Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы культурологических исследований
Понятие «метод» означает способ, подход исследования. Методы культурологических исследований – это совокупность приемов, операций познавательной деятельности, использующихся при анализе культуры. Культурология – интегративная область знания, вбирающая в себя результаты исследования ряда дисциплин, поэтому она использует многие методы социогуманитарного знания. Их конкретный выбор определяется целями исследования, трактовкой понятия «культура», его содержанием. В культурологическом исследовании применяются специфические, общенаучные и частнонаучные методы. · Аксиологический метод – позволяет рассматривать культуру как систему ценностей, которая формируется в процессе преобразования окружающего мира и самого человека. Ценностное понимание мира человека определяет сущность культуры. · Диалектический метод – предполагает изучение культуры как развивающегося, внутренне противоречивого, многостороннего явления. · Системный метод – предполагает анализ культуры как системы культурных феноменов, позволяет рассматривать культуры, находящиеся в единстве и формирующие своим взаимодействием целостность. · Структурно-функциональный метод - используется при необходимости выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании. · Компаративный метод (сравнительно-исторический) - используется при изучении культуры в ходе ее «диалога» с другими культурами, при сравнении культур по какому-либо основанию. · Типологический метод – основан на выявлении типов культур, обобщении характеристик культурных типов и выявление типов связей между элементами культуры. · Семиотический метод - востребуется при рассмотрении культуры как формы общения людей посредством языка. · Герменевтический метод - используется при интерпретации, толковании языковых выражений, представленных знаками, символами и речью, в особенности письменной, т. е. текстами. · Изучение культуры как характеристики человека, соотнесение его жизни, деятельности, творчества с культурно-историческим контекстом предполагает опору на биографический метод. В процессе культурологического анализа используются частные методы конкретных дисциплин, составляющие эмпирическую базу для культурологии. Это методы описания, классификации, наблюдения, исторической реконструкции, психоанализа, структурной лингвистики и др. Культурологическое знание относится к «наукам о духе», к области гуманитарного знания. Культурология как гуманитарная наука опирается на метод индивидуализации, она изучает не только общее, но и индивидуальное, особенное. Если «науки о природе» (естественные науки) выделяют в качестве своего объекта мир как таковой, природу в ее объективных закономерностях, то культурология изучает мир человека, познающего и осваивающего окружающий мир. Эта специфика обусловила использование и методов объяснения, и методов понимания. Метод понимания исходит из особенностей культурологии как «науки о духе», в которой познание направлено не только на выявление причинных зависимостей и общих законов происходящего, но и на осмысление индивидом собственной жизни, смысл этого метода «в отнесении к ценности» (Г. Риккерт). Именно поэтому культурология как учебная дисциплина стала неотъемлемой частью образовательного процесса в вузах всех специальностей. Культурология играет важную роль в формировании представлений о профессиональной культуре, позволяет осознать нравственные и социокультурные основания различных видов профессиональной деятельности, понять противоречие между человеком и природой, человеком и техникой, знание законов функционирования и развития культуры помогает человеку ориентироваться в социальной ситуации.
Тексты для семинарских занятий: Риккерт Г.Науки о природе и науки о культуре Уайт Л. Наука о культуре
Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте предмет культурологии. 2. Какие факторы обусловили выделение культурологии в самостоятельную область знания? 3. С какими дисциплинами связана культурология? 4. В чем отличие культурологии от других наук, изучающих культуру? 5. Какова структура культурологического знания? 6. Методы культурологического исследования. 7. В чем, на ваш взгляд, актуальность культурологического знания сегодня? 8. Какие уровни научного знания выделяют в структуре культурологии?
Темы докладов 1. Культурология как интегративная область знания. 2. Связь культурологии с другими науками. 3. Развитие представлений о культуре в ходе истории. 4. Направления культурологических исследований. 5. История становления культурологии. 6. Идея «культурологической революции» в работе Лесли Уайта «Наука о культуре». 7. Основные направления культурологии XX века. 8. Культурное выживание как глобальная проблема.
Литература Актуальные проблемы культурологии XX века / Под ред. В. И. Дубинина. М., 1993. Арнольдов А. Человек и мир культуры. М., 1992. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии середины ХIХ и начала ХХ веков. М., 2001. Бабахо В. А., Левикова С. И. Культурология / Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. М., 2000. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. СПб., 2005. Каган М. С. Философская теория ценностей. Спб., 1997. Кармин А. С. Культурология. СПб., 2001. Ларин Ю. В. Пролегомены к культурологии. Тюмень. 2002. Левинас Э. Философское определение культуры. М., 1988. Левит С. Я. Культурология как интегративная область знания. // Культурология. XX век. Антология. М., 1995. Межуев В. М. Идея культуоы. Очерки по философии культуры. М., 2006. Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. Учебное пособие для вузов. М., 2003. С.21. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. Свасьян К. Человек как творец и творение культуры // Вопросы философии. 1987. № 6. Теоретическая культурология. М., 2005. Теория культуры: учебное пособие / Под ред. С. Н. Иконниковой и В. П. Большакова. СПб., 2008. Уайт Л. А. Культурология // Работы Л. Уайта по культурологии М., 1996. Уайт Л. А. Наука о культуре // Антология исследований культуры. СПб., 1997. Т. 1.
Date: 2016-05-25; view: 745; Нарушение авторских прав |