается вправо линия MR, в том числе и ее вертикальный участок. Учитывая пересечение линии МС с линией MR на ее вертикальном участке, то оптимальной ценой для олигополиста останется прежняя цена, хотя оптимальный объем выпуска увеличивается. Таким образом, даже при изменении спроса на продукцию олигополист не склонен менять цену, а изменяет при этом объем производства. В итоге, по данной модели можно сформулировать равновесие Курно: ни одна из фирм не заинтересована изменять цену на свою продукцию, пока ее конкурент не меняет цену на свою продукцию. Это связано с тем, что после того, как фирма изменит исходную цену, в условиях олигополии она уже не сможет вернуться к ней. В результате в олигополии равновесие может установиться при цене, соответствующей монопольной. Однако такой результат менее вероятен с увеличением числа конкурентов в отрасли: увеличивается вероятность того, что кто-то может снизить цену на свою продукцию, нарушая рыночное равновесие. Модель «ломаной» кривой спроса имеет два недостатка: 1) не объясняется, почему текущая цена была равна именно Ро; нельзя и объяснить, как эта цена установилась первоначально (т.е. модель не объясняет принципов олигополистического ценообразования); 2) как показывает хозяйственная практика, цены не являются столь негибкими, как это следует из этой кривой спроса: в условиях олигополии они имеют четкую тенденцию к росту. Все модели олигополии имеют общие черты, которые можно рассмотреть на модели дуополии (Антуан Курно, 1838 г). Дуополия - частный случай олигополии, где участвуют два производителя однородной продукции, каждый из которых способен удовлетворить весь платежеспособный спрос на данном рынке. Такая структура часто встречается на региональных рынках и отражает все характерные признаки олигополии. Сущность этой модели - каждый из конкурентов определяет оптимальный для себя объем предложения при заданном объеме предложения другого, и сочетание этих объемов выявляет рыночную цену. Тем самым эта модель описывает процесс ценообразования в олигополии. Основной посылкой Курно было предположение относительно реакции каждой фирмы на поведение конкурентов. Очевидно, что равновесие дуополии состоит в том, что каждый дуополист устанавливает объем производства, который максимизирует его прибыль при данном объеме производства своего конкурента, и поэтому ни у одного из них нет стимула изменять этот объем. При ценах выше точки пересечения линий реакции каждая фирма имеет стимул снижать цену, установленную конкурентом, при ценах ниже точки пересечения - наоборот. Таким образом, при этом предположении существует только одна цена, которую может установить рынок. Также можно доказать, что равновесная цена движется постепенно от монопольной цены к цене, равной предельным издержкам. Следовательно, равновесие Курно в отрасли, где существует только одна фирма, достигается при монопольной цене; в отрасли со значительным числом фирм – при конкурентной цене; а в олигополии - колеблется в этих пределах. Развитие данной модели - это модель ценообразования за лидером, в которой лидер устанавливает не объем своего производства, а цену на свою продукцию. На рынке олигополии монопольная цена может устанавливаться и без явного соглашения между конкурентами. Но чем больше конкурентов, тем больше увеличивается вероятность того, что кто-либо из них ради временной выгоды снизит цену на свою продукцию. Например, борьба двух олигополистов за покупателя с помощью установления все более низких цен в итоге сведется к равновесию между ними в виде (т.е. цена снизится до уровня при совершенной конкуренции). Р = МС = АС Данный случай, так называемых ценовых войн, описывается моделью Бертрана, в соответствии с которой фирмы последовательно снижают цены до уровня средних издержек, стараясь вытеснить конкурентов с рынка. Обычно фирмы-олигополисты устанавливают цены и делят рынки таким образом, чтобы избежать перспективы ценовых войн и их неблагоприятных воздействий на прибыли. Поэтому в современных условиях их ценовая конкуренция чаще всего приводит к соглашениям. Наиболее легким способом реализации стратегии постоянного соотношения цен является ценообразование по принципу «издержки плюс». Оно применяется из-за внутренне присущей рынку неопределенности по поводу спроса на товар и сложности определения предельных издержек. Принцип, «издержки плюс» представляет собой прагматический способ решения проблемы реальной оценки предельного дохода и предельных издержек, при котором для определения цены берут определенные типовые издержки, к которым прибавляется экономическая прибыль в виде надбавки. Этот метод не требует глубокого изучения кривых спроса, предельных дохода и издержек, которые различаются по видам продукции. Для согласованной ценовой политики фирмам достаточно согласовать величину этой надбавки. Ценообразование с использованием такой надбавки к издержкам гарантирует фирме достаточные поступления, чтобы покрыть переменные издержки, постоянные издержки и альтернативную стоимость использования факторов производства. Помимо всего вышесказанного в анализе олигополистического ценообразования все чаще применяется теория игр. Часто отмечается, что олигополия - это игра характеров, в которой каждый игрок должен предугадать действия соперника. После соизмерения возможных последствий различных решений, каждая фирма поймет, что наиболее рациональным будет предположить худшее. Date: 2016-05-25; view: 738; Нарушение авторских прав |