Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие певческих навыков





Большое значение в привитии вокальных навыков имеет распевание – пение специальных упражнений, проводимое на всём протяжении работы с хором. Искусство пения требует овладения сложным комплексом художественно-технических элементов. Достигается это путём фиксации внимания учащихся на конкретной вокально-технической задаче. При этом целенаправленный, постепенно усложняющийся музыкальный материал упражнений будет способствовать закреплению определённых навыков. Специальные упражнения и попевки подбираются соответственно уровню певческого развития учащихся и усложняются постепенно в процессе обучения.

Первым условием в работе над вокально-хоровыми упражнениями является воспитание сознательного отношения учащихся к тем учебным задачам, которые ставятся в процессе занятий.

Вторым условием системы упражнений является постепенное и последовательное усложнение учебных задач. В процессе упражнений необходимо идти от простого к сложному, от понятного, доступного – к более трудному. Всякое новое упражнение должно быть связано с предыдущим, опираться на него и помогать двигаться дальше. т. е. упражнения подбирать в соответствии с певческой подготовкой и возможностями данного хорового коллектива.

Третьим условием системы упражнений является учёт особенностей самого процесса образования навыков. Процесс этот идёт от восприятия и усвоения правила к умению его применять, к закреплению этого умения, к постепенному приобретению навыка. Новая песня, новое упражнение, новая задача при повторении известного материала, новый методический приём в закреплении навыков, эмоциональность руководителя – всё это содействует поддержанию активности, внимания, интереса в процессе работы над формированием певческих навыков.

Четвёртое условие – охват целого комплекса заданий, их разнообразие, концентрация упражнений вокруг определённой художественно-технической задачи приводит усвоению соответствующего навыка. Выработка навыков напевного, протяжного звучания представляет одну из основных задач в вокальной педагогике. Однако если не сочетать эту задачу с выработкой лёгкости, подвижности голоса, с навыками пения нон легато, то это может привести к образованию тяжёлого звучания, лишённого необходимой гибкости и выразительности.

Пятое условие системы вокально-хоровых упражнений заключается в необходимости регулярной и последовательной работы. Нерегулярность занятий, большой временной разрыв между ними ведут к потере навыков.

Интонирование

Интонирование – правильное (чистое) пропевание мелодии с опорой на устойчивых ступенях. Существенно отличается интонирование мелодии в мажоре от интонирования а миноре. Для этого очень важно провести соответственную настройку, например: для мажора пропеть 1 – 11 – 111 ступени, при этом обратить внимание на 111 ступень. Она поётся относительно высоко, это большая терция, далее пропеть трезвучие с опеванием устойчивых ступеней. В миноре так же пропеть 1 – 11 – 111 ступени, но при этом 111 ступень поётся низко, это малая терция, далее пропеть трезвучие с опеванием устойчивых ступеней и три вида минора: натуральный, гармонический и мелодический.

Мажор и минор – наиболее распространённые в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Существует три вида минора: натуральный, звучит без изменения, в гармоническом повышается седьмая ступень, в мелодическом вверх повышается шестая и седьмая ступени, а вниз идёт как натуральный минор. Главный, опорный звук лада (1 ступень) называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

Пение без сопровождения считается самым совершенным видом хорового искусства, в котором свойства и качества голоса показываются в естественном виде, не прикрытые и не заглушённые инструментом. Пение без сопровождения больше, чем пение с сопровождением может называться народным, т. к. народ знает только этот вид пения и достиг в нём высокого совершенства, создав неисчислимые богатства мелодии. При пении без сопровождения (a cappella) как участнику хора, так и дирижёру, предъявляются большие требования. Пение с сопровождением более доступно, здесь мы слышим опору в самом аккомпанементе.

Ансамбль

Согласованность всех выразительных средств и исполнительских приёмов. Равновесие партий по силе, тембру и высоте, правильное соотношение хоровой звучности и тембральных особенностей каждого голоса в той или иной хоровой партии. Мелодический, гармонический, ритмо-динамический, темповой и дикционный ансамбли. Выработка правильного соотношения звучания хоровых партий в звучании всего хора в целом. Ансамбль внутри каждой партии и между хоровыми партиями. Ансамбль хора с инструментальным аккомпанементом.

 

Вопросы охраны детского голоса

В человеческом организме различные органы выполняют не одну, а несколько разнообразных функций. И в пении участвуют многие органы, которые по своей основной функции не относятся к органам голосообразования.

В совокупности все органы, участвующие в голосообразовании образуют так называемый голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полость с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, лёгкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. Но это только часть голосового аппарата. В него входит и нервная система: соответствующие нервные центры в головном мозге с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми органами, участвующими в голосообразовании.

Гортань с голосовыми связками расположена в переднем отделе шеи, над трахеей (у детей гортань в 2 – 2,5 раза меньше, чем у взрослых). Гортань состоит из системы хрящей, между которыми протянуты две голосовые связки. Внутренние мышцы находятся в толщине связок, и внешние мышцы, расположенные в хрящах, приводят в движение голосовые связки. Одни мышцы смыкают голосовые связки – «смыкатели», другие размыкают их – «размыкатели». Имеются так же мышцы, сокращающие голосовые связки.

Во время дыхания при пении, когда вдох делается активным, воздух под связками уплотняется и давит на них. Здесь происходит процесс, при котором голосовые связки, сопротивляясь давлению выдыхаемого воздуха, колеблются – смыкаются или размыкаются. Воздух при этом то сгущается, то разрежается, образуя воздушные волны, которые и воспринимаются нашим слухом как звук.

Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм ещё прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остаётся небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание.

При правильном вокальном воспитании процесс становления голоса проходит плавно как у мальчиков, так и у девочек. В гортани развивается очень важная мышца – голосовая. Её строение постепенно усложняется, и к 12 – 13 годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость.

Если певческое воспитание учащихся с 1 класса идёт правильно, то к 10 – 12-ти годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют «расцветом» голоса. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость», в голосах девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска.

Детскому голосу вообще противопоказано громкое пение, даже в среднем и старшем возрасте, когда голосовая мышца в основном сформирована. Основной заповедью хормейстера и учителя музыки должно быть «не вреди!» Петь надо не напрягаясь, с максимальной естественностью – только при соблюдении этого условия создаются предпосылки для успешного развития вокальных данных.

В круг обязанностей учителя входит охрана поющих и привитие навыков бережного отношения к нему. В этих целях надо руководствоваться следующими правилами:

- не петь в пыльной, не проветренной, холодной или сырой комнате (нормальная температура для занятий 16 – 18 с);

- не утомлять певцов длительным и громким пением, особенно в высоком регистре;

- чередовать пение с отдыхом;

проводить с участниками хора беседы о режиме певца.

Руководитель должен следить, чтобы исполняемое произведение по своему диапазону и тесситуре соответствовало вокальным данным поющих. В некоторых случаях для этой цели надо транспонировать произведение в другую, более удобную тональность. Певческие возможности учащихся младших классов следующие:

Певческий диапазон может состоять всего из 2 – 3 звуков, а может быть развит более октавы. Вместе с тем у всех детей голосовой аппарат ещё не сформирован, отличается хрупкостью, смыкание голосовых связок краевое, из-за чего сила и «полётность» звучания весьма ограничены. Поэтому «рабочий диапазон», особенно в начале занятий, должен в основном совпадать с примарной зоной, типичной для детей младшего школьного возраста: РЕ – ЛЯ первой октавы. Расширение примарной зоны легче происходит за счёт постепенного включения более высоких звуков (СИ первой, ДО второй даже РЕ второй), но не более низких: как правило, петь ДО первой октавы в этом возрасте трудно. Для них естественно звучание лёгкое, звонкое.

Перед младшим хором стоят задачи усвоения дирижёрских жестов и выработки хорошей реакции на них (внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, пиано, форте, крещендо, диминуэндо и т. д.). Особое внимание уделяется дыханию – широкому дыханию по фразам.

 

 

Date: 2016-05-25; view: 577; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию