Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура с позиций экзистенциализма: К. Ясперс
Экзистенциализм (от лат. existentia – существование) - философия существования, мировоззренческая концепция, в которой бытие понимается как «переживание», главное в человеке – его индивидуально – неповторимое, абсолютно уникальное существование – экзистенция. Основная задача экзистенциализма заключается в проникновении в сущность отношения человека к миру, другим людям, к Богу. В рамках экзистенциализма огромный историко – культурный материал использовал в своих работах немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) – выдвинувший концепцию генезиса великих древних культур. Философско - культурологические проблемы изложены Ясперсом в работах разных лет: «Психология мировоззрений», «Духовная ситуация времен», «Об истине», «Философия веры» и др. Его философия истории представляет собой антропоцентрический способ философствования. Человек и история – ключевые измерения бытия. В сочинении «Смысл и назначение истории» ученый выдвигает оригинальную концепцию, позволяющую понять различия культур и цивилизаций Древнего Востока и Древнего Запада, не противопоставляя их друг другу. Ясперс назвал ее теорией «осевого времени». Ученый раскрывает идею о том, что человечество имеет единое происхождение, единый путь развития и общую цель. Он рассматривает культуру как универсальное средство общечеловеческой коммуникации между странами и народами сквозь пространство и время. Ясперс видит «ось мировой истории» в том духовном процессе, который шел на Востоке и Западе между 800 и 200 гг. до н. э., когда параллельно и синхронно оформилась философская мысль в Древней Греции и в Азии (Индия, Китай). Тогда произошел важнейший переворот в истории. Этот период Ясперс назвал «осевым временем». Именно в это период появился человек современного типа, были разработаны «основные категории, которыми мы мыслим по сей день», заложены основы мировых религий. Во всех формах существования культуры происходит переход к универсальности. Большое внимание Ясперс уделял проблемам взаимосвязи и различию культур Востока и Запада, рассматривая их как самобытные, самостоятельные типы культурной связи «человек – общество». Характеризуя структуру мирового культурно – исторического процесса, Ясперс выделяет четыре основные эпохи развития человеческого общества: доистория; великие культуры древности; период «осевого времени»; век науки и техники. От концепции осевого времени Ясперс прокладывает путь к пониманию смысла истории. Наша история совершается между истоками и целью. В качестве цели Ясперс рассматривает свободу, постигаемую человеком в различных состояниях. В многообразии противоречивых стремлений нашего времени есть одно, объединяющее всех – это свобода. Следовательно, вся человеческая деятельность, и прежде всего духовная, состоит в том, чтобы найти свой путь среди открытых перед нами возможностей. Для Ясперса «духовная составляющая» в мировом историческом процессе является главной, определяющей. Пробуждение духа положило начало общей истории человечества, разделенного прежде на локальные, разрозненные, не связанные друг с другом культуры. Духовное единство человечества сложилось из разных, далеких друг от друга культур. Ясперс отмечает активную роль человека в культуре: «Человек – существо, которое не только есть, но и знает, что оно есть». Уверенный в своих силах человек исследует окружающий мир и изменяет его. По мнению ученого, в основании широкого спектра созидательной деятельности людей лежит неосознаваемое ими творение экзистенции, человеческой «самости», т. е. самого факта существования человека. Так же творят свою «самость» и большие массы людей. Результатом этого творчества является уникальная целостность событий, которые мы относим к определенному моменту реального исторического времени. Это и отличает одну историческую эпоху, ее культурный облик от других. Date: 2016-05-25; view: 519; Нарушение авторских прав |