Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гладкова И. В., Железникова А. В





И. В. ГЛАДКОВА

А. В. ЖЕЛЕЗНИКОВА

 

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

ЕКАТЕРИНБУРГ
2015

 

 

Г52

 

Рецензенты: Б. В. Емельянов, д-р филос. наук, профессор кафедры истории; философии Уральского государственного университета.

Н. М. Субботина, канд. филос. наук, доцент Гуманитарного

университета.

 

Гладкова И. В., Железникова А. В.

Г52 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Учебное пособие по разделу дисциплины «Культурология» для студентов высших учебных заведений / И. В. Гладкова. – Екатеринбург: 2015.

 

Электронный учебник представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации на электронном носителе. Учебное электронное издание по культурологии содержат систематизированный материал по данной дисциплине, его задача - обеспечивать творческое и активное овладение студентами знаниями, умениями и навыками в этой области.

Электронный учебник является источником учебной информации, но и выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование студнентов.

В учебном пособии рассматриваются предмет, структура и методы культурологии; основные подходы к определению культуры, ее структура и функции; уделено внимание вопросам взаимоотношений культуры и природы, культуры и общества, проблемам становления личности; рассматриваются формы духовной культуры; представлены основные подходы к проблеме типологизации культуры; изложены концепции генезиса культуры, раскрываются вопросы динамики культуры и закономерности культурно-исторического развития.

Содержание учебного пособия соответствует Государственному образовательному стандарту по дисциплине «Культурология». Пособие призвано помочь студентам в изучении вопросов теории культуры, в подготовке к семинарским занятиям и зачету.

В пособие включены оригинальные тексты для семинарских занятий, контрольные вопросы, темы докладов, краткий словарь основных понятий, приведен список литературы по указанным темам.

 

© Гладкова И. В. 2015

© Уральский государственный

горный университет


Введение. 5

Тема 1. Предмет культурологии, ее структура и методы.. 7

Тема 2. Понятие культуры, основные подходы.. 17

к определению культуры.. 17

Тема 3. Структура и функции культуры.. 24

Тема 4. Культура и природа. 30

Тема 5. Культура и общество. 37

Тема 6. Культура и личность. 44

Тема 7. Духовные формы культуры.. 52

7.1. Мифология. 52

7. 2. Искусство. 59

Тема 8. Типология культуры.. 66

Тема 9. Генезис культуры.. 83

Тема 10. Культура как процесс. 90

Тема 11. Концепции культуры в истории. 101

философской и научной мысли. 101

11. 1. Понимание культуры в философии истории: 103

И. Гердер, Г. Гегель. 103

11. 2. Марксистская концепция культуры.. 106

11. 3. Антропологическое направление в изучении культуры: Л.Морган, Э.Тайлор, Д.Фрэзер 108

11. 4.«Философия жизни» и культура: Ф. Ницше, В. Дильтей. 112

11. 5. Американская антропологическая школа. 116

Ф. Боас, Л. Уайт. 116

11. 6. Историческая антропология: Школа «Анналов». 119

11. 7. Структуралистские теории: К. Леви – Строс, Ж. Деррида. 120

11. 8. Культура с позиций экзистенциализма: К. Ясперс. 124

11. 9. Трактовка культуры в русской общественной мысли: Н. Данилевский, Н. Бердяев 126

11. 10. Информационные модели культуры: М. Маклюэн, О. Тоффлер. 128

Заключение. 133

Словарь основных терминов. 135

Материалы по культурологии в Интернете. 142

Краткая историческая справка. 144

Тексты для семинарских занятий. 151

Контрольные тесты.. 185


Введение

 

 

Развитие в ХХ веке технологической культуры, рациональной и утилитарной по своей природе, приводит к формированию у людей прагматического отношения к жизни, когда материальные потребности начинают преобладать над духовными, а границы ценностных ориентиров размываются. И наш современник, при всей технической и информационной оснащенности, оказывается все же несовершенен, беден духовно. Информационные технологии без сомнения расширяют возможности человека, открывают новые пути решения прежних проблем.

Однако, как считал академик А. Д. Сахаров, «огромные материальные перспективы, которые заключены в научно-техническом прогрессе, при всей их исключительной важности и необходимости, не решают все же судьбы человечества сами по себе. Научно-технический прогресс не несет счастья, если не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в социальной, нравственной и культурной жизни человечества. Внутреннюю духовную жизнь людей, внутренние импульсы их активности труднее всего прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и гибель, и спасение цивилизации». Поэтому в современной социокультурной ситуации чрезвычайно важно значение таких феноменов культуры, как философия, мораль, религия, искусство, являющихся неким духовным противовесом в жизни человека, необходимым для сохранения стабильности его существования в условиях роста технократизма, и только целостный культурологический подход позволит решить накопившиеся сегодня в обществе проблемы.


Отсюда и изменение роли и сущности гуманитарной подготовки, которая выступает как базовая по отношению к профессиональной, так как способствует развитию личности через освоение культурных универсалий и общечеловеческих ценностей, приобретению необходимых качеств интеллекта, формированию духовно-нравственных ориентиров, этических норм. В этих условиях возрастает значение философских, социогуманитарных дисциплин.

В данном курсе лекций представлены два раздела культурологии – «Теория культуры» и "История культуры". Содержание изложенного материала соответствует современным образовательным стандартам. С целью оптимизации учебного процесса, особенно в практической его части, в издание включены оригинальные авторские тексты, контрольные тесты, словарь, приведены интернет–ресурсы по изучаемым вопросам, а также дан расширенный список основной и дополнительной литературы.


Quot; То, чем культура является для человечества, тем культурология является для культуры - способом самопознания и саморегуляции. Культурология - это не просто знание, это особый способ бытия: посреди культур, на перекрестке культур." М. Эпштейн







Date: 2016-05-25; view: 1609; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию