Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 10. Культура как процесс
Изменения, происходящие в культуре под воздействием внешних и внутренних сил – называют культурной динамикой. Изменения – это неотъемлемая часть культуры, они выражаются и во внутренней трансформации явления, и во внешних его переменах. Термин «изменения» многозначен. Он подразумевает всякое преобразование, происходящие в той или иной культурной системе. Поэтому для оценки характера происходящих изменений используется термин «развитие», который употребляется для обозначения поступательного движения культуры, перехода от одного ее состояния к другому. Культурное развитие – это изменение материальных и духовных компонентов культуры, в результате которого меняется их состав или структура, возникают, трансформируются или исчезают какие-либо культурные элементы и связи, происходит переход в новое качественное состояние. Культурное развитие характеризуется наличием трех основных свойств динамики: необратимостью, направленностью, закономерностью. Поскольку обратимость характеризует циклический процесс, воспроизведение постоянной системы функций, отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться и потому процесс изменений лишается характерной для развития единой внутренне связанной линии. Культура изменяется во времени вместе с обществом, которое ее создает. Динамика культуры включена в динамику общественной жизни в целом и зависит от множества социальных факторов и обстоятельств как внутри-, так и внекультурных. Культуру нельзя рассматривать как автономную систему, которая существует и изменяется сама по себе. Пространство культуры включено в пространство многомерного мира общественной жизни, которая представляет собой реальность особого рода – социальную реальность. Социодинамика культуры – это изменения, происходящие в жизни общества. Виды культурных изменений: · культурогенез – процесс порождения новых форм культуры; сущность культурогенеза состоит в постоянном самообновлении культуры; · наследование традиций – процесс трансляции уже существующих в социальной практике явлений от одного поколения к другому; · диффузия культуры – процесс распространения образцов культуры в пространстве и во времени, их заимствования и внедрения в новые культурные системы; · трансформация форм культуры – процессы их модернизации, развития, а также деградации вплоть до исчезновения из социальной практики; · системная трансформация – процессы исторической изменчивости целых систем культуры, такие как эволюция, волновая изменчивость, распад и т.п.; · синтез форм культуры – процесс соединения заимствования и элементов собственного культурного достояния. Из многообразия причин культурной изменчивости приведем наиболее значительные: адаптация культуры к изменившимся внешним условиям существования; необходимость разрешения внутренних противоречий в жизни сообщества (экономических, социальных, политических, экологических и др.); творческая инициатива отдельных личностей. Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые явления. Устойчивой стороной культуры является традиция как механизм культурного наследования, исторической трансляции прошлого значимого опыта. Традиция – это элементы культурного наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мироотношения и т.д.), которые сохраняются, передаются последующим поколениям и долгое время воспроизводятся в обществе. Содержание традиций – это прошлый опыт, упорядоченный и обобщенный, стереотипизированный, проявляющийся в автоматизме действий. Традиции существуют во всех сферам и уровнях культуры, например: религиозные, научные, нравственные, национальные, трудовые, семейные и др. Традиции стабилизируют жизнь общества, определяют его самобытность. Но культура несводима только к традиционному аспекту. Абсолютизация традиций приводит к консервативным явлениям в социокультурной жизни, когда традиции противоречат живой практике, изменившимся условиям жизни. Поэтому, противоположной, уравновешивающей процесс развития стороной, является новация, как способ обновления культуры, как механизм формирования новых культурных моделей разного уровня, которые создают предпосылки для социокультурных изменений. Культура не может существовать не обновляясь. В основе новационных изменений лежит творчество как движущая сила культуры. Творчество характеризуется следующими основными признаками: · качественная новизна продуктов творчества, связанная их оригинальностью, своеобразием, непохожестью на все, что существовало до сих пор; · социальная значимость, ценность, важность для общества его результатов. Единство традиций и новаций – универсальная характеристика любой культуры, ее ценностно-смысловой стороны. Традиции являются основой творчества, а творчество есть обновление старых и начала новых традиций. Соотношение между традициями и новациями в культуре складываются по-разному. Доминирование одной из сторон определяют особый тип культуры. Так, традиционная культура характеризуется преобладанием традиционности над новаторством, «избыточной нормативностью», регламентацией всех форм человеческой деятельности, соблюдением канонов, правил, обычаев, ритуалов, способов деятельности; неодобрительным отношением к творческим новациям, нетерпимостью и неприязнью ко всему чужому, пришедшему из другой культуры (ксенофобией). Новационная культура, наоборот, восприимчива к новациям, динамична, допускает различного рода отступления от традиций, что ведет к ослаблению нормативности культуры, «размыванию» шкалы жизненных ценностей, к появлению разных отклонений в поведении, нестабильности в социальной жизни общества. Личность обретает возможность самостоятельно определять свои жизненные цели, идеалы, смыслы, а также формы и средства деятельности. Поощряется активность, личная инициатива, творчество, свобода коммуникаций и обмен информацией. В новационной культуре высоко ценятся знания, образованность, критичность и самостоятельность мышления. Стремление к новому – один из важнейших факторов, стимулирующих развитие производства и потребления в обществе. При различном соотношении традиций и новаций по-разному складываются взаимодействия между живущими в обществе поколениями людей. На этой основе выделяют три типа культур (М. Мид): · постфигуративный, основанный на том, что подрастающее поколение перенимает опыт у старших; · кофигуративный, где и дети, и взрослые учатся не только у старших, но и у свертников; · префигуративный, в котором не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей. Традиционная культура постфигуративна: она изменяется медленно и незаметно, внуки живут в тех же условиях, что и деды. Такая культура сохраняется при условии совместного проживания трех поколений, при котором старики являются носителями образцов жизни и примером для подражания. Кофигуративная культура – это культура, в которой преобладают модели поведения, задаваемые современниками. Она существует там, где в обществе происходят перемены, делающие опыт прошлых поколений непригодным для организации жизни условиях. В такой ситуации и старшим, и младшим приходится приспосабливаться к новой ситуации, на собственном опыте вырабатывая другие, отличные от прежних стилей жизни и способы деятельности. Префигуративная культура – это культура еще более интенсивных и быстрых трансформаций, чем кофигуративная. Новации в ней могут происходить в настолько быстром темпе, что взрослое население просто не будет успевать усваивать их. Если постфигуративная культура ориентирована на прошлое, а кофигуративная – на настоящее, то префигуративная – на будущее. Решающее значение в ней приобретет духовный потенциал молодого поколения, у которого образуется общность опыта, которого не было и не будет у старших. Разрыв преемственной связи в развитии традиций, обычаев, ценностных ориентаций связывают с возникновением кризисов культуры. Кризис – обязательный и закономерный этап в развитии культуры. Она не может обрести всей полноты без преодоления возникающих внутренних противоречий. Сущность кризиса – переоценка и переосмысление духовно-ценностного ядра культуры. Кризис может парализовать культурную динамику или даже привести к краху культуры в ее прежнем облике. Однако кризис нередко сопряжен с самопознанием, самоопределением культуры, с обнаружением ее потенциала, возможностей внутреннего развития. Поэтому, как свидетельствует мировая практика, рождению новой культуры часто предшествует кризисные явления. Тема кризиса неразрывно связана с представлением о внутреннем богатстве культуры и ее прогрессом. Прогресс (от лат. progressus – движение вперед) – тип направленного развития, характеризующийся переходом от низших форм к высшим, от простого к сложному. В культурологии проблема прогресса имеет разные трактовки, которые определили альтернативные подходы к пониманию культурно–исторического процесса: - монолинейность: все страны и народы движутся по одной и той же магистрали культурного развития. Одни из них вырываются в этом движении вперед, достигая более высокой ступени развития культуры; другие отстают и застревают на более низком культурном уровне, но рано или поздно их культура тоже должна подняться на эту ступень. - полилинейность: история человечества предстает как история отдельных обществ (стран, народов), существующих в течение какого-то ограниченного времени; культуры этих обществ рождаются и умирают вместе с ними. Универсального, охватывающие все общества процесса развития не существует. Культуры разных обществ не сопоставимы, сравнивать их по уровню развития нельзя, ибо каждая из них развивается по-своему. Такое понимание прогресса легло в основу концепции культурно-исторического развития. Рассмотрим некоторые из них в рамках основных моделей развития культуры: - линейной (эволюционной); - циклической; - волновой. Линейная модель развития культуры представлена теорией единой линейной эволюции, которая исходит из единства культурно-исторического процесса, рассматривает историю культуры как единый линейно-поступательный процесс развития человечества. Теория опирается на закон преемственности в развитии культуры. Представители этой теории: Э. Тайлор, Л. Морган, Г. Спенсер и др. Например, английский культуролог Э. Тайлор (1832-1917) – представитель направления эволюционизма, которое исходит из того, что природа и человек подчиняются одним и тем же законам развития – от низшего к высшему, от простого к сложному. Отметим, что Э. Тайлор: а) понимает культуру как совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и привычек, усвоенных человеком как членом общества; б) считает, что все народы и культуры соединены в единый непрерывный, постепенный эволюционный процесс, а обращение к первобытным культурам обнаруживает устойчивость и повторяемость. Циклическая теория социокультурного развития опирается на закон повторяемости, цикличности, существующей в мире природы и жизни человека. С этих позиций теория стремится объяснить развитие культурных процессов. Представители циклической модели развития культуры: Полибий, Дж. Вико, А. Тойнби, Н. Данилевский, О. Шпенглер и др. Рассмотрим некоторые из теорий. Видный русский ученый Н. Я. Данилевский (1822-1885) – представитель концепции локальных культурно-исторических типов, свою теорию изложил в труде «Россия и Европа». Основным понятием теории Данилевского является культурно-исторический тип, который понимается как единство антропологических, этнографических, социальных и территориальных признаков: а) культурно-исторические типы различаются сочетанием четырех основных элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического; б) в каждой культуре преобладает один какой-то тип, и лишь славянская культура универсальна; в) каждая культура проходит в своем развитии четыре стадии: период «бессознательный» (подготовительный), период государственного становления, период расцвета, период спада. Немецкий философ и культуролог О. Шпенглер (1880-1936) свою теорию изложил в книге «Закат Европы». Основные положения теории О. Шпенглера: а) ученый исходит из ницшеанского понятия «органической жизни», и сама культура предстает как обладающий внутренним единством «организм», у нее также есть своя «душа»; б) единой общечеловеческой культуры не существует. Шпенглер выделяет восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, античную (греко-римскую), арабскую, западноевропейскую, культуру майя, а также предвидимую им будущую русско-сибирскую; в) Шпенглер констатирует переход западноевропейской культуры в стадию цивилизации, т.е. переход в мертвую механистичность, окостенение и умирание. Английский историк и культуролог А. Тойнби (1889-1975) исследовал глубинные источники генезиса, роста и распада цивилизации. Основной труд Тойнби – 12-томное «Постижение истории». Главные моменты концепции Тойнби состоят в следующем: а) исторический процесс – это круговорот локальных цивилизаций; б) цивилизация зарождается благодаря энергетическому импульсу, дающему ответ на вызов истории, благодаря чему начинается развитие торговли, промышленности, ремесла и искусства; в) Вызов-и-Ответ – всеобщий закон существования цивилизации; г) решающую роль в развитии цивилизации играет творческая личность, что создает духовную пропасть между меньшинством и большинством; д) постепенно возникают надлом и распад, что ведет к гибели данной цивилизации. Волновая модель социокультурной динамики – обосновывает периодичность изменений – спадов и подъемов – в экономической, политической и социальной жизни общества. Представители С. Маслов, Н. Кондратьев и П. Сорокин. Наиболее значительный материал по разработке моделей волновых динамических процессов накоплен в экономике, выделены факторы, обусловливающие эти колебания, обоснованы периодические кризисы хозяйственной жизни. Современные представления об экономических волнах опираются на исследования русского мыслителя Н.Д. Кондратьева, который разработал теорию длинных экономических волн. Теория волновой динамики культур П. Сорокина. Согласно этой теории культуры движутся от идеационного типа к гармоническому, а иногда смешанному и дальше к чувственному миру. Через некоторое время происходит обратное движение через смешанный тип к идеационному. П. Сорокин считал, что любое общество можно понять и оценить через призму четырех универсальных категорий: истина, красота, добро, польза. Важность и значимость рассмотренных нами теоретических вопросов определяется тем, что они формируют предпосылки понимания того культурного мира, в котором мы живем. Развитие современной культуры, понимание процессов, происходящих в ней – эти вопросы имеют уже не учебно-академический характер, а вполне практический смысл, затрагивающий каждого человека и человечество в целом. Контрольные вопросы 1. Раскройте понятие «динамика культуры». 2. Характеризуйте виды культурных изменений. 3. Традиции и новации в культуре, их соотношение. 4. Культурный кризис: позитивные и негативные аспекты. 5. Идея прогресса и эволюционная модель развития культуры. 6. В чем состоит сущность циклической теории развития культуры.
Темы докладов 1. Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского. 2. О. Шпенглер о судьбах европейской культуры. 3. А. Тойнби о закономерностях развития культуры. 4. П. Сорокин о динамике культуры. 5. Н. Бердяев о человеке, творчестве и культуре.
Литература Бялик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998. Гуревич П. С. Культурология. М., 1999. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1996. Иконникова С. Н. История культурологи. Идеи и судьбы. СПб., 1996. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997. Маркарян Э. С. Культурная традиция как качественно новый механизм аккумуляции и передачи жизненного опыта // Э. Маркарян. Теория культуры и современная наука. М. 1983. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. Седов Е. А. Системная концепция информационных процессов. М., 1988. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Тайлор Э. Первобытные культуры. М., 1991. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1997.
Когда коллективы воздействуют на индивида сильнее, чем индивид на них, начинается деградация культуры, ибо в этом случае с необходимостью умаляется решающая величина - духовные и нравственные задатки человека». Альберт Швейцер
Date: 2016-05-25; view: 802; Нарушение авторских прав |