Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1. Предмет культурологии, ее структура и методы
Возрастание в XX веке роли культуры как фактора социального развития усилило исследовательский интерес к культурной проблематике. Знания о культуре есть неотъемлемая часть самой культуры, охватывающей все сферы жизни и деятельности человека. Анализ преобладающих в обществе духовных ценностей позволяет определить уровень его развития. В современную технократическую эпоху особенно важно осознать значение таких феноменов культуры как мораль, философия, религия, искусство. Понимание культуры как общественного явления дает возможность объяснить многие процессы духовной и социальной жизни. Понимание процессов, происходящих в культурной и общественной жизни, является сегодня важным условием принятия социально значимых решений, успешной профессиональной деятельности в различных областях. Знание динамики социокультурной жизни обеспечивает современному человеку хорошую адаптацию в быстро меняющемся мире. Изучение культуры различных народов и стран издавна привлекало внимание философов, историков, археологов, этнографов, писателей, путешественников. Всех исследователей интересовал вопрос значения культуры для человека. Каковы причины, предпосылки возникновения культуры? Что определяет различия между культурами и народами? Какие факторы обусловливают изменения, происходящие в культуре? Ответить на все эти и другие подобные вопросы призвана культурология. Культурология – это научная дисциплина, формирующая философское представление о сущности культуры; о своеобразии культурно-исторического процесса и ценности бытия человека. Культурология – относительно молодая наука. Статус самостоятельной науки она приобрела в XX веке. Культурология была направлена на осмысление форм культурного сознания и зарождалась из обобщения практического опыта и осмысления фактографических данных, накопленных в разных областях научного знания: истории, социологии, археологии, этнографии, искусствознания и др. XIX век стал временем формирования представлений о предмете исследования, выделения базовых понятий (категорий), оснований культурологии. Возникновение любой науки или научного направления имеет свои глубинные причины: потребность в объяснении каких – либо явлений окружающего мира, в понимании процессов, происходящих в общественной жизни, в поиске выхода из кризисных состояний и т. д. Какие же факторы обусловили выделение культурологии в самостоятельную область знания на рубеже ХIХ – ХХ вв.? В первую очередь это: · осознание кризисных явлений в культуре; · потребность обобщения и систематизации накопленного теоретического и эмпирического материала; · необходимость выявления причин неравномерности культурно-исторического процесса; · практическая ценность знаний о культуре и их востребованностью в различных областях жизнедеятельности человека. Введение в научный оборот термина «культурология» принято связывать с именем американского культурантрополога Лесли Уайта, который, в свою очередь, опирался на идеи известного ученого В. Оствальда, предложившего в своем сочинении «Система наук» (1915) именовать обсуждаемую область знания «наукой о цивилизации или культурологией (Kulturologie)». «Дисциплина, дающая предельное, в границах культуры, описание антропологического феномена, - писал Л. Уайт, - должна быть названа культурологией». Культурология, считал ученый, рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как самостоятельную упорядоченность феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующую по своим законам. Он говорил о существовании своеобразной «культурологической революции» в гуманитарном знании ХХ века – революции, связанной с введением принципа культурологического объяснения, «культурологического расщирения сознания». Итак, термином культурология Уайт предлагал обозначать вычленяемую из комплекса культурантропологических дисциплин интегративную область знаний о культуре, включающую в сферу своего внимания фундаментально – теоретическое описание объекта – культуры, способов ее функционирования и развития. Изучением культуры занимались и продолжают заниматься многие науки. Каждая их них имеет свой предмет исследования. Культурологическое знание не сводимо к философскому, историческому, социологическому, антропологическому и другим подходам к феномену культуры. Культурология, имея объектом изучения культуру, в качестве предмета выделяет генезис, функционирование и развитие культуры, её структуру, совокупность идей, ценностей, норм, принятых обществом и обеспечивающих существование и поддержание традиций. Она изучает объективные закономерности проявлений культуры, общечеловеческое и национальное в культуре, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных процессов и потребностей людей, их участие в создании, сохранении и передаче культурных ценностей, т.е. рассматривает культуру как мир человека. Культурологию понимают как интегративную науку, возникшую на стыке философии культуры, истории, психологии, социологии, этнографии, антропологии, искусствознания, языкознания, религиоведения и других наук. Культурология синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры, о развитии человеческой цивилизации, о природе потребностей и ценностей культуры. Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, культурных кодов. Она описывает, классифицирует и объясняет феномен культуры в совокупности его ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных характеристик. Культурологическое знание обладает целостностью и системностью, оно открывает общие основы разнообразных фактов культуры, объясняет порядок их системообразования и взаимодействия, определяет ориентиры и способы поведения в различных ситуациях в социокультурной практике. Это такой взгляд на бытие человека, согласно которому каждый элемент приобретает свое значение, функцию и содержание через отношение к целому. Все это определяет роль, которую наука играет в жизни общества, иначе говоря – ее функции. К основным функциям культурологии следует отнести следующие: - дескриптивная – описание основных культурных феноменов, процессов и объектов с целью составления целостной картины становления и развития культуры; - объяснительная - сведение к понятному, научное объяснение закономерностей культурно-исторического развития; - нарративная – встраивание объектов культуры в общий контекст исторического развития; - оценочная – включение объектов в общее пространство культуры, сопоставление, сравнение явлений и процессов в конкретном культурном поле, оценка влияния феноменов культуры на формирование личности; - герменевтическая – интерпретация, толкование языковых выражений, представленных знаками, символами, речью, то есть текстами. - прогностическая – определение перспектив и возможных путей развития культурных явлений и процессов.
Date: 2016-05-25; view: 1069; Нарушение авторских прав |