Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выбор темы курсовой работы и ее структураСодержанием курсовой работы может быть методическая раз-работка системы уроков по конкретной теме программы трудового обучения (применительно к определенному классу), либо методическая разработка по реализации конкретных задач учебно-воспитательного характера. В любом случае курсовая работа состоит из двух частей. Первая — методическая часть работы (с освещением вопросов в последовательности, приведенной ниже), вторая — анализ материальной базы (необходимой и имеющейся), с помощью которой могут быть достигнуты поставленные цели. Наиболее подходящими темами — в плане разработки системы уроков — являются такие, которые рассчитаны на прохождение в течение минимум 6 ч. Темы, для изучения которых запланировано 3 — 5 занятий, позволяют раскрыть способность будущего учителя уйти от шаблонного, стереотипного построения форм и методов
урока, более полно показать межпредметные связи и степень достижения учебно-воспитательных целей. При разработке системы уроков представляется целесообразной такая последовательность. 1. Определение места темы в учебной программе и календарных сроков ее изучения, так как без этого невозможно установить 2. Составление выписки из перспективно-календарного плана
3. Выполнение методического анализа содержания темы, конкретизирование методических задач, а также предупреждение характерных ошибок, которые могут быть допущены учащимися при 4. Обязательным этапом в методической разработке является • чертеж детали (изделия); •технологическая или инструкционная карта изготовления; • контрольные вопросы или карточки-задания для оценки степени усвоения материала. 5. Следующим этапом первой части курсовой работы является выбор и обоснование применяемых форм и методов организации учебных занятий по теме. Здесь очень важно уяснение будущим учителем вывода: обучение тем успешнее, чем больше оно приближается к принципу «Учение — это акт открытия». Это означает, что если будущий педагог побуждает своих учеников к самостоятельным выводам, открытию определенных закономерностей рассматриваемых явлений и процессов, — он вовлекает их в интеллектуальную деятельность по разрешению этих учебных проблем. Осуществление проблемного обучения всегда давало лучшие результаты по сравнению с другими формами организации учебной работы, но следует признать, что проблемное обучение — сложный процесс. Для его организации необходимо хорошо усвоить психолого-педагогические особенности такого обучения, приобрести навыки подготовки учебного материала. Будущий учитель должен твердо уяснить, что выработка педагогического мастерства ведения проблемного обучения тем реальнее, чем с более ранних этапов своей работы обращается к этому методу педагог. Поэтому, не отказываясь от традиционных форм и методов организации учебной работы по теме, руководитель курсовой работы и студент должны стремиться к более широкому использованию проблемных и поисковых ситуаций при трудовом обучении школьников. 6. Немаловажной в оценке значимости избранной темы является дидактическая связь изучения данной темы с другими учебными дисциплинами. Причем таковая является важной не только как 7. В методической части курсовой работы должны быть описаны
Важно, чтобы в этом разделе нашли отражение вопросы научной организации труда, эргономики, требования к охране окружающей среды Хорошо, если будущий учитель сможет предложить для изучения конкретной темы безопасные инструменты и приспособления, привести примеры блокировок (там, где они необходимы), использовать материалы научно-технической информации и передовой педагогический опыт 8. Одним из актуальных аспектов подготовки молодежи к участию в общественно полезном труде является воспитание творческого, сознательного отношения к последнему Это — воспитуемое качество. Формирование у учащихся творческого, сознательного отношения к труду — задача, которую педагог должен осуществлять на протяжении всей своей учебно-воспитательной деятельности. Следовательно, в методическом разделе следует отразить пути развития требуемых качеств личности на занятиях по технологии 9. Учитель технологии должен осознавать, что вне зависимости от того, акцентирует ли он специально внимание на профориен-тационной работе или просто честно и добросовестно старается раскрыть перед учащимися «тайны профессии», — он занимается профориентацией. Только результат здесь, как и в любом деле, может быть с различными знаками. Вот почему так важно, чтобы, вовлекая учащихся в трудовую деятельность, педагог старался как можно ярче, интереснее и полнее дать представление о той или иной профессии В методической части курсовой работы должна быть выражена мысль, что профориентационная работа — не кампания, а повседневная, целенаправленная деятельность педагога по пропаганде трудовой деятельности человека Таким образом, одним из вариантов структуры методического раздела курсовой работы может быть следующий: 1 Оценка места темы в программе технологии, ее значения для 2 Разработка календарно-тематического плана изучения темы. 3 Методический анализ темы; определение круга технических 4 Выбор объектов труда и его обоснование. Определение практических навыков, подлежащих усвоению. 5 Определение форм и методов организации работы по теме 6 Разработка развернутого плана-конспекта на одно занятие (по 7. Разработка учебно-дидактического обеспечения, чертежей на объекты труда, технологической документации к ним, заданий для контроля знаний к этому занятию 8 Разработка (при необходимости) чертежей приспособлений для оснащения учебного процесса. Задание по второму варианту методической части курсовой работы Как уже упоминалось, методическая разработка может быть направлена на реализацию конкретных учебно-воспитательных задач обучения Она может выбираться по приверженности студентов к той или иной задаче в процессе работы (для заочников) или прохождении практики (для студентов дневного отделения). Возможной тематикой этой части курсовой работы могут быть • разработка методики формирования технических понятий при • методика формирования практических умений и навыков по…; • методика формирования графических умений и навыков, • методика развития технического творчества с учащимися … • опыт установления дидактической связи трудового обучения • методика ознакомления с основами производства, •опыт проведения внеклассной работы в... (указать форму организации), • методика проведения профориентационной работы и др. 1 Дать характеристику задачи, которая решается в курсовой 2 Определить систему мероприятий, которые должны определить достижение поставленной цели; дать характеристику каждому мероприятию 3 Составить план-конспект одного занятия, на котором бы наиболее полно реализовалась поставленная цель Если речь идет о Из сказанного ясно, что выданное в общем виде задание самим исполнителем конкретизируется, выливаясь в соответствующий план Приводим в качестве возможного варианта один из таких планов методической части курсовой работы Тема «Разработка методики развития технического мышления учащихся VII класса в процессе трудового обучения». План Введение 1 Содержание и виды технических задач как средства развития самостоятельности учащихся.
1.1. Технические задачи познавательного и практического характера. Пути преодоления психологических барьеров. 1 2. Уровни сложности задач и их дифференциация с учетом индивидуальных особенностей учащихся. 1.3. Межпредметные комплексные задания как средство умственного 2. Работа над терминами на уроках технологии как один из путей формирования технических понятий 2.1. Сущность проблемы технического лексикона для школьника. 2.2. Методика работы над общепринятой терминологией. 2. 3. Этапы усвоения терминов учащимися. 2.4. Использование кроссвордов и задач с неполными данными. 3. Разработка системы постоянного целенаправленного воздействия на 3.1. Использование поисковых ситуаций 3.2. Диалоговый метод проблемного обучения и его использование 3.3. Система проблемных домашних заданий 4 План-конспект урока по теме «Выполнение межпредметных комплексных заданий при станочных работах». Подобным образом составляются планы и для других конкретных заданий. 22.2.2. Анализ материальной базы трудового обучения Вторая часть курсовой работы предусматривает анализ материальной базы трудового обучения, необходимой для успешного изучения темы. При этом имеется в виду не материальная база вообще, а связанная с первой частью курсовой работы: мастерская по обработке древесины или металлов, кабинет соответствующего направления трудовой подготовки и т.п. Расположение материала и его содержание должно как можно полнее раскрыть такие вопросы. 1. Общая характеристика помещения, его соответствие по площади существующим нормам; наличие при нем вспомогательных 2. Соответствие санитарно-гигиенических характеристик современным требованиям (расчет освещенности, оценка эстетического оформления и др.). 3. Сравнительный анализ соответствия оборудования, инструментов и принадлежностей нормативам и оценка правильности 4. Оценка уровня обеспечения общих правил безопасности тру В качестве иллюстрации к характеристике мастерской или кабинета прилагаются: а) план учебно-производственного помещения в масштабе, на котором указываются габаритные размеры, оборудование с положением относительно него рабочей зоны учащегося, расстояния в миллиметрах (проходы между станками и т. п.); к плану прилагается спецификация; б) по возможности — фотографии или эскизы интерьера, оборудования рабочих мест учителя и учащегося, элементов оргтехники и т. п. Отдельным пунктом следует отметить недостатки (с точки зрения автора курсовой работы) существующей материально-технической базы трудовой подготовки, если задание касается конкретного учреждения образования. Завершающей частью раздела становится разработка предложений по наиболее рациональному использованию материально-технической базы. Предложения должны иллюстрироваться, чтобы можно было лучше уяснить их суть и содержащееся в них рациональное начало. Если студентом (учителем технологии — заочником) разработаны и используются прогрессивные приспособления или инструменты, следует приложить их описания и чертежи (эскизы). Интерес могут представить электрические схемы с дистанционным управлением включения и выключения оборудования, описания средств ТСО, приводов затемнения и других элементов оргтехники. Оригинальные табло, демонстрационные стенды, контрольно-Обучающие устройства, способствующие лучшему формированию технических понятий, практических умений и навыков, конечно же, могут придать курсовой работе практическую направленность и существенную ценность. Следует считать целесообразным включение в раздел о материально-технической базе трудовой подготовки перечня всего комплекса средств наглядности, приемлемой для данной темы (серии таблиц, диапозитивы, кодограммы, диафильмы, видеофильмы, компьютерные программы и др.). Если заданием будет предусмотрено, следует описать методику ее применения в учебном процессе. 22.3. ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена в папке, написана четким почерком одним цветом на одной стороне листа бумаги формата 210 x 297 мм. При заполнении листа следует оставить поля: слева — 30 — 35 мм, вверху и внизу — 20 мм, справа — 15 мм. Предваряет пояснительную записку титульный лист, который может быть отпечатан или аккуратно подписан от руки. Вторым вставляется выданный лист задания на курсовую работу. Затем следует лист содержания курсовой работы. В нем использован стандартный штамп. Образец заполнения штампа приведен ниже. Далее следует текст записки. Допускается записку выполнять машинописным способом через два интервала. Разделы пояснительной записки нумеруются порядковыми номерами арабскими цифрами с точкой. Каждый раздел следует начинать с новой страницы, причем наименования разделов записываются в виде заголовков прописными буквами. Переносы слои в заголовках не допускаются. Точки в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Иллюстрации в виде рисунков, фотоснимков, диаграмм и т.п. могут располагаться органично в тексте (возможно, ближе к иллюстрируемой части) либо на отдельных листах. Можно расположить их в конце текста или всей записки в качестве приложений. В любом случае выполняется нумерация (сквозная для всех разделов), которая вместе с подрисуночной надписью располагается внизу. Например: «Рис. 7. Демонстрационное табло». В тексте делаются ссылки на прилагаемые иллюстрации (например, «см. рис. 3»), Цифровой материал оформляют в виде таблиц или диаграмм. При сравнении нескольких компонентов (допустим, оценка знаний разных возрастных групп) разрешается выделять их цветом. В основном же доминирует строгий черно-белый цвет. Если в курсовой работе выделяются приложения, то в тексте на них делается ссылка, а над каждым из них вверху справа делается надпись. Например, «Приложение 1» и т, п. Курсовая работа имеет сквозную нумерацию, общее количество страниц указывают на листе оглавления. Номер страницы проставляется вверху, в середине поля. Титульный лист не нумеруется Заканчивается пояснительная записка библиографическим списком источников, к которым обращался студент во время работы над разрабатываемой проблемой. Список литературы оформляется в соответствии с требованиями стандарта. Если это предусмотрено заданием, курсовая работа должна иметь графическую часть. Объем технической или технологической документации не регламентируется — он диктуется здравым смыслом и достаточностью для практического применения. Чертеж детали (изделия) можно выполнить на формате А4. В этом случае он будет совпадать по размерам с запиской. Документация, выполняемая на листах формата A3 (297x420 мм), подшивается с левой стороны и сгибается по размеру папки. Карточки-задания вкладываются в прозрачные файлы.
|