Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие методические рекомендации. Программой по технологии обслуживающего труда в V классе выделяется 3 занятия, а в VI и VIIклассах — по 2 занятия на раздел «Элементы машиноведения»Программой по технологии обслуживающего труда в V классе выделяется 3 занятия, а в VI и VII классах — по 2 занятия на раздел «Элементы машиноведения». В теоретических сведениях, под-
лежащих изучению со школьниками, предусмотрено поэтапное ознакомление с видами передач, соединений деталей в узлах механизмов и машин, их условными обозначениями на кинематических схемах. Однако главной целью, достижение которой должно способствовать успешному выполнению девочками швейных операций, является углубленное изучение устройства, наладки и приемов работы на швейных машинах различных типов. В каждом последующем классе примерный перечень практических работ по программе предусматривает постепенное спиралеобразное (т.е. с возвращением к уже знакомому материалу, но на более сложном уровне) освоение девочками очень важных для технологических операций специфических приемов: • заправка нитей и регулировка длины стежка; • выполнение машинных строчек на различных тканях, от наиболее простых до самых сложных зигзагообразных; • расширение возможностей машин за счет использования раз • умение регулировать узлы швейных машин для достижения Все эти приемы неотъемлемо связаны с устройством узлов и элементов машин, что требует от учителя технологии использования определенной методики изучения материала. Естественно, каждый преподаватель может строить занятие так, как ему подсказывает опыт и возможности учебно-материальной базы конкретной школы. Вместе с тем представляется, что молодому учителю может быть полезна некоторая канва, по которой могут быть нанесены узоры своего видения методики преподавания материала разделов. Занятие в V классе целесообразно начать с экскурса в историю создания швейной машины. Наиболее полные сведения по этому предмету можно почерпнуть в книге Я. Б. Рейбарха «Рассказы о швейных машинах» (М., 1986). Однако следует иметь в виду, что если учитель захочет рассказать о более современных типах швейных машин с программным управлением, в том числе и бытовых, ему следует обратиться к паспортам оборудования. Продолжить ознакомление школьниц с темой может рассказ о классификации машин вообще и наличии у них составных частей: двигателя, передаточного механизма, рабочего органа. Понятно, что переход к швейной машине как одному из видов технологических машин будет логичен и оправдан, если изучение составных частей (рабочих органов) будет происходить на универсальном типе швейной машины. Школьницам будет полезно понять, что как бы ни различались швейные машины по классификации, которая связана с разнообразием конструкций, кинематики и внешнего вида, устройство всех узлов основано на общих законах механики. С этой целью де-вочек знакомят с основными деталями швейных машин и показывают, как осуществляются основные движения, особенно — как образуется челночный стежок. Помочь детям уяснить этот процесс могут схемы, лучше всего выполняемые путем последовательного наложения пленок с изображением на кодоскопе (см.: Кожина О.А., Мамонов Н. Н. Назначение и общее устройство современной швейной машины // Школа и производство. — 1998. — № 4. — С. 52, рис. 5). После этого полезно объяснить, что строчка считается хорошей, если верхняя и нижняя нити имеют одинаковое натяжение, ни в коем случае не тугое, но и не ослабленное; если сцепление их расположено ровно в середине сшиваемых слоев. Показав на рисунке, как это должно быть, закрепляют полученные знания, обучая девочек намотке нитки на шпульку, заправке верхней и нижней нитей и выполнением машинных строчек на ткани. Мы хотим предостеречь молодого учителя от распространенной ошибки: прочитав в пояснительной записке содержание сведений по разделу, он буквально «высыпает на голову» школьниц весь этот поток информации. Думается, постепенность здесь более приемлема. Во-первых, за три занятия каждая школьница способна освоить первоначальные приемы управления машиной. Во-вторых, учитель должен отдавать себе отчет, что почти все последующие занятия до конца года будут связаны с работой на швейной машине. Поэтому все, что связано с подготовкой к работе, регулировкой длины стежка и степени натяжения нитей, другими приемами, может быть дифференцированно доведено до каждой ученицы. Иначе говоря, не трагедия, если что-то не усвоено «с лета» — есть возможность довести уровень знаний каждого ребенка до требований программы V класса. В VI и VII классах большее внимание должно быть уделено кинематическим схемам и структурным изображениям деталей швейных машин и их соединений (см.: Труханова А. И. и др. Основы швейного производства — М, 1989. — С. 69 — 70, схема 5). Девочки стали более взрослыми и теперь вполне осмысленно могут изучать работу механизмов преобразования движения и их взаимодействие применительно к конкретному узлу швейной машины. Теперь ме-тодически оправдано при изучении материала раздела использовать модели: механизма иглы (кривошипно-шатунный механизм как основа), механизма двигателя ткани (эксцентриковый механизм в сочетании с кулачковым), механизма челнока и нитепротягивателя. Сочетание объяснения по кинематической схеме с демонстрацией передачи движения в динамике позволит школьницам уяснить устройство, принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Полезными могут оказаться для демонстрации и электрифицированные стенды, которые можно изготовить по аналогии [20. — Рис. 36].
Только после того, как будут поняты особенности устройства узлов машины, можно переходить к вопросам ухода, чистки и смазки, устранения неполадок. Понимание необходимости своевременной чистки (особенно после ворсистых материалов) и смазки (не любым, а специальным бытовым машинным маслом), привитое с первых занятий, даст гарантию нормального функционирования машины. Особое внимание школьниц должно быть обращено на соблюдение правил безопасности работы, если машина с электроприводом — на проверку исправности изоляции, проводки, розетки. На этом этапе обучения становится целесообразным знакомство школьниц с различными сменными приспособлениями, рас Следует также предупредить учителя технологии о необходимости систематически объяснять девочкам, что обозначают, к каким деталям относятся многочисленные технические термины, с которыми неизбежно встречаются школьницы при изучении устройства швейных машин. При соблюдении этих дидактических условий упражнения, предусмотренные в примерном перечне практических работ, буду носить осмысленный характер и позволят создать фундамент умений и навыков, необходимых для успешной работы на швейных машинах. Задание 1. Самостоятельно (если не задано преподавателем) выбрать тему 2. Разработать план-конспект проведения занятия.
|