Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие методические рекомендации. Программой по технологии обслуживающего труда в V классе выделяется 3 занятия, а в VI и VIIклассах — по 2 занятия на раздел «Элементы машиноведения»





Программой по технологии обслуживающего труда в V классе выделяется 3 занятия, а в VI и VII классах — по 2 занятия на раздел «Элементы машиноведения». В теоретических сведениях, под-

 

лежащих изучению со школьниками, предусмотрено поэтапное ознакомление с видами передач, соединений деталей в узлах ме­ханизмов и машин, их условными обозначениями на кинемати­ческих схемах.

Однако главной целью, достижение которой должно способ­ствовать успешному выполнению девочками швейных операций, является углубленное изучение устройства, наладки и приемов работы на швейных машинах различных типов. В каждом последу­ющем классе примерный перечень практических работ по про­грамме предусматривает постепенное спиралеобразное (т.е. с воз­вращением к уже знакомому материалу, но на более сложном уров­не) освоение девочками очень важных для технологических опе­раций специфических приемов:

• заправка нитей и регулировка длины стежка;

• выполнение машинных строчек на различных тканях, от наи­более простых до самых сложных зигзагообразных;

• расширение возможностей машин за счет использования раз­
ных игл и приспособлений к машине;

• умение регулировать узлы швейных машин для достижения
требуемого качества работы.

Все эти приемы неотъемлемо связаны с устройством узлов и элементов машин, что требует от учителя технологии использова­ния определенной методики изучения материала.

Естественно, каждый преподаватель может строить занятие так, как ему подсказывает опыт и возможности учебно-материальной базы конкретной школы. Вместе с тем представляется, что моло­дому учителю может быть полезна некоторая канва, по которой могут быть нанесены узоры своего видения методики преподава­ния материала разделов.

Занятие в V классе целесообразно начать с экскурса в историю создания швейной машины. Наиболее полные сведения по этому предмету можно почерпнуть в книге Я. Б. Рейбарха «Рассказы о швейных машинах» (М., 1986). Однако следует иметь в виду, что если учитель захочет рассказать о более современных типах швей­ных машин с программным управлением, в том числе и бытовых, ему следует обратиться к паспортам оборудования.

Продолжить ознакомление школьниц с темой может рассказ о классификации машин вообще и наличии у них составных частей: двигателя, передаточного механизма, рабочего органа. Понятно, что переход к швейной машине как одному из видов технологи­ческих машин будет логичен и оправдан, если изучение составных частей (рабочих органов) будет происходить на универсальном типе швейной машины.

Школьницам будет полезно понять, что как бы ни различались швейные машины по классификации, которая связана с разнооб­разием конструкций, кинематики и внешнего вида, устройство


всех узлов основано на общих законах механики. С этой целью де-вочек знакомят с основными деталями швейных машин и показы­вают, как осуществляются основные движения, особенно — как образуется челночный стежок. Помочь детям уяснить этот процесс могут схемы, лучше всего выполняемые путем последовательного наложения пленок с изображением на кодоскопе (см.: Кожина О.А., Мамонов Н. Н. Назначение и общее устройство современной швейной машины // Школа и производство. — 1998. — № 4. — С. 52, рис. 5). После этого полезно объяснить, что строчка считается хоро­шей, если верхняя и нижняя нити имеют одинаковое натяжение, ни в коем случае не тугое, но и не ослабленное; если сцепление их расположено ровно в середине сшиваемых слоев. Показав на ри­сунке, как это должно быть, закрепляют полученные знания, обу­чая девочек намотке нитки на шпульку, заправке верхней и ниж­ней нитей и выполнением машинных строчек на ткани.

Мы хотим предостеречь молодого учителя от распространен­ной ошибки: прочитав в пояснительной записке содержание све­дений по разделу, он буквально «высыпает на голову» школьниц весь этот поток информации. Думается, постепенность здесь более приемлема. Во-первых, за три занятия каждая школьница способ­на освоить первоначальные приемы управления машиной. Во-вто­рых, учитель должен отдавать себе отчет, что почти все последую­щие занятия до конца года будут связаны с работой на швейной машине. Поэтому все, что связано с подготовкой к работе, регули­ровкой длины стежка и степени натяжения нитей, другими при­емами, может быть дифференцированно доведено до каждой учени­цы. Иначе говоря, не трагедия, если что-то не усвоено «с лета» — есть возможность довести уровень знаний каждого ребенка до тре­бований программы V класса.

В VI и VII классах большее внимание должно быть уделено ки­нематическим схемам и структурным изображениям деталей швей­ных машин и их соединений (см.: Труханова А. И. и др. Основы швей­ного производства — М, 1989. — С. 69 — 70, схема 5). Девочки ста­ли более взрослыми и теперь вполне осмысленно могут изучать работу механизмов преобразования движения и их взаимодействие применительно к конкретному узлу швейной машины. Теперь ме-тодически оправдано при изучении материала раздела использо­вать модели: механизма иглы (кривошипно-шатунный механизм как основа), механизма двигателя ткани (эксцентриковый меха­низм в сочетании с кулачковым), механизма челнока и нитепротягивателя. Сочетание объяснения по кинематической схеме с де­монстрацией передачи движения в динамике позволит школьни­цам уяснить устройство, принцип действия регуляторов универ­сальной швейной машины. Полезными могут оказаться для демон­страции и электрифицированные стенды, которые можно изгото­вить по аналогии [20. — Рис. 36].

 

 

Только после того, как будут поняты особенности устройства узлов машины, можно переходить к вопросам ухода, чистки и смазки, устранения неполадок. Понимание необходимости свое­временной чистки (особенно после ворсистых материалов) и смазки (не любым, а специальным бытовым машинным маслом), приви­тое с первых занятий, даст гарантию нормального функциониро­вания машины.

Особое внимание школьниц должно быть обращено на соблю­дение правил безопасности работы, если машина с электропри­водом — на проверку исправности изоляции, проводки, розетки.

На этом этапе обучения становится целесообразным знаком­ство школьниц с различными сменными приспособлениями, рас­
ширяющими возможности машин. Мы хотели бы также обратить
внимание молодых учителей на следующий методический прием:
наиболее эффективными для восприятия оказываются письмен­ные инструкции, на которых в одной графе указана — текстуально — последовательность выполнения работы, а рядом — графи­
чески — изображаются выполняемые действия.

Следует также предупредить учителя технологии о необходимо­сти систематически объяснять девочкам, что обозначают, к каким деталям относятся многочисленные технические термины, с ко­торыми неизбежно встречаются школьницы при изучении устрой­ства швейных машин.

При соблюдении этих дидактических условий упражнения, пре­дусмотренные в примерном перечне практических работ, буду носить осмысленный характер и позволят создать фундамент уме­ний и навыков, необходимых для успешной работы на швейных машинах.

Задание

1. Самостоятельно (если не задано преподавателем) выбрать тему
урока для соответствующего класса.

2. Разработать план-конспект проведения занятия.

Date: 2016-05-24; view: 408; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию