Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диалектика развития субъекта
Очевидно, что при ограниченных возможностях природного способа гностических действий человека, возможности собственно субъекта качественно преобразовать состояние наличных ресурсов самопознания весьма ограничены. Новые элементы субъективной реальности, изготовленные субъектом в ходе познания мира НА ОСНОВЕ ВОСПРИНЯТОГО, как бы они ни были полезны, не могут находиться в субъективной реальности вечно. Они переходят в память, чтобы быть изредка извлекаемы на поверхность. Правда, можно с уверенностью заявить, что субъективная реальность каждого индивидуума в любой данный момент в значительной степени состоит из именно из таких «мерцающих», то есть возникающих и исчезающих в ходе познания, конструктов. Поэтому, в силу указанной неустойчивости психики, как аппарата генерации субъективной реальности, ни о каком качественном скачке в развитии самого субъекта на основе подобного, «сумеречного» познания не может быть и речи, хотя и говорят, что сова Минервы вылетает в сумерках. И в этом состоит первый барьер на пути развития субъекта, как самостоятельной разумной сущности - барьер технологической ограниченности психики, связывающий свободу самоактуализации субъекта. Впрочем, к счастью, этот барьер преодолевается в эволюции каждого индивидуума таким же естествен? ным образом, как и в начале эволюции человечества. Человек, с необходимостью становясь субъектом, стремится расширять свои возможности взаимодействия с объективным миром посредством накопления багажа пережитого опыта во внепсихических аккумулятах (в устных и письменных, в монументальных, а также и в электронных средствах его запечатления). При этом известные возможности психики «снимаются», то есть все ее ценные для субъекта возможности не только сохраняются, но и преобразуются в связи с новым ее предназначением, - обеспечить решение оперативных задач расширения субъективной реальности, то есть задач самоактуализации субъекта, имея к тому же в виду дальнейшую его эскалацию, не только во-вне, но и вовнутрь, с целью перманентной реорганизации психических процессов. То есть, как это ни парадоксально, саморазвитие ПРАКТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ субъекта, как идеального феномена, осуществляется за счет упорядоченного управления объективной структурой психики в форме диалектического ее снятия, при сохранении и преобразовании всех ее ценных преимуществ, наработанных в ходе эволюции жизни на Земле. Идеальное, таким образом, инициирует развитие окружающего его материального, делегируя ему собственные установки самоорганизации и заставляя служить себе. Не только материя отражается в субъекте, но и субъект отражается в материи. Процесс снятия ресурсов психики в самоактуализации субъекта происходит в форме взаимопреломления возможностей материального и идеального, что свидетельствует об относительной, а не абсолютной противоположности этих категорий и всего того содержания, что ими обозначается. Разумеется, такие взаимоотношения субъекта и материи — или, если угодно, субъект-объектное взаимодействие, не ограничивается полезными для мышления изменениями в психике, хотя психика и выполняет роль первого звена связи этих двух миров и посредством ее накапливаются все несметные сокровища субъекта. Это взаимоотношение субъекта и психики реализуется, в частности, в форме организации в структуре психики относительно автономных от собственно сознания «программных модулей» реализации побуждений, лежащих в основе формирования умений и навыков человека, а также в основе его сложного профессионального и социального поведения. Психика представляет субъекту возможности создавать для реализации побуждений те или иные условные рефлексы, существующие затем более или менее автономно во внепсихической сфере, начиная от рефлексов координации ходьбы и до рефлексов, или, лучше сказать, - концептов, - управления энергоинформационными ресурсами, также как концептов управления ресурсами персонала фирмы. Итак, вслед за самоактуализацией субъект стремится к диверсификации в материальном мире, механизм которой позволяет человеку создавать различные орудия и технологии или, проще, - технические приспособления. Что такое чашка, как не овеществленный концепт удерживающего воду предмета. Что такое микроскоп как не развитие концепции глаза и что такое автомобиль, как не овеществленная концепция предмета, освобождающего для движения заимствованную извне энергию? При помощи мышления, психики, тела и внетелесных приспособлений субъект исследует и изменяет окружающий его мир сообразно своим побуждениям. Это сфера цивилизации человека и, прежде всего, - поле приложения возможностей естественной науки. Сфера цивилизации представляет расширенную «матчасть» человека и человечества, организованную и управляемую в соответствии с нашими побуждениями и ожиданиями. В цивилизации отпечатывается, запечатлевается воздействие на объективный мир как индивидуальных, так и коллективных субъектов. Так создается непрерывная и постоянно развивающаяся слоистая структура, своеобразный конгломерат упорядоченной реальности, в центре которого оказывается преломляемый во всех слоях и на всех уровнях организации следующий ряд субъект-объектного взаимодействия: Date: 2016-05-25; view: 289; Нарушение авторских прав |