Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идеи к философии истории человечества⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35
<...> Различие между пародами просвещенными и непросвещенными, культурными и некультурными — не качественное, а только количественное. На общей картине народов мы видим бессчетные оттенки, цвета меняются с местом и временем, — итак, здесь все дело в том, с какой точки зрения смотреть на изображенные на картине фигуры. Если мы примем за основу понятие европейской культуры, то, конечно, найдем ее только в Европе; а если мы проведем искусственные различения между культурой и просвещением, хотя ни культура, ни просвещение не существуют по отдельности, то мы еще более удалимся в страну фантазий. Где существует человек, там существует и традиция, бывает и так, что среди дикарей традиция действеннее всего заявляет о себе, хотя она и относится к узкому, ограниченному кругу. Если человек живет среди людей, то он уже не может отрешиться от культуры, — культура придает ему форму или, напротив, уродует его, традиция захватывает его и формирует его голову и формирует члены его тела. Какова культура, насколько податлив материал, от этого зависит, каким станет человек, какой облик примет он. Дети, оказавшись среди животных, приносили к ним человеческую культуру, если прежде жили с людьми, — об этом свидетельствует большинство примеров; но если ребенка с момента его рождения отдать на воспитание волчице, то он останется единственным на Земле человеком, совершенно лишенным культуры.<...> <...> И вот традиция традиций — письменность. Если язык — это средство воспитать человечность в нашем роде, то письменность — это средство учености, образованности. Все народы, не затронутые путями этой искусной, сложной традиции, остались некультурными, если полагаться на наши понятия, а те, что даже несовершенно приобщены были к этому средству культуры, сумели подняться и увековечили разум и законы в знаках письма.<...> <...> Гораздо более трудный вопрос: как науки и искусства способствовали счастью людей; приумножили же они счастье людей? Ядумаю, на этот вопрос нельзя ответить просто — «да» или «нет», потому что и здесь все дело в том, как люди пользуются изобретенным и найденным. Что на свете есть теперь более тонкие и искусно сделанные орудия труда, что, затратив меньшие усилия, можно теперь добиться большего, что можно беречь человеческий труд, — все это не вызывает сомнения. Неоспоримо и то, что всякое новое искусство, всякая новая наука создают новый союз солидарности между людьми, создают общие потребности, не удовлетворив которые, не могут даже жить наделенные искусством люди. Но вот что остается вопросом: расширяют ли возросшие потребности тесный круг человеческого счастья; способно ли искусство прибавить к природе нечто существенное или же оно, напротив, только обделяет и изнеживает природу; не пробуждают ли научные и художественные таланты таких склонностей в человеческой душе, при которых людям все тяжелее и тяжелее обрести прекраснейший дар — удовлетворенность, ибо склонности эти, как балансир часов, беспрестанно противятся покою и удовлетворенности; и, наконец, не случилось ли так, что многие страны и города из-за скопления, из-за взаимосвязи теснящихся на узком пространстве людей превратились в приют для бедных, в госпиталь и лазарет, где в спертом воздухе, по всем правилам искусства, хиреет бледный род людей, они кормятся милостыней, не заслуженными ими благами наук, искусств, государств, а потому приняли облик нищих, занимаются нищенским ремеслом, а потому и терпят, как нищие. Как решить эти и многие другие вопросы, научит нас дщерь Времени—светлая История.<...> Приложение 3 Контрольные тесты Тест по дисциплине «Культурология» 25 вопросов на 45 минут Вариант 1 Указания: 1. Каждый вопрос содержит 4 варианта ответов. Количество правильных ответов (1 или 2) указано в формулировке каждого вопроса. 2. Номер выбранного ответа внесите в бланк ответов (выдается вместе с вариантом тест-билета). Не делайте никаких пометок в варианте тест-билета
1. Культурология как научная дисциплина появляется (выберите один вариант ответа) а) в эпоху Античности; в) на рубеже XIX-XX веков; б) в эпоху Нового времени; г) в 1950-е годы 2. Дескриптивной функцией культурологии является: (выберите один вариант ответа) а) сведение к понятному; б) описание основных культурных объектов; в) определение перспектив развития культурных процессов; г) сравнение различных объектов и явлений культуры 3. Что первоначально подразумевалось под словом "культура": (выберите один вариант ответа) а) способы обработки земли; б) правила поведения в обществе; в) интеллектуальные достижения человечества; г) культ, поклонение высшим силам, природным явлениям 4. В какой картине мира естественное не отграничивается от сверхъестественного: (выберите один вариант ответа) а) в мифологической; в) в натуралистической; б) в естественнонаучной; г) в механистической 5. Процесс формирования человека как социального существа: (выберите один вариант ответа) а) ассимиляция; в) инкультурация; б) антропосоциогенез; г) социализация 6. Первая исторически сложившаяся форма мировоззрения: (выберите один вариант ответа) а) религия; в) философия; б) мифология; г) наука 7. Культурная доминанта эпохи Античности: (выберите один вариант ответа) а) антропоцентризм; в) теоцентризм; б) космоцентризм; г) социоцентризм; 8. Наука, изучающая знаковые системы от простейших сигнальных систем до сложных языков (выберите один вариант ответа) а) синергетика; в) семиотика; б) герменевтика; г) аксиология 9. Приведите в соответствие имена греческих и римских богов: 1). Зевс а). Меркурий 1-г 2). Аид б). Марс 2-в 3). Гермес в). Плутон 3-а 4). Арес г). Юпитер 4-б 10. Мировые религии: (выберите два варианта ответа) а) ислам; в) иудаизм; б) буддизм; г) индуизм 11. Автор книги "Закат Европы": а) Н. Данилевский; в) А. Тойнби; б) О. Шпенглер; г) З. Фрейд 12. Каким термином в молодежной субкультуре выражается резкое неприятие молодым поколением традиционной культуры: (выберите один вариант ответа) а) контркультура; в) конфликт; б) конформизм; г) маргинальность 13. Какая сторона культуры является наиболее устойчивой: (выберите один вариант ответа) а) преемственность; в) нигилизм в отношении предшествующей культуры; б) культурная традиция; г) эстетические идеалы 14. Две черты, характерные для русской культуры: а) рациональность; в) коллективизм; б) соборность; г) индивидуализм 15. Назовите понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление: (выберите один вариант ответа) а) элитарная культура; в) массовая культура; б) материальная культура; г) народная культура 16. К духовной культуре относится: (выберите один вариант ответа) а) средства коммуникации; в) религия; б) политика; г) предметы быта 17. К материальной культуре относится: (выберите один вариант ответа) а) транспорт; в) театр; б) скульптура; г) мораль 18. Термин древнегреческой культуры, означающий "очищение" души: (выберите один вариант ответа) а) катарсис; в) калокагатия; б) сублимация; г) мимезис 19. Характерные черты первобытной культуры: (выберите два варианта ответа) а) аполлоническое начало; в) синкретизм; б) родовое сознание; г) дионисийское начало 20. Характеристика западного типа культуры: (выберите два варианта ответа) а) следование традициям, каноничность; в) созерцательность; б) принцип полезности, прагматизм; г) направленность сознания на внешний мир 21. Характеристика восточного типа культуры: (выберите один вариант ответа) а) самосозерцание, рефлексия; в) деятельное, преобразующее начало; б) динамичность; г) новационность 22. Художественные стили ХХ века: (выберите два варианта ответа) а) экспрессионизм; в) сюрреализм; б) романтизм; г) классицизм 23. Назовите одну из ранних форм религий, связанную с верой в происхождение от животных или растений первопредков и поклонение им: (выберите один вариант ответа) а) фетишизм; в) анимизм; б) магия; г) тотемизм 24. Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее изменения: (выберите один вариант ответа) а) ноосфера; в) семиосфера; б) техносфера; г) тропосфера 25. Наука о происхождении, эволюции человека, образовании человеческих рас: (выберите один вариант ответа) а) антропогенез; в) археология; б) этнография; г) антропология
Тест по дисциплине «Культурология» 25 вопросов на 45 минут Вариант 2 Указания: 1. Каждый билет содержит 4 варианта ответов. Количество правильных ответов (1 или 2) указано в формулировке каждого вопроса. 2. Номер выбранного ответа внесите в бланк ответов (выдается вместе с вариантом тест-билета). Не делайте никаких пометок в варианте тест-билета.
1. В научный оборот термин культурология ввел: (выберите один вариант ответа) а) Л Уайт; в) Н. Данилевский; б) К. Юнг; г) В. Оствальд 2. Культурология – это научная дисциплина, изучающая…(выберите один вариант ответа) а) формы общественной жизни и законы развития общества; б) наиболее общие законы физического мира; в) генезис, функционирование культуры; г) виды и жанры искусства 3. Прогностическая функция культурологии: (выберите один вариант ответа) а) описание основных культурных объектов; б) определение перспектив развития культурных процессов; в) сравнение различных объектов культуры; г) встраивание объекта культуры в общий контекст исторического развития 4. Информационный тип культуры – это…: (выберите один вариант ответа) а) индустриальное общество; в) аграрное общество; б) постиндустриальное общество; г) доиндустриальное общество 5. Культурная доминанта эпохи Средневековья: (выберите один вариант ответа) а) антропоцентризм; в) теоцентризм; б) космоцентризм; г) социоцентризм 6. Что не входит в понятие культура: (выберите один вариант ответа) а) мир вещей, созданный человеком; в) искусство, религия; б) мир природы; г) техника, наука 7. Бог войны в античной мифологии: (выберите один вариант ответа) а) Арес; в) Гермес; б) Зевс; г) Гефест 8. Совокупность искусственных устройств, промышленных, транспортных, коммуникативных средств называется…(выберите один вариант ответа) а) семиосфера; в) техносфера; б) ноосфера; г) тропосфера 9. Мировые религии: (выберите два варианта ответа) а) христианство; в) иудаизм; б) буддизм; г) индуизм 10. Дж. Фрезер – автор капитального труда: (выберите один вариант ответа) а) «Постижение истории»; в) «Золотая ветвь»; б) «Закат Европы»; г) «Первобытная культура» 11. Эпоху Возрождения характеризуют следующие признаки: (выберите один вариант ответа) а) гуманизм, антропоцентризм, универсальность; б) смирение, аскетизм, служение Богу; в) космоцентризм, телесность, объективность г) синкретичность, нерасчлененность форм бытия культуры 12. Как переводится с греческого языка слово Библия: (выберите один вариант ответа) а) святыня; в) притчи; б) книги; г) Бог
13.. Миф - это: (выберите один вариант ответа) а) первая форма мироотношения; в) научная картина мира; б) религиозная система; г) философское мировоззрение 14. Раскройте содержание аккумулятивной функции культуры (выберите один вариант ответа) а) воспитательная; в) адаптивная; б) накопительная; г) познавательная 15. В каком значении в научном языке употребляется понятие «вторая природа»: (выберите один вариант ответа) а) техника; в) культура; б) общество; г) искусство 16. К духовной культуре относятся: (выберите два варианта ответа) а) средства коммуникации; в) искусство; б) политика; г) мифология 17. К материальной культуре относятся: (выберите один вариант ответа) а) орудия труда, предметы быта; в) социальные институты; б) скульптура, живопись; г) философия, наука 18. К пространственным видам искусства относятся: (выберите два варианта ответа) а) архитектура; в) скульптура; б) музыка; г) театр 19. В рамках какого подхода культура понимается как совокупность текстов, которые интерпретируются и осмысливаются человеком: (выберите один вариант ответа а) семиотического; в) лингвистического; б) герменевтического; г) аксиологического 20. Автор - произведение: (приведите в соответствие) 1) Ф. Ницше; а) «Первобытная культура» 1-в 2) Ф. Боас; б) «Ум первобытного человека» 2-б 3) Э. Тайлор; в) «Так говорил Заратустра» 3-а 4) О. Тоффлер; г) «Футурошок» 4-г 21. Артефакт – это…: (выберите два варианта ответа) а) продукт культуры, возникший вне природных объектов; б) природные объекты; в) искусственно созданный объект, результат человеческой деятельности г) явления природы 22. Содержание рекреативной функции искусства: (выберите один вариант ответа) а) развлекательная; в) компенсаторная; б) регулятивная; г) регулятивная 23. Поклонение материальным объектам, вещам, приписывание предметам сверхъестественных свойств: (выберите один вариант ответа) а) фетишизм; в) анимизм; б) тотемизм; г) антропоморфизм 24. «Слитность», нерасчлененность, присущая ранним стадиям существования форм духовной культуры в архаических обществах: (выберите один вариант ответа) а) синкретичность; в) ментальность; б) маргинальность; г) мифологичность 25. Кому из философов принадлежит высказывание: «Культура есть возделывание души»: (выберите один вариант ответа) а) Платону; в) Цицерону; б) Аристотелю; г) Сократу
Тест по дисциплине «Культурология» 25 вопросов на 45 минут Вариант 3 Указания: 1. Каждый вопрос содержит 4 варианта ответов. Количество правильных ответов (1 или 2) указано в формулировке каждого вопроса. 2. Номер выбранного ответа внесите в бланк ответов (выдается вместе с вариантом тест-билета). Не делайте никаких пометок в варианте тест-билета
1. Раскройте содержание аккумулятивной функции культуры (выберите один вариант ответа) а) воспитательная; в) адаптивная; б) накопительная; г) познавательная 2. В каком значении в научном языке употребляется понятие «вторая природа»: (выберите один вариант ответа) а) техника; в) культура; б) общество; г) искусство 3. К духовной культуре относятся: (выберите два варианта ответа) а) средства коммуникации; в) искусство; б) политика; г) мифология 4. К материальной культуре относятся: (выберите один вариант ответа) а) орудия труда, предметы быта; в) социальные институты; б) скульптура, живопись; г) философия, наука 5. К пространственным видам искусства относятся: (выберите два варианта ответа) а) архитектура; в) скульптура; б) музыка; г) театр 6. В рамках какого подхода культура понимается как совокупность текстов, которые интерпретируются и осмысливаются человеком: (выберите один вариант ответа а) семиотического; в) лингвистического; б) герменевтического; г) аксиологического 7. Автор - произведение: (приведите в соответствие) 1) Ф. Ницше; а) «Первобытная культура» 1-в 2) Ф. Боас; б) «Ум первобытного человека» 2-б 3) Э. Тайлор; в) «Так говорил Заратустра» 3-а 4) О. Тоффлер; г) «Футурошок» 4-г 8. Артефакт – это…: (выберите два варианта ответа) а) продукт культуры, возникший вне природных объектов; б) природные объекты; в) искусственно созданный объект, результат человеческой деятельности г) явления природы 9. Содержание рекреативной функции искусства: (выберите один вариант ответа) а) развлекательная; в) компенсаторная; б) регулятивная; г) регулятивная 10. Поклонение материальным объектам, вещам, приписывание предметам сверхъестественных свойств: (выберите один вариант ответа) а) фетишизм; в) анимизм; б) тотемизм; г) антропоморфизм 11. «Слитность», нерасчлененность, присущая ранним стадиям существования форм духовной культуры в архаических обществах: (выберите один вариант ответа) а) синкретичность; в) ментальность; б) маргинальность; г) мифологичность 12. Кому из философов принадлежит высказывание: «Культура есть возделывание души»: (выберите один вариант ответа) а) Платону; в) Цицерону; б) Аристотелю; г) Сократу 13. Культурология как научная дисциплина появляется (выберите один вариант ответа) а) в эпоху Античности; в) на рубеже XIX-XX веков; б) в эпоху Нового времени; г) в 1950-е годы 14. Дескриптивной функцией культурологии является: (выберите один вариант ответа) а) сведение к понятному; б) описание основных культурных объектов; в) определение перспектив развития культурных процессов; г) сравнение различных объектов и явлений культуры 15. Что первоначально подразумевалось под словом "культура": (выберите один вариант ответа) а) способы обработки земли; б) правила поведения в обществе; в) интеллектуальные достижения человечества; г) культ, поклонение высшим силам, природным явлениям 16. В какой картине мира естественное не отграничивается от сверхъестественного: (выберите один вариант ответа) а) в мифологической; в) в натуралистической; б) в естественнонаучной; г) в механистической 17. Процесс формирования человека как социального существа: (выберите один вариант ответа) а) ассимиляция; в) инкультурация; б) антропосоциогенез; г) социализация 18. Первая исторически сложившаяся форма мировоззрения: (выберите один вариант ответа) а) религия; в) философия; б) мифология; г) наука 19. Культурная доминанта эпохи Античности: (выберите один вариант ответа) а) антропоцентризм; в) теоцентризм; б) космоцентризм; г) социоцентризм; 20. Наука, изучающая знаковые системы от простейших сигнальных систем до сложных языков (выберите один вариант ответа) а) синергетика; в) семиотика; б) герменевтика; г) аксиология 21. Приведите в соответствие имена греческих и римских богов: 1). Зевс а). Меркурий 1-г 2). Аид б). Марс 2-в 3). Гермес в). Плутон 3-а 4). Арес г). Юпитер 4-б 22. Мировые религии: (выберите два варианта ответа) а) ислам; в) иудаизм; б) буддизм; г) индуизм 23. Автор книги "Закат Европы": а) Н. Данилевский; в) А. Тойнби; б) О. Шпенглер; г) З. Фрейд 24. Каким термином в молодежной субкультуре выражается резкое неприятие молодым поколением традиционной культуры: (выберите один вариант ответа) а) контркультура; в) конфликт; б) конформизм; г) маргинальность 25. Какая сторона культуры является наиболее устойчивой: (выберите один вариант ответа) а) преемственность; в) нигилизм в отношении предшествующей культуры; б) культурная традиция; г) эстетические идеалы
ОГЛАВЛЕНИЕ Тема 1. Предмет культурологии, ее структура и методы ……………………..3 Тема 2. Понятие культуры, основные подходы к определению культуры….13 Тема 3. Структура и функции культуры………………………………………. 20 Тема 4. Культура и природа……………………………………………………..26 Тема 5. Культура и общество…………………………………………………. 33 Тема 6. Культура и личность………………………………………………….....40 Тема 7. Духовные формы культуры………………………………………… ….47 7. 1. Мифология………………………………………………………………….. 48 7.2. Искусство……………………………………………………………………..54 Тема 8. Типология культуры……………………………………………………..61 Тема 9. Генезис культуры…………………………………………………….......78 Тема 10. Культура как процесс…………………………………………………..85 Тема 11. Концепции культуры в истории научной и философской мысли……95 11.1. Понимание культуры в философии истории: И. Гердер, Г. Гегель…………….97 11.2. Марксистская концепция культуры………………………………………….….100 11.3. Антропологическое направление в изучении культуры: Л. Морган, Э. Тайлор, Д. Фрезер……………………………………………………………………………….....102 11.4. «Философия жизни» и культура: Ф. Ницше, В. Дильтей……………………....106 11.5. Американская антропологическая школа: Ф. Боас, Л. Уайт…………………...110 11.6. Историческая антропология: школа «Анналов»………………………………...113 11.7. Структуралистские теории: К. Леви – Строс, Ж. Деррида……………………..114 11.8. Культура с позиций эсзистенциализма: К. Ясперс……………………………...118 11.9. Трактовка культуры в русской общественной мысли: Н. Данилевский, Н. Бердяев………………………………………………………………………………….120 11.10. Информационные модели культуры: М. Маклюэн, О. Тоффлер……………...123. Словарь основных терминов ……………………................................................127 Материалы по культурологии в Интернете………………………………………134 Приложение 1. Тексты для семинарских занятий М. Т. Цицерон. Тускуланские беседы……………………………………..136 Г. Риккерт. Науки о природе и науки о культуре…………………………..138 Л. Уайт. Наука о культуре…………………………………………………...141 Д. С. Лихачев. Декларация прав культуры………………………………....142
М. Элиаде. Опыт определения понятия «миф»…………………………..145 К. Леви – Строс. Структура мифа…………………………………………..147 А. Камю. Миф о Сизифе…………………………………………………….150 Аристотель. Поэтика………………………………………………………...152 В. С. Соловьев. Общий смысл искусства…………………………………..153 Д. Фейблман. Типы культуры……………………………………………..155 А. Гофман. О культуре массовой и немассовой …………………………..163 З. Фрейд. Недовольство культурой…………………………………………165 И. Г. Гердер. Идеи к истории философии человечества………………….168 Приложение 2. Контрольные тесты Тест 1……………………………………………………….............................170 Тест 2………………………………………………………………………….171 Тест 3………………………………………………………………………….173 Тест 4………………………………………………………………………….174 Тест 5………………………………………………………………………….176 Тест 6……………………………………………………….. ………………..179
Учебное издание Date: 2016-05-25; view: 1003; Нарушение авторских прав |