Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Книга и книжное дело в России в начале 20в
Выпуском энциклопедии прославилось издательство Брокгауз – Ефрон в Петербурге, начавшее деятельность в 1889г. Начиная с 80-90-х годов усиливается процесс монополизации в книжном деле. Он сопровождался процессом концентрации в производстве (особенно заметно в полиграфии). На долю 6 крупнейших предприятий в 1898 году приходилось более половины всей печатной продукции, производимой в Москве. На рубеже XIX – XX веков Российская империя, преодолевая вековую отсталость и последствия пореформенного кризиса, вступила в новую эпоху. В России начала XX века появилось много книг, брошюр, статей на волнующую всех тему государственного устройства страны. Наболевшая проблема постоянно обсуждалась на страницах всех общественно-политических периодических изданий. Период с 1900 по 1917 г. богат историческими событиями. За это время в России две войны, три революции, что существенно отразилось на состоянии книжного дела. Образование единого внутреннего рынка книг, дальнейшее строительство железных дорог, расширение сети частных кредитных учреждений содействовали развитию акционерных компаний. На их долю приходилось более 70 процентов печатной продукции. В период первой русско – японской войны многие отрасли производства претерпевали спад, а книгоиздание наращивало объемы. Дифференциация жизни предреволюционного общества России нашла отражение в главных типах изданий, в их художественном облике, стиле оформления. Картина книжного репертуара была очень пестрой – от роскошных салотиражных книг для состоятельных людей и библиофилов до дешевой книжки, разделенной на копеечные выпуски – тетрадки. За 1905 – 1907 гг. возникло свыше 350 издательств, выпускавших преимущественно политическую литературу. Большую роль в развитии эстетических вкусов, искусства и технологии приготовления книги сыграл «Кружок любителей русских изящных изданий». Для выработки художественных идей и методов искусства книги много сделала группа, широко известная под именем «Мир искусства». В 1910 г. в Москве возникло издательство «Мусагет», основанное искусствоведом Э. К. Метнером.
Виды объединений: Торговые дома Акционерные компании (паевые товарищества). Акционерные компании стали преобладающей организационной формой в книжном деле. Капиталистам в книжной области приходилось очень тяжело, т. к. издательское дело вызывало пристальный интерес цензуры, полиции и администрации. Правительство проводило дискриминационную политику по отношению к книжному делу. Это выражалось в том, что типографии считались некоммерческими предприятиями (неторговыми по терминологии того времени), а относились к т. н. «художественным» заведениям, которые якобы не были связаны с хозяйственной деятельностью. Это было связано с юридической неполноправностью владельцев типографий и других печатных заведений – это лишало их возможности брать банковские кредиты. Они не имели права котировки акций на фондовой бирже. Их векселя принимались очень ограничено. В аналогичном положении находились и издатели, и книготорговцы. И только в начале ХХ века Сытину удалось добиться котировки акций своего акционерного общества на фондовой бирже, это сразу позволило повысить и рейтинг компании и привлечь новых акционеров. Маврикий Осипович Вольф
Первый русский книжный миллионер. Известно высказывание о нем Лескова, который называл его «Маврикий – единственный царь русской книги». На примере Вольфа видны характерные черты этих новых издателей. Вольф прекрасно изучил технологию книжного дела на Западе (сам он из Варшавы) и именно по-западному стал устанавливать правила своей издательской и книготорговой деятельности. Он напечатал ряд капитальных сочинений как научных, так и художественных. Адольф Федорович Маркс. Он начинал свою работу еще у Вольфа. Маркс стал одним из крупнейших русских издателей. Также прошел школу в немецких фирмах, затем в Петербурге, но интересует он нас тем, что впервые он сделал одним из основных предметов своей издательской политики выпуск журналов. Это был иллюстрированный семейный журнал «Нива». И в издании этого журнала он ориентировался на «русских бюргеров», средний класс, мещанство. Журнал имел широчайшую программу. Основное место отводилось популярным современным авторам, а позднее (после 70-х годов) привлек к журналу Чехова, Лескова, Толстова и других, а потом стал давать бесплатные приложения в виде книг. Эта практика получила название гратификация. Экономически они не были бесплатны для самого Маркса, но для подписчика журнала это был некий психологический шаг, было очень выгодно подписаться на «Ниву» и получить бесплатно собрание сочинений. Т. е. по сути дела подписчик через подписку оплачивал эти произведения, но поскольку тираж был очень велик (крупнейший иллюстрированный журнал, выпускался 47 лет уже и после смерти Маркса). За многие годы подписчики получили весь свод литературы. Маркс уделял большое внимание текстологической подготовке изданий, делались специальные переводы. Кроме этого в качестве приложения давались парижские моды с выкройками, карты железных дорог, в общем – делал все, чтобы привлечь покупателя. Ежегодный тираж «Нивы» достиг 250000 экземпляров – колоссальная для России цифра. Таким образом Маркс подарил русскому читателю полнейшую библиотеку. Собирать библиотеки стали люди, которые до этого не были покупателями книг. Этот первый массовый журнал – «Нива» - можно было найти и в библиотеках ремесленников, и в домах августейших особ (всесословный журнал).
Книгоиздательство Маркса носило универсальный характер, он выпускал и географические атласы, и научно-популярную и художественную литературу. Но в целом в истории книжного дела он остался именно как издатель зарубежной и русской художественной литературы.
Date: 2016-05-14; view: 1014; Нарушение авторских прав |