Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Необходимость субъекта и его функции
Итак, система отсчета, как система самонаблюдения и взаимодействия субъекта, определилась уже потому, что только субъект принимает на себя всю полноту свободы и ответственности, обычно ассоциируемую с недифференцированной целостностью человека. В субъект-центрированной системе отсчета в предметную область изучения с необходимостью входят способы со-бытия субъекта, за которыми должны быть обнаружены определенные закономерности его взаимодействия с окружающим его миром, определяющие меру общественно необходимой свободы человека в его активной эволюции. Но в таком случае перспективы развития человека как разумной сущности определяются расширением возможностей именно субъекта, при его общественно освобожденном со-бытии. И если потребность человечества в повышении качества вочеловечивания индивидуумов существует, - а она существует объективно, - то необходимое и произвольное саморазвитие субъекта начинается с того, что его субъективность также объективируется. В результате субъективно инициируемые действия человека не только не ограничиваются, но и становятся чрезвычайно, остро и крайне необходимыми, так что вопрос состоит лишь в том, каким образом самому человеку, как субъекту его активной эволюции решиться на постоянное преодоление собственной, исторически и психо-биоло-гически унаследованной ограниченности. Упрощая, скажем: каким образом уникальная и неповторимая «программа» могла бы выбраться из «компьютера», и, уцелев при этом, приобрела бы относительно самостоятельное существование? Примечательно, что такая постановка вопроса, несмотря на ее прозрачность, несколько нетипична для современной философии человека как таковой, поскольку обыкновенно ею рассматривается либо функциональность человека в среде объективной реальности, либо его функциональность в среде психологических феноменов, описываемых гуманистическими терминами, взаимодействие которых предопределено социокультурно и нравственно обусловленными возможностями научного языка. Иными словами, в философии человека до сих пор либо изучается борьба со стихией, либо борьба добра и зла. Вместе с тем, как считает М. Мамрдашвили, в современной антропологии и философии «Человек есть существо, которое есть в той мере, в какой оно самосозидается.» Человек, как верно замечает этот известный философ,«... не есть нечто, порождаемое природой в том смысле, что нет такого основания в природе, которое самодействовало бы и порождало своим самодействием в человеке человеческое.(17;18) Поэтому нам следует, для выполнения поставленной задачи, вначале охарактеризовать якобы данный «от природы» (точнее, - от природы современного общества) способ действий обладающего сознанием человеческого субъекта, из анализа которого трлько:и могут етать.явными его возможности. Действительно, если поразмыслить с точки зрения биологической оправданности, само существование самосознающего субъекта представляется словно бы излишним. Мозг прекрасно справляется с поддержанием функций тела, с обеспечением всех видов перцепции, он способен в отсутствие сознания перерабатывать информацию, принимать те или иные решения по управлению жизнедеятельностью человека и, к тому же, - хранить и накапливать общечеловеческий опыт в индивидуальном его преломлении. Так зачем же в скупой на излишества природе возникает субъект, который, в принципе, отличается тем, что «знает себе цену», то есть прекрасно осознает собственную уникальность, и, в конце концов, - бесценность и, говоря словами М. Мамардашвили, «необходимость себя» как абсолютного сокровища? Как и зачем возможно и необходимо это существо, ставящее такого рода вопросы? Несмотря на вне-естественность оснований человека, хотелось бы полагать, что без объективных оснований, то есть вне объективно установленных причин и условий ничто не из чего не возникает и не развивается. «Просто так ничто не появляется», и для появления субъекта должны иметься, среди прочих, и объективные основания. У субъекта должны быть уникальные и важные для выживания организма человека функции, механически неосуществимые, причем эти функции должны быть неразрывно связаны с самой природой субъекта. Такие функции должны являться эксклюзивными ноу-хау-способностями субъекта. Вместе с тем, таких функций, обнаруживаемых на основе первичного, умозрительного анализа, весьма немного. Эти функции соотносятся со следующими структурными элементами субъективной реальности: воспринимаемые сигналы, поставляемые анализаторами, различные эмуляции, поставляемые памятью, их комбинации, ожидания и субъективные эквиваленты абстрактных понятий, а также иные конструктивные элементы (прежде всего эмоциональной природы, поставляемые в виде переживаний тем или иными структурами мозга). Собственно, все содержимое субъективной реальности создается психикой за границами субъекта и появляется для него уже в готовом виде. Что же принципиально нового происходит в субъективном пространстве? При такой постановке вопроса наше внимание привлекает процесс мышления, или, что одно и то же, - процесс понимания. Попробуем взглянуть на этот процесс несколько более отвлеченным, наиболее общим образом. Прежде всего, в процессе мышления происходит: а) перекомбинирование фигур субъективного пространства, б) их разложение на более простые фигуры, в) создание на основе простых фигур более сложных, - при самых различных побуждениях. Таким образом, в субъективном пространстве могут конструироваться принципиально новые элементы, обладающие новыми, НЕОБХОДИМЫМИ СУБЪЕКТУ, свойствами. В частности, в субъективном контексте размышления могут конструироваться весьма абстрактные фигуры. Например, при периодическом возникновении сигналов вовне активности субъекта, они, соответственно, воспринимаются в пространстве внимания как следующие один за другим. Это в конце концов приводит к появлению абстрактной категории «время», которого нельзя не увидеть, ни ощущать, ни измерить как непосредственно данные вещи (часы - это, очевидно, косвенный способ). Направленный и осуществляющейся по определенным правилам процесс трансформации фигур субъективного пространства управляется субъектом так, что он задействует мнеми-ческие и мыслительные процессы, при этом обращаясь, при необходимости, к внешней среде. Как следствие, фигуры субъективного пространства приводятся в тот порядок, который желателен для субъекта, стремящегося к ИДЕАЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ его творчества. Далее, необходимо понимать, что такое перекомбинирование фигур не хаотично, оно направлено СИСТЕМОЙ ПОБУЖДЕНИЙ человека, представленной для субъекта особым набором ощущений (я специально ранее употребил словосочетание «необходимым субъекту»), не имеющим источника во внешнем мире, а самостоятельно порожденным сознанием субъекта при помощи его психики. Эта система побуждений представляет для субъекта, во-первых, исходный набор его отношений к данной фигуре в НАЛИЧНОМ СОСТОЯНИИ СУБЪЕКТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА. К примеру, спички в ЗИМНЮЮ стужу и спички на ВЗРЫВООПАСНОМ складе относительно других фигур наличной ситуации имеют различные значения, определенные (примем это пока по умолчанию) ЖЕЛАНИЕМ СОГРЕТЬСЯ/НЕЖЕЛАНИЕМ ЗАМЕРЗАТЬ И ЖЕЛАНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ/НЕЖЕЛАНИЕМ ПОГИБНУТЬ. Разумеется, усложнение субъективной обстановки приведет и к изменению отношений к той или иной фигуре субъективного пространства, которая будет обретать все большее разнообразие наличных связей. Во-вторых, система побуждений предоставляет субъекту, в дополнение к предметным, инструктивным ощущениям, обуславливающим отношения фигура/обстановка/побуждения, ощущения беспредметные, служащие общим фоном субъективного пространства, «подсказывающим» субъекту общее направление мышления. Можно сказать, подсказываются возможные варианты решения задачи, которая должна быть так или иначе решена. Так, общая, личностная тревога может вызвать активацию мышления и стремление при помощи доступных фигур субъективного пространства выявить источник тревоги и деактивировать его. Понятно, что это формально выглядит как своеобразная ревизия фигур субъективного пространства, приводящая к рекомбинации этих фигур посредством процессов памяти, восприятия и мышления с целью логического упорядочения ситуации и выбора фигур с предметными признаками тревоги, а также с целью их рекомбинации с другими фигурами. В результате фактор тревоги «снимается» благодаря выполнению действий ментального плана. При этом не дезактивированные фигуры впоследствии сохраняются в памяти по существенному признаку «плохо» в смысле от ношения субъекта к данному набору значимых фигур. Соответственно, благодаря активности мышления, предметные побудительные факторы («значения») и непредметные («состояния») обладают взаимно дополнительными свойствами, как бы обладая возможностью взаимного перехода из одних в другие. Например, если человеку «плохо», то его мыслительная активность будет направлена на ревизию «плохих» фигур и преобразование их в «хорошие». Если человеку «хорошо», то в мышлении ревизуются «хорошие» фигуры (в отсутствие фактора тревоги). Или ревизуются все фигуры (наличие фактора тревоги) с целью пролонгации или с целью восстановления «хорошего состояния». Усложняя пример, представим следующие ситуации: 1. «Спички: (относительно нейтрально) + склад пороха (нежелание погибнуть) = потенциальный взрыв (плохо)» 2. «Спички: (относительно нейтрально) + склад пороха (нежелание погибнуть) + враги на складе (совсем плохо) = самоуничтожение вместе с врагами (возможно приемлемо) 3. «Позор: (невыносимо) + пистолет (опасность) = самоубийство как избавление от невыносимого = (физический и моральный «выигрыш» человека, поставленного в невыносимые условия). Естественно, в реальности, протяженность ментальных рядов зависит от огромного количества личностных факторов, которые определяют величину побудительных факторов (см. их названия в скобках). Важно выделить значимые, наиболее весомые факторы, составляющие наличную систему побуждений субъекта. В отличие от непосредственно воспринятых или воссозданных фигур, составленных из свойств, сообщенных субъекту автоматически в процессе восприятия (цвет, яркость, форма, фактура и прочие) за счет перекодировки исходного сигнала, побудительные факторы НЕ ЯВЛЯЮТСЯ результатом перекодировки сигнала внешней среды. Они происходят из психики и ДОПОЛНЯЮТ тот или иной сигнал либо в процессе восприятия (ГРУСТНОЕ лицо), либо в процессе взаимодействия субъективная фигура-психика (ГРУСТНАЯ перспектива), либо генерируются психикой самостоятельно (ГРУСТНОЕ настроение). Более того, они не могут генерироваться субъектом без активного влияния психики - так, если субъект может сложить в воображении две линии, получив знак «плюс», то генерировать «грусть» он не может. Побудительные факторы субъектом могут только переживаться. Таким образом, побудительные факторы отличаются от иных элементов субъективной реальности тем, что они первично возникают в ответ на представленный в субъективной реальности элемент (поскольку реально воспринятые и побудительные элементы формируют единую субъективную фигуру, то правильнее говорить о конструктивном ядре и инструктивной оболочке фигуры). Они, вне зависимости от предметности, беспредметности и уровня сложности, являются РЕАКЦИЕЙ физиологии мозга и психики, как «стороны» физиологических процессов. Природа этой реакции ВНЕСУБЪЕКТНА, но она, вместе с тем, обуславливает характер действий субъекта, являясь для него своеобразной принудительной данью биологическому естеству человека.*) При этом активность человеческого субъекта, благодаря развитым возможностям его психики, позволяет не только тасовать наборы составляющих ментальный опыт фигур, но и создавать новые фигуры а также различные их комплексы, что позволяет решать побудительные задачи одних сфер познания за счет других его сфер. Например, испытываемый человеком страх при нападении на него, допустим, вооруженного его противника, может привести не только к естественной реакции скрыться из виду, но и к попытке противостоять имеющимися у него подручными средствами или приемами, включая психологические, которые могут быть объединены по признаку «опасность - нейтрализация опасности». Так, например, психологические приемы разрешения конфликтов обретают еще одно потенциальное значение разрешения конфликтов вообще, включая вооруженные. Таким образом, в ходе процесса мышления, человеческое сознание формирует из воспринятых и созданных фигур и их значений целостную систему значений, непротиворечиво объединяющую весь опыт субъекта и в дальнейшем служащую ему базой данных для мышления, анализа информации и конструирования действий. Это и есть субъективно весьма ценный багаж человеческого существа. Изложенное проливает свет на уникальную и доступную только сознанию область деятельности: оно, действуя по формально определенным побудительным причинам, обладает возможностью использовать практически любые решающие в субъективной реальности эту задачу фигуры и их комбинации. Частным случаем, но наиболее ярким (по той простой причине, что мы инстинктивно полагаем, будто любая задача может иметь «НАИЛУЧШЕЕ» решение, тогда как на деле это не так, и удовлетворительных решений оказывается значительно большее количество) примером такой свободы выбора субъекта является решение так называемой «буридановой проблемы», то есть выбора между двумя равными альтернативами. К слову сказать, эта неразрешимая осмысленным с точки зрения формальной логики способом (применение генератора случайных решений не может быть признано в качестве осмысленного способа) задача возникает довольно часто, как вследствие отсутствия нужной для осмысленного выбора информации, так и при простом переключении сознания с любой фигурой на ее эквивалент, возникшем в результате осмысления (так как по определению воспринятая фигура и ее субъективный смысловой эквивалент по своим значениям идентич-ны).Уникальная роль субъекта и в данном случае состоит в связывании задачи и любого другого, как правило, наиболее яркого, элемента субъективной реальности (к примеру, слева дорога получше - пойду налево). Получившийся новый элемент позволяет побудительной причине реализоваться в акте мышления и (возможно), - в последующем действии. Возникший позитивный или негативный опыт откладывается в памяти, выступая положительным или отрицательным побудительным признаком фигуры для данного субъективного окружения. Эта проверка и последующее запоминание радикальным образом отличают действие субъекта от так называемой «смещенной» активности, когда, допустим, вызванная одним человеком злость выплескивается на другого, принося временное облегчение. *) Кстати, можно определить со-бытие субъекта, или его субъективную жизнь, как разнонаправленную беспредметными побудительными факторами осмысленную рекомбинацию субъективных фигур в соответствии с их побудительными признаками, и -ПЕРЕЖИВАНИЕ этого процесса. Субъект - это перманентное, активное состояние творчества нового вкупе с острым переживанием этого увлекательного процесса.
Такова эвристическая и познавательная функция сознания. Таким образом, основная функция субъекта состоит в том, что он действительно СОЗДАЕТ. Иначе говоря, субъект необходим как необходимо творческое начало человека. Но творение субъекта не ограничивается одним только актом этого сложного процесса. Вновь созданный элемент, вне зависимости от «позитивности» или «негативное™», в дальнейшем может быть актуализирован в субъективной реальности, послужив основанием, то есть причиной и условием процесса дальнейшего созидания новых интеллектуальных фигур. Биологическая оправданность существования субъекта и технологическая характеристика его способа действий совпадают - это эвристическое созидание новых фигур субъективной реальности, удовлетворяющих генерированным психикой побудительным причинам и предназначенных для использования в дальнейшем, — с целью накопления практического и познавательного, конструктивного опыта человека как общественного индивида. Так создается все неисчерпаемое духовное и душевное, ценностное и интеллектуальное богатство человечества и каждого отдельного человека, сосредоточенное в его внутреннем мире и доступное субъекту в дальнейшем. Но приумножение этого богатства трудно сопоставимо с тем фактом, что субъекту непосредственно доступны одни только скромные возможности его собственной психики. Date: 2016-05-25; view: 501; Нарушение авторских прав |