Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Недовольство культурой





 

<...> Слово «культура» обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми.<…>

<…> К культуре мы относим формы деятельности и все ценности, которые приносят Человеку пользу, подчиняют ему землю, защищают его от сил природы…Первые культурные деяния – применение орудий, покорение огня, постройка жилищ… Всеми своими орудиями человек усовершенствует свои органы – как моторные, так и с6енсорные – или же раздвигает рамки их применения…Все это должно рассматриваться как достижение культуры.<…>

<….> Ни одна черта культуры, однако, не характеризует ее лучше, чем уважение и попечение о высших формах психической деятельности, об интеллектуальных, научных и художественных достижениях о ведущей роли идей в жизни человека. Во главе этих идей стоят религиозные системы. Рядом с ними находятся философские спекуляции и то, что можно было бы на­звать человеческими идеалами, представлениями о совершенстве — доступном отдельной личности, народу, всему человечеству — и требованиями, из них вытекающими. Эти творения взаимосвя­заны и так тесно переплетаются, что трудно как прояснить их, так и вывести их психологически... С давних времен человек со­здавал себе идеальное представление о всемогуществе и всезна­нии, воплощением которых были его боги. Им он приписывал все то, что было ему запрещено. Можно даже сказать, что боги были его культурными идеалами. Теперь он очень близко подо­шел к достижению этих идеалов, он сам сделался чуть ли не бо­гом... Грядущие времена принесут новые, непредставимые сегод­ня плоды прогресса... они сделают еще большим богоподобие... Оценки тех или иных религиозных и философских систем, раз­личных идеалов не должны вводить в заблуждение: считаем ли мы их вершинами человеческого духа или прискорбными ошиб­ками, следует признать, что их наличие, более того, их господ­ство, свидетельствует о высоком уровне культуры.<...>

<...> В качестве последней... характеристики культуры мы дол­жны удостоить внимания тот способ, каким регулируются взаи­моотношения людей, социальные отношения, касающиеся чело­века в качестве соседа, рабочей силы, сексуального объекта для другого, члена семьи, государства. Здесь особенно трудно... уло­вить... что принадлежит к культуре. Возможно... элемент культу­ры присутствует уже в первой попытке урегулировать социальные отношения. Не будь такой попытки, эти отношения... устанавли­вались бы в зависимости от интересов и влечений физически силь­ного индивида... Совместная жизнь впервые стала возможной лишь с формированием большинства — более сильного, чем лю­бой индивид... Власть такого общества противостоит теперь как «право» — власти индивида... Замена власти индивида на власть общества явилась решающим по своему значению шагом культу­ры. Сущность его в том, что члены общества ограничивают себя в своих возможностях удовлетворения влечений, тогда как инди­вид не признает... ограничений. Следующим культурным требованием является требование справедливости, т. е. гарантия того, что раз установленный правопорядок не будет нарушен в пользу отдельного индивида...

<…> Культурное развитие предстает как всеохватывающий процесс… изменений, которые связаны с известными человеческими влечениями. Некоторые из этих влечений настолько ослабевают, что на их место приходит нечто иное…Происходит смещение условий удовлетворения других влечений, они должны переключаться на иные пути…Здесь… напрашивается аналогия между культурным процессом и развитием либидо у индивида…известным процессом сублимации, изменением цели влечения…Сублимация влечений представляет собой выдающуюся черту культурного развития, это она делает возмож­ными высшие формы психической деятельности — научной, ху­дожественной, идеологической, — играя тем самым важную роль в культурной жизни... Хочется даже сказать, что сублимация — это судьба, навязанная влечениям культурой... Наконец, нельзя не заметить самого важного — насколько культура строится на отказе от влечений, настолько предпосылкой ее является неудов­летворенность (подавление, вытеснение или что-нибудь еще) мо­гущественных влечений. Эти «культурные запреты» господству­ют в огромной области социальных отношений между людьми... Они — причина враждебности, с которой вынуждены вести борь­бу все культуры.<...>

<...> После того как первобытный человек открыл, что улуч­шение его земного удела буквально находится в его руках, что он может изменить его своим трудом, ему уже не было безразлично, работает ли другой человек вместе с ним или против него. Дру­гой приобретает значимость сотрудника, совместная жизнь с ко­торым может быть полезной... В... первобытной семье еще нет ни одной существенной черты культуры: произвол главы семейства и отца был неограниченным... Взяв верх над отцом, сыновья убе­дились, что объединение сильнее каждого поодиночке. Тотемическая культура покоится на ограничениях... Предписания табу были первым «правом». Совместная жизнь имела... два основа­ния: принуждение к труду, возникшее из внешней нужды, и сила любви к сексуальному объекту, женщине, — со стороны мужчи­ны, и любви к потомству — со стороны женщины. Так предками человеческой культуры стали Эрос и Ананке.<...>


<... > Мы приняли любовь в качестве основания культуры.<... >

<...> Любовью называют отношения между мужчиной и жен­щиной, создававших семью для удовлетворения своих сексуаль­ных потребностей.<...>

<...> На этом пути человек попадает в зависимость от избран­ного им объекта любви... претерпевает сильнейшие муки, когда этот объект им пренебрегает, когда он теряет его в силу измены или смерти... Но любовь — это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность... Половая любовь ведет к новым семейным союзам, за­торможенная по цели — к «дружеским» объединениям, которые становятся культурно значимыми<…>

<...> Одно из идеальных требований культурного общества... гласит: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Это требо­вание... старше христианства... Но... еще в исторические времена оно было совершенно чуждо людям. Любовь ко всем без разбору теряет в цене, и она несправедлива к своему объекту. Более того... не все люди достойны любви. Зачем выступать с подобным пред­писанием, если его исполнение невозможно считать разумным?

Есть еще одна заповедь, еще более невероятная: «... люби вра­га твоего...». Ты должен любить ближнего как самого себя как раз потому, что он твоей любви не стоит и даже является твоим врагом...

<...> Человек не является мягким и любящим существом... к его влечениям принадлежит и большая доля агрессивности. Поэтому ближний является для него не только возможным помощником или сексуальным объектом; всегда есть искушение сделать ближ­него... средством удовлетворения агрессивности, воспользовать­ся его рабочей силой без вознаграждения, использовать как сек­суальный объект, не спрашивая согласия, лишить имущества, унизить, причинить боль, мучить и убивать.

Существование этой агрессивности... препятствует нашим от­ношениям с ближним и заставляет культуру идти на издержки. Вследствие этой изначальной враждебности людей культурному сообществу постоянно угрожает распад... Культура должна на­прягать все свои силы, чтобы положить предел агрессивным вле­чениям человека... Всеми стараниями культуры достигнуто срав­нительно немного.<...>

<...> Людям нелегко отказываться от удовлетворения агрессив­ной наклонности... Можно соединить связями любви огромное множество; единственное, что требуется, — это наличие того, что станет объектом агрессии... После того как апостол Павел поло­жил в основание своей христианской общины всеобщее челове­колюбие, неизбежным следствием была крайняя нетерпимость христиан ко всем остальным... Так как культура требует принесения в жертву не только сексуальности, но также агрессивных склонностей человека... становится понятнее, почему людям нелегко считать себя ею осчаст­ливленными. Когда мы справедливо обвиняем наше нынешнее состояние культуры в том, что оно не благоприятствует нашим требованиям счастья, что оно приносит бесчисленные страдания…мы имеем на то полное право и не выказываем себя врагами культуры<…>

 

И. Г. ГЕРДЕР







Date: 2016-05-25; view: 619; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию