Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Закономерности менеджмента
Закономерности менеджмента — это наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые, в свою очередь, отражают устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации. Закономерности менеджмента проявляются на основе исследования достаточного длительного исторического периода его развития. Более чем столетний период развития менеджмента как науки позволяет выделить следующие его закономерности функционирования. •Обусловленность теории и практики менеджмента трансформацией форм и методов организации экономики (способа производства). Анализ эволюции управленческой мысли показывает, что способу экономического развития соответствует свой способ управления. Управление в первобытнообщинном строе, основанном на простейших трудовых операциях, общинной собственности, отличалось от управления в рабовладельческом и феодальном строе, основанных на насилии, эксплуатации человека. В условиях капитализма, когда экономические отношения стали основываться на других, рыночных, отношениях, экономической свободе, сложной технологии организации труда в мануфактуре (предприятии), стал необходим соответствующий способ управления. Возникла потребность в менеджменте. Зависимость способа управления от форм и методов организации экономики в России, особенно в советский период, свидетельствует, что это было управление нерыночной, централизованной экономикой и в полной мере называться менеджментом не могло. Таким образом, теория и практика менеджмента обусловлены (зависимы) формами и методами экономики. •Определяющее влияние состояния факторов внешней среды на выбор и формирование системы управления организацией. Организация в рыночной экономике является открытой системой. Это значит, что она получает из внешней среды необходимые ресурсы (люди, сырье, материалы и т.п.), перерабатывает их и в виде своей продукции поставляет во внешнюю среду, которая может принять или не принять эту продукцию. Управление организацией (его организационная структура) должно соответствовать состоянию внешней среды и обеспечивать тесное взаимодействие с ней. От этого зависит не только успешность организации, но и ее выживаемость. •Соответствие содержания управления формам собственности на имущество организации. Менеджмент будет различным в зависимости от форм собственности организации. В организациях, где приоритетной (или основной) формой собственности является частная, менеджмент будет иметь деловой (рыночный) характер. Его главной целью будет обеспечение высокой прибыльности хозяйственной деятельности. В организациях, где приоритет имеет государственная собственность, менеджмент будет иметь административный характер (административный менеджмент). Формы общественной (коллективной) собственности требуют комбинированного подхода к управлению. •Оптимизация соотношения управляющей и управляемой подсистем (т.е. субъекта и объекта управления). Менеджмент представляет собой систему из двух основных элементов: субъекта и объекта управления. Их взаимосвязь и взаимодействие должны быть оптимальными как в количественном, так и в качественном отношении. Так, количественное соотношение между персоналом менеджмента (управленцами) и исполнителями в организации должно соответствовать характеру труда, его сложности и другим условиям. •Преимущество сознательного и полномерного управления. Предполагает осознанное формулирование целей организации и управления, осуществления исследований внешней и внутренней среды организации, прогнозирование развития и на этой основа разработку системы планирования ее деятельности в обозримой перспективе. Данная закономерность свидетельствует, что задача управления состоит не только в том, чтобы исследовать факторы внешней и внутренней среды, но и в сознательном воздействии на них в интересах организации, обеспечения благоприятных условий ее развития. А это может быть достигнуто путем реализации комплекса мероприятий, рассчитанных на ближайшую и длительную перспективу, т.е. разработки системы планирования. •Концентрация и дипломатичное изменение функций управления в организации. Управление организацией реализуется через систему его функций, т.е. видов управленческих работ. Концентрация управленческой деятельности осуществляется, как правило, посредством основных функций менеджмента, раскрывающих ее содержание, планирование, организацию, мотивацию, контроль, принятие управленческих решений. Вместе с тем организации различаются между собой по видам, формам, содержанию и условиям деятельности. Поэтому следует учитывать динамику изменений функций управления, специфику их реализации. •Оптимизация уровней управления. Разделение управленческого труда осуществляется не только по горизонтали, но и по вертикали. В результате появляется иерархия уровней управления. Чем больше звеньев (ступеней) управления, тем больше требуется времени для прохождения управленческой информации сверху вниз, и наоборот. Вместе с тем сокращение звеньев иерархии органов управления может привести к увеличению количества объектов в расчете на одного субъекта управления, потере управляемости. Таким образом, иерархия уровней управления должна быть оптимальной и по вертикали и по горизонтали. •Оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа. Закономерности менеджмента имеют объективный характер, однако реализуются на практике через деятельность людей, конкретные принципы управления.
Принципы управления
Принципы — руководящие правила, регламентирующие реальную управленческую практику в любой организации. Они формируют требования к системе управления организацией — функциям, методам и организационной структуре управления. Принципы, сформированные А. Файолем, служат основой, на которой функционирует современная система менеджмента. Принципы управления являются результатом обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, норм и положений, которые в силу своих черт становятся общими для любых организаций. Принципы объективны, носят закономерный характер, отражают закономерности развития отношений управления, связаны по цепочке: законы – закономерности – опыт управления – принципы. При этом следует учитывать, что одна закономерность (закон) может порождать множество принципов управления, и, наоборот, ряд закономерностей (законов) может концентрироваться в одном принципе управления. Роль принципов в системах управления определяется тем, что, с одной стороны, принципы выступают как свод основных законов управления объектами разного рода, с другой стороны, они являются правилами управленческой деятельности. В системах управления все элементы тесно взаимодействуют и находятся во взаимовлиянии Принципы и их соблюдение оказывают существенное влияние на такие важные категории управления как стили управления и методы управления, а также посредством их влияния определяются те или иные способы и приемы управления, направленные на достижение результата. Принципы классической системы управления получили развития в современных «школах управления» как основополагающие принципы менеджмента. Важное значение в управлении имеют общие принципы управления, которые являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления – законами управления – и управленческой практикой. Общие принципы управления непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность. Общие принципы управления это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности. К основным из них относятся следующие: •принцип единства политики и экономики; •научность; •системность и комплексность; •принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений; •принцип централизации и децентрализации; •принцип пропорциональности в управлении; •принцип единства распорядительства в управлении; • принцип экономии времени; •принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях; •принцип делегирования полномочий; •принцип обратной связи; •принцип экономичности; •принцип эффективности; •принцип мотивации. В научной литературе сегодня можно встретить ёще ряд следующих общих принципов. •Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Централизация предполагает концентрирование полномочий в высших органах управления организаций. Децентрализация — это передача полномочий руководителя организации низовым уровням. Эти процессы должны сочетаться оптимально, в зависимости от условий. •Иерархичность организационной структуры и обратной связи. Предусматривает формирование (трансформацию) организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды. •Плановость и системность. Предполагает сознательное и целенаправленное управленческое воздействие на организацию с учетом методологии системного подхода в управлении. •Частная автономия и свобода. Подразделения организации (в т.ч. каждый работник) должны обладать относительной самостоятельностью и свободой в выборе способов действий по достижению целей организации и личных целей. •Сочетание полномочий (прав, обязанностей) и ответственности каждого работника. Нет полномочий (т.е. прав) без ответственности, и наоборот. •Мотивирование и стимулирование труда. Предполагает создание условий, стимулирующих труд работника, способствующих удовлетворению его потребностей. Это один из основополагающих принципов менеджмента. •Демократизация управления. Предполагает привлечение к управлению организацией специалистов, всех участников трудового процесса. Кроме того, наряду с общими принципами, следует учитывать необходимость выделения и учета частных принципов, соблюдение которых позволяет регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, отраслевой специфики. Например, выделяют принципы: •планирования (научность, комплексность, реальность, целенаправленность, конкретность, экономичность и др.); •контроля (систематичность, объективность, эффективность и т.п.); •в производстве, социальной сфере, культуре, образовании и т.п. Например, в управлении образовательной деятельностью приоритетны: – образовательные задачи (перед другими); – гуманизация образовательной деятельности; – самосовершенствование; – социальная справедливость; – индивидуальный подход; – взаимодействие обучаемых и обучающих (педагогическое сотрудничество); – другие.
Функции менеджмента
Функции менеджмента — виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности. Слово "функция" в переводе с латинского языка означает "совершение", "исполнение". Деятельность менеджеров можно представить как непрерывный процесс выполнения управленческих функций. Функции управления — специализированные виды управленческой деятельности; обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие. Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решения, придание ему формы и доведение до исполнителей. В литературе представлены разные подходы к классификации функций менеджмента (с точки зрения различных критериев). Рассмотрим важнейшие из них. •По содержанию управленческой деятельности: – планирование; – организация; – мотивация; – контроль; – координация. •По масштабу времени: – стратегическое управление; – тактическое управление; – оперативное управление. •По этапам процесса управления: – целеполагание; – определение ситуации; – определение проблемы; – принятие управленческих решений. •По факторам производственного процесса: – управление продуктом; – управление персоналом; – управление информацией; – управление инновацией и др. •По этапам производственного процесса: – управление подготовкой производства; – управление процессом производства; – управление обеспечением производства; – управление сбытом продукции. •По объекту управления: – управление экономическими процессами; – управление социально-психологическими процессами; – управление организационными процессами; – управление технологическими процессами. В литературе по менеджменту имеются и другие подходы к классификации функций. Так, например, выделяют следующие. •Общие (основные) функции. Реализуются в управлении любой организацией. К ним относятся: планирование, организация, мотивация, контроль. •Связующие функции (процессов): – принятие управленческих решений; – коммуникации. •Частные (обеспечивающие) функции. Выполняются отдельными структурными подразделениями (специалистами): – управление персоналом; – управление маркетингом; – управление финансами; – документационное обеспечение управления; – учет (бухгалтерский, управленческий); – обеспечение оргтехникой и др. •Специфические функции. Отражают отраслевую специфику. По виду и направленности деятельности различают общие и конкретные функции управления. Общие (основные) функции управления: •осуществляются в каждой производственной системе и на каждом уровне управления; •присущи управлению любой организацией; •разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени; •относительно самостоятельны и в то же время тесно взаимодействуют. Функция планирования состоит в определении целей организации и выработке мер по их достижению. Это действия, с помощью которых руководство придает единое направление усилиям всех членов организации. Функция организации деятельности состоит в создании структуры управления предприятием, определении заданий подразделениям, установлении порядка их взаимодействия, подборе людей для конкретной работы, наделении их полномочиями и ответственностью. Это единственная функция, обеспечивающая взаимосвязь и повышающая эффективность всех других функций управления. Функция координирования направлена на достижение согласованности и гармоничности в совместной деятельности всех элементов (направлений деятельности, подразделений, служб, отделов, подсистем) предприятия. Функцию координирования совместной деятельности можно назвать "настройкой системы". Функция регулирования обеспечивает выполнение текущих мероприятий, связанных с устранением отклонений от заданного режима работы организационной системы. Применяется в процессе оперативного управления совместной деятельностью людей путем диспетчеризации на основе контроля и анализа этой деятельности. Функция мотивации состоит в побуждении персонала к эффективной добросовестной деятельности для достижения целей организации. Направлена на определение потребностей персонала, разработку систем вознаграждения за выполненную работу, использование различных систем оплаты труда. Функция контроля состоит в наблюдении за происходящими процессами в управляемом объекте, сопоставлении реально достигаемых результатов с запланированными, выявлении отклонений. Наиболее тесно связана с функцией планирования, поскольку контролирует движение организации к поставленным целям. Функция учета деятельности реализуется для получения всесторонней информации о состоянии деятельности (производственной, коммерческой, финансовой и др.). Состоит в измерении, регистрации и группировке данных, характеризующих объект управления. Различают учет бухгалтерский, оперативный и статистический. Функция анализа деятельности состоит в комплексном изучении деятельности предприятия с помощью аналитических и экономико-математических методов в целях объективной ее оценки, определения узких мест в развитии организации и возможных путей улучшения сложившегося положения. Важная задача анализа — установить степень выживаемости фирмы, ее способности противостоять внешним и внутренним дестабилизирующим факторам. Функция принятия решений. Решение — это выбор, который должен сделать руководитель для выполнения должностных обязанностей. С помощью управленческих решений реализуются все перечисленные функции управления. Date: 2016-05-14; view: 6294; Нарушение авторских прав |