Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость субъекта и его функции





Итак, система отсчета, как система самонаблюдения и взаимодействия субъек­та, определилась уже потому, что только субъект принимает на себя всю полноту свободы и ответственности, обычно ассоциируемую с недифференцированной целостностью человека.

В субъект-центрированной системе отсчета в предметную область изуче­ния с необходимостью входят способы со-бытия субъекта, за которыми должны быть обнаружены определенные закономерности его взаимодействия с окружа­ющим его миром, определяющие меру общественно необходимой свободы че­ловека в его активной эволюции.

Но в таком случае перспективы развития человека как разумной сущности определяются расширением возможностей именно субъекта, при его обществен­но освобожденном со-бытии. И если потребность человечества в повышении качества вочеловечивания индивидуумов существует, - а она существует объек­тивно, - то необходимое и произвольное саморазвитие субъекта начинается с того, что его субъективность также объективируется. В результате субъективно инициируемые действия человека не только не ограничиваются, но и становят­ся чрезвычайно, остро и крайне необходимыми, так что вопрос состоит лишь в том, каким образом самому человеку, как субъекту его активной эволюции ре­шиться на постоянное преодоление собственной, исторически и психо-биоло-гически унаследованной ограниченности.

Упрощая, скажем: каким образом уникальная и неповторимая «программа» могла бы выбраться из «компьютера», и, уцелев при этом, приобрела бы отно­сительно самостоятельное существование?

Примечательно, что такая постановка вопроса, несмотря на ее прозрачность, несколько нетипична для современной философии человека как таковой, по­скольку обыкновенно ею рассматривается либо функциональность человека в среде объективной реальности, либо его функциональность в среде психологи­ческих феноменов, описываемых гуманистическими терминами, взаимодействие которых предопределено социокультурно и нравственно обусловленными воз­можностями научного языка.

Иными словами, в философии человека до сих пор либо изучается борьба со стихией, либо борьба добра и зла. Вместе с тем, как считает М. Мамрдашвили, в современной антропологии и философии «Человек есть существо, кото­рое есть в той мере, в какой оно самосозидается.» Человек, как верно замечает этот известный философ,«... не есть нечто, порождаемое природой в том смыс­ле, что нет такого основания в природе, которое самодействовало бы и порож­дало своим самодействием в человеке человеческое.(17;18)

Поэтому нам следует, для выполнения поставленной задачи, вначале оха­рактеризовать якобы данный «от природы» (точнее, - от природы современного общества) способ действий обладающего сознанием человеческого субъекта, из анализа которого трлько:и могут етать.явными его возможности.

Действительно, если поразмыслить с точки зрения биологической оправдан­ности, само существование самосознающего субъекта представляется словно бы излишним. Мозг прекрасно справляется с поддержанием функций тела, с обеспечением всех видов перцепции, он способен в отсутствие сознания пере­рабатывать информацию, принимать те или иные решения по управлению жиз­недеятельностью человека и, к тому же, - хранить и накапливать общечелове­ческий опыт в индивидуальном его преломлении.

Так зачем же в скупой на излишества природе возникает субъект, который, в принципе, отличается тем, что «знает себе цену», то есть прекрасно осознает собственную уникальность, и, в конце концов, - бесценность и, говоря словами М. Мамардашвили, «необходимость себя» как абсолютного сокровища? Как и зачем возможно и необходимо это существо, ставящее такого рода вопросы?

Несмотря на вне-естественность оснований человека, хотелось бы пола­гать, что без объективных оснований, то есть вне объективно установленных причин и условий ничто не из чего не возникает и не развивается. «Просто так ничто не появляется», и для появления субъекта должны иметься, среди прочих, и объективные основания. У субъекта должны быть уникальные и важные для выживания организма человека функции, механически неосуществимые, при­чем эти функции должны быть неразрывно связаны с самой природой субъекта. Такие функции должны являться эксклюзивными ноу-хау-способностями субъекта.

Вместе с тем, таких функций, обнаруживаемых на основе первичного, умоз­рительного анализа, весьма немного. Эти функции соотносятся со следующи­ми структурными элементами субъективной реальности: воспринимаемые сиг­налы, поставляемые анализаторами, различные эмуляции, поставляемые памя­тью, их комбинации, ожидания и субъективные эквиваленты абстрактных поня­тий, а также иные конструктивные элементы (прежде всего эмоциональной при­роды, поставляемые в виде переживаний тем или иными структурами мозга). Собственно, все содержимое субъективной реальности создается психикой за границами субъекта и появляется для него уже в готовом виде.

Что же принципиально нового происходит в субъективном пространстве? При такой постановке вопроса наше внимание привлекает процесс мышления, или, что одно и то же, - процесс понимания. Попробуем взглянуть на этот про­цесс несколько более отвлеченным, наиболее общим образом. Прежде всего, в процессе мышления происходит:

а) перекомбинирование фигур субъективного пространства,

б) их разложение на более простые фигуры,

в) создание на основе простых фигур более сложных, - при самых различ­ных побуждениях.

Таким образом, в субъективном пространстве могут конструироваться прин­ципиально новые элементы, обладающие новыми, НЕОБХОДИМЫМИ СУБЪЕКТУ, свойствами. В частности, в субъективном контексте размышления могут конструироваться весьма абстрактные фигуры. Например, при периодическом возникновении сигналов вовне активности субъекта, они, соответствен­но, воспринимаются в пространстве внимания как следующие один за другим. Это в конце концов приводит к появлению абстрактной категории «время», ко­торого нельзя не увидеть, ни ощущать, ни измерить как непосредственно дан­ные вещи (часы - это, очевидно, косвенный способ). Направленный и осуще­ствляющейся по определенным правилам процесс трансформации фигур субъек­тивного пространства управляется субъектом так, что он задействует мнеми-ческие и мыслительные процессы, при этом обращаясь, при необходимости, к внешней среде. Как следствие, фигуры субъективного пространства приводят­ся в тот порядок, который желателен для субъекта, стремящегося к ИДЕАЛЬ­НОМУ РЕЗУЛЬТАТУ его творчества.

Далее, необходимо понимать, что такое перекомбинирование фигур не ха­отично, оно направлено СИСТЕМОЙ ПОБУЖДЕНИЙ человека, представлен­ной для субъекта особым набором ощущений (я специально ранее употребил словосочетание «необходимым субъекту»), не имеющим источника во внеш­нем мире, а самостоятельно порожденным сознанием субъекта при помощи его психики. Эта система побуждений представляет для субъекта, во-первых, ис­ходный набор его отношений к данной фигуре в НАЛИЧНОМ СОСТОЯНИИ СУБЪЕКТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА. К примеру, спички в ЗИМНЮЮ стужу и спички на ВЗРЫВООПАСНОМ складе относительно других фигур наличной ситуации имеют различные значения, определенные (примем это пока по умол­чанию) ЖЕЛАНИЕМ СОГРЕТЬСЯ/НЕЖЕЛАНИЕМ ЗАМЕРЗАТЬ И ЖЕЛАНИ­ЕМ БЕЗОПАСНОСТИ/НЕЖЕЛАНИЕМ ПОГИБНУТЬ.

Разумеется, усложнение субъективной обстановки приведет и к изменению отношений к той или иной фигуре субъективного пространства, которая будет обретать все большее разнообразие наличных связей.

Во-вторых, система побуждений предоставляет субъекту, в дополнение к предметным, инструктивным ощущениям, обуславливающим отношения фигу­ра/обстановка/побуждения, ощущения беспредметные, служащие общим фо­ном субъективного пространства, «подсказывающим» субъекту общее направ­ление мышления. Можно сказать, подсказываются возможные варианты реше­ния задачи, которая должна быть так или иначе решена.

Так, общая, личностная тревога может вызвать активацию мышления и стремление при помощи доступных фигур субъективного пространства выя­вить источник тревоги и деактивировать его. Понятно, что это формально выг­лядит как своеобразная ревизия фигур субъективного пространства, приводя­щая к рекомбинации этих фигур посредством процессов памяти, восприятия и мышления с целью логического упорядочения ситуации и выбора фигур с пред­метными признаками тревоги, а также с целью их рекомбинации с другими фигурами. В результате фактор тревоги «снимается» благодаря выполнению действий ментального плана. При этом не дезактивированные фигуры впослед­ствии сохраняются в памяти по существенному признаку «плохо» в смысле от ношения субъекта к данному набору значимых фигур. Соответственно, благода­ря активности мышления, предметные побудительные факторы («значения») и непредметные («состояния») обладают взаимно дополнительными свойствами, как бы обладая возможностью взаимного перехода из одних в другие.

Например, если человеку «плохо», то его мыслительная активность будет направлена на ревизию «плохих» фигур и преобразование их в «хорошие». Если человеку «хорошо», то в мышлении ревизуются «хорошие» фигуры (в отсут­ствие фактора тревоги). Или ревизуются все фигуры (наличие фактора тревоги) с целью пролонгации или с целью восстановления «хорошего состояния».

Усложняя пример, представим следующие ситуации:

1. «Спички: (относительно нейтрально) + склад пороха (нежелание погиб­нуть) = потенциальный взрыв (плохо)»

2. «Спички: (относительно нейтрально) + склад пороха (нежелание погиб­нуть) + враги на складе (совсем плохо) = самоуничтожение вместе с врагами (возможно приемлемо)

3. «Позор: (невыносимо) + пистолет (опасность) = самоубийство как избав­ление от невыносимого = (физический и моральный «выигрыш» человека, по­ставленного в невыносимые условия).

Естественно, в реальности, протяженность ментальных рядов зависит от огромного количества личностных факторов, которые определяют величину побудительных факторов (см. их названия в скобках).

Важно выделить значимые, наиболее весомые факторы, составляющие на­личную систему побуждений субъекта. В отличие от непосредственно воспри­нятых или воссозданных фигур, составленных из свойств, сообщенных субъек­ту автоматически в процессе восприятия (цвет, яркость, форма, фактура и про­чие) за счет перекодировки исходного сигнала, побудительные факторы НЕ ЯВЛЯЮТСЯ результатом перекодировки сигнала внешней среды.

Они происходят из психики и ДОПОЛНЯЮТ тот или иной сигнал либо в процессе восприятия (ГРУСТНОЕ лицо), либо в процессе взаимодействия субъективная фигура-психика (ГРУСТНАЯ перспектива), либо генерируются психикой самостоятельно (ГРУСТНОЕ настроение). Более того, они не могут генерироваться субъектом без активного влияния психики - так, если субъект может сложить в воображении две линии, получив знак «плюс», то генериро­вать «грусть» он не может. Побудительные факторы субъектом могут только переживаться.

Таким образом, побудительные факторы отличаются от иных элементов субъективной реальности тем, что они первично возникают в ответ на пред­ставленный в субъективной реальности элемент (поскольку реально восприня­тые и побудительные элементы формируют единую субъективную фигуру, то правильнее говорить о конструктивном ядре и инструктивной оболочке фигу­ры). Они, вне зависимости от предметности, беспредметности и уровня слож­ности, являются РЕАКЦИЕЙ физиологии мозга и психики, как «стороны» физиологических процессов. Природа этой реакции ВНЕСУБЪЕКТНА, но она, вме­сте с тем, обуславливает характер действий субъекта, являясь для него своеобраз­ной принудительной данью биологическому естеству человека.*)

При этом активность человеческого субъекта, благодаря развитым возмож­ностям его психики, позволяет не только тасовать наборы составляющих мен­тальный опыт фигур, но и создавать новые фигуры а также различные их ком­плексы, что позволяет решать побудительные задачи одних сфер познания за счет других его сфер. Например, испытываемый человеком страх при нападе­нии на него, допустим, вооруженного его противника, может привести не толь­ко к естественной реакции скрыться из виду, но и к попытке противостоять имеющимися у него подручными средствами или приемами, включая психоло­гические, которые могут быть объединены по признаку «опасность - нейтрали­зация опасности». Так, например, психологические приемы разрешения конф­ликтов обретают еще одно потенциальное значение разрешения конфликтов вообще, включая вооруженные.

Таким образом, в ходе процесса мышления, человеческое сознание форми­рует из воспринятых и созданных фигур и их значений целостную систему зна­чений, непротиворечиво объединяющую весь опыт субъекта и в дальнейшем служащую ему базой данных для мышления, анализа информации и конструи­рования действий. Это и есть субъективно весьма ценный багаж человеческого существа.

Изложенное проливает свет на уникальную и доступную только сознанию область деятельности: оно, действуя по формально определенным побудитель­ным причинам, обладает возможностью использовать практически любые ре­шающие в субъективной реальности эту задачу фигуры и их комбинации. Част­ным случаем, но наиболее ярким (по той простой причине, что мы инстинктив­но полагаем, будто любая задача может иметь «НАИЛУЧШЕЕ» решение, тогда как на деле это не так, и удовлетворительных решений оказывается значитель­но большее количество) примером такой свободы выбора субъекта является решение так называемой «буридановой проблемы», то есть выбора между дву­мя равными альтернативами.

К слову сказать, эта неразрешимая осмысленным с точки зрения формаль­ной логики способом (применение генератора случайных решений не может быть признано в качестве осмысленного способа) задача возникает довольно часто, как вследствие отсутствия нужной для осмысленного выбора информа­ции, так и при простом переключении сознания с любой фигурой на ее эквивалент, возникшем в результате осмысления (так как по определению воспринятая фигура и ее субъективный смысловой эквивалент по своим значениям идентич-ны).Уникальная роль субъекта и в данном случае состоит в связывании задачи и любого другого, как правило, наиболее яркого, элемента субъективной реально­сти (к примеру, слева дорога получше - пойду налево). Получившийся новый элемент позволяет побудительной причине реализоваться в акте мышления и (возможно), - в последующем действии. Возникший позитивный или негативный опыт откладывается в памяти, выступая положительным или отрицательным по­будительным признаком фигуры для данного субъективного окружения. Эта проверка и последующее запоминание радикальным образом отличают действие субъекта от так называемой «смещенной» активности, когда, допустим, вызван­ная одним человеком злость выплескивается на другого, принося временное об­легчение.

*) Кстати, можно определить со-бытие субъекта, или его субъективную жизнь, как разнонаправленную беспредметными побудительными факторами осмысленную реком­бинацию субъективных фигур в соответствии с их побудительными признаками, и -ПЕРЕЖИВАНИЕ этого процесса. Субъект - это перманентное, активное состояние твор­чества нового вкупе с острым переживанием этого увлекательного процесса.

 

Такова эвристическая и познавательная функция сознания. Таким образом, основная функция субъекта состоит в том, что он действительно СОЗДАЕТ. Иначе говоря, субъект необходим как необходимо творческое начало человека. Но творение субъекта не ограничивается одним только актом этого сложного процесса. Вновь созданный элемент, вне зависимости от «позитивности» или «негативное™», в дальнейшем может быть актуализирован в субъективной ре­альности, послужив основанием, то есть причиной и условием процесса даль­нейшего созидания новых интеллектуальных фигур.

Биологическая оправданность существования субъекта и технологическая характеристика его способа действий совпадают - это эвристическое созида­ние новых фигур субъективной реальности, удовлетворяющих генерированным психикой побудительным причинам и предназначенных для использования в дальнейшем, — с целью накопления практического и познавательного, конст­руктивного опыта человека как общественного индивида. Так создается все не­исчерпаемое духовное и душевное, ценностное и интеллектуальное богатство человечества и каждого отдельного человека, сосредоточенное в его внутрен­нем мире и доступное субъекту в дальнейшем. Но приумножение этого богат­ства трудно сопоставимо с тем фактом, что субъекту непосредственно доступ­ны одни только скромные возможности его собственной психики.

Date: 2016-05-25; view: 438; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию