Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К определению культуры





 

Слово «культура» в силу своей многозначности одно из самых употребимых в языке. В научной литературе насчитывается более 500 определений культуры. Чем можно объяснить такое многообразие? Прежде всего тем, что понятие культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В какой мере неисчерпаем и многолик человек, в той мере многообразна и разнопланова культура. В обыденном понимании культура ассоциируется с такими её предметными воплощениями, как театр, музей, библиотека и т. п. Мы говорим о культуре поведения, культуре общения, культуре обслуживания, культуре речи, физической культуре, сельскохозяйственной. Безусловно, все это проявления культуры, вбирающей в себя все многообразие человеческой жизни. Каково же научное определение понятия культура? Обратимся прежде к этимологии, то есть происхождению слова и понятия культура.

Возникшее в античное время слово cultura первоначально употреблялось для обозначения деятельности человека в сфере сельского хозяйства и означало «возделывание» и «обработку» земли. Так, например, в трактате римского государственного деятеля Марка Катона «Agriculturе» речь идет о возделывании почвы и уходе за землей, то есть о преобразовании мира природы. Позднее значение слова расширяется и «наполняется духовным смыслом». Использование понятия культура в этом новом значении мы находим у римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона, говорившего о «возделывании души» человека, о необходимости культуры души и духа, о воспитании, образовании и совершенствовании личности. «Культура человека – есть искусство, питая свою душу, делать ее плодоносной».

Суть процесса преобразования сохраняется и в этом значении слова, но меняется вектор, теперь преобразование направлено на внутренний мир человека. Еще одно значение понятия культура связано с корнем этого слова – культ, то есть почитание, поклонение, первоначально в сакральном смысле, позднее в более широком – как почитание и уважение мудрости, опыта, знания, возраста. Отсюда следует, что понятие культура в разных своих значениях охватывает все сферы жизнедеятельности человека: материальную, социальную, духовную. Культура – это весь мир, преобразованный человеком, мир мыслей, идей, взаимоотношений, несущих на себе отпечаток труда и разума человека.

Культура – это созданная людьми искусственная, «сверхприродная» среда существования, которую называют «второй природой», то есть преобразованной природой, второй реальностью. И в этом смысле культура (cultura) противопоставляется природе (natura). Осмысление культуры с точки зрения ее противопоставления природе предполагает их взаимную обусловленность, взаимовлияние и сложную взаимосвязь.

Культура есть внебиологический способ передачи социальной информации, т.е. культура не наследуется биологически. От рождения человек не имеет языка, знаний, представлений о ценностях, нормах, традициях. Поэтому в культуре возникает особый процесс, обеспечивающий передачу, усвоение и воспроизведение социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, свойственных данному обществу. Этот процесс называется – социализация. Социализация, как механизм включения человека в общественные отношения, реализовывается в процессе воспитания, обучения и образования, в игровой деятельности, в процессе освоения языка и постижения искусства. Питирим Сорокин в своем труде «Человек. Цивилизация. Общество» пишет: «Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения другому». Следовательно, культура представляет собой процесс приобщение человека к социуму, обществу.

Постижение культуры, ее освоение и преобразование происходит в процессе человеческой деятельности. Деятельность - это физическая и умственная активность человека, направленная на преобразование природных объектов, то есть на внешний мир, а также на внутренний мир самого человека. Культура есть результат человеческой деятельности. «Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме» - так определял культуру Л. Уайт.

Процессы и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления, называют артефактами (от лат. arte – искусственный и factus – сделанный). Артефакты - это явления и объекты, возникшие вне природных процессов: рожденные мысли, идеи человека, установленные им нормы, правила, традиции, найденные средства и способы действия, материальные объекты, предметный мир. Поэтому культуру рассматривают как мир артефактов. Человечество живет как бы на границе двух миров – существующего независимо от него мира природы и созданного им мира культуры.

Культура – это непрерывный процесс самовоспроизводства человека, осуществляемый в его материальной, социальной и духовной деятельности. Таким образом, человек выступает и главным субъектом и главным объектом культуры. Основная ценность культуры – сам человек.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое он преобразует мир и себя, реализуя свои потенциальные возможности по созданию новых форм. «Культура – это специфика человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид», – писал французский культуролог Ж. М. Бенуа.

Культурный процесс разворачивается во времени и пространстве как единство многообразного. В истории этот принцип демонстрируют культурные эпохи, проблема границ которых и есть поиск культурного единства. В поиске основ этого единства культуру анализируют как смысловой мир человека. Смысл определяет отношение человека к миру и соотносит любое явление, любой предмет с человеком. Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл не всегда осознается человеком: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Смысл может стать общезначимым, объединяя многих людей, и выступая основной их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.

Человек наделяет этими смыслами весь мир, вносит свои оценки, создает коллективными творческими усилиями и сохраняет некую идеальную реальность, и мир выступает для человека в своей человеческой значимости. Таким образом, культуру можно определить также через понятие смысла. В этом случае она – универсальный способ смысловой самореализации человека, стремление раскрыть и утвердить смысл человеческой жизни.

Культура может быть рассмотрена как способ и мера освоения людьми своего бытия. Что значит это определение? Люди живут в конкретных условиях, различных в пространственном и временном отношении. Эти условия именуются общественным бытием. Бытие в значительной степени определяет жизнь людей и отражается на их духовности. Но человек не подчиняется пассивно условиям жизни, а приспосабливает их к себе, преобразует в соответствии со своими потребностями и интересами. Способ, каким это делается, и мера, в какой это удается делать, мы и называем культурой. Заметим, что первый признак придает любой культуре уникальность и самоценность (способ освоения бытия у разных людей и народов разный), а вторая характеристика определяет сопоставимость и равноправие культур (оцениваются не возможности, а их реализация). Поэтому нет «плохих» и «хороших» культур, все культуры значимы и ценны.

Понятие «культура» относится к числу фундаментальных и как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно определение. В зависимости от аспекта рассмотрения культуры в современной науке выделяется несколько подходов к её осмыслению, в рамках которых можно сформулировать следующие определения:

Аксиологический подход (ценностный). Культура – это мир ценностей, выражающих предельные основания человеческого бытия, соотносящие человека с миром. принципы, идеалы, смыслы, значимые для конкретного человека и общества; это совокупность материальных, духовных и социальных ценностей.

Деятельностный подход. Культура – это деятельность человека по освоению и преобразованию как внешнего, так и внутреннего мира. Вне деятельности человека культура не существует.

Личностный подход. В рамках этого подхода определение культуры дается через понимание человека как субъекта, т.е. как творца культуры, ее создателя. Культура - это форма самовыражения, творческой самореализации личности.

Регулятивный подход. Культура – это механизм регуляции поведения людей и социальных отношений через систему социальных институтов (норм, традиций, обычаев, правил).

Семиотический подход. Культура – это совокупность знаковых систем, языков, кодов, символов, текстов, выражающих определенное содержание и смыслы, и обеспечивающих сохранение, накопление и трансляцию социального опыта, знаний, норм, информации.

Герменевтический подход. Культура – это совокупность текстов, которые интерпретируются и осмысливаются человеком.

Можно выделить и многие другие подходы – психоаналитический, технологический, адаптивный, игровой, эволюционистский. Все эти подходы заслуживают внимания, каждый из них подчеркивает важную сторону культуры. Но необходимо рассматривать сущность культуры как целостной, единой системы, как универсального свойства человеческой жизни. Культура включает в себя содержание социальной жизни людей, ценности, знания, предметный мир, образцы человеческих отношений, технологии. Однако, понятие культуры лишается сущностного смысла, если у него включать всю без разбора человеческую деятельность. Важна именно духовно – ценностная составляющая этой деятельности. Ценностный смысл, ценностное содержание культуры преобразовывает самого человека. «Культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму» - писал русский философ С. Булгаков. Созвучны этой мысли рассуждения современного ученого и общественного деятеля, создателя Российского Фонда Культуры Д. С. Лихачева: «В понятие культуры <…> всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Культура – это святыни народа, святыни нации».

Итак, культура – это система внебиологически выработанных способов жизнедеятельности (к которым относятся нормы и образцы поведения, парадигмы мышления), благодаря которым стимулируется и реализуется активность людей в обществе. Культура выражает мироотношение человека и представляет собой «способ деятельности», придающий человеческой активности внутреннюю целостность и направленность и выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.

 

Текст для семинарских занятий:

Цицерон М.Т. Тускуланские беседы

 

Контрольные вопросы

1. В чем особенность обыденного и научного понимания культуры?

2. Какова этимология слова «культура»?

3. В чем причина многообразия подходов к определению культуры?

4. Основные подходы к определению культуры.

5. Понятие культуры в современной науке.

6. Культура как «вторая природа».

 

Темы докладов

1. Понимание культуры в современной науке.

2. Культура и природа.

3. Влияние культуры на формирование личности.

4. Личность как субъект и объект культуры.

5. культура как деятельность.

 

Литература

Арнольдов А. И. Введение в культурологию. М., 1994.

Большаков В. П. Культура как форма человечности. Новгород, 2000.

Викторов В. В. Культурология. М., 2002.

Горелов А. А. Культурология. Учебное пособие. М., 2006.

Гуревич П.С. Культурология. М., 1999.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1997.

Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

Коняхина И. В. Проблемы теории культуры. Екатеринбург, 1998.

Кравченко А. И. Культурология. М., 2001.

Культурология. Курс лекций. М., 2004.

Культурология. XX век. Антология.- М., 1994.

Культурология. XX век. Словарь.- СПб., 1997

Ларин Ю. В. Пролегомены к культурологии. Тюмень, 2002.

Лихачев Д. С. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре. М., 2006.

Оганов А..А., Хангельдиева, И. Г. Теория культуры. М., 2001.

Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. М., 1998.

Поликарпов В. С. Лекции по культурологии. М., 1997.

Розин В. М. Культурология. М., 2001.

Свасьян К. Человек как творец и творение культуры // Вопросы философии. М., 1987. № 6.

Соколов Э. В. Понятие, сущность и функции культуры. Л., 1990.


Quot;Любая часть культуры должна быть функциональной иначе она со временем исчезнет. То есть она должна тем или иным образом способствовать выживанию социума и индивида". К. Клакхон

 

 

Date: 2016-05-25; view: 783; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию