Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция конституционного государства (17-18век)
Эпоха Просвещения принесла с собой веру в человеческий разум, гуманизм, демократию, предложила гармонизировать баланс индивидуальных и групповых интересов в основном законе - конституции, четко прописав в нем, что запрещено государству. Так родилась концепция конституционного государства, основанная на принципах ограниченного правления (разделение властей на несколько ветвей и их взаимное сдерживание) и судебной защите прав человека. Французский философ Монтескье предлагает разделить систему гос управления на несколько ветвей. Теория правового государства Иммануила Канта. Термин "правовое государство " вводит в оборот в начале 19 века немецкие юристы. Базовый принцип правового государства верховенство закона. 20 век обогатил это понятие новыми чертами: 2. свободный независимый суд 3. принцип верховенства конституции по отношению к другим законам 4. взаимная ответственность гражданина и государства 5. принцип разделение властей 6. приоритет норм международного права Основные моменты теории правового государства сформулированы в 19 веке немецким философом Иммануилом Кантом Он выделил следующие основные положения: 4. В правовом государстве законноизбранная власть имеет исключительное право на применение легитимного насилия. Реализация идей правового государства предполагает наличие определенных экономических, социальных, политических, культурных условий, которые формируются в обществе постепенно. 25. Волюнтаристские теории гос управления (марксистская теория гос управления, манипулятивная модель развития) 1. Этатистская теория управления получила свое развитие в Новое время, идеологически она также опиралась на принципы естественного права и общественного договора, но иначе их интерпретировала. Она рассматривала государство как благо и предусматривала его активное вмешательство в жизнь общества и индивида. Так, французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) предложил теорию общественного договора, при котором индивиды жертвуют всеми своими правами в пользу государства, заключая договор объединения. Именно соглашение людей — основа законной власти: каждый из договаривающихся подчиняется общей воле и в то же время выступает одним из участников этой воли. Тем самым искореняется главная причина всех конфликтов и войн — частная собственность, неравенство возможностей и как следствие столкновение интересов. В этих условиях человек является составной частью государства, его интересы совпадают с общественными, как и с интересами других граждан. Управление носит вертикально организованный характер, когда власть спускает все команды и инициативы сверху, а граждане их реализуют. Решение по актуальным проблемам государство может осуществлять с помощью плебисцита. Следует заметить, что, формулируя волевую природу государственных институтов, Руссо стал основоположником доктрины политического радикализма, в соответствии с которой любой класс может использовать эти институты для защиты своих интересов. 2. Марксистская теория управления. Марксистская теория рассматривала государство как политическую организацию экономически господствующего класса, как аппарат для подавления сопротивления его классовых противников. Согласно К. Марксу (1818-1883) и Ф. Энгельсу (1820-1895), государство возникло на определенном уровне развития производительных сил, когда общественное разделение труда привело к возникновению частной собственности, имущественного неравенства людей и расколу общества на антагонистические классы. Экономи-коцентризм марксистской концепции государства состоит в том, что экономический базис общества — совокупность общественных отношений — признается первичным и определяющим, а политическая и идеологическая надстройка призвана следовать за ним. Основу развития общественно-экономических формаций составляют сменяющие друг друга азиатский, рабовладельческий, феодальный и буржуазный способы производства, которым соответствуют определенные типы государственного устройства. Высшей общественно-экономической формацией провозглашался коммунизм, при достижении которого государство отмирает, сменяясь общественным самоуправлением. 3. Манипулятивная модель управления. Одним из авторов ее был немецкий философ Ф. Ницше (1844—1900). В центре внимания этой консервативной теории управления — поведение лидера и свойственные ему методы руководства, его представления о ведомых. Ницше исходит из очевидного для него факта, что по своей природе человек — хищное, «властолюбивое животное», стремящееся к власти и господству над более слабыми людьми. Безграничный эгоизм человеческой натуры дополняют иные пороки: ненависть, гнев, зависть, желчь и злость. Животный эгоизм, управляющий поведением любого человека, приводит к тому, что он с величайшей легкостью нарушает границы права. Основополагающим мотивом человеческих поступков является воля к власти, коренящаяся в глубине человеческой психики. Он полагал, что именно воля к власти имеет созидательный характер и люди могут добиться нового уровня существования. Всех людей Ницше делит на два класса — «сверхлюдей» и «недочеловеков». Он создал концепцию сверхчеловека — «великого человека толпы», способного осуществлять государственное управление, используя самые низменные человеческие страсти и пороки. Ницше был убежден в том, что государственное управление должно опираться на насилие и использовать технологии пропаганды и манипуляции общественным сознанием. Рекомендации Ницше по управлению сводились к набору манипуляций, которыми необходимо умело пользоваться «сверхчеловеку». Во-первых, при всяких условиях нужно доставлять толпе то, что ей весьма приятно, или сначала «вбить ей в голову», что то или иное было бы приятно, и затем дать ей это. Однако не сразу; наоборот, следует завоевывать это с величайшим напряжением или делать вид, что завоевываешь. Во-вторых, у толпы должно создаваться впечатление, что перед ней могучая и даже непобедимая сила воли. Сильной волей восхищается всякий, потому что ни у кого ее нет. В-третьих, следует помнить, что человеческое общество ищет того, кто повелевает. По мнению Ницше, «лучшее должно господствовать и лучшее хочет господствовать!». Подобная «философия жизни» порождает элитистскую систему управления, основанную на иерархии групп, способности которых не равны, как не равны их права и обязанности. 4 . Модель корпоративного управления. Многие положения социал-дарвинистской «философии жизни» Ф. Ницше были заимствованы теоретиками фашизма, которые создали модель корпоративного государства. Основатель и глава итальянской фашистской партии Б. Муссолини в работе «Доктрина фашизма» замечал: «Фашистское государство является воплощенной волей к власти и управлению. Римская традиция здесь — идеал силы в действии». Согласно учению фашизма, правительство представляет собой не столько то, что выражено в территориальных и военных терминах, сколько то, что выражается в терминах моральности и духовности. О нем надо думать как об империи, т.е. как о нации, которая прямо или косвенно правит другими нациями, не имея желания завладеть ни единым квадратным ярдом территории. Для фашизма подъем империи, т.е. расширение нации, является сущностным проявлением жизнеспособности и противоположностью признакам упадка. Люди, которые возвышаются или поднимаются вновь после периода упадка, — всегда империалисты; любое отступление есть признак упадка и смерти. Система государственного управления в фашистском государстве основана на идее единства нации-государства и социальном партнерстве труда и капитала. Труд и предпринимательство рассматривались как социальный долг, охраняемый государством. С помощью разветвленной сети корпоративных и воспитательных учреждений, массовых собраний и шествий государство стремилось полностью преобразовать самую сущность человека, дисциплинировать его, контролировать его дух, сердце, волю, разум, формировать его сознание и поведение.
26 Основные этапы развития теории гос управления в конце 19 – начале 21 в. Характеристика первого этапа развитии теории гос управления (В.Вильсон, М.Вебер) 1 этап (конец 19 в – 20 г 20 в) - период институционализации и оформления теории государственного управления как самостоятельного научного направления. Этот период в основном связан с работами М. Вебера и В. Вильсона. Его особенность — преимущественное внимание теоретико-методологическим аспектам науки. 2 этап (1920 – 1950) - период интенсивного развития теории государственного управления, возникновения большого количества школ и направлений. Происходит сближение науки административно-государственного управления и науки управления частными предприятиями. Специфика развития этого этапа — прикладная ориентация исследований, что было обусловлено потребностями практики. В этот период наиболее известными направлениями в теории государственного управления были классическая школа и школа человеческих отношений. 3 этап (2 половина 20 в и начало 21 в)- этап рефлексии, переосмысливания теоретического наследия, поиск выхода из лабиринта «джунглей» школ и направлений в контексте новых реалий постиндустриального общества, связанных с развитием информационной революции. Теория рациональной бюрократии(Макс Вебер) В своей работе «Хозяйство и общество» он сформулировал принципы рациональной бюрократии: (1) каждое учреждение имеет свою собственную область компетенции; (2) гражданские служащие назначаются, а не выбираются на основе профессиональной квалификации, в соответствии с дипломом или по результатам экзаменов; (3) гражданские служащие получают заработную плату в соответствии с рангом; (4) для гражданского служащего эта работа представляет профессию или является основным занятием; (5) служащий не владеет учреждением, в котором работает; (6) служащий подчиняется дисциплине и находится под контролем; (7) смещение с должности основывается на решении вышестоящих инстанций. Основная идея: 1) гос управление делятся на 2 основные сферы (политическое управление и государственное администрирование) 2) гос бюрократия осуществ вспомогательную роль и находится в подчинении политич руководства 3) гос служащие в отличие от политич руководства должны работать на основе принципа пожизненного найма. Date: 2016-05-25; view: 1011; Нарушение авторских прав |