Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структуралистские теории: К. Леви – Строс, Ж. Деррида
Категория «структурализма» (от лат. structura – строение, расположение, порядок) используется для названия целой группы теорий и направлений в социальном и гуманитарном знании, основанных на рассмотрении объекта исследования в качестве структуры. Под структурой понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность при различных внутренних и внешних изменениях и преобразованиях. С точки зрения культурологии, структурализм исследует всеобъемлющие, разносторонние, общечеловеческие понятия, всеобщие законы деятельности человеческого интеллекта. Эти универсалии остаются устойчивыми на протяжении длительного исторического периода и действуют как бессознательные механизмы, регулирующие всю духовно-творческую деятельность людей. Устойчивые структурные взаимоотношения выявляются в лингвистике, антропологии, этнологии, психологии, математике, социологии и т. д. В первой трети XX века структуралистский подход распространяется и на другие области научного знания, начинается его философское осмысление. Структурализм становится не только методом научного исследования, но и формирует философскую школу, представителями которой явились К. Леви-Строс, Р. Барт и др. Клод Леви-Строс (1908-1990) – представитель французского структурализма, философ, этнолог и социолог. Ученый исследовал культурный универсум как совокупность знаковых систем и как целостную структуру, укорененную в языке, науке, искусстве, религии, мифах, выявлял и анализировал закономерности его функционирования в единстве и многообразии отношений с человеком. Научное кредо этого философа – поиски единой основы культуры, неких форм, в которых осуществляется бытие человека в культуре. В своей работе «Структурная антропология» К. Леви-Строс излагает метод структурного обобщения фактов. Этот метод, по мнению ученого, позволяет выявлять в определенных фактах устойчивые структурные элементы и сравнивать, сопоставлять их между собой. Методологию структурализма философ применяет для изучения духовной и социальной сферы первобытного общества, отдельных элементов культуры: мифа, ритуала, системы родства. Это позволило ему наиболее полно проанализировать исторические процессы формирования человеческого разума («Мышление дикаря», «Тотемизм сегодня»). Помимо структуры человеческого разума для понимания культуры важно знать, как выглядит окружающий мир в восприятии людей, принадлежащих к разным культурам. Поэтому в культурной концепции Леви-Строса анализируется две структуры: структура человеческого разума и структура физической реальности. Причем человек, по мысли ученого, путем познания своего же человеческого разума в состоянии познать и природу – физическую реальность. Отсюда следует, что надо изучать слова, поступки людей и, отталкиваясь от них, двигаться к выявлению устойчивых структурных элементов. Таким образом, процесс структурного анализа заключается в движении от сознания к бессознательному, от частного к поиску универсальных законов, в которых отражено взаимоотношение между человеком и природой. Жизнь дикаря представлялась Леви-Стросу идеальной, поскольку она была изначально целостна, а следовательно, и гармонична. В ходе исторического развития отношение между природой и бессознательной структурой человеческого разума менялось, все больше отдалялся человек от природных первоистоков. Современная цивилизация, считает философ, делает человека несчастным, лишая его неразрывной связи с природой. В 70 – е годы ХХ века в западноевропейской культуре произошли серьезные изменения, характеризующиеся емким понятием «постмодернизм», который вызвал к жизни одно из самых влиятельных философских течений современности – постструктурализм. Специфической особенностью постструктурализма является то, что он в процессе исследования затрагивает не столько рациональную сферу мировоззрения, сколько глубоко эмоциональную, внутренне производную и противоречивую область человеческого мировоззрения. В европейской философии это направление представлено такими именами, как Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Бодрийар, Ж. – Ф. Лиотар. Жак Деррида (р. 1930) сыграл огромную роль в научном оформлении основных идей постструктурализма. Его труды: «Письменность и разногласия», «Границы философии», «О грамматологии», «Почтовая открытка: от Сократа к Фрейду и дальше», «О духе: проблема Хайдеггера», «Шпоры: стили Ницше», «Психея: изобретение другого», 2И подписано: Понж» и другие. Ж. Деррида рассматривает мир как порождение письменной культуры, безграничный текст, усиленный в том числе изобретением Гутенберга. Ученый утверждает, что любой индивид находится «внутри текстов различного характера», т. е. в рамках определенного исторического сознания. Весь мир воспринимается ученым как своеобразная «космическая библиотека», «словарь», «энциклопедия». Ученый переосмысливает основы классической философии с позиции принципа деконструкции – специфического способа анализа текста, выявляющего его многослойность и неоднозначность. Важным принципом философского анализа ученый считает различение письма и чтения текста, его осмысления с позиции другого. Ж. Деррида вынашивал идею «реконструкции» европейской культуры. По его мнению, из-за абсолютизации современных эстетических ценностей она слишком отдалилась от своих истоков, сместилась в сторону от былых опорных понятий и метафор, в которых запечатлены следы минувших культурных эпох. Необходимо, по его мнению, остановить эту мутацию, для достижения чего служит предлагаемая им «деконструкция» - аналитическое расчленение текстов как базовых источников культуры. Разрабатывая проблемы текста, Деррида внес значительный вклад в проблему природы символического, чем оказал большое влияние не только на философию, но и на современное литературоведение.
Date: 2016-05-25; view: 670; Нарушение авторских прав |