Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В условиях ограниченности финансовых ресурсов





Финансовое оздоровление строительного предприятий требует увеличения не только оборотных, но и средств с длительным циклом освоения. Источники инвестиций и экономии финансовых средств можно подразделить на два вида: внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся:

· нераспределенная прибыль;

· амортизационные отчисления (в том числе использование ускоренной амортизации);

· средства, выплачиваемые страховыми фирмами в виде возмещения потерь от страховых случаев (например, от аварий);

· доходы от вложений в уставные капиталы и акции других предприятий;

· экономия финансовых средств от ликвидации убыточных производств;

· доходы от создания на базе рентабельных производств самостоятельных бизнес-единиц (в том числе совместных предприятий с привлечением внешних инвесторов);

· арендные платежи от аренды недвижимости (в том числе аренды земельных участков), машин и оборудования;

· финансовые средства от продажи излишнего неиспользованного производственного и непроизводственного имущества (объектов недвижимости, земельных участков, автотранспорта, машин и оборудования и т.д.);

· сокращение издержек производства;

· снижение непроизводственных издержек;

· сокращение производства продукции, поступающей на склад;

· использование всех возможностей получения скидок на материалы, энергию, транспорт (рассрочка платежей по ним на условиях коммерческого кредита);

· сокращение рабочих мест соответственно снижению объемов работ;

· поиск более дешевых и качественных ресурсов;

· консервация или списание неиспользованных активов;

· реструктурирование дебиторской и кредиторской задолженностей (в том числе возмездная переуступка прав требования по дебиторской задолженности);

· оптимизация уровня запасов;

· дополнительные мероприятия по охране имущества предприятия;

· создание эффективной системы финансового менеджмента на предприятии;

· оптимизация налоговых платежей.

Внешними источниками инвестиций являются:

· государственные целевые инвестиции (в различных формах, в том числе индивидуальные налоговые и другие льготы, средства из внебюджетных фондов и пр.);

· иностранные целевые инвестиции (также в различных формах);

· банковские кредиты;

· сбережения граждан и юридических лиц, направленные на покупку акций, облигаций и векселей рассматриваемого предприятия;

· доходы, полученные от оптимизации структуры капитала предприятия;

· вклады в предприятия пенсионных фондов;

· задолженность по расчетам с другими предприятиями и фондами.

Ниже рассмотрим источники инвестирования, которые в отличие от традиционных источников (например, нераспределенная прибыль, эмиссия акций и т.д.) не так часто встречаются в практике хозяйствования.

Одним из вариантов инвестирования строительного предприятия является продажа или передача прав требования дебиторской задолженности несостоятельного предприятия. Факторинг — это форма финансирования предприятия под счета дебиторов. Последние скупаются так называемым фактором — финансовой фирмой, у которой имеется значительный опыт управления дебиторской и кредиторской задолженностями. Эта финансовая фирма выдает несостоятельному предприятию аванс, величина которого определяется суммой неоплаченных счетов кредиторов и ставкой аванса.

Существует два вида факторинга: срочный и традиционный. Суть срочного факторинга заключается в том, что предприятие и финансовая фирма договариваются о лимите кредита по каждому дебитору и устанавливают средний срок получения денег непосредственно финансовой фирмой по всем счетам дебиторов. Финансовая фирма периодически выплачивает предприятию определенные по соглашению сторон суммы независимо от того, выплатил ли дебитор фирме долг или нет. Причем финансовая фирма может взимать дополнительный процент с тех сумм, которые не были получены в срок от дебиторов. Размер комиссионных и ставка процента с процентного долга определяются по каждому дебитору отдельно исходя из степени риска невозврата долга. Данный вид факторинга помогает застраховаться от сомнительных дебиторов.

Традиционный факторинг представляет собой следующее. Финансовая фирма дает предприятию средства в долг до их получения от дебиторов. Авансовые платежи при этом составляют 70—90% суммы выставляемого счета, и проценты взимаются по ставке, превышающей на 1—1,5% ставку для лучших заемщиков.

Данные факторинговые соглашения могут быть «с правом оборота», когда предприятие отвечает за любые неплатежи дебиторов, и «без права оборота», в этом случае финансовая фирма берет на себя полную ответственность за получение денег с дебиторов без оборота требования на своего заемщика. Факторинг позволяет значительно ускорить оборачиваемость оборотных средств. Его использование сокращает потребность в дополнительном финансировании предприятия и, кроме того, как было отмечено выше, позволяет защитить себя от сомнительных дебиторов.

 

В условиях нестабильного развития экономики целесообразно кредитование под запасы. В качестве залога применяются объекты недвижимости (ипотека), машины и механизмы, пакеты акций, оборотные средства и другое имущество строительного предприятия.

Высоколиквидные запасы (например, нефтепродукты) можно легко реализовать. Кроме того, обычно размер кредита под запасы составляет 50% их рыночной стоимости. Поэтому банку в данном случае выгодно выдавать кредиты предприятиям под запасы производства. Кредитование под залог высоколиквидных запасов предприятия относится к перспективному источнику производственного инвестирования.

Существует несколько видов кредитования под залог запасов. Наибольшее распространение получили следующие три вида кредитования под залог.

1. Аванс под запасы. Этот вид кредитования используется, если запасы являются высоколиквидными. В этом случае банк выдает кредит под залог таких запасов (часто вместе со счетами дебиторов) и осуществляет контроль за предоставленными в залог активами предприятия (запасами и счетами дебиторов). Контроль проводится на основе ежемесячных отчетов о движении залоговых активов предприятия.

2. Кредитование на условиях передачи запасов под контроль заемщика с предоставлением последним сохранной расписки. В данном случае заимодавец покупает запасы у предприятия-заемщика, а заемщик-предприятие хранит их у себя по доверенности, полученной от заимодавца. Таким образом, залоговые запасы хранятся у заемщика. Он подписывает банку сохранную расписку на эти активы. Когда запасы перепродаются или у предприятия-заемщика появляются финансовые средства от реализации продукции, они используются предприятием-заемщиком для выкупа сохранной расписки. В этом случае банк периодически контролирует состояние активов, находящихся под охраной заемщика.

3. Передача запасов под контроль заимодавца. Этот вид кредитования аналогичен предыдущему. Отличие состоит в том, что залоговые запасы хранятся на так называемых нейтральных складах или складах кредитора и держателем складской расписки для второго вида является владелец нейтрального склада, а для третьего вида — сам кредитор. Складская расписка является гарантией сохранности запасов и находится у кредитора весь срок ссуды.

Вышеперечисленные источники инвестиций и экономии финансовых средств используются как на предприятиях, у которых нормальное финансовое состояние, так и на несостоятельных предприятиях. Однако процесс оформления инвестиций для несостоятельных предприятий имеет особенности. Например, в связи с тем, что неплатежеспособное предприятие имеет финансовые проблемы, кредиторы при определении залоговой стоимости активов руководствуются не рыночной стоимостью, как при оценке залоговой стоимости активов рентабельных предприятий, а ликвидационной.

Продажа излишних и неиспользованных активов строительного предприятия является наиболее доступной формой получения финансовых средств на несостоятельном предприятии. Важным обстоятельством является подготовка активов предприятия к продаже, которая заключается в реализации ряда функций управления, рассмотренных далее.

Основными целями инвентаризации имущества и обязательств являются выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств.

Оценка активов предприятия в процессе антикризисного управления может производиться несколько раз на разных его этапах. Причем если на этапах наблюдения и внешнего управления определяется, как правило, рыночная стоимость активов предприятия или предприятия в целом (с существующим профилем использования), то на этапе конкурсного производства рассчитывается ликвидационная стоимость активов или ликвидационная стоимость предприятия в целом. Это можно объяснить тем, что на этапах наблюдения и внешнего управления предприятие функционирует и является с точки зрения оценки действующим, а на этапе конкурсного производства оно ликвидируется.

Оценка пассивов несостоятельного предприятия необходима главным образом для того, чтобы корректно сформировать реестр кредиторов и ответить на вопрос, достаточно ли средств будет выручено от продажи активов, чтобы расплатиться с кредиторами предприятия. Она осуществляется на основании результатов инвентаризации финансовых обязательств, полученных от ранее проведенной инвентаризации пассивов предприятия.

В процессе подготовки активов к продаже осуществляются маркетинговые исследования в различных направлениях, обусловленных особенностями как самих объектов продажи, так и этапом антикризисного управления: изучение рынка продукции предприятия и заключение договоров по ее реализации, изучение рынка активной части основных средств для продажи излишних и неиспользованных машин и оборудования, изучение рынка недвижимости для продажи объектов недвижимости (в том числе излишних и неиспользованных земельных участков), анализ только нарождающегося рынка предприятий для продажи последнего в целом.

На этапе конкурсного производства, когда несостоятельное предприятие прекратило свою деятельность и ликвидируется, первое направление маркетинговых исследований (изучение рынка продукции предприятий) не реализуется.

Процедуры продажи имущества различаются в зависимости от объекта продажи (активы предприятия или предприятие в целом) и этапа антикризисного управления. Например, одни из статей Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» регламентируют процедуры продажи предприятия в целом, другие — продажу отдельных активов предприятия в различные периоды арбитражного процесса.

Продажа предприятия в целом осуществляется на открытых торгах. Причем если на первых торгах предприятие не продается, то его продают на вторых торгах, а затем проводятся третьи торги. Они могут быть осуществлены в форме аукциона, за исключением случаев, установленных рассматриваемым Законом. В этом случае стоимость предприятия определяет независимый оценщик. Она устанавливается без учета долгов.

Источники инвестирования в несостоятельные строительные предприятия, рассмотренные в данном подразделе, не исчерпывают всего их перечня, однако их можно широко использовать в практике антикризисного управления.

 

 

Программа реализации плана финансового оздоровления

Основными задачами программы реализации плана финансового оздоровления являются:

· уточнение мероприятий финансового оздоровления строительного предприятия, сроков их выполнения,

· определение исполнителей и ответственного исполнителя по каждому мероприятию,

· определение материальных ресурсов по каждому мероприятию,

· разработка календарных планов реализации мероприятий по отдельным группам и общего календарного плана программы,

· определение общего бюджета программы, его оценка и корректировка.

Комплексную программу реализации плана финансового оздоровления необходимо и целесообразно разделить на отдельные подпрограммы: «Реструктурирование активов», «Интенсификация производства», «Совершенствование структуры управления и производства», «Формирование финансовых источников», «Реструктурирование задолженности» и др. Каждая подпрограмма – это ограниченная во времени совокупность организационных, технических и финансовых операций по осуществлению целенаправленных изменений в определённой сфере деятельности строительного предприятия.

Выполнение работ по реализации программных мероприятий плана финансового оздоровления осуществляется в соответствии с календарным планом (см. табл. 4.9). Раздел «Объемы и источники финансирования» программы содержит данные об объемах, сроках и источниках финансирования подпрограмм, а также оценку ожидаемого экономического эффекта, получаемого в результате реализации подпрограмм. Финансовый план программы реализации плана финансового оздоровления оформляется документально (см. табл. 4.10).

Для каждой из подпрограмм, названных выше, можно выделить некоторые показатели, по которым оценивается комплекс работ по финансовому оздоровлению (например, прибыль, рентабельность, издержки, технический уровень и т. д.). Целевые показатели подпрограмм желательно устанавливать по кварталам, полугодиям и годам планового периода, а также на срок завершения плана финансового оздоровления. Показатели, измеряемые в стоимостном выражении, исчисляются в текущих рыночных ценах периода разработки и принятия подпрограммы. Для подпрограмм с относительно высокой продолжительностью периода возможен пересчет цен с учетом уровня инфляции, принятого при составлении государственного бюджета и прогнозируемого на последующий период.

 

Таблица 4.9.

Календарный план реализации мероприятий

плана финансового оздоровления

 

№ п/п Наименование подпрограммы и мероприятий Сроки исполнения, мес. Ответственные исполнители
           
  Реструктурирование активов              
  Интенсификация производства              
  Совершенствование структуры управления и производства              
  Формирование финансовых источников              
  Реструктурирование задолженности              

 

Таблица 4.10.

Финансовый план программы реализации

плана финансового оздоровления

 

  № п/п   Наименование подпрограммы и мероприятий   Сумма финансирования, тыс.руб. Сроки финансирования, мес. Источники финансирования Резервные источники Ожидаемый экономический эффект Примечания
  Реструктурирование активов            
  Интенсификация производства            
  Совершенствование структуры управления и производства            
  Формирование финансовых источников            
  Реструктурирование задолженности            

 

 

В итоговом разделе программы реализации плана финансового оздоровления приводятся расчетные значения и оценки следующих показателей:

1. Суммарный экономический эффект программы реализации плана финансового оздоровления.

2. Отношение суммарного экономического эффекта к затратам на осуществление плана финансового оздоровления.

3. Срок окупаемости инвестиций в плане финансового оздоровления.

4. Социальный эффект программы, выраженный в благоприятных социальных изменениях и в виде оценки социального эффекта в денежном выражении.

 

 

Контрольные вопросы

1. Каковы функции процесса финансового оздоровления предприятия?

2. Перечислите основные принципы составления плана финансового оздоровления предприятия.

3. Опишите мероприятия финансового оздоровления на этапе наблюдения.

4. Каковы особенности финансового оздоровления на этапах финансового оздоровления и внешнего управления?

5. Оцените значимость разделов плана финансового оздоровления.

6. Дайте общую характеристику матрице финансового оздоровления.

7. Какие меры приводят к упорядочению активов строительных предприятий?

8. Опишите методы реструктурирования задолженности.

9. Для чего и как осуществляется характеристика рынка и конкурентов в рамках финансового оздоровления предприятия?

10. В чём заключается производственная программа финансового оздоровления?

11. Каковы основные способы реструктуризации несостоятельных предприятий?

12. Проанализируйте способы изменения формы собственности в процессе реструктуризации.

13. Каким образом возможно реструктурировать задолженность несостоятельных предприятий?

14. Опишите основные составляющие финансового плана.

15. Как определяется потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования?

16. Опишите внутренние источники финансирования в условиях нестабильности.

17. Дайте характеристику факторингу как форме финансирования.

18. Опишите виды кредитования под залог.

19. В чём заключается продажа активов строительного предприятия?

20. Каковы задачи программы реализации плана финансового оздоровления?

РАЗДЕЛ 5.

Date: 2016-05-25; view: 626; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию