Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Недовольство культурой
<...> Слово «культура» обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми.<…> <…> К культуре мы относим формы деятельности и все ценности, которые приносят Человеку пользу, подчиняют ему землю, защищают его от сил природы…Первые культурные деяния – применение орудий, покорение огня, постройка жилищ… Всеми своими орудиями человек усовершенствует свои органы – как моторные, так и с6енсорные – или же раздвигает рамки их применения…Все это должно рассматриваться как достижение культуры.<…> <….> Ни одна черта культуры, однако, не характеризует ее лучше, чем уважение и попечение о высших формах психической деятельности, об интеллектуальных, научных и художественных достижениях о ведущей роли идей в жизни человека. Во главе этих идей стоят религиозные системы. Рядом с ними находятся философские спекуляции и то, что можно было бы назвать человеческими идеалами, представлениями о совершенстве — доступном отдельной личности, народу, всему человечеству — и требованиями, из них вытекающими. Эти творения взаимосвязаны и так тесно переплетаются, что трудно как прояснить их, так и вывести их психологически... С давних времен человек создавал себе идеальное представление о всемогуществе и всезнании, воплощением которых были его боги. Им он приписывал все то, что было ему запрещено. Можно даже сказать, что боги были его культурными идеалами. Теперь он очень близко подошел к достижению этих идеалов, он сам сделался чуть ли не богом... Грядущие времена принесут новые, непредставимые сегодня плоды прогресса... они сделают еще большим богоподобие... Оценки тех или иных религиозных и философских систем, различных идеалов не должны вводить в заблуждение: считаем ли мы их вершинами человеческого духа или прискорбными ошибками, следует признать, что их наличие, более того, их господство, свидетельствует о высоком уровне культуры.<...> <...> В качестве последней... характеристики культуры мы должны удостоить внимания тот способ, каким регулируются взаимоотношения людей, социальные отношения, касающиеся человека в качестве соседа, рабочей силы, сексуального объекта для другого, члена семьи, государства. Здесь особенно трудно... уловить... что принадлежит к культуре. Возможно... элемент культуры присутствует уже в первой попытке урегулировать социальные отношения. Не будь такой попытки, эти отношения... устанавливались бы в зависимости от интересов и влечений физически сильного индивида... Совместная жизнь впервые стала возможной лишь с формированием большинства — более сильного, чем любой индивид... Власть такого общества противостоит теперь как «право» — власти индивида... Замена власти индивида на власть общества явилась решающим по своему значению шагом культуры. Сущность его в том, что члены общества ограничивают себя в своих возможностях удовлетворения влечений, тогда как индивид не признает... ограничений. Следующим культурным требованием является требование справедливости, т. е. гарантия того, что раз установленный правопорядок не будет нарушен в пользу отдельного индивида... <…> Культурное развитие предстает как всеохватывающий процесс… изменений, которые связаны с известными человеческими влечениями. Некоторые из этих влечений настолько ослабевают, что на их место приходит нечто иное…Происходит смещение условий удовлетворения других влечений, они должны переключаться на иные пути…Здесь… напрашивается аналогия между культурным процессом и развитием либидо у индивида…известным процессом сублимации, изменением цели влечения…Сублимация влечений представляет собой выдающуюся черту культурного развития, это она делает возможными высшие формы психической деятельности — научной, художественной, идеологической, — играя тем самым важную роль в культурной жизни... Хочется даже сказать, что сублимация — это судьба, навязанная влечениям культурой... Наконец, нельзя не заметить самого важного — насколько культура строится на отказе от влечений, настолько предпосылкой ее является неудовлетворенность (подавление, вытеснение или что-нибудь еще) могущественных влечений. Эти «культурные запреты» господствуют в огромной области социальных отношений между людьми... Они — причина враждебности, с которой вынуждены вести борьбу все культуры.<...> <...> После того как первобытный человек открыл, что улучшение его земного удела буквально находится в его руках, что он может изменить его своим трудом, ему уже не было безразлично, работает ли другой человек вместе с ним или против него. Другой приобретает значимость сотрудника, совместная жизнь с которым может быть полезной... В... первобытной семье еще нет ни одной существенной черты культуры: произвол главы семейства и отца был неограниченным... Взяв верх над отцом, сыновья убедились, что объединение сильнее каждого поодиночке. Тотемическая культура покоится на ограничениях... Предписания табу были первым «правом». Совместная жизнь имела... два основания: принуждение к труду, возникшее из внешней нужды, и сила любви к сексуальному объекту, женщине, — со стороны мужчины, и любви к потомству — со стороны женщины. Так предками человеческой культуры стали Эрос и Ананке.<...> <... > Мы приняли любовь в качестве основания культуры.<... > <...> Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создававших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей.<...> <...> На этом пути человек попадает в зависимость от избранного им объекта любви... претерпевает сильнейшие муки, когда этот объект им пренебрегает, когда он теряет его в силу измены или смерти... Но любовь — это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность... Половая любовь ведет к новым семейным союзам, заторможенная по цели — к «дружеским» объединениям, которые становятся культурно значимыми<…> <...> Одно из идеальных требований культурного общества... гласит: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Это требование... старше христианства... Но... еще в исторические времена оно было совершенно чуждо людям. Любовь ко всем без разбору теряет в цене, и она несправедлива к своему объекту. Более того... не все люди достойны любви. Зачем выступать с подобным предписанием, если его исполнение невозможно считать разумным? Есть еще одна заповедь, еще более невероятная: «... люби врага твоего...». Ты должен любить ближнего как самого себя как раз потому, что он твоей любви не стоит и даже является твоим врагом... <...> Человек не является мягким и любящим существом... к его влечениям принадлежит и большая доля агрессивности. Поэтому ближний является для него не только возможным помощником или сексуальным объектом; всегда есть искушение сделать ближнего... средством удовлетворения агрессивности, воспользоваться его рабочей силой без вознаграждения, использовать как сексуальный объект, не спрашивая согласия, лишить имущества, унизить, причинить боль, мучить и убивать. Существование этой агрессивности... препятствует нашим отношениям с ближним и заставляет культуру идти на издержки. Вследствие этой изначальной враждебности людей культурному сообществу постоянно угрожает распад... Культура должна напрягать все свои силы, чтобы положить предел агрессивным влечениям человека... Всеми стараниями культуры достигнуто сравнительно немного.<...> <...> Людям нелегко отказываться от удовлетворения агрессивной наклонности... Можно соединить связями любви огромное множество; единственное, что требуется, — это наличие того, что станет объектом агрессии... После того как апостол Павел положил в основание своей христианской общины всеобщее человеколюбие, неизбежным следствием была крайняя нетерпимость христиан ко всем остальным... Так как культура требует принесения в жертву не только сексуальности, но также агрессивных склонностей человека... становится понятнее, почему людям нелегко считать себя ею осчастливленными. Когда мы справедливо обвиняем наше нынешнее состояние культуры в том, что оно не благоприятствует нашим требованиям счастья, что оно приносит бесчисленные страдания…мы имеем на то полное право и не выказываем себя врагами культуры<…>
И. Г. ГЕРДЕР Date: 2016-05-25; view: 619; Нарушение авторских прав |