Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая историческая справка





 

 

Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший свое оригинальное учение, составившее эпоху в философии. Дошедшее до нас литературное наследствоАристотеля не является полным, кроме того, не вседошедшее признается подлинно аристотелевским. Зрелые

произведения Аристотеля можно разделить на несколько групп: логические труды под названием "Органон", куда входят "Категории", "Об истолковании", "Аналитики","Топика", "О софистических опровержениях"; книга о бытии "Метафизика"; естественнонаучные произведения - "Физика", "О небе", "О частях животных" и др.; этические произведения - "Никомахова этика"; трактат "Политика"; работы по риторике и поэтике - "Искусство риторики", "О поэтике". Перечень работ Аристотеля свидетельствует об энциклопедичности рассматриваемых вопросов. Аристотелю принадлежит значительный вклад в античную эстетику. Для него искусство имело познавательное значение. Искусство, как считает Аристотель, воспроизводит действительность, используя при этом все возможности творчества. Высшим видом искусства для Аристотеля выступала трагедия, которая путем катарсиса очищает человека и облагораживает его чувства.Творчество Аристотеля в области философии и науки считается вершиной античной мысли. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.

 

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) – крупнейший русский философ первой половины XX в. Наиболее значительные философские произведения Бердяева следующие: «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Философия неравенства» (1923), «Смысл истории» (1923), «Судьба человека (опыт парадоксальной этики)» (1931), «Русская мысль: главные проблемы русской мысли в девятнадцатом я начале двадцатого столетия» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики» (1947). Основная тема трудов Бердяева – духовное бытие человека. По его мнению, духовность человека тесно связана с божественной духовностью. В основе определенного мировоззрения, по мысли Бердяева, лежит соотношение духа и природы. Дух – это название для таких понятий, как жизнь, свобода, творческая деятельность, природа – это вещь, определенность, пассивная деятельность, неподвижность. Бог выступает как духовное начало. Религиозная философия Бердяева тесно связана с его социальными концепциями, а связующим звеном выступает личность и ее проблемы.

Для Бердяева личность не является частью общества, наоборот, общество – часть личности. Личность – это такой творческий акт, в котором целое предшествует частям. Основа человеческой личности – бессознательное, восходящее через сознательное к сверхсознательному. В человеке постоянно существует божеское, а в Божестве – человеческое. Творческая деятельность человека – это дополнение к божественной жизни.

 

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770— 1831) — немецкий философ, создатель развернутой философской системы, построенной на принципах абсолютного идеализма», диалектики, системности, историзма. Философию искусства Гегель рассматривает как учение об идеале и его развитии. Идеал в искусстве проходит ряд ступеней своего развития, являющихся формами искусства, которые дифференцируются в зависимости от соотношения идеи и ее внешнего образа. Символическая художественная форма дает лишь намек на идею. Это искусство характерно для Востока. Когда идея и ее внешний облик полностью соответствуют друг другу, мы имеем классическое искусство. Если внешняя форма не достаточна для воплощения развивающейся идеи, то возникает романтические искусство. Гегель связывает искусство с различными видами человеческой деятельности.

 

 

Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803) – немецкий философ-просветитель. Основные сочинения: «Исследование о происхождении языка» (1772), «Еще один опыт философии истории для воспитания человечества» (1774), «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791), «Письма для поощрения гуманности» (1793-1797) и др. Главные исследовательские интересы мыслителя были сосредоточены в сфере социальной философии: проблемы истории общества, морали, эстетики и т.д. Гергдер создает главный труд своей жизни – «Идеи к философии истории человечества», в которой основной акцент сделан на преодоление теологической картины истории, безраздельно царившей в социальной мысли Германии до конца 18 века. Философ осуществил значительный вклад в развитие идей социального историзма; он четко, как никто до него, сформулировал идею общественного прогресса, показав на конкретном материале всемирной истории закономерный характер общественного развития

 

 

Гофман Александр Бенционович (р. 1945) - российский социолог, специалист в области теории и истории социологии и социологии культуры. Доктор социологических наук (1995). С 1997 - профессор кафедры теоретической социологии Высшей школы экономики - Госуниверситет. Г. исследовал социологическую теорию моды, основанную на выявлении в структуре этого явления следующих компонентов: 1) модных стандартов и объектов ("мод"); 2) "атрибутивных" ценностей моды (современности, диффузности, игры, демонстративности); 3) "денотативных" ценностей моды, состав которых в принципе может быть самым разным; 4) поведения участников моды. В работе "Семь лекций по истории социологии" (1995) Гофман обосновал критерии (онтологические, эпистемологические, этические, научно-организационные) отнесения тех или иных форм знания к социологии - в сочетании с парадигмальным подходом к истории социологии они позволяют адекватно представлять развитие социологической мысли, не проецируя на него какую-то одну "эталонную" теорию и, вместе с тем, не выходя за пределы собственно социологии.

 

 

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) - русский публицист, социальный мыслитель, культуролог, идеолог панславизма. За научно-административную деятельность награждался золотой медалью Русского географического общества. Директор Никитского ботанического сада (1879). Основные сочинения: «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869), «Дарвинизм. Критическое исследование» (1885-1889), «Сборник политических и экономических статей» (1890) и др. Известность приобрел благодаря работе «Россия и Европа». Человечество в различных точках роста укладывается в крупные социальные формы (организмы), называемые Данилевским «культурно-историческими типами» (цивилизациями). «Типы» есть интеграция существенных признаков определенного социального организма, объективирующих национальный характер. Положительную роль в истории, по Данилевскому сыграли 11 основных культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский. В идеальном плане культура структурируется на 4 разряда (или основы): религия; культура в узком смысле слова (наука, искусство и промышленность); политика; общественно-экономическая деятельность. Исторически существовавшие культурно-исторические типы развивали какой-либо один разряд, либо, в лучшем случае, - два (как европейский). Восточнославянский же тип, по мнению Данилевского, будет первым полным «четырехосновным» культурно-историческим типом. Учёный не отрицает культурную преемственность. Концепция Данилевского стала одной из первых попыток обоснования взгляда на историю как на нелинейный многовариантный процесс.

 

Камю Альбер (1913-1960) – французский философ, публицист, писатель, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Основные философские и литературно-философские работы: «Миф о Сизифе» (1941), повесть «Посторонний» (1942), «Письма к немецкому другу» (1943-1944), эссе «Бунтующий человек» (1951), роман «Чума» (1947), повесть «Падение» (1956), «Шведские речи» (1958) и др. Философ экзистенциальной ориентации. Творчество Камю – безостановочный философский поиск, который целенаправляется страстным переживанием за Человека, оказавшегося жертвой, свидетелем и соучастником трагического надлома времени и истории в 20 в. Одновременно он характеризует абсурд как границу осознанности и ясности понимания бытия. Мужественная честность перед собой, героическая готовность к борьбе, трезвость оценки непосредственного опыта Камю противопоставляет самоубийству и «философскому самоубийству» (религии, мифосознанию, утопиям и т.п.) как вариантам ухода жизни и мысли от устрашающе-трезвого видения абсурдности существования. Искусство для Камю служит средством спасения от нигилизма. Оно не делает человека счастливым, но человек становится свободным, освобождаясь от иллюзий прогресса, обращаясь к собственной натуре, вглядываясь в несовершенство мира. Анализа искусства у Камю движется от искусства как эстетического бегства от реальности к утверждению эстетики природы и идеалов всеобщности человеческого общения.

 

Леви-Стросс Клод (р. 1908) – французский этнолог и социолог, положивший начало структуралистским исследованиям в области культурологии. Член Французской академии (1973). Основные сочинения: «Структурная антропология» (1958), «Мифологии. Тт. 1-4» (1964-1971), «Структурная антропология – 2» (1973), «Структура мифов» (1970), «Колдун и его магия» (1974) и др. Неудовлетворенный субъективизмом господствовавшей в середине 20 века во Франции экзистенциальной философии, Леви-Стросс обращается к этнографии и антропологии. В результате применения особых процедур поиска и моделирования единиц мифа («мифем») Леви-Стросс делает вывод о присутствии в нем позитивной логики в форме структуры мифов, функционирующей в режиме медиации (опосредования) основных жизненных противоречий. Разрыв между мыслью о предметах и самими предметами, по Леви-Строссу, заполняется магическим мышлением, что обеспечивает слитность чувственного и рационального в опыте первобытного коллектива. Поэтому сам факт звучания слова воспринимается «в качестве немедленно предлагаемой ценности», благодаря чему сама речь на равных правах включается в обменные процессы первобытного коллектива, организма, выступая специфической естественной идеологией.

 

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 - 1999) - русский филолог, культуролог, искусствовед, член (академик) АН СССР, затем Российской академии наук, Председатель правления Советского фонда культуры, а позже Российского фонда культуры. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры: «Национальное самосознание Древней Руси», «Поэтика древнерусской литературы», «Заметки о русском», «Письма о добром и прекрасном» и др. Автор сотен работ по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на иностранные языки. На протяжении всей своей жизни являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Много сил Лихачев отдавал общественной деятельности. Он был одним из организаторов Общества охраны памятников истории и культуры и некоторое время являлся его председателем.

 

Лотман Юрий Михайлович (1922-1993) – русский культуролог, семиотик, филолог. Член-корреспондент Британской, академик Норвежской, Шведской, Эстонской (1990) академий. Был вице-президентом Всемирной ассоциации семиотики. Основные работы: «Лекции по структурной поэтике» (1964) «Структура художественного текста» (1970); «Анализ поэтического текста» (1972); «Статьи по типологии культуры» (Вып. 1-2, 1970-1973); «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» (1973); «Сотворение Карамзина» (1987); «Культура и взрыв» (1992) и др. С начала 60-х Ллотман разрабатывает структурно-семиотический подход к изучению художественных произведений. Объектом анализа оказывается не единичная модель, а семиотическое пространство («семиосфера»), внутри которого реализуются коммуникационные процессы и вырабатывается новая информация. Семиосфера строится как концентрическая система, в центре которой находятся наиболее очевидные и последовательные структуры, представляющие мир упорядоченным и наделенным высшим смыслом. В социальном отношении культура понимается как сумма ненаследственной информации или сверхиндивидуальный интеллект, восполняющий недостатки индивидуального сознания. Основная функция культуры заключается в структурной организации мира – создании вокруг человека социальной сферы, которая делает возможной общественную жизнь. Для нормального функционирования культура, как многофакторный семиотический механизм, должна понимать себя целостной и упорядоченной.

 

Pиккерт Генрих (1863-1936) – немецкий философ, виднейший представитель Баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Страсбургском), Фрейбургском), Гейдельбергском университетах. Основные сочинения: «Предмет познания» (1892), «Границы естественнонаучного образования понятий» (1896), «Науки о природе и науки о культуре» (1899), «Философия истории» (1904), «Логика предикатов и проблема онтологии» (1930), «Основные проблемы философской методологии, онтологии и антропологии» (1934) и др. Риккерт проводит существенное различие между философией и специальными науками; цель последних заключается в познании лишь части действительности, в то время как философия пытается постичь ее целое – то, где действительность сочетается с ценностью и что неумолимо ускользает из ведения частных наук. Отсюда главной задачей философии становится разработка чистой теории ценностей, что предполагает разграничение их различных видов, выявление специфики и взаимоотношения между собой. Все эти проблемы Риккерт относит, главным образом, к культуре и истории и считает, что они должны предшествовать решению так называемой мировой проблемы.

 

Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900) – русский философ. Окончил Московский университет. В 70-е 19 в. защищает магистерскую и докторскую диссертации, преподает. Основные сочинения: «Духовные основы жизни» (1882-1884), «История и будущность теократии» (1886), «Три речи в память Достоевского» (1881-1883), «Русская идея» (1888), «Смысл любви» (1892-1894), «Оправдание Добра. Нравственная философия» (1897), «Три разговора» (1899-1900) и др. Особое место в исследованиях философа занимала эстетика, в которой мыслитель стремился дать философское обоснование афоризма Достоевского «красота спасет мир», прилагая к космогоническому процессу эстетический критерий. Красота, являясь местом соприкосновения двух миров, есть введение вещественного бытия в нравственный порядок через его одухотворение, продолжение начатого природой художественного дела в свете будущего мира, иными словами, чувственное воплощение в материальном мире истины и добра. Искусство в этом смысле выступает как свободная теургия, т.е. пересоздание эмпирической, природной действительности с точки зрения реализации в ней божественного начала. Осуществив глубокий философский синтез, Соловьёв определил последующие пути развития русской религиозной и философской мысли.

 

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) – русский и американский социолог. Представитель позитивистской ориентации в русской социологии. Его основные работы: русского периода – «Преступление и кара, подвиг и награда»; «Система социологии»; американского – «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), «Систематическая антология сельской социологии» (1930-1932), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), «Общество, культура и личность» (1947) и мн. др. Общество понимается только через систему ценностей, норм, значений, присущую только ему. Система эта – культурное единовременное качество. Они (культурные системы) формируются под воздействием «двойственной» природы человека – существа мыслящего и существа чувствующего. Если основной акцент делается на чувственной стороне человеческой природы, то детерминируется чувственный образец культурных ценностей, если же на воображении и разуме – нечувственный. При условии баланса чувственных и рациональных стимулов формируются идеалистические культуры. Культура становится интегральной лишь тогда, когда общество добивается успеха,балансируя и гармонизируя энергию людей, отданную на службу этим четырем классам ценностей. Современное ему состояние культуры Сорокин считал кризисным. Нынешняя «чувственная» культура обречена на закат, поскольку именно она виновна в деградации человека, превращении ценностей в простые релятивные конвенции.

 

Тоффлер Олвин (р. 1928) - американский социолог, философ и публицист-футуролог. Основные сочинения: "Шок будущего" (1970), "Культурные потребители" (1973), "Доклад об эко-спазме" (1975), "Третья волна" (1980), "Предварительные заметки и перспективы" (1983).Автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества. Тоффлер считает, что историческая эволюция не может быть описана в виде процесса линеарного, плавного развития, а осуществляется через социальные противоречия и конфликты, которые, однако, не хаотичны, а укладываются в общую картину изменений, протекающих через некие интервалы, дискретности. Этот процесс можно уподобить вечно живому океану, через который время от времени перекатываются огромные волны, втекая в поток изменений всех людей, которые вследствие этого и становятся участниками цивилизационных трансформаций. В общественном развитии, по Тоффлеру, взаимодействуют четыре сферы: техно-, социо-, инфо- и психосфера, но решающую роль в волнообразном потоке изменений играет первая из них. Поэтому источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции. В зависимости от характера такой революции определяется и сущность возникающей на ее основе цивилизации.

 

Уайт Лесли Элвин (1900-1975) – американский антрополог, один из лидеров неоэволюционизма. В 1930-1970 У. преподавал в Мичиганском университете. Созданный им факультет антропологии признается одним из лучших в мире. Президент Американской Антропологической Ассоциации (1964). Основные сочинения: «Энергия и эволюция культуры» (1945, 1947), «Эволюция культуры» (1959), «Эволюция культуры и американская школа исторической этнологии» (1932) и др. Уайта занимало исследование феномена культуры. У., в частности, предлагал сформировать для этого самостоятельную науку – культурологию и, судя по всему, был пионером в употреблении этого термина в Америке. Задачей культурологии, по Уайту, должно было стать объяснение культуры, исходя из нее самой, вне связи с психологией. Культура является наиболее мощным фактором, влияющим на личность. То, что индивидуум считает свободой выбора, может быть куда более реалистично интерпретировано антропологом как результат взаимодействия культурных доминант. Последние настолько глубоко укоренены в сознании личности, что обычно не осознаются как некая самостоятельная сила. Особое внимание Уайт уделял роли символов в формировании феномена культуры. По Уайту, корни культуры состоят в способности человека произвольно придавать вещам такое значение, которое им самим по себе не присуще. А сама эта способность составляет уникальную особенность человека, отличающую его от животного мира.

Фейблман Джеймс Керн (р. 1904) американский философ, профессор Тулейнского ун-та (США). В основной работе по философии культуры “Теория человеч. культуры” (1946) Фейблман рассматривает культуру как определённую систему ценностей и как прикладную онтологию. Цивилизованная, научная и постнаучная культуры суть три типа продвинутых культур. Цивилизованная — обращена к индивиду, ее главной ценностью становится личностное мировосприятие. Реакции индивидов на мир уникальны. Уникальность — культурная ценность. Выдающийся индивид — единственный, и он сам может обосновать собственный критерий оценок. Научная культура более всего ценит любознательность, интерес к знанию. Постнаучная (или рациональная) культура есть развитие научной. Это культура будущего. Основанная на умеренном рационализме, она уравняет науку, философию, религию и искусство. В ней удовлетворенность и наслаждение не менее важны, чем знание, а специализация индивида будет сочетаться с уникальностью интересов и целостностью личности.

 

Фрейзер Джеймс (1854-1941)Джеймс Джордж Фрэзер (Фрезер, Фрейзер) — английский антрополог, фольклорист и историк религии, представитель классической английской социальной антропологии, внёсший огромный вклад в изучение тотемизма, магии и трансформации религиозных верований на протяжении истории человечества. Автор 12-томного труда «Золотая ветвь» («The Golden Bough»), систематизировавшего фактический материал по первобытной магии, мифологии, тотемизму, анимизму, табу, религиозным верованиям, фольклору и обычаям разных народов. Джеймс Джордж Фрэзер вывел три стадии духовного развития человечества: магия, религия и наука. Согласно Фрэзеру магия предшествует религии и почти полностью исчезает с её появлением. На «магической» стадии развития люди верили в свои способности изменять окружающий мир магическим способом. Позже люди разуверились в этом и господствующей стала идея, что мир подчиняется богам и сверхъестественным силам. На третьей стадии человек отказывается и от этой идеи. Преобладающей становится вера в то, что мир управляется не богом, а «законами природы», познав которые, можно управлять им.

 

Хейзинга Йохан (1872-1945) - нидерландский историк и теоретик культуры. Профессор кафедры всеобщей истории в Гронингенском и Лейденском университетах. Мировую известность получили труды Xейзинга по культуре европейского средневековья и Возрождения ("Осень средневековья" - 1919; "Эразм и век Реформации" - 1924) и по философии культуры ("Homo ludens" - "Человек играющий" - 1938) и др. Он выдвигает на первый план понятия культуры и личности, представление о целостности той или иной эпохи, тезис о присущем ей особом культурном языке, идеал единства и духовной наполненности человеческой культуры. Культурологическая позиция X. проясняется в работе "Homo ludens", книге об извечной первозданности человеческой культуры, никогда не порывающей со своими истоками. Xейзинга прослеживает роль игры во всех сферах человеческой жизни и во всей истории в целом. Для него вся культура - игровая, игра - это больше, чем культура. Выступая в качестве культурно-исторической универсалии, игра заменяет собой все другие культурологические категории. Само выдвижение игры на роль важнейшего элемента человеческой истории сыграло исключительную роль в философии культуры, ибо Xейзинга предопределил одну из ключевых тем современной культурологии, имеющей дело с целым рядом взаимосвязанных понятий - игра, карнавал, смех.

 

Шпенглер Освальд (1880-1936) – немецкий философ, представитель философии жизни, автор одной из наиболее значительных философско-исторических концепций 20 в. Основные сочинения: «Закат Европы» (в двух томах, 1918-1922), «Годы решения. Германия и всемирно-историческое развитие» (1933), «Пессимизм?» (1921), «Человек и техника» (1931) и др. Свое собственное видение истории Шпенглер определяет через критику классического историзма, представляющего исторический процесс как прогрессивное развитие человеческого общества во всемирном масштабе. Традиционная периодизация исторического прогресса («Древний мир – Средние века – Новое время») не имеет, по Шпенглеру, никакого значения для неевропейских обществ; концепция «всемирной истории» определяется Шпенглером как «птолемеева система истории», основанная на европоцентризме в понимании иных культур. Нивелирующее единство всемирно-исторического процесса Шпенглер предлагает заменить более богатой содержанием картиной – историей как возникновением, расцветом и гибелью многочисленных самобытных и неповторимых культур. Идея целостности культуры, «физиономического» единства всех ее проявлений оказала значительное влияние на философию культуры 20 в. Отказ Шпенглера от идей всемирного единства истории и прогресса как общей направленности исторического развития означал отрицание какого бы то ни было высшего смысла истории – культуры возникают «с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле», и столь же бесцельно уходят со сцены, не оставляя после себя ничего.

 

 

Цицерон Марк Туллий (106-43 до н.э.) – римский политик, философ, оратор. Главные сочинения: «Тускуланские беседы» в 5 книгах, «О государстве» (54-51), «О законах» (52), «О границах добра и зла» (45), «Катон Старший, или О старости» (44), «Лелий, или О дружбе» (44), «Об обязанностях» (43) и др. Ц. познакомил римлян с древнегреческой философией в собственной интерпретации. Ввел в научный оборот понятия «определение» (definitio) – «дефиниция есть краткое и исчерпывающее разъяснение отличительных признаков той вещи, которую мы хотим определить», а также «прогресс» (progressio – восхождение). В этике и теологии – сторонник стоицизма. Добродетели (мудрость, справедливость, мужество, умеренность), по Цицерону, – единственный источник счастья. Пытался разрешить проблему нравственного долга и личной пользы. Истинная сущность человека постигаема, согласно Цицерону, через практическую философию. В эстетическом мировоззрении Цицерона искусное красноречие вкупе с обоснованием высокого политико-правового и нравственного содержания ораторского искусства трактовались в неразрывном единстве. Согласно Цицерону, основанная на достижениях греческой культуры философская глубина – атрибут подлинного красноречия для всякого римлянина; искусство речи – неотъемлемая составляющая модернизированной системы ценностей римского общества; красноречие адекватно самому себе лишь в гармонии совершенства формы и гражданского мужества; основой ораторских изысков, может выступать только общенародный язык, снимающий противоположение традиционно дистанцирующихся речевых традиций общественных слоев-антагонистов.

 

Фрейд Зигмунд (Сигизмунд Шломо) (1856-1939) - австрийский врач, невропатолог, психопатолог, психиатр, психолог. Основоположник психоанализа и фрейдизма. Разработал основы психоанализа. Обосновал новаторскую динамическую и энергетическую модель психики человека, состоящей из трех систем: бессознательного - предсознательного - сознательного. В традиции психоанализа бессознательное трактуется как непознаваемое, но приверженность принципам эмпиризма и реализма подвела Фрейд к открытию того, что оно в конечном счете познаваемо в своих "репрезентативных репрезентациях". В работе "Тотем и табу" (1913) распространил парадигму психоанализа на сферы общечеловеческой культуры и ранние формы религиозных верований. Проблема культуры в целостном облике сводима, по Фрейду, к следующим вопросам: каков уровень низшего предела, до которого допустимо искусственно минимизировать человеческие влечения и желания; насколько этот процесс сочетаем с неотвратимыми отказами; каков механизм социальной компенсации этих жертв индивидам со стороны общества. В книге "Я и ОНО" (1923) Фрейд изложил психоаналитическую концепцию структуры личности и ее защитных механизмов. Уделял внимание проблемам культурологии и философии.

 

Элиаде Мирча (1907-1986) - румынский ученый, антрополог, историк религии. Изучал топику мифа и мифологизма в литературе 20 в. Доктор философии (1928). Основные сочинения по истории религии, мифологии, философии: "Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторение" (1949), "Очерки по истории религий" (1949), "Йога. Бессмертие и свобода" (1951), "Образы и символы" (1952), "Священное и мирское" (1956), "Мифы, сновидения и мистерии" (1957), "Рождение и новое рождение" (1958), "Мистические рождения. Очерк о некоторых типах посвящения" (1959), "Мефистофель и Андрогин" (1962), "Разновидности мифа" (1963), и др. Не ограничивая круг своих интересов понятием "история религии", Элиаде подчеркивал, что религия "не обязательно предполагает веру в Бога, богов или духов, но означает опыт священного и, следовательно, связана с идеями существования, значения и истины". Посвятив ряд работ исследованию мифа, Элиаде сформулировал тезис о том, что миф являет собой "священную историю" актов миротворения с участием сверхъестественных существ, конституируя тем самым единственно подлинную духовную реальность для первобытного человека. Доминируя в философии античности, в народном средневековом христианстве, мифологическое сознание, согласно Элиаде, переживает ренессанс в философии и в искусстве 20 ст., в продукции современных средств массовой информации.

 

Карл Ясперс (1883-1969) - крупнейший представитель немецкого экзистенциализма. С 1921 г. - профессор философии Гейдельбергского университета, а с 1948 г. - Базельского. Основные работы: "Общая психопатология" (1913), "Философия" (1932, в трех томах), "Духовная ситуация эпохи" (1931), "Экзистенциальная философия" (1938), "О происхождении и цели истории" (1949), "Философия и мир" (1958), "Философская вера" (1948), "Великие философы" (1957). Центральным понятием философии Ясперса выступает понятие экзистенции. Под ней он понимает ту сторону человеческого бытия, которая не может быть изучена наукой, вообще не может быть предметом изучения. Ясперс разрабатывает идею «осевого времени». Под этим понятием философ подразумевает эпоху, когда, по его мнению, возникла основа мировой истории человечества, была заложена «ось» мировой истории. Ясперс полагает, что это произошло в промежутке между 800 и 200 г. до н. э. В эту эпоху, как он считает, в разных регионах Земли, и прежде всего в трех центрах - Индии, Китае и Греции, - произошли принципиальные и однотипные в своей основе духовные изменения, определившие все последующее в истории человечества. Понятие осевого времени служит у Ясперса для конституирования единства мировой истории человечества. Он убежден в том, что история человечества должна быть единой. Ясперс полагает, что единство человека находится не в прошлом и не в настоящем, а в будущем. Единство человека и истории носит у него трансцендентный характер и связано с представлением о скрытом смысле истории. Этот смысл проступает в осевом времени, но обращен в будущее.

 

 


Приложение 2

Date: 2016-05-25; view: 512; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию