Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общий смысл искусства





 

Дерево, прекрасно растущеев природе, и оно же, прекрасно написанное на полотне, производят однородное эстетическое впечатление, подлежат одинаковой эстетической оценке,— недаром и слово для ее выражения употребляется в обоих случаях одно и то же. Но если бы всеограничивалось такою видимою, поверхностною однородностью, то можно было бы спросить и действительно спрашивали: зачем это удвоение красоты? Не детская ли забава повторять на картинето, что уже имеет прекрасное существование в природе? Обыкновенно на это отвечают, что искусство воспроизводитне самые предметы и явления действительности, а| только то, что видит в них художник, а истинный художник видит в них лишь их типические, характер­ныечерты; эстетический элемент природных явлений, пройдя через сознание и воображение художника, очищается от всех материальных случайностей и, таким образом, усиливается, выступает ярче; красота, разлитая в природе, в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою. Этим объяснением нельзя окончательно удовлетворить­ся уже по тому одному, что к целым важным отраслям искусства оно вовсе неприменимо. Какие явления при­роды подчеркнуты, например, в сонатах Бетховена? — Очевидно, эстетическая связь искусства и природы го­раздо глубже и значительнее. Поистине, она состоит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой,— в дальнейшем и более полном разрешении той же эстетической задачи.

Результат природного процесса есть человек в дво­яком смысле: во-первых, как самое прекрасное, а во-вторых, как самое сознательное природное существо. В этом последнем качестве человек сам становится из результата деятелем мирового процесса и тем совер­шенно соответствует его идеальной цели — полному взаимному проникновению и свободной солидарности духовных и материальных, идеальных и реальных, субъективных и объективных факторов и элементом вселенной. Но почему же, могут спросить, весь мировой процесс, начатый природой и продолжаемый человеком, представляется нам именно с эстетической стороны, как разрешение какой-то художественной задачи? Не лучше ли признать за его цель осуществление правды и добра, торжество верховного разума и воли? Если в ответ на это мы напомним, что красота есть только воплощение в чувственных формах того самого идеального содержания, которое до такого воплощения называется добром и истиною, то это вызывает новое возражение. Добро и истина, скажет строгий моралист, не нуждаются в эстетическом воплощении. Делать добро и знать истину — вот все, что нужно.

Отсюда троякая задача искусства вообще: 1) прямая объективация тех глубочайших внутренних определений и качеств живой идеи, которые не могут быть выражены природой; 2) одухотворение природной красоты и через это 3) увековечение ее индивидуальных явлений. Это есть превращение физической жизни в духовную, т. е. в такую, которая, во-первых, имеет сама в себе свое слово, или откровение, способна непосредственно выражаться вовне, которая, во-вторых, способна внутренне преображать, одухотворять материю или истинно в ней воплощаться и которая, в-третьих, сво­бодна от власти материального процесса и потому пре­бывает вечно. Совершенное воплощение этой духовной полноты в нашей действительности, осуществление в ней абсолютной красоты или создание вселенского ду­ховного организма есть высшая задача искусства. Ясно, что исполнение этой задачи должно совпасть с концом всего мирового процесса… су­ществующие ныне искусства, в величайших своих про­изведениях схватывая проблески вечной красоты з нашей текущей действительности и продолжая их да­лее, предваряют, дают предощущать нездешнюю, гря­дущую для нас действительность и служат, таким об­разом, переходом и связующим звеном между красотою природы и красотою будущей жизни.

Понимаемое та­ким образом искусство перестает быть пустою забавою и становится делом важным и назидательным, но от­нюдь не в смысле дидактической проповеди, а лишь в смысле вдохновенного пророчества. Что такое высокое значение искусства не есть произвольное требование, явствует из той неразрывной связи, которая некогда действительно существовала между искусством и религиею. Эту первоначальную нераздельность религиозного и художественного дела мы не считаем, конечно, за идеал. Истинная, полная красота требует большего про­стора для человеческого элемента и предполагает более высокое и сложное развитие социальной жизни, нежели какое могло быть достигнуто в первобытной культуре. На современное отчуждение между религией и искус­ством мы смотрим как на переход от их древней слит­ности к будущему свободному синтезу. Ведь и та со­вершенная жизнь, предварения которой мы находим в истинном художестве, основана будет не на поглоще­нии человеческого элемента божественным, а на их свободном взаимодействии.

Теперь мы можем дать общее определение действи­тельного искусства по существу: всякое ощутительное изображение какого бы то ни было предмета и явления с точки зрения его окончательного состояния, или в свете будущего мира, есть художественное произведе­ние.

 

М. ФЕЙБЛМАН

Типы культур

 

<…> Представляется возможным выделить пять самостоятельных типов культуры и в общих чертах наметить еще два. Эти типы мы условимся называть допервобытный, первобытный, военный, религиоз­ный, цивилизационный, научный и постнаучный. Этот перечень не является исчерпывающим, но включает в себя основные типы культу­ры, известные сегодня. Здесь мы рассмотрим вышеперечисленные типы культуры.

Из названных семи первые четыре обозначены нами как «ран­ние», а последние три как «развитые». Типы культуры яв­ляются логическими системами реальных ценностей и поэтому могут выстраиваться в любой последовательности.

Четыре ранних типа культуры, которые мы рассмотрим, это — (1) допервобытный, (2) первобытный, (3) военный и (4) религиоз­ный.

(1) Допервобытный тип культуры. Одно время бытовало мнение, что существует лишь два типа культуры, а именно: первобытный и цивилизованный. Предполагалось, что все первобытные народы на­ходились на одном уровне культурного развития, а все иные народы более или менее «цивилизованы» и поэтому в равной степени «раз­виты». Но это очень далеко от истины… Допервобытный человек, вероятнее всего, не вторгался в природу, принимал ее такой, какой она была, искал у нее поддержки своего рискованного существования и оставил практиче­ски неизменной. Язык ограничивался наименованиями небольшого количества предметов, контакты между культурами отсутствовали, повсюду был распространен допервобытный тип культуры. Безусловно, не существовало такого явления, как дологическое мышление, теоретически обоснованное Леви-Брюлем<…>

Несколько более мы можем быть уверенными в том, что основным институтом допервобытной культуры была семья. Мак Леннан утверждал, что ар­хаическое общество было полигамным и матриархальным, затем ста­ло патриархальным с мужской полигамией, и изначально носило тотемический характер. Это сформировало первую стадию, для которой характерны полигамия, матриархат и тотемизм, ту самую, которая на­звана здесь допервобытной<…>

Для допервобытного человека типично только то, что он почти полностью находился во власти природы. В качестве орудий труда он использовал подходящие предметы естественного происхождения, не особенно изменяя их; охотился ради пропитания, жил в пещерах, приспосабливая себя и свои привычки к окружающей среде<..>

Основной вопрос допервобытной культуры, обращенный к ее носителям, возможно, состоял в следующем: «Насколько нужен именно ты, чтобы выжили все?». Выдающийся индивид – это человек, наиболее приспособленный в делах насущных…Положение человека определялось очень просто и жестко: господством выдающегося индивида над другими членами социальной группы, властью, которая опиралась на физическую силу<…>.

(2) Первобытная культура. На стадии первобытной культуры мы встречаемся с первым типом высокоорганизованных обществ… Первобытная культура представляет собой фазу, для которой характерны подражательный язык, анимизм, экзогамия и мифологемность.<…>

Основной вопрос первобытной культуры, обращенный к ее представителям, звучит следующим образом: «Насколько ты вовлечен в сообщество?». Выдающийся индивид — это не тот, кто отклоняется от принятых норм, а скорее наоборот, тот, кто их тщательно соблю­дает и воспроизводит культурный образец традиционного образа жиз­ни. Общественная жизнь так тесно и высокоорганизованна, что лю­бой человек, который восстает против нее или хочет изменить установленный порядок обычаев и институтов, ipso facto, перестает быть членом этого общества. Он — изгнанник и больше не может принимать участия в жизни своего сообщества; он должен либо по­кинуть его, либо погибнуть от наказания. <...>

Первобытный тип культуры подвергается более сильному воздей­ствию физического и биологического уровней природы. Этнологи часто отмечают, что первобытные народы по своей способности при­спосабливаться к экстремальным природным условиям похожи на высших животных.

Негры Золотого Берета и эскимосы в этом отношении могут слу­жить примером слияния людей с природой до такой степени, что вне ее их существование немыслимо. <...> Контакт с более высокой культурой является для первобытной культуры вызовом, который она вряд ли готова принять. На перво­бытном уровне язык достигает ступени имитации<...>

Среди институтов первобытной культуры ведущее место занима­ют кровнородственные группы, которые являются более сложной, расширенной формой семейной организации. Способ сельскохозяйственного производства сводился к скотоводству и ручному земледелию, пашенное земледе­лие и фермерство еще не были известны. Общественным управлени­ем занимается совет старейшин. Изобразительные искусства занима­ют такое же почетное место, как и религия. На стадии первобытной культуры существует небольшое количество не вполне оформивших­ся институтов…

(3) Военный тип культуры … Военная, или материалистическая культура, начинается с безусловного принятия номиналистического постулата… Вот почему военная культура проявляется я первую очередь в двух видах деятельности: торговой и военной<…>

Основной вопрос военной культуры, обращенной к ее представителям:«Хорошо ли ты повинуешься?». Идеальная личность должна презреть дружеские связи и заявить о себе как о лидере…Индивидуум обязан отказаться от личных чувств во имя великих интересов и достижения общей цели. Героизм и само­пожертвование на войне становятся высоко почитаемыми доброде­телями, а все остальное в данной культуре подчинено этому просто­му итогу. Мужчины существуют для войны, а женщины — для воспроизводства воинов, все остальное глупость: нечто подобное про­возглашал Ницше, объясняя мировоззрение военных. Военная куль­тура скорее регламентирована, чем организована. <...>

Влияние физической и биологической составляющих окружаю­щей среды на военный тип культуры невероятно велико... Военные обрекали себя на суровое существование, даже тогда, когда им не приходилось переносить невзгоды походной жизни в пустынях или горах. Резко отличаясь от правящего меньшинства, большинство вои­нов жило очень скромно, практически мало заботясь о физическом комфорте, изысканной еде или мягкой и удобной одежде. Спартан­цы считали жизнь в суровых природных условиях своего рода шко­лой. Они практически ничего не делали для того, что бы избежать естественных трудностей. Человек военной культуры умел закалить­ся так, чтобы ходить под дождем. Способ производства военного ти­па культуры основывается на рабстве. Один класс работает на дру­гой, но при этом ничего не получает за свою работу.

Контакты с другими культурами в психологическом и социаль­ном плане не имели особых последствий для этого типа культуры. С другими культурами они поступали просто: все, что они не могли за­брать или увезти с собой, уничтожали...

<…> Институты, которые занимают в ней главенствующее позиции, предназначены для реализации военной политики. Экономические институты также находятся в выгодном положении. Воспитание сво­дится к выработке выносливости, слава о которой передается сквозь века и известна как «спартанская добродетель».

(4) Религиозный тип культуры. <…> Основной вопрос религиозной культуры, обращенный к ее носителям, звучит так: «Насколько ты набожен?». Идеальной является наиболее богопослушная личность<…> Главным принципом в отношении биологических потребностей становится аскетизм, воздержание или ограничение в сексуальном опыте, умеренность и пост — в питании. Религиозный человек должен как можно реже под­ходить к чувственному уровню жизни, на котором ведущими интере­сами выступают питание и размножение. Способ производства в религиозном обществе — феодальный. Разделение труда — иерархи­ческое, класс священнослужителей правит теми, кто производит про­дукцию.

На психологическом и социальном уровнях религиозной культу­ры закладывается фундамент абстрактного языка. Значение слов не сводится лишь к конкретным и эмоциональным символам. Религиоз­ная культура — это время абстрактных богов; они олицетворяют не конкретные силы природы, а единство Вселенной и абстрактные идеи логики, ценности и т. и. Католическая Троица символизирует имен­но это и только это: единство, логику и ценность, представленную Богом-Отцом, Христом и Святым Духом. Теперь поклонение богам преисполнено чистоты и для большей части молящихся оно огра­ничивается обожанием; чувство любви им не присуще. Любовь заме­няется идеей взаимодействия богов и людей: можно умолить каприз­ных богов изменить их решение. Религиозная культура — это период чудес. Религиозный порядок отличается от природного тем, что пер­вый вмешивается во второй.

Основным социальным институтом религиозного типа культуры выступает… церковь. Об­разование почти целиком сводится к религиозным целям. В сельском хозяйстве почти полностью осуществлен переход к пашенному зем­леделию, хотя на этой культурной ступени еще неизвестна обработ­ка земли с использованием мощных орудий. Возвращаются изобра­зительные искусства, появляются профессиональные художники, музыканты и т. п., несущие чистое искусство. Истинная наука нахо­дится еще в зачаточном состоянии, лженауки, такие как алхимия, ас­трология, магия, процветают... Появляется философия, ограничен­ная требованиями религии. Транспорт и коммуникации, которые так успешно развивались в рамках военной культуры, в религиозной при­ходят в упадок. Наблюдается спад в экономике. К семье возвращает­ся ранее утерянная ею значимость (...)

Религиозная культура склонна закрывать двери перед научными исследованиями; в отношении культурного прогресса она всегда иг­рала запрещающую или ограничивающую роль<…>

Тремя развитыми типами культуры, которые мы здесь рассмотрим, являются (5) цивилизационный, (6) научный и, наконец, (7) постнаучный.

(5) Цивилизационный тип культуры <…> Цивилизационная, или урбанистическая культура, начинается с принятия постулата психологического номинализма…мы должны довольствоваться лишь действительностью, которую можем познать чувствами, с помощью телесных ощущений, мысленно, посредством нашего мозга. Литература и искусство развиваются как способы самовыражения…

Основной вопрос цивилизационной культуры, обращенный к ее представителям: «Насколько индивидуальны ваши ощущения?». Человек должен быть уникален в своих реакциях, а идеальной личностью является та, которая в состоянии выработать собственные критерии ощущений, чувств, мыслей и действий<…> В социальной жизни отсутствует общая цель. Личность в этой жизни должна сама добиться удовлетворительной оценки своего су­ществования.

Вера в загробную жизнь отсутствует, и даже служение обществу является целью лишь для тех старомодных людей, которые все еще не потеряли совесть. Таким образом, цивилизованная культура имеет очень слабую организацию, представляет собой общество, склонное к стяжательству, в котором обязательное место занимают привиле­гии. Примером такого типа культуры служит Европейское общество XVII и XVIII веков.

Влияние природной среды на цивилизованный тип культуры зна­чительно. Природа не подвергается большим изменениям: ее щадят и ее боятся. Раздел механики в физике оказывается наивысшей воз­можной ступенью соприкосновения с реальностью, а поскольку ато­мы слепо движутся в пустом пространстве, обращаться с ними надо осторожно. Человек цивилизованного типа культуры знакомится с законами механики, и изучает все, что касается этих законов, а не са­ми эти законы. Он получает максимальное удовольствие от жизни, окружив себя всевозможными приспособлениями, какие только в со­стоянии придумать, чтобы достичь комфорта. Он больше обеспоко­ен тем, чтобы защитить себя от разрушительного воздействия физи­ческой среды, чем ее изменением.

Для цивилизованного общества характерен капиталистический способ производства. Ведущим является класс обладателей денег, жи­вущих за счет ренты. <...>

Цивилизованный человек пребывает в поисках разнообразия, следовательно, на него огромное влияние оказывают межкультурные контакты. Он стремится перенимать новшества из всех существую­щих культур, будь то цивилизованная или религиозная, научная или первобытная. Его язык становится все более и более абстрактным. Его философия поверхностна, и это может изменять культуру в ре­зультате контактов; или наоборот, все объединяется в рамках циви­лизованной культуры и согласуется с ее постулатами.

Институты цивилизованного типа четко определены. Социаль­ные группы составляют установленные подуровни, то есть, социаль­ные организации образуют части целого, так, например, деловые кор­порации являются социальной организацией в рамках общей экономики. В цивилизационных культурах низшую ступень иерар­хии занимают учреждения; транспорт и коммуникации продвинулись далеко вперед в своем развитии. Образование, а вместе с ним и внедряемые в жизнь научные достижения процветают<…> Человек, личность становится мерой всего – и божественного, и человеческого<…>

(6) Научный тип культуры. Самый высокий из известных на сегодня типов культуры… Источником научной культуры является постулат реализма, гласящий, что сфера раз и навсегда установленных и вечных универсалий и ценностей не менее реальна чем мир изменчивой действительности…Основным побудительным мотивом деятельности является исследование, а основной целью исследований – открытие законов природы.

Основной вопрос научного типа культуры, обращенный к ее представителям, звучит следующим образом: «Насколько ты любознателен?». Идеальной является наиболее любознательная личность, которая одержима постоянным поиском тайн природы бытия…. Целью этого общества не является ни жизнь после смерти, как это было в религиозной культуре, ни чувственный подарок, как это было в цивилизованной культуре. Це­лью культуры научного типа становится непрерывное совершенство­вание возможного будущего для реально существующего мира, в ко­тором благодаря усилиям познания истины условия существования общества будут постоянно улучшаться.

Эта смена целей ставит научный тип культуры на уровень, близ­кий по некоторым чертам первобытному культурному типу. Научная культура тоже анимистична; ее носители верят, что все в природе жи­во, что жизнь и самосознание это не более, чем высокий уровень чув­ственности, которой в какой-то, хотя бы в самой минимальной сте­пени, обладают все реально существующие структуры. <...>

Влияние физической и биологической окружающей среды на на­учный тип культуры выражается в знании и использовании природ­ных ресурсов.

Представитель данной культуры не столько озабочен необходи­мостью покорить, или наоборот, игнорировать физическое или био­логическое окружение, сколько занят его постижением. Выгода для человека является побочным продуктом, а не целью поиска истины. Он безразличен к плохому или хорошему, но не потому, что таковы его убеждения, а просто в сигу того, что дей­ствительные и несомненные его интересы находятся вне этого.

Психологически и социально человек научного типа культуры со­средоточен на поисках лучшего общества, а его неудачи в достижении оного пропорциональны его успехам в научных областях... Его язык сложен, появляются языки профессиональные.<...>

В научном типе культуры институты четко определены и каждый занимает свое место в общепринятой иерархии. Высшую ступень за­нимают фундаментальные и прикладные науки, или технологии. Ха­рактеристикой научного типа культуры является машина-орудие, рас­ширение областей ее использования и применения. В научном типе культуры ведущее положение среди дисциплин возвращает себе логи­ка. В искусстве предпочтение отдается не чистым, а декоративным видам. Семья уже давно не занимает доминирующего положения, и низшие институты расцениваются соответственно той роли, которую они играют: не как самоцели, а как необходимые инструменты для более высоких институтов.

(7) Постнаучнаый тип культуры. Постнаучный, или рациональный тип культуры, скорее всего, начнется с откровенного реалистического постулата и продолжится тем, что из поля зрения будет сознательно исключен критерий действительности…

Основной вопрос постнаучной культуры, обращенный к ее носителям, скорее всего будет звучать так: «Насколько ты совершенен?» <…> Постнаучная культура ближе всех подойдет к созланию совершенного общества, ближе, чем до сих пор подходила какая бы то ни было культура. Ее цель — создание рая на земле, не может быть полностью достигнута; к ней можно лишь максимально приблизить­ся, и то, скорее всего, только после многих веков социальных катак­лизмов, во время которых общество так же часто поворачивает вспять, как и добивается успехов.

Непосредственная физическая и биологическая окружающая сре­да в период постнаучного типа культуры полностью окажется под контролем. Экономические функции будут выполняться механиче­ски. На Земле начнется освоение территорий, прежде не включен­ных в сферу жизнедеятельности человека. Природная среда также бу­дет привлекать к себе пристальное внимание и превратится в область, в значительной мере находящуюся под контролем. В постнаучной культуре всему будет отведено свое собственное место, не будет кон­фликтов между теорией и практикой, вместо этого люди поймут, что фундаментальная наука продуктивна и необходима для практической деятельности, и что практика является действительным воплощени­ем фундаментальной теории. Человек постнаучного типа культуры будет жить, непрестанно жертвуя во имя достижения знания. Он пой­мет, что лишь то, чему предшествует теоретическое обоснование, мо­жет быть внедрено в практическую жизнь.

В психологической и социальной областях постнаучная культура найдет способы применения научного метода к решению психологи­ческих и социальных проблем. Носитель постнаучного типа культуры будет испытывать религиозные чувства, но не станет полагаться на то, что здравый смысл не уведет его даль­ше целеполагающих философских направлений. Философия будет наиболее рациональной дисциплиной, направляющей другие науки и исследования и координирующей их. Чистые науки будут заняты поисками истины о природе вещей, прикладные науки будут исполь­зовать знания, полученные чистыми науками, а все прочие институ­ты, располагающиеся на иерархической лестнице ниже прикладных наук, будут эффективно обслуживать всех находящихся выше на ие­рархической лестнице.

<…> все культурные типы в равной степени реализуются в меру своих возможностей. Культура определяется конкретным быти­ем, носителями которого прямо или косвенно выступают отдельные представители данной культуры, взятые вместе или порознь…Влияние культуры на инди­вида чрезвычайно сильно и затрагивает все сферы и моменты его су­ществования. При этом, не бывает такого носителя данного конкрет­ного культурного типа, который не был бы в состоянии стать носителем другого; для этого необходимо оказаться в ином культур­ном окружении и пребывать там достаточно длительное время, что­бы испытать на себе его воздействие и приспособиться к новой об­становке.

 

 

А. ГОФМАН

Date: 2016-05-25; view: 536; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию