Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Установление доверительных отношений





Объектами социального патронажа становятся семьи и дети, вмешательство в жизнедеятельность которых становится жизненной необходимостью, что подтверждается социальным диагнозом.

Практика показывает, что большинство семей, нуждающихся в социальном патронаже, являются немотивированными или слабо мотивированными к работе, как с патронажными службами, так и над собой. Нежелание быть объектом чьей-то помощи - нормальное и понятное явление при отрицании наличия соответствующих проблем. Но при таком убеждении клиент никогда не станет союзником патронажного работника, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен.

Технология социального патронажа не предусматривает использование каких-либо специальных методов проведения работы по мотивации клиентов из групп риска. Считается достаточным использовать различные формы пропаганды социальных услуг, предоставляемых патронажными службами, и социальной рекламы ее эффективности. Это находит отклик у нормальных, нравственно здоровых людей, расположенных к получению специализированной помощи извне, но не воспринимается клиентами патронажных служб.

Освоение общей схемы установления доверительного контакта с несовершеннолетним (семьёй), находящимися в СОП, при проведении патронажа является необходимым условием при работе с такими семьями.

Первый шаг является очень важным при работе с неблагополучной семьей. Специалисту по социальной работе приходится осуществлять интервенцию. Цель интервенции войти в семью, расположить к себе, чтобы найти предпосылки для продуктивной работы. У многих возникает вопрос, как правильно осуществлять интервенцию? Как пересечь «границы» семьи?

Идти в семью нужно с добрыми намерениями, не обучать с порога, не обличать, помнить, что для семьи - это норма существования, завоевать доверие (стать приятным этой семье), использовать технику малого разговора (увидеть позитивные моменты, похвалить, подметить зону компетенции семьи), использовать технику вербализации чувств (спросить про чувства).

При сборе и анализе имеющейся информации о семье нужно использовать разные каналы поступления информации, систематизировать и упорядочить сведения, которые не должны основываться на эмоциях куратора, а должны быть многоплановыми и объективными. При анализе общих сведений о семье необходимо учесть факторы межличностных отношений в семье и взаимодействия её с социальным окружением, данные о проблемах, которые следует решать в первую очередь, что даст возможность последовательно выполнять намеченные цели и задачи.

Составляя примерный план, нужно помнить о главной цели беседы, спланировать вопросы, которые нужно будет задать в её процессе, предположить, какие вопросы может задать собеседник, выбрать приемы воздействия на него.

Ведение беседы - это диалог между двумя и более лицами, метод познания личности и сути её проблем, взаимная работа специалиста и клиента с данными проблемами на основе словесного общения. При ее проведении важно соблюдение следующих принципов ведения беседы: непринужденность, необходимость заранее тщательно продумать беседу, двусторонность общения.

Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта и взаимопонимания специалиста и клиента (установка на открытость, искренность и доверие), наличие плана и примерного перечня выясняемых вопросов. Но если специалист только задаёт вопросы, а клиент на них отвечает, при этом не проводится их анализ и нет развития тематики обсуждаемой проблемы, не делаются какие-то выводы, разъяснения и т. п., то это не беседа. Двусторонняя беседа дает больше результата по проблеме, чем только ответы на поставленные вопросы.

Магия взаимодействия с семьей происходит по крупице. Первый визит дает возможность специалисту по социальной работе определить находится ли семья в кризисе, а также насколько семья активна или пассивна в решении своих проблем. Важным моментом является полный сбор информации о проблемах семьи со слов самой семьи. Это помогает нащупать мотивацию, на что семья откликнется в первую очередь. Обычно в этих семьях имеется комплекс проблем:

- трудоустройство;

- долги за жилье;

- психологические проблемы;

- материальные проблемы;

- проблема зависимости от алкоголя;

- заболевание детей.

Нащупав мотивацию, можно перейти к предложению о сотрудничестве, когда члены семьи дают согласие на совместную работу. Но это идеал, а в жизни часто бывает так, что первые два шага могут растянуться на более длительное время. В семье, где мотивация слабая или семья деградировала, применяются кардинальные меры (это подготовка семьи на комиссию, вплоть до постановки вопроса о лишении родительских прав, если стоит угроза жизни ребенка).


Специалисту по социальной работе приходится брать на себя выполнение различных ролей, в зависимости от ситуации и целей, которые стоят перед ним – это собеседник, помощник, учитель, организатор, руководитель, посредник, защитник, советник и так далее. Казалось бы, самое простое решение отказаться работать с лицами, не имеющими достаточной мотивации. В таких случаях можно воспользоваться терапией реальности, то есть отказаться на время от своих установок, при невозможности изменить обстоятельства. Это означает, что такой семье поначалу необходимо помочь хоть чем-то. Даже небольшая, но реальная помощь может оказаться очень эффективной.

Следует учитывать такой феномен, как эффект первой встречи. В этом случае мотивация может появиться и оформиться именно благодаря доверию к данному человеку, которое начинает проецироваться на службу и помощь в целом. Есть семьи, нежелающие помощи от службы, это следует трактовать столь же серьезно, как и любую другую установку. Необходимо отнестись к ней с пониманием, но одновременно показать клиенту, что социальный работник не заинтересован работать на благо семьи против ее воли, обстоятельно и серьезно объяснить суть и возможности социальной и психологической работы. Если семья видит, что ей не стремятся помочь любой ценой, то начинает постепенно менять свое мнение, и тогда находятся предпосылки для возникновения продуктивного контакта. Каких-либо специальных методов для проведения работы по мотивации клиентов из группы риска не существует. Все, что приходится делать специалистам по социальной работе – это подбадривать и поддерживать. Но результаты в работе в основном достигаются, когда специалисты упорно и долго работают именно над мотивацией клиентов.

Организация первой встречи семьи со специалистами включает несколько важных моментов:

- снятие эмоционального напряжения и тревоги по поводу предстоящей встречи (через формулирование потребностей и отреагирование актуальных чувств родителей);

- анализ воспитательных мер по отношению к ребенку («Какие меры Вы уже принимали?»; «Какие были результаты?»);

- выстраивание перспективы («А хотите ли, чтобы что-то изменилось в поведении вашего ребенка, ситуация в вашей семье?»);

- мотивирование на работу с командой специалистов (можно усилить за счет контекста исключительности (только для вас такая помощь бесплатно, не упустите такую возможность получить консультацию), срочности (время идет очень быстро, у нас много клиентов, мы ценим ваше время, у нас только три месяца, чтобы выполнить наш с вами план), пользы (снимут с учета, перестанет раздражать, научитесь понимать друг друга), качества (с вами работают профессионалы, у нас есть специальные программы, компьютерные тренажеры), ответственности (если вы не сможете, предупредите сами, мы ценим свое время).

 







Date: 2016-05-25; view: 868; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию