Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Антропологическое направление в изучении культуры: Л.Морган, Э.Тайлор, Д.Фрэзер
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас, о физическом, социальном и культурном развитии рода человеческого. В русле антропологического направления рассматривается социокультурная эволюция человека как объекта и субъекта культуры, становление мировоззрения и форм поведения в процессе социализации. Представители этого направления – Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, Л. Морган, - не только создавали теоретические программы исследования человека и культуры, но и формировали целое научное направление – эволюционизм, который объяснял происхождение, становление и развитие человека и культуры. Главную задачу сторонники эволюционизма видели в открытии и обосновании общих закономерностей развития культуры, в составлении рядов развития культур разных народов. Отправным был тезис о движении культуры от простого к сложному и о прохождении разными народами примерно одних и тех же культурных стадий, при всей их самобытности, несхожести, разделенности в пространстве и времени. Льюис Генри Морган (1818 – 1881) – американский ученый – этнолог, основоположник научной теории первобытного общества. Автор книги «Древнее общество. Исследование линий человеческого прогресса через варварство к цивилизации». В своих исследованиях Л. Морган утверждает идею прогрессивного развития общества, доказывает, что родовая организация является универсальной для первобытного общества. Ученый обосновал положение о развитии собственности от коллективных форм к частным и об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным. Морган прослеживает эволюцию человечества в период архаики, раскрывая специфику культурного процесса. В частности, ученый установил, что динамика культурного развития общества была ни количественно, ни качественно не равномерна. Прогресс человечества во времена «дикарства», писал Морган, был по своей степени значительнее, чем в последствии в «три подпериода варварства», а прогресс, достигнутый за весь период варварства, по своей степени больше, чем он был в последствии за весь период цивилизации. Работы Льюиса Генри Моргана оказали значительное влияние на развитие этнографии, истории, культурологии. Крупнейший представитель эволюционной концепции в истории культуры – Эдуард Барнетт Тайлор (1832 – 1917), выдающийся английский этнолог, один из основателей культурной антропологии. Свою эволюционную концепцию развития культуры он изложил в книге «Первобытная культура». Этот фундаментальный труд Тайлора американский культуролог Лесли Уайт не без оснований назвал великой книгой, так как именно из нее «произрастет культурология как наука». Тайлор был первым, кто логически обосновал и сформулировал цель, принципы, функции и границы науки о культуре, дал определение и описание этой науки. «Культура слагается в целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества… Ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего» - писал ученый. Определяющим в культуре Тайлор считал ее духовную сторону, поэтому особое внимание уделял религии и ее первобытным формам. Труд Э. Тайлора «Первобытная культура» представляет собой развернутую теорию происхождения и эволюции религии. Ученый ввел в науку понятие «первобытный анимизм». Анимизм - есть вера в существование сверхчувственного, сверхъестественного начала – души – у животных, растений, природных стихий, обычных предметов. Анимистическую теорию происхождения религии Э. Тайлор проиллюстрировал на огромном этнографическом материале. Будучи активным сторонником применения эволюционной теории к культуре, Э.Тайлор определяет развитие культурной жизни как процесс непрерывных, постепенных изменений; сочетания общечеловеческого, универсального с особенным, специфическим в культуре разных народов. По мнению ученого, в культуре действуют те же эволюционные объективные законы, которые существуют и в живой природе. С их помощью осуществляется постепенный характер культурной эволюции: развитие по направлению от простого к сложному; вытеснение старого новым; последовательное усложнение социокультурной жизни. Согласно Тайлору, эволюционное развитие человечества шло от дикости через варварство к цивилизации. Заслуга Эдуарда Тайлора заключается в том, что он выделил культурные черты, состояние знаний, религию, искусство, обычаи как отдельное поле исследования и предложил классификацию этого ряда явлений. Он не только заложил основные принципы будущей культурологии, но и твердо и последовательно отстаивал ее право на жизнь. .Большой вклад в развитие культурологии внес Джеймс Джордж Фрэзер (1854-1941) – английский религиовед, этнограф, литературовед, представитель британской школы социальной антропологии, автор исследований, посвященных изучению первобытных форм верований и религий, мифов и фольклора, обычаев и обрядов, встречающихся в культурах разных народов. Дж. Фрэзер создал оригинальную концепцию развития человеческого мышления, которую изложил в своем знаменитом сочинении «Золотая ветвь», состоящем из 12 капитальных томов. Согласно концепции ученого, существуют три стадии исторического развития общества, которым соответствуют три варианта возможностей человека установить свое господство над природой. Эти возможности человека автор раскрывает через такие формы культуры как: - магия, предполагающая, что природным миром можно управлять с помощью ритуальных действий; - религия, приписывающая сверхъестественные способности управления природой богам и духам; - наука, изучающая реальные причинные связи и позволяющая человеку установить подлинный контроль над природой. Фрэзер составил классификацию магических и колдовских представлений, выводя их из психологических ассоциаций. Исходя из основного признака магии – воображаемого прямого воздействия человека на предмет сверхъестественным способом, – Фрэзер противопоставляет магию религии. Под религией он понимал лишь умилостивление сверхъестественных сил, якобы стоящих над человеком и управляющих миром. Ученый предложил несколько теорий происхождения тотемизма (веры древнего человека в происхождение от общего первопредка- животного). Главный итог творчества ученого – демонстрация на огромном фактическом материале связи между современными религиями и первобытными верованиями, всесторонний анализ эволюции культуры человеческого общества.
Date: 2016-05-25; view: 920; Нарушение авторских прав |