Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные требования к характеристике класса





Характеристика должна быть развернутой и опираться на сле­дующие данные:

а) наблюдение за классом;

б) беседы с классным руководителем и учителями;

в) проведенное психологическое исследование.
Характеристика должна содержать обоснованные выводы и воз­можные пути коррекции.

Примерное содержание психолого-педагогической характеристики класса

1. Общие сведения о классе.

2 Направленность класса, т.е. цепи, интересы, ценности, вокруг кото­рых объединяется большинство учеников.

3. Организованность (способность класса к самоуправлению) Классный руководитель и особенности его взаимоотношений с учащимися: стиль ру­ководства, организаторские способности, личные качества и т.п.

4 Психологический климат класса товарищество и дружба в классе, крат­кая характеристика дружеских группировок и мотивов, объединяющих ре­бят, лидерство в группировках, отношения между группировками, общий эмоциональный фон (например, доброжелательность или агрессивность, пес­симистический или оптимистический, и т д.).

5. Краткая характеристика индивидуальных и возрастных особенностей наиболее выделяющихся из общего фона учащихся (отличники, неуспеваю­щие, «трудные» дети, агрессивные дети и т д.).


6 Проведение психологического исследования и анализ полученных ре­зультатов. Соотношение данных исследования с результатами наблюдений за классом Психологическое обеспечение этого этапа (конкретный подбор методик) зависит от целого ряда факторов уровня развития класса, возрас­та учащихся, цели исследования.

Для изучения межличностных отношений в коллективе могут быть использованы различные формы социометрического метода. Суть его заключается в выборе учащимися других членов группы для совместной деятельности в каких-то заданных условиях (си­деть за одной партой, готовиться к контрольной работе, пойти в кино и т. п.). Осуществляемый каждым ребенком выбор показыва­ет, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статический анализ данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отноше­ний, степень удовлетворенности ими каждого ученика и класса в целом.

По рабочим страницам наблюдений за коллективом учащихся практикантом разрабатывается психолого-педагогическая характе­ристика коллектива. По согласованию с факультетским руководи­телем педагогической практики по психологии отдельно может прилагаться процедура исследования с помощью социометриче­ского метода с разработкой матриц выбора и социограмм. По ре­зультатам использования в ходе педагогической практики и при­менения психологических знаний ставится мотивированная оцен­ка, учитываемая при выставлении оценки дифференцированно­го зачета.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите задачи педагогической практики:

а) на предвыпускном курсе;

б) на выпускном курсе.

2. Укажите различия по воспитательной работе, осуществляемой в пе­риод практики:

а) на предвыпускном курсе;

б) на выпускном курсе.

3. Определите основные задачи по учебной работе в период практики.

4. Назовите качества ученика, определяемые в психолого-педагогиче­ской характеристике личности.

5. Какие аспекты следует выделять в психолого-педагогической харак­теристике коллектива класса?


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


 


В нашей стране так сложилось исторически, что крупные пре­образования школы или велел за коренными реформами в обще­стве. В истории русской школы таких дат четыре. В 1804 г. реформа началась в связи с новациями Александра I. В 1864 г. (три года спу­стя после отмены крепостного права) произошли громадные пе­ремены в жизни общества. Еще был 1918 г. и начатая еще в 1988 г. нынешняя реформа. И каждая из них не надумана — в школе за­кладывается будущее, а реформы продиктованы вызовом жизни. Это понятно: школа не только учит, она формирует социальный тип людей и отношений.

Вот и в трудовом обучении стали отказываться от старых догм и иллюзорной стопроцентной профессиональной подготовки. Осно­вой в будущей экономике будет рынок и он уже сейчас диктует необходимость в переориентации школы на те процессы, которые проходят в обществе. Учитель технологии должен быть готов с уче­том интересов, склонностей и способностей детей дать им воз­можность раскрываться, показывать свою готовность к вступле­нию в жизнь, где многоликость устоев потребует универсальной приспособляемости.

Дать будущим членам общества представления о гуманистиче­ских идеалах, заложить основы экономической грамотности, дать уверенность в способности найти приложение своим силам — вот какие задачи приобретают приоритетный характер. Мы уже говорили, что это должно быть осознано будущим учителем тех­нологии.

Вот почему, овладевая методикой трудового обучения, не сле­дует воспринимать ее как что-то застывшее. Жизнь еще не раз за­ставит вас переучиваться и смело перестраиваться. Будьте готовы к этому.


 

1. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом вос­питании и профессиональном образовании / Сост. Н. Н. Кузьмин. — Анто­логия педагогической мысли: В З т. — М., 1989.— Т. 2.

2. Ботвинников А.Д., Вышнепольский И. С. Черчение в средней школе:
Пособие для учителя. — М., 1989.

3. Бронников II.Л. Страницы истории техники. — Брянск, 1995.

4. Василенко Е.А. и др. Карточки-задания по черчению: 7, 8 классы. —
М, 1985.

5. Венецкий С. И. Рассказы о металлах. — М., 1975.

6. Виргинский В. С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники:
Книга для учителя. — М., 1989.

7. Гецов Г. Г. Как читать книги, журналы, газеты. — М, 1989.

8. Гецов Г. Г. Работа с книгой: Рациональные приемы. — М., 1984.

9. Гостомыслов А. П. Токарное художество. — Л., 1989.

 

10. Гребенюк О. С. Проблемы формирования мотивации учения и труда
у учащихся. — М., 1985.

11. Жураковская В.М., Симоненко В.Д, Десять творческих проектов для
учащихся 7 — 9 классов. — Брянск, 1997.

12. Зайцев Б.Г., Рыцев СБ. Справочник молодого токаря. — М., 1988.

13.Занятия по трудовому обучению: 6 — 7 кл.: Пособие для учителя /
Г.Б.Волошин и др.; Под ред. Д.А.Тхоржевского. — М., 1990.

14. Златоустов В.Д. Лабораторно-практические работы по методике ОТД
и ТО. — Череповец, 1987.

15. Караванов И. А. Технология обработки древесины. 5 — 9 классы. — М., 1995.

16. Карачев А. А. Метод проектов и развитие творчества учащихся //
Школа и производство. — 1997. — № 2.

17. Кириллова Г. Д. Теория и практика развивающего обучения — М., 1989.

18. Коваленко В. И., Кулененок В. В Объекты труда: 5 кл.. 6 кл., 7 кл.:
Альбом инструкционных карт. — М., 1993.

19.Комплексная мастерская по техническому труду в малокомплект­ной школе / А. Ф. Шилов и др. — М., 1987.

20 Кругликов Г И. Атлас по «Технологии»: Учебно-методическое посо­бие для учителей технологии, студентов ИПФ. — Курск. 1996.

21. Кругликов Г И., Симоненко В. Д., Цырлин М.Д. Основы технического
творчества. — М., 1996.

22. Кругликов Г. И. Теоретические основы методики преподавания тех­нологии. — Курск, 1998.

23. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшекласс­ников творческой деятельности. — Курск, 1998.

 

 


24. Ктиторов А. Ф. и др. Организация и оборудование учебно-произ­водственной базы и МУПК: Пособие для преподавателей. — М., 1982.

25. Литова З.А. Творческие проекты в курсе «Технология»: Учебно-методическое пособие — Курск,1997.

26. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя /
Н.Л.Бронников, Г.И.Кругликов, В Д.Симоненко, А.С.Тихонов; Под ред.
В.Д.Симоненко. — Брянск; Ишим, 1998

27. Мигур П.Х., Рихвк Э. В. Обработка металла в школьных мастерских. — М., 1991.

28. Муравьев Е. М. Технология обработки металла: 5—9 классы. — М., 1995.
29. Новожилов Э.Д. Научно-педагогические основы оборудования
школьных мастерских. — М., 1986.

 

30. Овечкин В. П, Симоненко В.Д. Концепция технологического образо­вания школьников в общеобразовательных учреждениях РФ. — Брянск, 1998.

31. От машин до роботов (в 2 книгах): Очерки о знаменитых изобрета­телях, отрывки из документов, научных статей / Сост. М. Н. Ишков. — М,
1990.

32. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по тех­нологии / Авт. - сост. В. М. Казакевич, А. В. Марченко. — М, 2000.

33. Павлова М Б., Питт Д. Образовательная область Технология: тео­ретические подходы и методические рекомендации // Технологическое и
предпринимательское образование в России. — Йорк, 1997.

34. Программно-методические материалы: Технология. 5— 11 классы /
Сост. А. В. Марченко. — М., 1998.

35. Программы для общеобразовательных учреждений: Трудовое обу­чение (технология): I — XI классы — М., 1997.

36. Программы общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение
(технология) для сельских школ: 1 — 11 классы. — М., 1998.

37. Программы «Технология»: I — 4классы, 5— 11 классы: Для средних
общеобразовательных учреждений РФ. — М., 2000.

38. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. — М.,
1984.

39. Романовский Б. В. С метром по векам. — Л., 1985.

40. Самойлович В. В. Отделочные работы - Справочник домашнего мас­тера. - Киев, 1990.

41. Сборник документов по трудовому и профессиональному обуче­нию. - М., 1987.

42. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предприни­мательства: Учебное пособие. — Брянск, 1994.

43. Симоненко В.Д. Основы домашней экономики: Книга для учителя. — Брянск, 1995.

44. Скурихин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. — М.,
1984.

45. Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины и ме­талла, электротехнические и ремонтные работы: 5 — 7 классы / Под ред.
И.А.Карабанова. - М., 1992.

46. Старикова Е. В., Корчагина Г. А. Дидактический материал по трудо­вому обучению: Кулинарные работы и обработка ткани: 5 класс. — М., 1996.


 

47. Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки
ткани: Учебно-методическое пособие для учителя. — Брянск, 1998.

48. Творческие проекты учащихся 5 — 9 классов общеобразовательных школ / Под ред. В.Д.Симоненко. — Брянск, 1996.

49. Технология 5, 6, 7, 8, 9: Пробные учебники для школы / Под ред.
В.Д.Симоненко. — М., 1997.

50. Тхоржевский А.Д. Методика трудового обучения с практикумом. - М., 1987.

51. Учителю о производстве/Под ред. Д. Д. Москвина. — М., 1991.

52. Хирте Вернер. Сделай сам 1000 вещей: Пер. с нем. — СПб., 1994.

53. Чернякова В. И. Технология обработки ткани: 5 класс. — М., 1997.

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схема психологического анализа урока


ПРИЛОЖЕНИЯ


Школа________ Класс __________ Учитель _____________

Дата_______________


 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИИ ПО МОЗГОВОМУ ШТУРМУ

Мозговой штурм (брейнсторминг) как метод очень прост. Автор этого метода А.Осборн предусматривает наличие в нем следующих этапов:

подготовительного;

генерации идей;

анализа и оценки идей.

Первый этап предполагает разделение учащихся на две группы.

В группу генераторов должны входить учащиеся с позитивной установ­кой к творчеству, обладающие яркой фантазией, способные быстро под­хватывать чужие идеи и развивать их.

В группу аналитиков включаются школьники, способные рациональ­но, с точки зрения здравого смысла, критически оценить суть предло­женной идеи.

Этап генерации идей длится в течение 15 — 25 мин и проходит с со­блюдением ряда правил. Важнейшее из них — запрет критики на этапе генерации. Критика не должна допускаться в какой бы то ни было форме. Сами идеи подаются без обоснования. Допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастических, шутливых идей. А.Осборн, однако, под­черкивал, что мозговой штурм — это не упражнение в выдвижении неле­постей, а целенаправленная работа группы, стремящейся найти новые творческие идеи. Все идеи записываются на магнитофон или на доске. На этом этапе самое главное — набрать большое число идей, лежащих в раз­личных областях.

На третьем этапе начинается критический анализ, реальная оценка и отброс непродуктивных или выбор возможных для реализации идей из числа поданных.

Автор идеи может защищать ее, подробно объясняя, как он видит ее воплощение.

Следует лишь сказать, что ведущий, роль которого выполняет учи­тель, должен тактично направлять обсуждение в русло делового, объек­тивного и взвешенного анализа. Если сами школьники затрудняются оце­нить чью-то яркую, оригинальную идею, то помочь им в этом следует учителю технологии.


 

1. Анализ деятельности учителя. Информационная функции учителя
1. Объяснение материала Точность; логичность; умение выделить главное; доступность; опора на прежний опыт учащихся; связь с другими предметами, практикой
2. Умение прогнозировать усвое­ние информации школьниками Да; нет
2. Перцептивная функция учителя
1. Умение воспринимать психи­ческие состояния учащихся Активное состояние; утомление; тревогу; неуверенность; раздражи­тельность; апатию
3. Коммуникативная функция учителя
1. Проявление общения Педагогический такт; вырази­тельность речи; мимика; умение устанавливать контакт с классом
4. Организаторская функция учителя
1. Организация учителем собствен­ной деятельности на протяжении всего урока  
2. Организация индивидуальной и коллективной познавательной деятельности школьников, под­держание дисциплины на этапах урока  
5. ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ
1. Способы контроля усвоения информации учащимися  
2. Объективность оценок, давае­мых учителем  

Продолжение табл.


Окончание табл.


 


1. Анализ деятельности учителя. Информационная функция учителя
3. Своевременность оценок, давае­мых учителем  
4. Разнообразие форм оценок  
5. Особенности самоконтроля учителя  
6. Анализ деятельности учащихся. Организация вниманияучащихся
1. Достаточно ли быстро учитель овладел вниманием класса? 1—2 мин; до 5мин
2. Какие приемы и средства ис­пользовал учитель для привлече­ния и сосредоточения внимания учащихся?  
3. Были ли на уроке невниматель­ные ученики? Процент невнимательных
4. Причины невнимательности  
5. На какой минуте урока насту­пает понижение уровня внима­тельности?  
7. Организация учителем восприятия учебного материала
1. Какими средствами и приемами учитель активизировал восприятие? Логическая структура изложения; смысловое расчленение; выделе­ние основных положений; практи­ческая значимость; наглядность
8. Активизация памяти учеников
I. Чем стимул провал ось запоми­нание материала? Наглядные средства; опорные сигналы; использование образов; сравнений, последовательность, логичность изложения; эмоцио­нальность
2. Что сделал учитель для того, чтобы учебный материал был удобен для запоминания?  
9. Активизация мышления учащихся
1. Как учитель организовал мышление школьников и чем Проблемное изложение; постанов­ка вопросов учащимися; поиск

 

стимулировал его творческий характер? учащимися противоречий изло­женного
2. Какие приемы умственной деятельности использовали учащиеся на уроке? Анализ, сравнение; выделение существенных признаков; обобще­ние; классификация; вывод
3. Какие качества ума формиро­вались на уроке Самостоятельность: критичность; гибкость; быстрота мысли; глубина ума; широта ума
4. Какие качества ума проявля­лись на уроке? Самостоятельность; критичность; гибкость; быстрота мысли; глубина ума; широта ума
10. Организация воображения
1. Были ли на уроке ситуации, требовавшие активизации вообра­жения? Да; нет
2. Какой вид воображения проявлялся на уроке? Воссоздающее; творческое
3.Какучительстимулировал проявление творческого воображения?  
11. Отношение учащихся к уроку
1. Характер отношений Положительный; отрицательный; безразличный; заинтересованный
2. Устойчивость отношения учеников к уроку (на этапах урока)  

Общие выводы о взаимодействии учителя и учащихся

1. Результаты усвоения знаний (уровень усвоения), способов, приемов
умственной деятельности.

2. Организация учителем обратной связи (когда и с какой целью) с
учащимися.

3. Учет учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащих­ся на уроке.

4. Социально-психологический климат урока; анализ отношений между
учащимися и между учащимися и учителем.

5. Общая оценка развивающего и воспитывающего эффекта данного
урока.


 



Предложения по совершенствованию данного урока

В соответствии с результатами анализа урока сформулировать конк-ретные предложения.

1. По улучшению управления учебной деятельностью учащихся.

2. По формированию положительного познавательного интереса, по­ложительного эмоционального отношения учащихся к учению, улучше­нию психологического климата на уроке.

3. По совершенствованию выполнения учителем системы профессио­нально значимых функций.

Анализ урока провел: _______________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тесты при сопровождении их иллюстрациями могут быть не только контролирующими, но и обучающими. Многие из них, имеющие словес­ную, знаковую, числовую, зрительно-пространственную форму (схемы, рисунки, графики, таблицы и т.п.), применимы и в компьютерном ва­рианте.

Учитель технологии при этом обязан неуклонно придерживаться пра-вила: критерии оценок для всех учащихся, отвечающих по карточкам-заданиям или выполняющих тесты, должны быть одинаковыми.


ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО РАЗНЫМ РАЗДЕЛАМ ТЕХНОЛОГИИ

Date: 2016-05-24; view: 644; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию