Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кризис перепроизводства 1920-х годов
В 1925-26 году наблюдается кризис перепроизводства. Книга издавалась, но ее не покупали. Он воспринимался очень остро работниками книги и стали высказываться самые разные мнения о том, что нужно сделать. Наиболее крайние взгляды – это то, что нужно вообще оставить один Госиздат, сделать его гигантским издательством, которое будет иметь свою книготорговую сеть, и исчезнет конкуренция с другими издательствами. Толчком к последующим изменениям послужил именно кризис перепроизводства. Здравые умы того времени говорили о том, что это не кризис перепроизводства, а это кризис перепроизводства книг не нужных потребителю и именно поэтому потребитель не покупает эту книгу. Когда исследователи брали цифры и списки расходились, они видели, что в основном не расходится книга не частных издательств, а книга Госиздата. Появились мысли, что, наверное, дело не в хозрасчете, а в его извращении – когда издаются идеологически нужные книги, но не нужные потребителю. А таких книг под идеологическим прессом издавалось множество.
Статистика Уровень 1913 года (предвоенный уровень) был превзойден по тиражам в 1924 году, а по числу изданий в 1928 году. Количественный рост объемов выпуска советской книги впечатлял. В середине 20-х годов СССР выходило на первое место в мире по числу изданий и по тиражам. НО мы не можем говорить только о количественном компоненте.
В годы НЭПа, конечно, из всех лет советской власти мы видим можно сказать расцвет книжного дела (если сравнивать с последующими). Многочисленные формы издательских учреждений; Весьма распространенными были кооперативные издательства писателей и ученых. В число акционеров (товарищей) в этих издательствах входили, например, Блок, Брюсов, Маяковский, Есенин и другие писатели и ученые.
Была такая форма как «потребительско-промысловые товарищества», членами которых были не только писатели, но и все сотрудники (редакторы, распространители и проч). – такая форма способствовала повышению взаимной ответственности, улучшению качества, снижению себестоимости. Примеры: «Бракгауз», «Сабашниковы», «Радуга». Учреждать свое издательство могли не только частные лица, но и разные общественные, государственные, партийные организации. Очень активно действовало издательство «Московский рабочий» - пайщиками выступали райкомы, губернские комитеты партий и частные граждане. Многие кооперативные издательства получали госзаказы и дотации на конкретные издания. В 20-е годы была распространена такая форма издательской деятельности как выпуск книг своим иждивением (за счет автора). Т. е. сам автор оплачивал все услуги. Такая форма дала возможность очень многим ученым и писателям опубликовать свои произведения. Философ Алексей Федорович Лосев в 20-е годы был совсем молод, так вот с 28 по 30 год он выпустил 8 своих изданий. В следующие 10 лет он не смог издать ничего.
Бытует мнение, что частные издательства в то время выпускали «эстетскую литературу», или наоборот, что они рассчитывали на невзыскательный вкус НЭПа и выпускали халтурную продукцию.
Репертуар частников Во-первых, большая часть детской литературы («Радуга»). Медицинская литература, литература по искусству (23%), техническая – около четверти. Частные издательства ощущали спрос и удовлетворяли его. Т. о. мы должны отметить плюрализм издательской системы, разнообразие форм издательской деятельности. Все это дифференцировало культуру, делало ее более тонкой. Мы не должны идеализировать издательские механизмы, которые существовали при НЭПе.
Книжная торговля В целом надо сказать, что экономический механизм функционировал очень хорошо. Прибыль распределялась так: 10% от прибыли – в госбюджет, 2% - в местный бюджет; а остальное шло на улучшение техники, расширение, гонорары. Ясно, что этот механизм способствовал возрождению книжного дела и его роста. Каждое издательство могло иметь свою книготорговую сеть (агенты, киоски и проч). Такую сеть имели все (и крупнейший Госиздат) – «Московский рабочий», «Работник просвещения», «Гостехиздат», «Земля и фабрика» (ЗиФ), «Новая деревня» и др. Они торговали не только своей литературой, но и брали на комиссию книги других издательств и в зависимости от полноты своего ассортимента было и соотношение своего и чужого в книжной торговле. Госиздат торговал чужой литературой 45%, а «Московский рабочий» - 300% чужой литературы. Крупнейшая книготорговая сеть принадлежала Госиздату – Торгсектор, который имел свои отделения в губернских городах, свои магазины (в Москве от 15 до 30) и в других городах. Книжная торговля того времени была классической со всеми присущими ей коммерческими рычагами – это и оптовая скидка (до 40%) в случае необходимости срочной продажи тиража. Сезонные распродажи, книжные базары, распространение книг по подписке, книгопосылочная торговля, широкое развитие книжной рекламы. Существует только 2 критерия качественной оценки состояния книжного дела: 1). Доступность печати. 2). Доступность книги для потребителя С позиции этих двух критериев период НЭПа и является наиболее благоприятным для истории советской книги. Date: 2016-05-14; view: 573; Нарушение авторских прав |