Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






По каким же правилам строить беседу со взрослым учеником?





Главная цель — привести собеседника к искреннему пересмотру тех целей и ценностей, ради которых было совершено действие. Доказательства искренности: переживание, раскаяние, слова извинения. Как всегда, беседу начните с признания достоинства, выражения доверия: «Я знаю, что ты искал справедливость, правду...», «Верю, что ты стремился действовать честно...», «Я благодарю тебя, что ты откровенно высказал то, что думаешь...», «Возможно, я бы на твоём месте действовал так же...»

Очень важно услышать от школьника слова: «Да», «Да, это правда», «Да, я хотел, как лучше». Это уже — точки соприкосновения, помогающие снять защитную реакцию. Используйте и такой приём, как апелляцию к мнению окружающих. Привлеките к беседе значимых для юноши лиц — родителей, друзей, юристов. Диалог в беседе со взрослым учеником постарайтесь выстроить логично, аргументированно, вещи называть своими именами: подлость — подлостью, кражу — кражей. Постарайтесь добиться, чтобы юноша прямо и недвусмысленно оценил свой поступок. Честное признание и раскаяние — шаг к исправлению. Если молодой человек уклоняется от честной самооценки, то учитель сам должен прямо и недвусмысленно дать нравственную и общественную характеристику поступка. Это не значит, что после этого должно обязательно последовать наказание. Напротив, после столь напряжённой и трудной беседы необходима апелляция к разуму воспитанника: «Подумай на досуге...» Иногда достаточно одного эмоционального аргумента. От этого зависит и продолжительность беседы, и количество слов.

Очень важно, как закончить беседу. Самое главное — дать юноше возможность «сохранить лицо», имидж среди друзей, родителей и в своих глазах. Нельзя, чтобы школьник чувствовал себя «побитым». Прозрение, очищение, торжество преодоления себя — вот состояние, которое должен ощущать ваш собеседник. Следуя заветам Д. Карнеги, педагогу следует всеми силами достигать того, чтобы юный воспитанник был рад делать то, что вы ему предлагаете, то, о чём вместе договорились делать.

Достижение выразительности педагогической техники — лишь одна из ступеней к педагогическому мастерству. Техника без осознания задач педагогического действия, без понимания мотивов деятельности учеников, истинной сути результатов взаимодействия останется пустой формой, бессодержательным непрофессиональным действием. А овладение её приёмами может осуществляться в контексте повышения общей педагогической культуры учителя.

 

Как провести диагностическую беседу с подростком

В начале беседы не стоит задавать прямых вопросов о душевном состоянии подростка. Ребенок лучше освоится в общении с педагогом (психологом), отвечая поначалу на вопросы, касающиеся его режима дня.

Во сколько ты встаешь?

Сколько времени уходит на завтрак?

Кто готовит завтрак?

Тебя кто-нибудь из членов семьи провожает в школу?

Во сколько ты обычно приходишь домой после окончания занятий в школе? Обедаешь ли ты после прихода из школы?

Сам ли разогреваешь обед?

Когда ты гуляешь?

Сколько времени тратишь на прогулку?

С кем ты гуляешь?

Когда ты готовишь уроки?

Сколько времени тратишь на подготовку домашних заданий?

Если у тебя не получается какая-нибудь задача, обращаешься ли ты к кому-нибудь за помощью?

Во сколько с работы приходят твои родители?

Как вы проводите время?

Когда вся семья собирается вместе?

Сколько времени ты смотришь телевизор (видеомагнитофон)?

Во сколько ты ужинаешь и ложишься спать?).

Подобные вопросы и ответы на них позволяют обрисовать картину жизни ребенка, его взаимоотношений с членами семьи и другими окружающими его людьми. Например, имея эту информацию, психолог адекватнее проинтерпретирует результаты теста «Рисунок семьи».

Далее следует блок вопросов, касающихся семьи ребенка. Их можно задавать вразбивку, особенно если ребенка настораживает и тревожит большое количество вопросов о семье. Следует поинтересоваться, кем работают родители, какова область их интересов, каков режим их работы, как проводят свое свободное время, сколько времени затрачивают на общение с детьми (прогулки, покупки в магазинах, чтение, просмотр телевизионных передач, отдых и т. д.). Кто из членов семьи является ее главой; как сложились отношения у подростка с его братьями и сестрами, дедушками и бабушками; как подросток обычно проводит летние и зимние каникулы.

После установления контакта следуют вопросы, касающиеся личности ребенка. Следует отметить, что вопросы, касающиеся мировоззрения, уместно задавать старшеклассникам, так как большинство подростков еще не готовы к их обсуждению.


Далее следуют вопросы, касающиеся интересов самого подростка.

¾ Увлекаешься ли ты чем-нибудь?

¾ Что ты любишь больше всего делать?

¾ Какое занятие для тебя самое любимое? Есть ли у тебя хобби?

¾ Как ты относишься к спорту?

¾ Занимался ли ты каким-нибудь видом спорта?

¾ Если бросил заниматься, то почему?

¾ Собираешься ли возобновлять занятия?

¾ Любишь ли ты смотреть кино- и видеофильмы?

¾ Какие фильмы тебе нравятся больше всего?

¾ Кто твой любимый герой?

¾ Смотришь ли ты телесериалы? (Если подросток смотрит телесериал, который идет по телевидению в момент обследования, то следует расспросить его о любимых героях, об интересных эпизодах, кому сочувствует, кого ненавидит, как и кому из героев хотел бы помочь).

¾ Любишь ли ты читать?

¾ Какие книги тебе наиболее интересны?

¾ Какую книгу ты читаешь сейчас?

¾ Какую книгу ты только что прочитал?

¾ О чем она?

¾ Кто твой любимый автор?

¾ Кто твой любимый герой?

¾ Кому из книжных героев ты хотел бы подражать? (Задается большое количество вопросов в связи с тем, что дети иногда говорят, что они любят читать, просто для того, чтобы произвести хорошее впечатление.)

¾ Занимаешься ли ты в каком-нибудь кружке? (Если нет, то, в каком кружке хотел бы заниматься — технического творчества, драматическом, хореографическом, изобразительного искусства и т. д.)

Далее необходимо поинтересоваться, есть ли у подростка мечта. Если подросток затрудняется ответить на этот вопрос, то у него следует спросить, что он сделал бы, если бы у него была возможность обратиться к золотой рыбке и он мог загадать три любых желания, которые непременно исполнились бы.

У подростка следует также выяснить, что и кого он больше всего ненавидит.

Интерес представляет отношение подростка к созданию в будущем семьи:

— Создашь ли ты семью, когда вырастешь? Сколько бы тебе хотелось иметь детей? Хотел бы ты, чтобы родители жили вместе с тобой или отдельно?

— Рассчитываешь ли ты, что у тебя будет квартира, дача, дом, машина и т.д. Как быстро? Как ты собираешься достичь материального благополучия — сам, с помощью родителей и т. д.?

Младшие подростки иногда испытывают затруднения, отвечая на эти вопросы. В старшем школьном возрасте эти затруднения нередко возникают у тех подростков, у которых наблюдаются конфликтные отношения с родителями, отсутствие жизненных планов, низкая самооценка.

В настоящее время в жизни человека большое значение приобретает религиозное мировоззрение.

Чтобы разобраться в степени религиозности подростка и характере ее влияния на его личность, необходимо поинтересоваться не только тем, верит ли подросток в Бога, но и установить, насколько глубоко он верит, как свою веру переживает. Это можно сделать с помощью следующих вопросов:

¾ Веришь ли ты в бога?

¾ Ходишь ли ты в церковь?

¾ Как часто ты посещаешь церковь?

¾ Что значит любить бога?

¾ Как к твоей религиозности относятся родители?

¾ Знаешь ли ты божественные заповеди и молитвы?


¾ Отмечаешь ли религиозные праздники?

¾ Какие религиозные праздники ты знаешь?

¾ Какой религиозный праздник недавно прошел?

¾ Как ты его отмечал?

¾ К какому религиозному празднику ты готовишься?

¾ Что ты для этого делаешь?

Беседа используется также для изучения особенностей эрудиции и интеллекта подростков. При этом необходимо обращать внимание на их речь: выражают ли они свои мысли односложно или в развернутой форме; легко ли понимают суть задаваемых вопросов; адекватно ли реагируют на шутки; склонны ли шутить сами; быстро ли реагируют на слова и замечания психолога. О многом говорят взгляд, улыбка, жестикуляция детей и т.д.

Нелишне поинтересоваться, как школьник сам оценивает свои возможности: считает ли он, что обладает какими-то выдающимися способностями или обладал ими раньше.

В ходе беседы можно получить информацию о волевой регуляции подростка, которая уточняется при встречах с родителями и учителями, а также пополняется в ходе собственных наблюдений психолога.

— Есть ли у тебя какие-либо трудности в жизни? Как ты их преодолеваешь?

— Как себя ведешь, когда у тебя что-либо не получается, например, задача по математике, чертеж, сборка велосипеда, шитье платья? (Естественно, содержание вопроса зависит от пола, интересов и возраста подростка.)

— Всегда ли доводишь начатое дело до конца или часто бросаешь его на полпути?

— Считаешь ли себя организованным человеком? Придерживаешься ли определенного распорядка дня?

— Если перед выполнением намеченного дела твое внимание привлечет более интересное, но менее важное занятие, что ты предпочтешь? Например, классный руководитель попросил тебя прийти к определенному часу в школу, чтобы помочь оформить новый стенд, но перед выходом из дома ты обнаруживаешь, что по телевидению показывают новый интересный фильм с участием твоих любимых героев, который давно хотел посмотреть. Какое решение примешь — пойдешь в школу или останешься дома смотреть фильм?

— Считаешь ли ты себя ленивым человеком? Считают ли тебя ленивым учителя, родители, друзья?

— Хотел бы стать более смелым человеком, чем ты есть сейчас?

В процессе беседы нужно уделять больше внимания обсуждению конкретных фактов проявления воли (или безволия) у подростков.

В конце беседы, когда устанавливаются доверительные отношения, следует приступить к изучению эмоциональной сферы ребенка. В результате можно получить предварительную информацию о способах реагирования подростка на стрессовую ситуацию, о причинах его эмоциональных переживаний, о глубине и силе переживаний.

Можно задать следующие вопросы:

— Какое настроение обычно бывает у тебя?

Легко ли расстраиваешься, огорчаешься?

Что чаще всего тебя огорчает?

Быстро ли твое настроение нормализируется, или ты долго переживаешь то, что случилось?


Как ты реагируешь на то, что тебя расстраивает, — раздражаешься, плачешь, делаешь вид, что ничего не произошло, чувствуешь в душе горечь, обиду?

Испытываешь ли ты чувство тоски, страха, тревожности, одиночества, подавленности?

Возникает ли у тебя чувство вины за что-либо?

Если подросток дает положительный ответ, то у него следует спросить:

— Как часто эти чувства появляются у тебя?

Что ты ощущаешь, когда они возникают?

Когда они появляются у тебя?

В какое время дня они наиболее и наименее сильны?

Пытаешься ли ты их преодолевать (если да, то как) или ждешь, когда они сами пройдут?

Если они проходят сами, то когда это обычно наступает?

Помимо затяжного снижения настроения, у детей, страдающих от депрессий и неврозов, отмечается ухудшение аппетита, нарушение сна, появление соматических расстройств (разумеется, психолог должен разбираться в особенностях патологии и этих явлений). В этой связи необходимо выяснить у подростка, какой у него аппетит. Если он говорит, что аппетит у него ухудшился, то следует спросить, с какого момента это началось, какие жизненные события этому предшествовали.

Не испытываешь ли общей разбитости, не появляются ли непонятные боли в разных частях тела?

¾ Когда они возникают? Опиши свои ощущения.

¾ Как ты засыпаешь?

¾ Быстро или долго ворочаешься с боку на бок?

¾ Какой у тебя сон — поверхностный или глубокий? (Если подросток не понимает вопроса, то ему надо объяснить, что поверхностный сон — это сон чуткий, когда человек вроде бы и спит, но при малейшем шорохе просыпается и т. д.)

¾ Видишь ли сны?

¾ Какие сны ты видишь — цветные или черно-белые?

¾ Сколько часов спишь, высыпаешься или нет?

¾ Часто ли плохо спишь или в какие-то определенные дни, когда происходят определенные события в твоей жизни?

¾ Как встаешь — тяжело или легко?

¾ Какие испытываешь ощущения после сна — бодрость, вялость, разбитость или ощущение, что вовсе не спал?

В ходе беседы с подростком обсуждаются также вопросы, касающиеся его характера.

¾ Доволен ли ты своим характером?

¾ Какие черты характера тебе нравятся?

¾ Какие не нравятся? Как окружающие - относятся к недостаткам твоего характера?

¾ Как ты реагируешь на это?

¾ Пытаешься ли ты исправлять негативные черты своего характера?

¾ Что для этого делаешь?

¾ Доволен ли характером близких людей, учителей, одноклассников?

¾ Какие черты характера тебе больше всего нравятся в людях, а какие больше всего не нравятся?

Ответы на эти вопросы, в частности, являются основанием для изучения самооценки подростков. Интересные данные можно получить, используя методику «Тест на самооценку».

Важным показателем внутреннего состояния ребенка является его отношение к животным.

¾ Есть ли в доме домашние животные?

¾ Кто за ними ухаживает?

¾ Любишь ли ты свою кошку (собаку)?

¾ Нравится ли тебе тискать животное?

¾ Не появляется ли у тебя иногда желание причинить ему боль?

¾ Если ответ положительный, то когда оно чаще всего возникает: без причин, когда тебя наказывают, когда тебе запрещают что-либо делать, когда ты ссоришься с кем-либо из членов семьи, когда тебя бьют родители (если эти факты уже обсуждались в ходе беседы).

Если в семье домашних животных нет, то следует выяснить, были ли они раньше, почему их нет в настоящее время, не отказались ли родители от содержания животных, потому что подросток их мучил. Естественно, что в прямой форме последний вопрос можно задать далеко не всегда. Иногда предпочтительнее обсудить его с родителями.

Большую роль в жизни любого школьника играют различные коллективы. Поэтому в ходе беседы с подростками необходимо поинтересоваться такими вопросами, каковы его взаимоотношения со сверстниками в классе, во дворе, в спортивной секции и т.д. Необходимо выяснить, какое место подросток занимает в этих коллективах, особенно как к нему относятся одноклассники, какое место он хотел бы занимать в их среде. Подростки могут переживать из-за того, что при достаточно высоком рейтинге они не могут стать лидерами в классе. В то же время они могут оставаться равнодушными к низкому рейтингу среди своих одноклассников, поскольку школьный коллектив не является для них такой референтной группой, как, скажем, коллектив спортивной секции, в которой они занимаются. Необходимо в деликатной форме поинтересоваться отношениями подростка со сверстниками противоположного пола, с какими переживаниями это связано.

Важно знать отношение подростка с учителями, как оценивает их моральные и профессиональные качества. Как в ходе общения с ними он выражает свое отношение к ним — в какой форме. Необходимо также выяснить состояние здоровья ребенка в данный момент и нет ли у него хронических заболеваний, в каком физическом состоянии он пришел на обследование, не голоден ли он. В ходе беседы уделяется также внимание ранним детским воспоминаниям ребенка, рассказу о конкретных эпизодах из его жизни, впечатлениям о людях и действительности, которые формировались у него на основе личного опыта и под влиянием других людей.

В заключение нужно поблагодарить подростка за содержательную беседу, за то, что он добросовестно ответил на вопросы.

 







Date: 2016-05-25; view: 613; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию