Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к проведению беседы





Беседа – это диалог между двумя и более лицами, метод познания личности и сути его проблем, взаимная работа с проблемой на основе словесного общения.

Существует ряд требований к беседе.

Первое – непринужденность.

Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта и взаимопонимания учителя с учащимся (установка на открытость, искренность и доверие).

Второе - это необходимость заранее тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Этим метод беседы отличается от простого разговора. Таким образом говорить о беседе мы можем только в том случае, если есть примерный план, примерный перечень выясняемых вопросов.

Третье требование к беседе – это двусторонность общения. Если учитель только задаёт вопросы, а учащийся на них отвечает, при этом не проводится их анализ и нет развития тематики обсуждаемой проблемы, не делаются какие – то выводы, разъяснения и т. п., то это не беседа. Двусторонняя беседа дает больше результата по проблеме, чем только ответы учащихся на поставленные вопросы.

Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения следующих требований:

1. Высокий авторитет педагога у воспитанников. Логически грамотные убеждающие речи неуважаемого человека вызывают лишь раздражение слушателей и желание поступать наоборот, но, с другой стороны, и авторитет не поможет, если в речи наблюдаются логические неточности, противоречия в рассуждениях, подтасованные примеры.

2. Опора на жизненный опыт воспитанников.

3. Искренность, логическая четкость, конкретность и доступность убеждения.

4. Сочетание убеждения и практического приучения.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Необходимо обращать внимание и на невербальные знаки во время беседы: интонация, логические ударения, ритм, громкость речи. От того, с какой интонацией произнесено слово, зависит восприятие смысла высказывания.

Вторая группа невербальных знаков общения – это непосредственно мимика, жесты, направленность взгляда и поворот головы, позы. Общеизвестно, что движением головы мы выражаем утверждение или отрицание. Если человек держит голову прямо – он нейтрально относится к тому, что слышит. Если голова наклоняется немного в сторону, это свидетельствует о том, что у собеседника пробудился интерес к информации.

Выразительны и непроизвольные жесты рук. Ладонь у лба – человек в задумчивости. Ладонью человек подпирает подбородок – его – что-то беспокоит, он чем-то встревожен. Руки скрещены на груди – жест закрытости, означает как бы защитный барьер, с помощью которого человек отгораживает себя от окружающего мира и неприятных или тревожащих его ситуаций. Это жест максимальной обороны от происходящего («надоело», «не хочу и не буду» и т. п.).

Жест «Потирание кончика носа» можно считать одним из наиболее распространенных жестов, который сигнализирует нам о неискренности или обмане. Объясняется этот жест примерно так: когда человек говорит неправду, он непроизвольно как бы хочет прикрыть рот рукой. У данного жеста может быть два значения, в зависимости от того, что делает человек: говорит или слушает. Если человек, использующий этот жест, говорит сам, то видимо, он говорит совсем не то, что он думает на самом деле. Если же человек, проделывающий этот жест, в этот момент слушает кого-то, – то он не верит тому, что слышит от своего собеседника, или сомневается в искренности слов говорящего. Еще одно значение этого жеста – умолчание правды, когда человек её знает, но говорит о том, что не знает.

Прятанье рук в разговоре так же может указывать на желание что-то скрыть или намеренно исказить сообщаемую вам информацию.

Для успешного проведения любой беседы необходимо учитывать и такой немаловажный фактор, как зональное пространство. Здесь выделяется 4 зоны: 1.Интимная зона – от 15 до 45 см. Это зона собственности человека, сюда допускаются только близкие люди. 2.Личная зона – от 45 до 1,2 м. Наиболее приемлема для делового общения. 3.Социальная зона – от 1,2 до 3,6 м. На таком расстоянии люди предпочитают держаться от посторонних людей или тех, кто им неприятен. 4.Общественная зона – более 3, 6 м.

Если вам необходимо организовать доверительную беседу, не сидите далеко от учащегося, находитесь к нему на расстоянии от 1 м до 45 см. Без необходимости не стоит вторгаться в интимную зону человека, это вызывает бессознательное напряжение и недоверие.

При проведении анализа прошедшей беседы желательно получить ответы на следующие вопросы:


- Последовательно ли вы вели основную линию в разговоре?

- Не навязывали ли собеседнику свои аргументы при выработке решения?

- Основательны ли были ваши замечания и возражения?

- Удалось ли вам быть тактичным на всем протяжении разговора, не иметь предубеждений против собеседника?

- Сумели ли вы добиться максимума полезности состоявшегося разговора для достижения поставленной цели?

Если цель не была достигнута, нужно выяснить, почему.

 

Приложение 2

Этапы беседы

Беседа включает в себя минимум три этапа.

Первый этап — подготовительный. Часто этот этап упускается в надежде на свой опыт, интуицию. В процессе подготовки к беседе, особенно важной, от которой зависит успешная работа, необходимо составить план беседы, в котором должны быть отражены следующие моменты:

¾ Могу ли я обойтись без этого разговора?

¾ Какую главную цель я ставлю перед собой в беседе?

¾ Готов ли к обсуждению предлагаемой темы мой собеседник?

¾ Уверен ли я в благополучном для меня исходе разговора?

¾ Уверен ли в том же собеседник?

¾ Что я хочу уяснить для себя?

¾ Какие вопросы я буду задавать?

¾ Какие вопросы может задать мне мой собеседник?

¾ Какие приемы воздействия на собеседника я использую в разговоре?

¾ Как я буду себя вести, если мой собеседник:

· во всем согласится со мной;

· решительно возразит, перейдет на повышенный тон;

· не отреагирует на мои доводы;

· проявит недоверие к моим словам;

· попытается скрыть свое недоверие?

¾ Какой исход устроит (или не устроит) меня, его, нас обоих?

Второй этап — ведение разговора:

¾ излагайте свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным;

¾ добивайтесь предельной краткости в изложении мыслей;

¾ обосновывайте свои суждения;

¾ не употребляйте слов с двойным значением.

Задавание вопросов. Замечено, что для поддержания беседы лучше задавать вопросы, чем произносить монологи. Задавая вопрос, вы показываете, что хотите участвовать в общении, стремитесь обеспечить его дальнейшее течение и углубление. Это убеждает собеседника в том, что вы проявляете к нему интерес и желание установить с ним позитивные отношения. Следите, чтобы ваши вопросы содержали слова «что», «кто», «где», «какими средствами», «почему», «когда», «как». Это позволит охватить всю проблемную ситуацию для ее анализа и исключит односложные ответы «да» и «нет».

Открытые вопросы построены так, что вызывают содержательный ответ (мысль, суждение, изложение фактов, позиции и пр.). Если вопрос рассчитан только на ответы «да» или «нет» или в нем самом заключается ответ (риторический вопрос), он называется «закрытым». Такой вопрос задается с целью получить согласие (отказ) собеседника; в нем есть элемент принуждения. Например: «Вы действительно думаете, что сделали все возможное?» Задающий такой вопрос хочет лишь подтвердить свое подозрение. Иначе он задал бы открытый вопрос: «Что вы сделали?» Первый вопрос закрывает диалог, вызывая в собеседнике скрытое раздражение и внутренний отказ от продолжения беседы.


Для расширения рамок открытого диалога и обеспечения его непрерывности можно использовать зеркальный вопрос. Он состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, произнесенного собеседником, чтобы он увидел свое утверждение с новой стороны. Зеркальный вопрос позволяет (не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений) придавать беседе новый смысл. Это дает лучший результат, чем задавать бесконечное число раз вопрос «почему?», который вызывает защитную реакцию, отговорки, поиски мнимых причин, приводя в конце концов к конфликту.

В случае возражений собеседника на ваши доводы:

- выслушайте сразу несколько возражений;

- не спешите с ответом, пока не поймете их существо;

- уточните, не говорите ли вы с собеседником о разных вещах;

- выясните, действительно ли возражения вызваны различными точками зрения или, может быть, была разной постановка вопроса;

- попытайтесь дать собеседнику другую интерпретацию приводимых им фактов, помогите ему посмотреть на них иначе, выявить неучтенную возможность; ведь почти все события имеют более чем одно толкование;

- не отвечайте на возражения в категорическом тоне; это поможет вашему собеседнику и вам найти ответ на собственные возражения.

 

Взгляните на себя со стороны и быстро ответьте на вопросы:

- Не повлияло ли на характер беседы мое настроение, не связанное с содержанием беседы?

- Не проявил(а) ли я мимикой и позой недовольства разговором?

- Не отвлекаюсь ли я во время беседы?

Старайтесь выражать свою реакцию на слова собеседника кивком головы, короткими замечаниями: «Хорошо», «Понимаю», «Это интересно» и т. д., свидетельствуя тем самым, что вы поняли мысль собеседника и что психический контакт с собеседником сохраняется.

Третий этап — анализ прошедшей беседы, в ходе которого нужно получить ответы на следующие вопросы:

- Последовательно ли вы вели основную линию в разговоре?

- Не навязывали ли собеседнику свои аргументы при выработке решения?

- Основательны ли были ваши замечания и возражения?

- Удалось ли вам быть тактичным на всем протяжении разговора, не иметь

- предубеждений против собеседника?

- Сумели ли вы добиться максимума полезности состоявшегося разговора, пользы для дела?

Это поможет найти уязвимые места в разговоре, понять причину своих ошибок и ошибок собеседника, что поможет вам провести следующую деловую беседу более успешно, если эта беседа была не столь удачной, как хотелось бы.

 

 

Приложение 3

Организация индивидуальной встречи с родителями:

- заранее договориться о времени встречи;

- помещение чтобы никто не мешал;

 

Приглашая родителей для беседы важно использовать правильные формулировки, например:

- Я хотела (бы) с вами поговорить. Я думаю, ваш ребёнок мог бы учиться лучше. Давайте вместе подумаем, что можно сделать.


- Мне хотелось бы с вами встретиться, обсудить трудности поведения вашего ребёнка посоветоваться, может быть, вместе придумаем, как ему помочь.

 

Не следует начинать разговор со следующих фраз:

- У вашего ребёнка совсем плохие дела.

- Ваш ребёнок совсем перестал учиться, ничего не делает.

- Вы задумайтесь, скоро экзамены, а ваш, ведь не сдаст.

Построение беседы с родителями:

- поблагодарите родителя за то, что пришёл (не важно, работает или сидит дома и является только после пятого приглашения)

- выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями

- расскажите о текущей ситуации ребёнка,

- отметьте все возможные позитивные моменты, которые только можно найти.

- излагаем ситуацию: есть некоторые трудности и проблемы, которые мешают.

- старайтесь сохранять дружеский, доверительный тон разговора, будьте готовы понять позицию

- собеседника.

- Поинтересуйтесь мнением собеседника, какой видится ситуация ему, и тут же спросите: «Как вы думаете, что можно сделать?»

- Обязательно выслушайте его до конца, стараясь максимально приблизить собеседника к тому, в чём проблема и как её можно решить.

- В разговоре уместны следующие высказывания:

- Я понимаю. Что трудно, придя с работы, проконтролировать ситуацию в полной мере. Наверное, что-то получается, что-то нет (полувопрос)

- Я сама мама и знаю, как это трудно, ведь идеальных ситуаций не бывает.

- Это же ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем вы.

 

В разговоре не стоит употреблять такие выражения, как:

- Конечно, если ребёнком не заниматься, так он и будет одни двойки получать.

- Меня не интересует, какие у вас проблемы на работе, значит, найдите возможности…

- Если вас не устраивает наша школа, ищите другую.

 

Для улучшения взаимоотношения взаимопонимания с родителями, постарайтесь:

- избегать безапелляционных высказываний;

- сохранять доверительный тон сотрудничества;

- не использовать обобщающих штампов;

- оценивать ситуацию по принципу «здесь и сейчас»

- не преувеличивать и не преуменьшать текущие трудности учащихся.

 







Date: 2016-05-25; view: 3600; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию