Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критика опыта самоактуализации и диверсификации
Рассмотренный выше опыт самоактуализации субъекта, как исторически первый способ саморазвития субъекта в качестве разумной сущности, отличается неполнотой диалектического снятия возможностей психики. Незавершенность снятия состоит в том, что субъект в своей самоактуализации лишь реорганизует возможности психики, но не завершает воссоздание обновленного ее эквивалента. Самоактуализация субъекта на основе незавершенного снятия возможностей психики вопиюще однобока. Действительно, несмотря на обширность возможностей полезного использования, к примеру, воды как вещества-заварить чай, искупаться, получить водород и т.д. - все они в той или иной мере возвращают субъекту результат, свойственный самой объективной реальности, и лишь оценивающийся с позиций реальности субъективной. Такой вариант взаимодействия с миром в некоторой степени (то есть в той, в которой проявляется творческая самодеятельность) присущ уже человекообразным обезьянам, использующим палку, чтобы отразить агрессию или добыть пишу. Этот способ состоит в простом распространении во внешний мир объективного управляющего воздействия на него субъекта. Правда, таким образом невероятно расширяются его природные ПРАКТИЧЕСКИЕ возможности - но при этом остаются «за кадром», запертыми на границе субъекта и психики, весомый слой субъективной реальности в виде его ДУХОВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, слой, совершенно не реализуемый в смысле адекватного его воплощения в объективном мире. Слой духовного мира субъекта значительно более важен в его активной самореализации. Например, в той же воде для нас важен не столько практический результат в его объективной форме, сколько субъективное восприятие этого результата: чувство (а не факт) утоления жажды, вкус (а не факт вкуса) воды, ощущение (а не факт ощущения) прохлады, ощущения тепла и движения (а не факты тепла и движения) при сжигании водорода в котельной или в двигателе автомобиля. Существенны именно ощущения - а их в объективном мире, в природе, вообще говоря, - не существует и работающие на них механизмы невозможно построить. Существование субъекта связано не только с простыми ощущениями света, цвета, вкуса, запаха, тепла, давления или боли, но и с более сложными субъективными комплексами (как познавательными конструктами), образованными на их основе. Таков, например комплекс или конструкт восприятия таинственного света. Представленные субъекту ощущения эмоциональной природы, - от простого удовольствия-страдания до более сложных ощущений и чувств, включая любовь, радость, удивление и уверенность и иже с ними, - также являются если не конструктами, то концептами, упорядочивающими содержание переживаний субъекта. Подобно, и наиболее абстрактные концепты человеческого блага опять-таки основаны на структурировании доступных субъекту переживаний, по поводу того, что есть добро, вера или счастье (которое для каждого человека-свое). И, наконец, существуют совершенно отвлеченные феномены субъективной реальности, которые проявляют себя только через многократное взаимопреломление различных конструктов субъективной реальности. Таковы концепты «высшего блага», «энергии», «информации» и «менталитета». Перечисленные явления существуют только субъективно, а именно, - в индивидуальной и/или коллективной формах субъективности. Они существуют и модифицируются только субъектами. Во внешней, объективной реальности их нет, и поэтому они ИСХОДНО оказываются «запертыми» на границе субъект-психика - и пока не ясно, как они актуализируются в саморазвитии субъекта. Дело в том, что феномены субъективной реальности не могут находиться в этой субъективной форме постоянно, прежде всего в силу уже рассмотренной ограниченности возможностей нашей психики, включая, например, ее вычислительные возможности. Эти феномены в своем актуализированном виде не могут накапливаться в переживаниях субъекта сверх определенной меры, - той, за которой был бы возможен качественный скачок саморазвития субъекта. Будучи хранимы лишь при посредстве психики, феномены субъективной реальности могут быть раскодированы только в субъективных же формах, а поэтому они не могут быть «без остатка» воплощены в объективной реальности. Поэтому данные феномены не отличаются продуктивностью и непригодны для исследования и полезной модификации объективного мира. Этот класс субъективных концептов ИСХОДНО самопорождается только в субъективной реальности и принципиально ограничен в плане непосредственности, эти концепты трудно конструируемы, если только не привлекается некоторая символика, но и в таком случае трансляция смыслов также ограничена возможностями реорганизации психики. И в этом состоит второй барьер, барьер диверсификации на пути развития субъекта, как разумной сущности. Преодолевая этот барьер, субъект обращается к объективному миру, в котором, что важно понимать, существуют другие, точно так же «запертые» внутри границ собственной психики субъекты. Взимодействие с миром опос-редуется субъект-субъектным взаимодействием, в котором впервые устанавливаются не непосредственные причинно-следственные связи, но именно опосредствующие существование субъекта отношения, формируемые по субъективным правилам. Причем, сами эти отношения как раз и обеспечивают новые возможности воссоздания в объективном мире искомой упорядоченности. Упорядочение структур психики имеет для нее кардинальное развивающее значение, которое в ее природе не могло быть предзаложено. Актуализация упорядоченности психических процессов происходит в формах сигналов, понятных только в кругу отдельных реципиентов, обладающих ключами для расшифровки этих сигналов.
Строго говоря, такой способ взаимодействия нельзя определить как вполне «информационный». В данном случае от системы к системе не передается НОВАЯ информация и «количество байтов» в ходе передачи чаще всего то же самое, - также как в случае приема этой информации. При этом, если перехватить такую информацию, то даже при ее неадекватной расшифровке количество байтов остается одним и тем же. В качестве самых подходящих аналогов описываемого типа взаимодействия можно было бы назвать вербальный и невербальный обмен информацией на взаимно доступных субъектам языках общения. Строго говоря, таковой, то есть иносказательной, информации в объективном мире нет, поскольку невозможно объективное определение образного, а то и эзопова языка субъективной реальности. Со-общение субъектов может, в частности, опираться на результаты непосредственного сенсорного восприятия: (образ) + реакция. Оценка этого непосредственного восприятия такова: (образ чего (?) - пейзажа или сражения (?)) + ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ реакция, вызванная двумя предыдущими факторами (ДОБРАЯ, СУРОВАЯ картина). И эта дополнительная реакция, по сути, обеспечивает психическую проекцию, образующую ВТОРОЙ УРОВЕНЬ РЕАЛЬНОСТИ (точнее - «второй, то есть неочевидный, план» иносказания). В символическом со-общении субъектов каждый раз заново воссоздается, с некоей степенью точности, впечатление от реакции одного субъекта на реакцию другого субъекта. Взаимопонимание достигается благодаря обладанию «ключами» общей культуры субъектов и на основе аналогичного строения психики субъектов, основы которой заложены биологически:
Date: 2016-05-25; view: 315; Нарушение авторских прав |