Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Генезис культуры





Изучение любого явления требует обращения к его истокам, началам. Понимание причин возникновения какого-либо явления объясняет особенности его развития и функционирования. Процесс происхождения, становления и развития называется генезис.

Что является истоком культуры? Как в природе появляется этот уникальный феномен? Чтобы ответить на эти вопросы следует обратиться к самым основам происхождения человечества. Не разбирая специально концепций его происхождения, отметим, что человек, в отличие от всех остальных живых существ, рождается без врожденной программы жизнедеятельности. Тогда как животным от рождения определен особый род деятельности, на генетическом уровне заданы и способы встраивания в пищевые ряды, и формы общения с себе подобными, и способы продолжения рода, и т.д. То есть, вся жизнь от ее начала и до конца задана. Потому животное едино со средой своего обитания, оно есть продолжение этой среды, естественно слито с нею, находится с ней в гармонии, а следовательно, гармонично и с самим собой.

Отсутствие врожденной программы жизнедеятельности ставит человека в принципиально иное положение – положение естественной дисгармонии. То есть, всегда присутствует разрыв между человеком и средой его обитания. Разрыв сущего и должного в самом человеке. И как в плане удовлетворения витальных потребностей, так и в отношении к более высоким духовным запросам человек должен сам задавать себе программу деятельности. Он открытая система, а потому, он вечно себе не тождествен. Стремление к гармонии движет человеком и в его материальной, и, тем более, в духовной деятельности.

Разрыв связи человека с естественным миром, неопределимость его значимости порождает потребность самоопределения. Эта потребность может быть удовлетворена путем создания мира собственных ценностей и значимостей, собственной программы жизнедеятельности, смысла бытия. Таким образом, мир культуры есть реализация потребности человека в самообретении, в стремлении к своей завершенности и гармоничности.

Созидание мира культуры есть процесс опредмечивания человеком себя в мире. Преобразовывая мир природы, создавая свой собственный мир, человек созидает себя. Взаимодействуя с миром, человек вступает во взаимодействие с самим собой. Созидание культуры идет вместе со становлением самосознания человека, это единый процесс.

Итак, рассмотрение генезиса культуры показывает:

× зарождение культуры связано с выделением человека из природной среды;

× культура возникла как способ и содержание жизнедеятельности людей, более высокой организации бытия человека и общества;

× культура формировалась как системное явление, для которого были характерны: целостность, структурность, функциональность, наличие законов и подсистем;

× культура развивалась через совершенствование человека, осмысление им самого себя, осознаваемое общение и совместную деятельность людей;

× антропогенез и культурогенез – это единый взаимообусловленный процесс.

В современной науке существуют разные концепции происхождения культуры: орудийно-трудовая, игровая, религиозная, символическая, психоаналитическая и др. Остановимся на них подробнее.

- Орудийно-трудовая концепция (Энгельс) – происхождение культуры объясняется трудовой деятельностью. Человек, согласно этой теории, отличается от животных способностью трудиться. Генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда, который и превращает жизнедеятельность человека в общественную, культурную. Согласно трудовой концепции антропо- и культурогенеза, создав искусственные орудия труда, люди стали трудиться сообща. В ходе этого процесса появляется речь, язык, сознание, мышление.

- религиозная концепция – это наиболее древняя точка зрения на возникновение культуры человека, согласно которой человек есть творение Бога, созданное по его образу и подобию. Культура же в этом контексте понимается как проявление в человеке божественного дара, как ниспослание верующим высших духовных ценностей, как приобщение к богоугодной жизни. Представители религиозной концепции на прямую связывают культуру с религиозными верованиями древних, понимают культуру как культ, считают, что культура сопричастна духовности, в т. ч. религии. О близости культуры и религии свидетельствует символический характер культуры, происходящий от культовой символики (Н. Бердяев). Все достижения культуры по природе своей символичны, поэтому, в генезисе культуры существует глубинная связь и историческая зависимость между культурой и культом как специфическим феноменом.

- Игровая концепция (Хейзинга) – источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра, согласно этой теории, гораздо старше культуры. Она присуща и животным, но у человека – это содержательная функция, со многими гранями смысла. Игра – спонтанная, самодостаточная форма человеческой активности, лишенная узкопрагматических целей. В игре свободно реализуется сущность человека, и игра выступает как культуросозидающая сила.

Основным механизмом игры выступает работа воображения, проявляющаяся в разных видах деятельности. Раньше, чем изменять окружающую среду, человек это сделал в своем воображении, в сфере игры. По мере развития общества игровой элемент отступает на второй план, «растворяясь» в политической деятельности, в правовой сфере, в науке, в искусстве, в спорте.

- Психоаналитическая теория (Фрейд) – суть психоанализа Фрейда сводится к следующему. Глубинный слой человеческой психики функционирует на основе первичных влечений, имеющих сексуальную природу. Косвенный способ удовлетворения этих влечений (сублимация) заключается в фантазиях, снах, остроумии, творчестве и, в конечном счете, создает всю культуру. Исходная модель культуры – поиски равновесия между противонаправленными структурами Оно, Я и Сверх-Я, что позволяет избежать невроза. Процесс развития культуры, по Фрейду, - способ обуздания первичной агрессивности. Два главных влечения человека, реализуемых в культуре, - Эрос (стремление к жизни, плодоношению) и Танатос (стремление к смерти, покою).

Фрейд понимал под человеческой культурой все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных. Каждая культура, по словам Фрейда, создается принуждением и подавлением первичных позывов. При этом у людей имеются разрушительные, следовательно, противообщественные и антикультурные тенденции. Этот психологический факт имеет решающее значение для оценки человеческой культуры. Культурогенез, следовательно, обусловлен наложением запретов, а главная задача культуры заключается в том, чтобы защитить отдельного человека и все общество от природы.

- Символическая концепция (Кассирер) - человек биологически слабее животного, он не способен жить по готовым стандартам природы, что обязывает его искать иные способы существования. Инстинкты в человеке ослаблены, вытеснены чисто человеческими потребностями и мотивами. Человек плохо оснащен инстинктами, он бессознательно стал присматриваться к другим животным, более прочно укорененным в природе и неосознанно подражать им. Это не было заложено в инстинкте, но оказалось спасительным свойством. Превращаясь, как бы, то в одно, то в другое существо, человек в результате не только устоял, но постепенно выработал определенную систему ориентиров, которые надстраивались над инстинктами, по-своему дополняя их. Дефект постепенно превращался в известное достоинство, в самостоятельное и оригинальное средство приспособления к окружающей среде.

Человек живет не просто в физической, но и в символической вселенной. Это символический мир мифологии, языка, искусства и науки, который сплетается вокруг него в прочную сеть. Дальнейший прогресс культуры только укрепляет эту сеть. Человеческую культуру в ее целостности можно, по Кассиреру, описать как процесс последовательного самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука — это различные стадии этого процесса.

Кассирер намечает подступы к целостному воззрению на человеческое бытие как протекающее в символических формах. Он отмечает, что символический способ общения с миром у человека отличный от знаковых сигнальных систем, присущих животным. Сигналы есть часть физического мира, символы же, будучи лишенными, по мысли автора, естественного, или субстанционального, бытия, обладают прежде всего функциональной ценностью. Животные ограничены миром своих чувственных восприятий, что сводит их действия к прямым реакциям на внешние стимулы. Поэтому животные и не способны сформировать идею возможного.

С другой стороны, для сверхчеловеческого интеллекта или для божественного духа, как отмечает Кассирер, нет различия между реальностью и возможностью: все мысленное становится для него реальностью. И только в человеческом интеллекте наличествует как реальность, так и возможность.

Для первобытного мышления, считает Кассирер, трудно проводить различия между сферами бытия и значения. Они постоянно смешиваются, в результате чего символ наделяется магической либо физической силой. В ходе развития культуры проясняются отношения между вещами и символами, возможностью и реальностью.

Социальная программа развития человека первоначально возникла из самой природы, из попытки уцелеть, подражая животным. Потом человек создает систему символов, в которой отразились различные стандарты поведения, подсказанные другими живыми существами.

Таким образом, считает Кассирер, человек оторвался от животного мира вовсе не через наследования благоприобретенных признаков. Для антропологии все, что связано с развитием ума, сознания, внутреннего мира человека относится к области культуры. Культура же не наследуется генетически. Значит, происхождение культуры коренится в формировании человека как символического существа.

Разработка символической концепции генезиса культуры связана с именами Л. Уайта, Э. Кассирера, Ю. Лотмана (информационно-семиотический подход), Г. Гадамера, А. Моля и др. исследователей.

Из всех теорий генезиса культуры, рассмотренных нами, наиболее разработанной, убедительной и перспективной представляется символическая. Она дает представление об антропо- и культурогенезе, разъясняет происхождение культуры в понятиях современной науки. Концепция Кассирера выглядит вполне логичной, в ней, правда, не раскрывается сакральная природа культуры. Если из сферы науки выйти в мир религии, философии, то могут возникать и иные версии генезиса культуры. С этой точки зрения всякая культура начиналась с культа. Только докультурный человек ничего не почитает и ничему не поклоняется. Культура является развитием культа, превращением его в средство развития самого человека.

 

Текст для семинарских занятий:

Фрейд З. Недовольство культурой

 

Контрольные вопросы

1. Генезис культуры как научная проблема.

2. Раскрыть основные положения орудийно-трудовой концепции.

3. Характеризовать религиозную концепцию генезиса культуры.

4. В чем сущность игровой концепции культуры?

5. Психоанализ Фрейда о природе культуры.

6. Символическая концепция происхождения и развития культуры.

 

Темы докладов

1. Проблемы культуры в социальной философии К. Маркса.

2. Ю. Лотман о семиотике культуры.

3. Культурфилософская концепция А. Лосева.

4. Ж.-Ж. Руссо о происхождении неравенства среди людей.

5. Основные идеи эволюционизма в работах Э. Тайлора и Д. Фрезера.

6. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги.

 

Литература

Арнольдов А. И. Цивилизация грядущего столетия. Культурологические размышления. М., 1997.

Арутюнов С. А. Взаимодополняемость инноваций и традиций // Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М. 1989.

Бородай Ю. М. Эротика. Смерть. Табу. Трагедия человеческого сознания. М., 1996.

Гуревич П. С. Культурология. М., 1996.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1996.

Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.

Каган М. С. Философия культуры. Спб., 1996.

Кассирер Э. Философия символических форм// Культурология XX в. Антология. М., 1995.

Лотман. Ю М. Семиосфера / Ю Лотман. Избранные статьи в 3-х томах. Т. 1. Таллинн, 1992.

Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

Сильвестров В. В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

Фрейд. З. Недовольство культурой // З. Фрейд. Психоанализ, Религия. Культура. М., 1992.

Хейзинга Й. Природа и значение игры как явление культуры / Й. Хейзинга. Homo Ludens. М., 1992.

Яковец Ю. В. История цивилизации. М., 1997.

Date: 2016-05-25; view: 665; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию