Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О культуре массовой и немассовой





Представим себе заведомо низкопробное произведение искусст­ва, не распространяемое средствами массовой коммуникации и «по­требляемое» в рамках небольшой группы. Отнесем ли мы его к мас­совой культуре? Отрицательный ответ очевиден. С другой стороны, шедевры мировой культуры могут одновременно или последователь­но принадлежать обоим измерениям: массовому и внемассовому. Произведения Баха сами по себе, конечно, не возникли в сфере мас­совой культуры. Однако, будучи записаны на грампластинку, маг­нитофонную ленту или же используемые в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, они, несо­мненно, уже принадлежат массовой культуре. При этом, что особен­но важно подчеркнуть, они не перестают принадлежать своему гени­альному автору и никоим образом не могут его скомпрометировать. То же самое относится и к «профанированной» Моне Лизе на упаков­ке туалетного мыла и к другим подобным фактам.

Распространенный мотив критики массовой культуры — стандар­тизация, неизбежно сопровождающая ее «продукцию». Такая крити­ка всегда явно или неявно исходит либо из идеализации традицион­ной культуры, якобы не знавшей стандарта, либо из сведения культурных ценностей прошлого только к высшим, уникальным клас­сическим образцам.

Тиражирование отнюдь не обязательно является «опошлением» высокого и уникального (хотя потери здесь возможны и неизбежны).

<…> Когда же критики, искусствоведы или литературоведы зачисля­ют произведение в разряд «высокой» («немассовой») культуры, они, естественно, руководствуются своими, весьма различными ценност­ными и вкусовыми ориентациями. В результате к сфере элитарного (так же впрочем, как и народного) могут отнести пустой, бесцветный (и впридачу никем не читаемый) роман, и шедевр.

Что касается традиционной культуры, то здесь мы имеем дело с еще одной псевдоочевидностью. Дело не только в том, что массовая культура часто опирается и на фольклорную традицию, и на профес­сиональную, в частности, классику. Сама но себе традиция не воздей­ствует однонаправлено и автоматически на последующее развитие культурных форм. Культурное наследие многообразно и составляет объект постоянного выбора для каждого поколения. В таком смысле мы всегда выбираем не только свое будущее, но и прошлое. Тради­ционная культура, будучи не более однородной, чем элитарная и мас­совая, не только влияет на эти последние, но и постоянно воспроиз­водится в них, осмысляется и интерпретируется, без этого традиция существовать не может

Сопоставление массовой культуры с различными специализиро­ванными культурами представляется более определенным<…> Однако и здесь иногда происходят разного рода взаимопревращения. С одной стороны, образцы массовой культуры дифференцируются в соответствии с социально-групповой и прочей традицией, с другой — культурные образцы отдельных социальных групп массовизируются, становясь всеобщим достоянием.

Пока теоретики упорно разоблачают массовую культуру, изредка и нехотя признавая право на существование таких «низменных» жан­ров, как эстрада, цирк или оперетта, жизнь демонстрирует нам, что самые разнообразные виды творческой деятельности и ее результа­тов так или иначе вовлекаются в сферу массовой культуры. Некото­рые из них частично или время от времени «включаются» в нее, дру­гие существуют в ней изначально. К числу последних относится промышленный дизайн, проектирование предметной среды в соответствии с потребностями человека и определенными социальными идеалами.<…>

Мне представляется, что массовая культура так же, как и мода в культуре, — явления гораздо более сложные и укорененные в соци­ально-исторической действительности, чем это думают ее многочис­ленные критики.

Если от негативно-оценочного истолкования этих явлений пе­рейти к их объективному историко-культурному и социологическому анализу, если перестать часть (заведомо или не заведомо негативную) выдавать за целое, то окажется, что массовая культура — не особое, жестко фиксированное образование с определенным набором при­знаков, а некоторое состояние, обусловленное современным этапом исторического развития. Специфика массовой культуры состоит не в том, что она «плохая» по своему содержанию, а в том, что как ни тривиально выглядит это утверждение, она массовая. Стало быть, в сфере массовой культуры в разное время с большей или меньшей сте­пенью вероятности могут оказаться различные и даже противостоя­щие друг другу ее образцы, в том числе и классические, и фольклор­ные, и элитарные и пр. Именно это последнее обстоятельство позволяет успешно работать над тем, чтобы подлинные ценности, как созданные в прошлом, так и формирующиеся ни наших глазах, не замыкались ни на верхних, труднодоступных и малопосещаемых этажах культуры, ни на нижних, а жили полноценной жизнью совместно и повсеместно. И тогда, возможно, в рассуждениях теоретиков культу­ры «верх» не будет выглядеть столь недосягаемо высоким, а «низ» — таким непотребно низким, какими они часто выглядят сегодня.

 

З. ФРЕЙД







Date: 2016-05-25; view: 573; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию