Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность специализированных издательств второй половины 19 начала 20 вв





В первой половине 19 века мы наблюдаем универсальные издательства скорее с интересом издателя, нежели со специализацией, но со второй половины в русском книжном деле наблюдается достаточно крупная специализация издателей. И объясняется это уже тем, что развитие ассортимента, издательского дела, позволяет уже иметь прибыль не только от универсальных изданий. Но и от конкретного, не всегда широкого раздела.

Издания были созданы для узкой социальной группы читателей, восполняли пробелы в книжном репертуаре. Следили за социальной ситуацией в стране.

Карл Леопольдович Риккер. Специализировался на выпуске медицинской литературы (газета, журналы, техническая литература). Абсолютная специализация была еще очень опасна – можно было потерпеть убытки.

Альфред Девриен – сельскохозяйственная и естественнонаучная литература и очень дорогие детские книги.

Владимир Березовский – литература по военному делу.

Иосиф Николаевич Кнебель - изобразительное искусство, альбомы, детская дешевая литература.

Ильин – картографическая продукция.

Ступин – детские книги.

Петр Иванович Юргенсон – музыкальная литература. Был меценатом, очень помогал Чайковскому, Бородину и прочим русским композиторам.

Братья Собашниковы – (Михаил и Сергей Васильевичи) – хотя Сергей достаточно рано погиб, Михаил Васильевич оставил его имя в торговой марке. Эти издатели специализировались на научной литературе как гуманитарного, так и научного профиля. Собашниковы начали свою издательскую деятельность в 17 и 19 лет и стали одними из выдающихся издателей, причем довольно быстро.

Деятельность литературных объединений в начале 20 века. Символисты, футуристы

 

 

Капиталистам в книжной области приходилось очень тяжело, т. к. издательское дело вызывало пристальный интерес цензуры, полиции и администрации. Правительство проводило дискриминационную политику по отношению к книжному делу. Это выражалось в том, что типографии считались некоммерческими предприятиями (неторговыми по терминологии того времени), а относились к т. н. «художественным» заведениям, которые якобы не были связаны с хозяйственной деятельностью. Это было связано с юридической неполноправностью владельцев типографий и других печатных заведений – это лишало их возможности брать банковские кредиты. Они не имели права котировки акций на фондовой бирже. Их векселя принимались очень ограничено. В аналогичном положении находились и издатели, и книготорговцы. И только в начале ХХ века Сытину удалось добиться котировки акций своего акционерного общества на фондовой бирже, это сразу позволило повысить и рейтинг компании и привлечь новых акционеров.

 

Многие типографии, которые выросли в конце 19 начале 20 века существуют и до сих пор. И на протяжении этой сотни лет они считаются одними из лучших.

Это «Первая образцовая Сытинская типография», типография «Красный пролетарий» (ее владельцем до революции был Кушнерев), в Петербурге это типография «Печатный двор», типография Суворина «Новое время», замечательная типография «Госзнака».

 

Толчок, который был задан этой модернизацией был настолько силен, что все советские годы эти типографии сохранили свои традиции.

 

В отличие от начала 19 века или от 18 века – идет интенсивное развитие книжного дела.

Именно в это время заканчивают свою деятельность многие патриархальные мелкие предприятия, которые не ведут на мировом уровне свое хозяйство, они вынуждены закрываться.

 

Особенностью русского капитализма в книжном деле было то, что наряду с крупнейшими компаниями продолжали существовать мелкие предприятия, которым удалось найти свою нишу. Они брали небольшие акцидентные заказы, специализировались на небольших работах (что неприемлемо для крупного предприятия).

 

Существовала большая конкурентная борьба, в частности, Сытин будучи акулой капитализма, не останавливался перед тем, чтобы поглотить, разорить конкурента; Будучи крупнейшим издателем лубочной книги он таким образом разорил издательницу Коновалову – он уменьшил цену на 0,25 копейки, а поскольку тиражи у него были сотни тысяч он не пострадал, т. к. смог маневрировать на другой продукции.

 

Личная уния – типичная для империалистического хозяйства – сращивание банковского, финансового капитала с промышленным. Деятельность Суворинской компанией «Новое время» контролировалось Волжским коммерческим банком. И председатель правления банком входил в правление «Нового времени», в то же время и Суворин был одним из акционеров банка. Сытин поддерживался Русско-Азиатским банком (крупнейшим в России). Бракгауз существовал на германский капитал. Т. е. книжное дело не было исключением из общей экономической картины, которая наблюдалась в начале ХХ века.


 

Специфичен был издательский репертуар – в основном на буржуазного читателя, хотя существовало множество мелких и крупных издательств, ориентировавшихся на бедного читателя.

 

4К: киндер, кирхе, кюхе, кляйдер. Давалось то, что было наиболее интересно: воспитание детей, религиозная литература, домоводство и проч.

 

ХХ век принес множество интересных изданий научного, гуманитарного, философского плана. Это объяснялось всплеском философской мысли на Западе и в России. Это и общественно-политическая литература также.

Внешний вид был разнообразным – начиная от византийских эмалей и до простейших книг в обложке.

 

В начале ХХ века появляются предприятия нового типа. Это, во-первых, объединения авторов для издания своих трудов без посредства предпринимателей. К таким можно отнести «Книгоиздательство писателей в Москве». Кроме этого – издательство «За друга» - было больше в народнических позициях. Издательство «Знание», которое представляло собой товарищество, куда входили и авторы издаваемых сочинений (Горький был вдохновителем и руководителем). Каждый участник вносил пай (5000 рублей), и в пределах этого пая мог издавать книги на свой риск, чистую прибыль он забирал себе, за исключением 10% которые забирались на общие расходы. В годы НЭПа эти кооперативные издательства стали развиваться в достаточно высокой степени.

 

Еще начало ХХ века характерно тем, что каждое более-менее существенное литературно-художественное направление организовывало свое издательство. Поскольку они не хотели зависеть от прихотей издательства, они хотели воплощать свою издательскую форму самостоятельно. Их можно тоже называть идейными издательствами, т. к. они были очень закрытыми (символисты ни за что не будут издавать произведения акмеистов).

 

Издательство «Скорпион» - издательство символистов. В начале ХХ века начало издавать поэтов без большого признания (Брюсов, Бальмонт, Иванов и др.), переводили западных символистов.

 

«Гриб» - близко к «Скорпиону». Объединяло «младших» символистов – Блока, Волошина, Алексея Толстого, Северянина, Белого и других.

«Мусагет» - тоже символисты, было организовано Андреем Белым вместе с другими соратниками. Тоже «младшие» символисты. Было известно тем, что издвало теоретическую литературу, философскую.

«Сирин» - это издательство также выпускало Брюсова, Блока, Ремезова, Сологуба и других, причем продукция этого издательства большое место занимали собрания сочинений.

«Альтеона» - «Сусагет» и «Альтеона» были братскими издательствами – славилась тем, что приглашала художников, которые делали иллюстрации. Там начинали Коненков, Гончаров и другие. Очень много издавалось переводной литературы.

 

Вообще литературные издательства характеризовались тем, что это были не только издательские центры, но и центры культурной жизни. Это были клубы, кружки, которые не стремились к широкому распространению. Вообще было тяготение к замкнутости литературного круга. В начале 10-х годов Лазинский издавал журнал «Гиперборей», как-то ему сказали: «Ваш журнал постоянно запаздывает и не удобно перед подписчиками». Он сказал: «Действительно неловко, но ничего, я им скажу». Таков был круг герметичности.


 

Футуристы

Одно из крайних течений, приверженцы его провозглашали в творчестве не содержание, а форму, это очень хорошо проявлялось в их издательской продукции. Самое радикальное футуристическая группировка – это «Кубофутуристы», к ним относился Алексей Крученых, Василий Каменский, Хлебников и другие. Большинство книг они печатали сами и использовали литографию, стеклографию, гектографию (для цветных иллюстраций), линографию (гравюра на линолеуме). Издательское творчество футуристов можно назвать беспрецедентным для русского издательского дела. Они создавали цельногравированную книгу, где и текст, и иллюстрации делались одним художником, который был и гравером, а типографская техника практически не участвовала. Это был смелый эксперимент, т. к. был упразднен типографский набор. Эти книжки имели вид рукодельных, и они резко отличаются от всего, что появлялось на книжном рынке. Этот способ издания объясняется не техническими причинами, а принципиальной установкой футуристов. В их намерения входил сознательный эпатаж читателя, он подразумевался и в самих произведениях, и в форме книги. Они издевались над привычными вкусами читателей. «Дохлая луна», «Доители изнуренных жаб», «Рыкающий Парнас», «Идите к черту», «Танго с коровами» и т. д. Для этих книг характерна серая, дешевая, грубая бумага, часто на обороте обоев, на холсте; были небрежно сброшюрованы, т. е. впечатление полукустарного произведения было. Дело в том, что в этой форме они бросали вызов своим художественным противникам, а в качестве них выступали художники круга «Мир искусства». Т. е. это была своего рода антикнига. Но не надо думать, что они и о коммерции не думали. Как ни странно, но замечательный Вульф подавал эти книги и очень дорого. Сегодня эти книги ценятся очень высоко у коллекционеров, многие из них появляются на аукционах (в 1993 году на Сотбисе была продана «Пощечина общественному вкусу» за 1800 долларов).

 







Date: 2016-05-14; view: 863; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию