Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные требования к характеристике классаХарактеристика должна быть развернутой и опираться на следующие данные: а) наблюдение за классом; б) беседы с классным руководителем и учителями; в) проведенное психологическое исследование. Примерное содержание психолого-педагогической характеристики класса 1. Общие сведения о классе. 2 Направленность класса, т.е. цепи, интересы, ценности, вокруг которых объединяется большинство учеников. 3. Организованность (способность класса к самоуправлению) Классный руководитель и особенности его взаимоотношений с учащимися: стиль руководства, организаторские способности, личные качества и т.п. 4 Психологический климат класса товарищество и дружба в классе, краткая характеристика дружеских группировок и мотивов, объединяющих ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, общий эмоциональный фон (например, доброжелательность или агрессивность, пессимистический или оптимистический, и т д.). 5. Краткая характеристика индивидуальных и возрастных особенностей наиболее выделяющихся из общего фона учащихся (отличники, неуспевающие, «трудные» дети, агрессивные дети и т д.). 6 Проведение психологического исследования и анализ полученных результатов. Соотношение данных исследования с результатами наблюдений за классом Психологическое обеспечение этого этапа (конкретный подбор методик) зависит от целого ряда факторов уровня развития класса, возраста учащихся, цели исследования. Для изучения межличностных отношений в коллективе могут быть использованы различные формы социометрического метода. Суть его заключается в выборе учащимися других членов группы для совместной деятельности в каких-то заданных условиях (сидеть за одной партой, готовиться к контрольной работе, пойти в кино и т. п.). Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статический анализ данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого ученика и класса в целом. По рабочим страницам наблюдений за коллективом учащихся практикантом разрабатывается психолого-педагогическая характеристика коллектива. По согласованию с факультетским руководителем педагогической практики по психологии отдельно может прилагаться процедура исследования с помощью социометрического метода с разработкой матриц выбора и социограмм. По результатам использования в ходе педагогической практики и применения психологических знаний ставится мотивированная оценка, учитываемая при выставлении оценки дифференцированного зачета. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Назовите задачи педагогической практики: а) на предвыпускном курсе; б) на выпускном курсе. 2. Укажите различия по воспитательной работе, осуществляемой в период практики: а) на предвыпускном курсе; б) на выпускном курсе. 3. Определите основные задачи по учебной работе в период практики. 4. Назовите качества ученика, определяемые в психолого-педагогической характеристике личности. 5. Какие аспекты следует выделять в психолого-педагогической характеристике коллектива класса?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
В нашей стране так сложилось исторически, что крупные преобразования школы или велел за коренными реформами в обществе. В истории русской школы таких дат четыре. В 1804 г. реформа началась в связи с новациями Александра I. В 1864 г. (три года спустя после отмены крепостного права) произошли громадные перемены в жизни общества. Еще был 1918 г. и начатая еще в 1988 г. нынешняя реформа. И каждая из них не надумана — в школе закладывается будущее, а реформы продиктованы вызовом жизни. Это понятно: школа не только учит, она формирует социальный тип людей и отношений. Вот и в трудовом обучении стали отказываться от старых догм и иллюзорной стопроцентной профессиональной подготовки. Основой в будущей экономике будет рынок и он уже сейчас диктует необходимость в переориентации школы на те процессы, которые проходят в обществе. Учитель технологии должен быть готов с учетом интересов, склонностей и способностей детей дать им возможность раскрываться, показывать свою готовность к вступлению в жизнь, где многоликость устоев потребует универсальной приспособляемости. Дать будущим членам общества представления о гуманистических идеалах, заложить основы экономической грамотности, дать уверенность в способности найти приложение своим силам — вот какие задачи приобретают приоритетный характер. Мы уже говорили, что это должно быть осознано будущим учителем технологии. Вот почему, овладевая методикой трудового обучения, не следует воспринимать ее как что-то застывшее. Жизнь еще не раз заставит вас переучиваться и смело перестраиваться. Будьте готовы к этому.
1. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Сост. Н. Н. Кузьмин. — Антология педагогической мысли: В З т. — М., 1989.— Т. 2. 2. Ботвинников А.Д., Вышнепольский И. С. Черчение в средней школе: 3. Бронников II.Л. Страницы истории техники. — Брянск, 1995. 4. Василенко Е.А. и др. Карточки-задания по черчению: 7, 8 классы. — 5. Венецкий С. И. Рассказы о металлах. — М., 1975. 6. Виргинский В. С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники: 7. Гецов Г. Г. Как читать книги, журналы, газеты. — М, 1989. 8. Гецов Г. Г. Работа с книгой: Рациональные приемы. — М., 1984. 9. Гостомыслов А. П. Токарное художество. — Л., 1989.
10. Гребенюк О. С. Проблемы формирования мотивации учения и труда 11. Жураковская В.М., Симоненко В.Д, Десять творческих проектов для 12. Зайцев Б.Г., Рыцев СБ. Справочник молодого токаря. — М., 1988. 13.Занятия по трудовому обучению: 6 — 7 кл.: Пособие для учителя / 14. Златоустов В.Д. Лабораторно-практические работы по методике ОТД 15. Караванов И. А. Технология обработки древесины. 5 — 9 классы. — М., 1995. 16. Карачев А. А. Метод проектов и развитие творчества учащихся // 17. Кириллова Г. Д. Теория и практика развивающего обучения — М., 1989. 18. Коваленко В. И., Кулененок В. В Объекты труда: 5 кл.. 6 кл., 7 кл.: 19.Комплексная мастерская по техническому труду в малокомплектной школе / А. Ф. Шилов и др. — М., 1987. 20 Кругликов Г И. Атлас по «Технологии»: Учебно-методическое пособие для учителей технологии, студентов ИПФ. — Курск. 1996. 21. Кругликов Г И., Симоненко В. Д., Цырлин М.Д. Основы технического 22. Кругликов Г. И. Теоретические основы методики преподавания технологии. — Курск, 1998. 23. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности. — Курск, 1998.
24. Ктиторов А. Ф. и др. Организация и оборудование учебно-производственной базы и МУПК: Пособие для преподавателей. — М., 1982. 25. Литова З.А. Творческие проекты в курсе «Технология»: Учебно-методическое пособие — Курск,1997. 26. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя / 27. Мигур П.Х., Рихвк Э. В. Обработка металла в школьных мастерских. — М., 1991. 28. Муравьев Е. М. Технология обработки металла: 5—9 классы. — М., 1995.
30. Овечкин В. П, Симоненко В.Д. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях РФ. — Брянск, 1998. 31. От машин до роботов (в 2 книгах): Очерки о знаменитых изобретателях, отрывки из документов, научных статей / Сост. М. Н. Ишков. — М, 32. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / Авт. - сост. В. М. Казакевич, А. В. Марченко. — М, 2000. 33. Павлова М Б., Питт Д. Образовательная область Технология: теоретические подходы и методические рекомендации // Технологическое и 34. Программно-методические материалы: Технология. 5— 11 классы / 35. Программы для общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (технология): I — XI классы — М., 1997. 36. Программы общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение 37. Программы «Технология»: I — 4классы, 5— 11 классы: Для средних 38. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. — М., 39. Романовский Б. В. С метром по векам. — Л., 1985. 40. Самойлович В. В. Отделочные работы - Справочник домашнего мастера. - Киев, 1990. 41. Сборник документов по трудовому и профессиональному обучению. - М., 1987. 42. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства: Учебное пособие. — Брянск, 1994. 43. Симоненко В.Д. Основы домашней экономики: Книга для учителя. — Брянск, 1995. 44. Скурихин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. — М., 45. Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы: 5 — 7 классы / Под ред. 46. Старикова Е. В., Корчагина Г. А. Дидактический материал по трудовому обучению: Кулинарные работы и обработка ткани: 5 класс. — М., 1996.
47. Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки 48. Творческие проекты учащихся 5 — 9 классов общеобразовательных школ / Под ред. В.Д.Симоненко. — Брянск, 1996. 49. Технология 5, 6, 7, 8, 9: Пробные учебники для школы / Под ред. 50. Тхоржевский А.Д. Методика трудового обучения с практикумом. - М., 1987. 51. Учителю о производстве/Под ред. Д. Д. Москвина. — М., 1991. 52. Хирте Вернер. Сделай сам 1000 вещей: Пер. с нем. — СПб., 1994. 53. Чернякова В. И. Технология обработки ткани: 5 класс. — М., 1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Схема психологического анализа урока ПРИЛОЖЕНИЯ Школа________ Класс __________ Учитель _____________ Дата_______________
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИИ ПО МОЗГОВОМУ ШТУРМУ Мозговой штурм (брейнсторминг) как метод очень прост. Автор этого метода А.Осборн предусматривает наличие в нем следующих этапов: подготовительного; генерации идей; анализа и оценки идей. Первый этап предполагает разделение учащихся на две группы. В группу генераторов должны входить учащиеся с позитивной установкой к творчеству, обладающие яркой фантазией, способные быстро подхватывать чужие идеи и развивать их. В группу аналитиков включаются школьники, способные рационально, с точки зрения здравого смысла, критически оценить суть предложенной идеи. Этап генерации идей длится в течение 15 — 25 мин и проходит с соблюдением ряда правил. Важнейшее из них — запрет критики на этапе генерации. Критика не должна допускаться в какой бы то ни было форме. Сами идеи подаются без обоснования. Допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастических, шутливых идей. А.Осборн, однако, подчеркивал, что мозговой штурм — это не упражнение в выдвижении нелепостей, а целенаправленная работа группы, стремящейся найти новые творческие идеи. Все идеи записываются на магнитофон или на доске. На этом этапе самое главное — набрать большое число идей, лежащих в различных областях. На третьем этапе начинается критический анализ, реальная оценка и отброс непродуктивных или выбор возможных для реализации идей из числа поданных. Автор идеи может защищать ее, подробно объясняя, как он видит ее воплощение. Следует лишь сказать, что ведущий, роль которого выполняет учитель, должен тактично направлять обсуждение в русло делового, объективного и взвешенного анализа. Если сами школьники затрудняются оценить чью-то яркую, оригинальную идею, то помочь им в этом следует учителю технологии.
Продолжение табл. Окончание табл.
Общие выводы о взаимодействии учителя и учащихся 1. Результаты усвоения знаний (уровень усвоения), способов, приемов 2. Организация учителем обратной связи (когда и с какой целью) с 3. Учет учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на уроке. 4. Социально-психологический климат урока; анализ отношений между 5. Общая оценка развивающего и воспитывающего эффекта данного
Предложения по совершенствованию данного урока В соответствии с результатами анализа урока сформулировать конк-ретные предложения. 1. По улучшению управления учебной деятельностью учащихся. 2. По формированию положительного познавательного интереса, положительного эмоционального отношения учащихся к учению, улучшению психологического климата на уроке. 3. По совершенствованию выполнения учителем системы профессионально значимых функций. Анализ урока провел: _______________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тесты при сопровождении их иллюстрациями могут быть не только контролирующими, но и обучающими. Многие из них, имеющие словесную, знаковую, числовую, зрительно-пространственную форму (схемы, рисунки, графики, таблицы и т.п.), применимы и в компьютерном варианте. Учитель технологии при этом обязан неуклонно придерживаться пра-вила: критерии оценок для всех учащихся, отвечающих по карточкам-заданиям или выполняющих тесты, должны быть одинаковыми. ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО РАЗНЫМ РАЗДЕЛАМ ТЕХНОЛОГИИ
|