Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Установление доверительных отношений
Объектами социального патронажа становятся семьи и дети, вмешательство в жизнедеятельность которых становится жизненной необходимостью, что подтверждается социальным диагнозом. Практика показывает, что большинство семей, нуждающихся в социальном патронаже, являются немотивированными или слабо мотивированными к работе, как с патронажными службами, так и над собой. Нежелание быть объектом чьей-то помощи - нормальное и понятное явление при отрицании наличия соответствующих проблем. Но при таком убеждении клиент никогда не станет союзником патронажного работника, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен. Технология социального патронажа не предусматривает использование каких-либо специальных методов проведения работы по мотивации клиентов из групп риска. Считается достаточным использовать различные формы пропаганды социальных услуг, предоставляемых патронажными службами, и социальной рекламы ее эффективности. Это находит отклик у нормальных, нравственно здоровых людей, расположенных к получению специализированной помощи извне, но не воспринимается клиентами патронажных служб. Освоение общей схемы установления доверительного контакта с несовершеннолетним (семьёй), находящимися в СОП, при проведении патронажа является необходимым условием при работе с такими семьями. Первый шаг является очень важным при работе с неблагополучной семьей. Специалисту по социальной работе приходится осуществлять интервенцию. Цель интервенции войти в семью, расположить к себе, чтобы найти предпосылки для продуктивной работы. У многих возникает вопрос, как правильно осуществлять интервенцию? Как пересечь «границы» семьи? Идти в семью нужно с добрыми намерениями, не обучать с порога, не обличать, помнить, что для семьи - это норма существования, завоевать доверие (стать приятным этой семье), использовать технику малого разговора (увидеть позитивные моменты, похвалить, подметить зону компетенции семьи), использовать технику вербализации чувств (спросить про чувства). При сборе и анализе имеющейся информации о семье нужно использовать разные каналы поступления информации, систематизировать и упорядочить сведения, которые не должны основываться на эмоциях куратора, а должны быть многоплановыми и объективными. При анализе общих сведений о семье необходимо учесть факторы межличностных отношений в семье и взаимодействия её с социальным окружением, данные о проблемах, которые следует решать в первую очередь, что даст возможность последовательно выполнять намеченные цели и задачи. Составляя примерный план, нужно помнить о главной цели беседы, спланировать вопросы, которые нужно будет задать в её процессе, предположить, какие вопросы может задать собеседник, выбрать приемы воздействия на него. Ведение беседы - это диалог между двумя и более лицами, метод познания личности и сути её проблем, взаимная работа специалиста и клиента с данными проблемами на основе словесного общения. При ее проведении важно соблюдение следующих принципов ведения беседы: непринужденность, необходимость заранее тщательно продумать беседу, двусторонность общения. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта и взаимопонимания специалиста и клиента (установка на открытость, искренность и доверие), наличие плана и примерного перечня выясняемых вопросов. Но если специалист только задаёт вопросы, а клиент на них отвечает, при этом не проводится их анализ и нет развития тематики обсуждаемой проблемы, не делаются какие-то выводы, разъяснения и т. п., то это не беседа. Двусторонняя беседа дает больше результата по проблеме, чем только ответы на поставленные вопросы. Магия взаимодействия с семьей происходит по крупице. Первый визит дает возможность специалисту по социальной работе определить находится ли семья в кризисе, а также насколько семья активна или пассивна в решении своих проблем. Важным моментом является полный сбор информации о проблемах семьи со слов самой семьи. Это помогает нащупать мотивацию, на что семья откликнется в первую очередь. Обычно в этих семьях имеется комплекс проблем: - трудоустройство; - долги за жилье; - психологические проблемы; - материальные проблемы; - проблема зависимости от алкоголя; - заболевание детей. Нащупав мотивацию, можно перейти к предложению о сотрудничестве, когда члены семьи дают согласие на совместную работу. Но это идеал, а в жизни часто бывает так, что первые два шага могут растянуться на более длительное время. В семье, где мотивация слабая или семья деградировала, применяются кардинальные меры (это подготовка семьи на комиссию, вплоть до постановки вопроса о лишении родительских прав, если стоит угроза жизни ребенка). Специалисту по социальной работе приходится брать на себя выполнение различных ролей, в зависимости от ситуации и целей, которые стоят перед ним – это собеседник, помощник, учитель, организатор, руководитель, посредник, защитник, советник и так далее. Казалось бы, самое простое решение отказаться работать с лицами, не имеющими достаточной мотивации. В таких случаях можно воспользоваться терапией реальности, то есть отказаться на время от своих установок, при невозможности изменить обстоятельства. Это означает, что такой семье поначалу необходимо помочь хоть чем-то. Даже небольшая, но реальная помощь может оказаться очень эффективной. Следует учитывать такой феномен, как эффект первой встречи. В этом случае мотивация может появиться и оформиться именно благодаря доверию к данному человеку, которое начинает проецироваться на службу и помощь в целом. Есть семьи, нежелающие помощи от службы, это следует трактовать столь же серьезно, как и любую другую установку. Необходимо отнестись к ней с пониманием, но одновременно показать клиенту, что социальный работник не заинтересован работать на благо семьи против ее воли, обстоятельно и серьезно объяснить суть и возможности социальной и психологической работы. Если семья видит, что ей не стремятся помочь любой ценой, то начинает постепенно менять свое мнение, и тогда находятся предпосылки для возникновения продуктивного контакта. Каких-либо специальных методов для проведения работы по мотивации клиентов из группы риска не существует. Все, что приходится делать специалистам по социальной работе – это подбадривать и поддерживать. Но результаты в работе в основном достигаются, когда специалисты упорно и долго работают именно над мотивацией клиентов. Организация первой встречи семьи со специалистами включает несколько важных моментов: - снятие эмоционального напряжения и тревоги по поводу предстоящей встречи (через формулирование потребностей и отреагирование актуальных чувств родителей); - анализ воспитательных мер по отношению к ребенку («Какие меры Вы уже принимали?»; «Какие были результаты?»); - выстраивание перспективы («А хотите ли, чтобы что-то изменилось в поведении вашего ребенка, ситуация в вашей семье?»); - мотивирование на работу с командой специалистов (можно усилить за счет контекста исключительности (только для вас такая помощь бесплатно, не упустите такую возможность получить консультацию), срочности (время идет очень быстро, у нас много клиентов, мы ценим ваше время, у нас только три месяца, чтобы выполнить наш с вами план), пользы (снимут с учета, перестанет раздражать, научитесь понимать друг друга), качества (с вами работают профессионалы, у нас есть специальные программы, компьютерные тренажеры), ответственности (если вы не сможете, предупредите сами, мы ценим свое время).
Date: 2016-05-25; view: 868; Нарушение авторских прав |