Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И. Гердер, Г. Гегель
Философия истории – это не только одно из направлений философского знания, но и особый подход к историческому материалу, при котором само содержание исторического процесса становится предметом специфического философского воззрения и истолкования. Человек в контексте изменяющихся времен, развивающихся культур; внутренняя сопричастность человеческой судьбы этим историческим процессам – вот основное содержание философии истории. Развитие философских воззрений на человеческую историю и культуру разворачивалось на протяжении многих веков, но оформление науки о культуре как специфической сферы гуманитарного знания относится к эпохе Нового времени и связанно с философскими концепциями истории И. Г. Гердера и Г. Ф. Гегеля. Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) – немецкий ученый – просветитель, он стоял у истоков формирования науки о культуре. Основополагающие мысли, давшие толчок развитию науки о культуре, были изложены И. Г. Гердером в четырехтомном труде «Идеи к философии истории человечества». В эпоху Просвещения утверждалось светское представление о культуре. Его основу составляет мысль о том, что человек есть творческое существо, способное изменять мир и созидать самого себя и это самосовершенствование человек должен осуществлять, опираясь на силы своего разума. С этих позиций И. Г. Гердер понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества и связывал ее со степенью развития наук и просвещения, творческим началом он видел человеческий разум. Ученый утверждал, что культура есть господство человека над природой. Согласно Гердеру, развитие народов составляет единую цепь, где каждое звено необходимо связано с предшествующим и последующим, носит поступательный характер и направлено к высшему состоянию — гуманности. Определяющее значение в жизни общества имеет культура, сплачивающая людей воедино; культура — результат и одновременно стимул развития общества; важнейшие ее составляющие — язык, наука, религия, государство. Самый древний элемент культуры он видел в религии, возникшей естественным путем как следствие слабости людей перед силами природы. Высшую миссию культуры ученый видел в распространении гуманности. Гуманистическое начало и есть, по Гердеру, важная цель и желанный идеал - то общее, что независимо от времени сближает культуры разных народов и к чему необходимо стремиться. В познании других культур он видел надежный способ познания собственной культуры. К культуре ученый в первую очередь относил язык, науку, ремесло, искусство, семейные отношения, религию и государство с его институтами. Все это в совокупности и составляет культуру и сплачивает, консолидирует общество. Культура – это то, что объединяет, подчеркивал Гердер. Актуальность и ценность философии культуры Гердера заключается в том, что, признавая в истории существование народов – созидателей, плодами которых пользуется все человечество, он в то же время подчеркивает равноценность разных культур, разных народов. Однако, с точки зрения просветителей, разум представлялся неизменной в своей сущности способностью отдельно взятого индивида. В этой идее понимания культуры со временем обнаружились противоречия: несоответствие между величественностью культурных задач и ограниченностью возможностей индивидов; представление о самосозидании человека и бесконечном культурном прогрессе не сочеталось с пониманием разума как вечной и неизменной способности человека. Получалось, что прогресс как поступательное развитие культуры не затрагивает сущность самого человека. Чтобы увидеть, объяснить и разрешить эти противоречия, требовалось по – новому понять культуру, разум и человека. Это сделал великий философ, представитель немецкой классической философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Ученый понимал культуру как реализацию разума, но это реализация мирового разума или мирового духа. Этот мировой дух развертывает свою сущность, реализуя себя в судьбе целых народов, воплощаясь в науке, технике, религии, искусстве, формах общественного устройства и государственной жизни. Ступени культуры различаются, согласно Гегелю, по мере насыщенности духом. Этот дух преследует всеобщие цели, которые нельзя объяснить как сумму замыслов отдельных людей или как индивидуальную цель сильной исторической личности. Конечно, все культурное творчество осуществляется индивидуальными усилиями людей, но все, что делают люди, есть осуществление целей мирового духа. Согласно гегелевской концепции, развитие мировой культуры обнаруживает такую целостность и логику развития, которые не могут быть выведены из суммы индивидуальных усилий. Скорее наоборот, творчество отдельных людей и даже целых народов подчиняется этой скрытой логике, которая обнаруживает себя лишь тогда, когда все многообразие культурных явлений будет понято как саморазвивающееся целое. Гегель не просто сформулировал общие принципы своей теории, но проанализировал весь путь развития мировой культуры. В своих трудах «Философия истории», «Эстетика», «История философии», «Философия права» он представил развитие культуры как единый целостный процесс во всем многообразии ее проявлений – от философии, религии и искусства догосударственных форм. Ученый высказал множество глубоких, плодотворных мыслей о науке, мифе, религии, о природе символа, об искусстве и т. д. Однако к концу XIX – началу XX века философы и культурологи уже не могли удовлетвориться центральной идеей гегелевского подхода – сведением человека к безличной логике разума. Поэтому дальнейшее изучение культуры было связано с обращением к человеку, взятому во всей многомерности и сложности его существования.
Date: 2016-05-25; view: 644; Нарушение авторских прав |