Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Структура и функции культуры





Культура – это явление сложное и многогранное, представляющее собой и сам процесс, и его результат (продукт культуры). Ее можно структурировать по различным параметрам или основаниям:

- по субъекту (носителю культуры) – субъектом культуры может быть отдельная личность (культуры личности), социальная группа (субкультура), народ, этнос (национальная культура);

- в едином поле культуры выделяется специализированный и обыденный уровни. Обыденная культура – совокупность идей, норм поведения, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей. Специализированный уровень культуры представляет собой сферу накопления профессионального опыта и социокультурных ценностей. Он подразделяется на кумулятивный и трансляционный уровни. К кумулятивному уровню относятся: экономическая, политическая, правовая, философская, религиозная, научно-техническая и художественная культура. Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Трансляционный уровень осуществляет взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией;

- в зависимости от степени осознанности культуры и среды ее бытования выделяют: элитарную культуру, ориентированную на избранную, интеллектуальную публику, для этой культуры характерен подчеркнутый индивидуализм, уход от массовых стереотипов; массовую культуру, характеризующуюся особенностями производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанную на массовое потребление; народную культуру, которая является формой коллективного творчества, создается творцами из народа, включает мифы, сказки, легенды, пословицы, поговорки, песни, танцы;

- культуру можно структурировать на основе главных, присущих всем культурам, видов человеческой деятельности (материальной, духовной, социальной). Реальная культура представляет собой единство всех этих видов деятельности. Но в дидактических (учебных) целях возможно их разделение. Приведем здесь традиционно принятую классификацию.

Материальная культура – это деятельность по созданию материальных ценностей, средств и форм их производства. Она характеризует производство с точки зрения создания не только самих предметов, но и условий для жизни человека, его развития и реализации способностей в процессе материальной деятельности. В материальную культуру входят:

ü культура труда и материального производства (средства производства, орудия труда, транспорт, средства связи);

ü культура топоса, т. е. места жительства (жилища, дома, деревни, города);

ü культура быта (предметы быта, утварь, одежда и т.д.);

Духовная культура – это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества; ее результаты – новые идеи, знания, духовные ценности. В отличие от объектов материальной культуры, произведения духовной культуры не имеют утилитарного назначения. Они направлены на формирование у человека эстетических и этических ценностей, художественного вкуса, интеллектуальных потребностей.

Духовная культура включает в себя:

ü познавательную (интеллектуальную) культуру;

ü нравственную культуру;

ü художественную культуру;

ü правовую культуру;

ü религиозную культуру.

Материальная и духовная культура различаются по способу существования и по своей цели, т. е. удовлетворению каких потребностей служит тот или иной культурный феномен. Материальная культура создается в сфере материального производства и удовлетворяет материальные потребности, а духовная культура создается в сфере духовного производства и удовлетворяет духовные потребности. В то же время, материальная и духовная культура существуют в единстве: все материальное выступает как реализация духовного, несет на себе отпечаток человеческого труда, интеллекта, таланта. А феномены духовной культуры имеют свое материальное воплощение, например, произведения искусства – картины, скульптуры и т.п.

Социальная культура – представляет собой производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека. Эта культура характеризует деятельность государства, других социальных институтов, гражданского общества. Социальная культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления.

 

Функции культуры

Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура в обществе. Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, связь всех форм индивидуальной активности человека с его социальным окружением.

Рассмотрим основные функции культуры:

· познавательная функция (гносеологическая) – характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека, формированием способов и механизмов познания. Познание выступает необходимым элементом всех видов деятельности человека;

· ценностная функция (аксиологическая) – предполагает формирование в культуре определенной системы ценностей, потребностей и ориентаций. Через систему ценностей, накопленных в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности, выбор жизненных смыслов и идеалов;

 

· преобразующая функция (креативная) – человеку внутренне присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве. Освоение и преобразование окружающего мира является фундаментальной потребностью человека;

· информационная функция – культура представляет собой особый тип информационного процесса, которого не знает природа. С возникновением культуры у людей появляется «надбиологическая» форма хранения и передачи информации. Выраженные в языковых системах мысли и представления приобретают самостоятельное, внеличностное существование. Они становятся социальной информацией;

· накопительная функция (аккумулятивная) – в культуре происходит накопление и обобщение информации, социального опыта, ценностей, вырабатываются критерии полезности и значимости какого-либо явления для человека, обеспечивается историческая преемственность и непрерывность в развитии культуры. Благодаря языкам, знаковым системам, символическим формам и материальным предметам в культуре становится возможным накопление, хранение и систематизация информации;

· коммуникативная функция – культура есть форма трансляции социального опыта, знаний, норм, традиций, она формирует условия и средства человеческого общения. Культура представляет собой условие и результат общения людей, она есть то, что связывает, объединяет людей. Развитие форм и способов коммуникаций – важный аспект культуры человечества;

· нормативная функция (регулятивная) – любая культура вырабатывает нормы поведения, поддерживающие порядок в обществе, регулирующие взаимоотношения людей и социальных групп, обеспечивающие определенность и предсказуемость поведения;

· социализирующая функция – процесс социализации обеспечивает формирование, становление личности, развитие индивидуальных особенностей, творческих способностей, возможность стать полноценным членом общества, занять в нем определенное место. Вместе с тем, этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры и сложившиеся в нем нормы жизни;

· адаптивная функция – культура обеспечивает адаптацию человека к окружающему природному и социальному миру. В природе живые организмы приспосабливаются к среде, т. е. изменяются в соответствии с заданными условиями своего существования. Человек же приспосабливает среду к себе, т. е. изменяет ее в соответствии со своими потребностями;

· интегративная функция – культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой через единство взглядов, убеждений, ценностей, идеалов. Данная функция направлена не на стирание культурных различий, а на объединение людей в рамках одной культуры и за ее пределами, на осознание единства всего человечества.

Контрольные вопросы

1. Какие уровни выделяются в структуре культуры?

2. Особенности массовой и элитарной культуры.

3. Охарактеризуйте специализированный и обыденный уровни культуры.

4. Какие составляющие входят в материальную культуру?

5. Как различаются по цели своего существования объекты материальной и духовной культуры?

6. Раскройте понятие социальной культуры.

7. Охарактеризуйте основные функции культуры.

Темы докладов

1. Структура культуры.

2. Культура повседневности.

3. Элитарная и массовая культура.

4. Политическая культура.

5. Функции культуры.

 

Литература

Арсеньев Н. С. О смысле культуры // Русские философы. Антология. М., 1993.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 2000.

Гуревич. П. С. Неповторимые грани культуры // Человек и социокультурная среда. 1992. Вып. 2.

Коняхина И.В. Проблемы теории культуры. Екатеринбург. 1998.

Кравченко А. И. Культурология. М., 2001.

Костина А. В. Культурология. М., 2008.

Культура: теории и проблемы / Т. Кузнецова, В. Межуев и др. М., 1995.

Культурология / Под ред. Багдасарьян Н.Г. М., 1999.

Культурология / Под ред. С. Иконниковой и В. Большакова.М., 2010.

Ларин Ю. В. Пролегомены к культурологии. Тюмень, 2002.

Моисеев. Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001.

Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.

Немировская Л. З. Культурология: теория и история культуры. Л., 1992.

Оганов А.А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. М., 2001.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1998.

Розин В. М. Культурология. М., 2001.

Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. М., 1994.

Соловьев В. М. Культурология. М., 2006.

Теория культуры / Под ред. С. Иконниковой, В. Большакова. СПб., 2008.

Уайт Л. Избранное. Науки о культуре. Эволюция культуры. М., 2004.

 

Date: 2016-05-25; view: 847; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию