Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 10. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции





 

На рынке совершенной конкуренции разделение экономической власти максимально и механизм конкуренции работает в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишённых каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям. При несовершенной конкуренции разделение экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель-продавец приобретает известную степень влияния на рынок.

Для рынка совершенной конкуренции свойственны следующие черты:
1. Многочисленность субъектов рынка, характеризующихся малыми размерами деятельности, небольшими объемами спроса и предложения и имеющими небольшую долю на рынке.
2. На рынке производится и обращается однородная (стандартизированная) продукция. Продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы. В этих условиях ни один покупатель не будет платить фирме цену большую, чем он заплатит её конкурентам. Субъекты имеют полную информацию о рыночной ситуации и по своему усмотрению выбирают контрагента.
3. Субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на рыночную цену. Поэтому рыночные цены на продукцию формируются под воздействием общего спроса и предложения.

4. Отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него.

Для вхождения на данный рынок нет ограничений ни для продавцов, ни для покупателей. Доступ на рынок свободен из-за малых объемов необходимых капиталов и денежных средств. Нет трудностей и с прекращением деятельности на рынке.


Подавляющее большинство реальных рынков в современных условиях – это рынки несовершенной конкуренции. Своё название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит и механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. Рынок несовершенной конкуренции имеет место тогда, когда не соблюдается хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции характеризуется, как правило, следующими чертами:
- функционирует одна или небольшое количество по преимуществу крупных фирм;
- существуют значительные ограничения для входа на рынок и выхода с него; эти ограничения возникают либо из-за необходимости иметь большие размеры капиталов, либо из-за отсутствия информации о том, как изготовить определенный товар, и отсутствия необходимой технологии для его производства;
- фирмы, функционирующие на этом рынке, могут оказывать существенное влияние на рыночное предложение и/или на рыночный спрос, а следовательно, и на условия продаж, в том числе манипулируя объемами производства и диктуя цены на рынке;
- в силу узкого круга функционирующих субъектов продавцы очень строго следят за поведением своих конкурентов и могут вступать в сговор с ними.
Когда на рынке имеет место несовершенная конкуренция, то те или иные субъекты рынка занимают монопольное положение.

Рынок несовершенной конкуренции принято подразделять на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, когда множество фирм конкурируют, продавая товары одного назначения и являющиеся близкими заменителями. Таким образом, фирмы конкурируют, производя дифференцированную продукцию. Дифференцированная продукция позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену в независимости от конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом, но так как объем продаж каждого продавца невелик, то каждая из фирм, имеет ограниченный контроль над ценой. Выход и вход на рынок монополистической конкуренции довольно свободен и определяется размерами капитала и возможностью отыскать свою нишу на потребительском рынке.

Под олигополией понимается рынок, на котором доминируют несколько крупных фирм. Доступ на рынок олигополии значительно затруднен. В числе важнейших барьеров – величина капитала, необходимого новой фирме для внедрения, а также контроль действующих фирм над новейшей техникой и технологией производства. Олигополия характеризуется взаимозависимостью немногочисленных соперников. Так как на рынке конкурируют лишь несколько фирм, то каждый участник должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений. В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную олигополию.

Монополия – это такая рыночная структура, когда в отрасли действует только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара, не имеющего близких заменителей. Контроль над ценой полный, по причине уникальности товара. Покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Барьеры достаточно велики и это практически блокируют проникновение конкурентов в отрасль. К числу основных барьеров относятся: эффект масштаба; исключительные права, полученные от правительства; патенты и авторские права; собственность на ресурсы.

Чистая монополия, подобно совершенной конкуренции, представляет довольно редкое явление в реальной жизни. В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции, а также олигополии.

Date: 2016-05-25; view: 652; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию