Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие методические рекомендации. Предметное содержание программы по кулинарии для девочек позволяет учителю технологии начинать этот интереснейший раз­дел со сведений по физиологии питания





Предметное содержание программы по кулинарии для девочек позволяет учителю технологии начинать этот интереснейший раз­дел со сведений по физиологии питания. По существу, на этих первых школьных занятиях может быть заложен фундамент пра­вильного образа жизни, механизма питания, поддерживающего в будущем крепкое, стабильное здоровье.

Между тем при изучении этих понятий с подростками у учите­ля технологии могут возникать сложности.

Во-первых, физиологические процессы питания и функциони­рование при этом органов человека нельзя объяснить без исполь­зования общепринятых терминов и понятий, которые могут ока­заться незнакомыми детям.

Во-вторых, при самом широком знакомстве с питанием вооб­ще (ведь едим каждый день и не раз!) у школьников имеются весь­ма смутные представления о содержании в пище белков, углево­дов, жиров, минеральных солей (табл. 16) и витаминов (табл. 17).

Еще меньше девочки информированы о том, как эти элементы отражаются на здоровье человека.

Поэтому первое занятие по теме «Физиология питания» следу­ет начать с формирования системы понятий, которые будут необ­ходимы для дальнейшего решения учебных задач. Представляется методически оправданным и целесообразным, чтобы каждая школь­ница в рабочей тетради постепенно создавала свою «малую энцик­лопедию» терминов, определений, рецептов и рекомендаций — начатая в V классе, такая «энциклопедия» может быть полезной и в дальнейшем.

На первом уроке учащиеся знакомятся с понятиями усвояемо­сти пищи, условиями, способствующими лучшему пищеварению, узнают о роли слюны, желудочного сока и желчи в процессе пи­щеварения.


Школьники получают информацию о витаминах (табл. 17), их влиянии на здоровье человека. Сообщение учащимся современных данных о роли витаминов в обмене веществ, их содержании в про­дуктах (табл. 18) открывает ранее неизвестные горизонты пред­ставлений. Осмысленным для восприятия детьми становится рас­сказ о сбережении витаминов в пище при хранении продуктов и их кулинарной обработке. Сведения о суточной потребности в ви­таминах закладывают у школьников фундамент представлений о рациональном питании вообще.

Предлагаем один из вариантов урока по теме «Физиология пи­тания» начинать с беседы, сочетаемой с практической работой учащихся по карточкам-заданиям. Вначале детей знакомят с цвет­ным красочным плакатом, по которому можно рассказать, как сформирована в организме человека функциональная система пи­тания. Это потребует обязательных пояснений, какую роль и как именно выполняет каждый элемент, входящий в нее.

Несомненно, многие слова и термины школьники ранее слы­шали, но формирование системы знаний заключается в их логич­ном изложении — с отображением той сложной работы, которая
происходит в организме при приеме пищи.

Таблица 16 Содержание минеральных веществ в 100 г основных продуктов питания

 

Эле­мент Рыба Мясо Молоко Хлеб­ные изде­лия Карто­фель Овощи Фруктыи ягоды Содер­жание в суточ­ной диете
мг/100 г мг
Са Р Mg Na К Cl S 40 250 30 10 180 25 70 350 60 220 120 90 50 150 11О 30 30 200 80 15 200 25 60 23 30 570 60 20 200 40 20 15 1380 2335 540 760* 5460* 1500* 1140
мг/100 г мг
Fe Zn I F 1000 1000 70 700 3000 2500 10 70 400 4000 1500 15 900 360 10 700 400 10   27000 16200 210 860

Примечание. *Без добавки пищевой соли.

 



Таблица 18

Влияние варки на стойкость витаминов

 

Витамины Потери при варке, %
в, в2 в6 рр с А д к Е  

Питание человекаэто процесс доставки и усвоения питательных веществ в организм для обеспечения его энергетических потребностей, а также потребностей в воде, витаминах, минеральных веществах.

Пища, попав в ротовую полость, начинает свой путь в органах пищеварительного тракта, подвергаясь механической и биохими­ческой переработке. Пищеварительный тракт состоит из отдель­ных органов: ротовой полости, пищевода, желудка, поджелудоч­ной железы, печени, тонкого кишечника, толстой кишки. Пока­зывая расположение органов пищеварения человека, учитель на­зывает их и дает научное определение каждого.

Ротовая полость — начальный отдел пищеварительного трак­та, где осуществляется анализ вкусовых свойств, измельчение, сма­чивание слюной пищи, начальный гидролиз углеводов и форми­рование пищевого комка. При этом раздражаются терморецепто­ры, вызывающие возбуждение деятельности не только собствен­ных, но и пищеварительных желез желудка, поджелудочной желе­зы, печени, двенадцатиперстной кишки. Пища находится в рото­вой полости 16—18 с.

Слюна выделяется слюнными железами, причем ежедневно ее продуцируется от 0,5 до 2,0 л.

Желудок — отдел пищеварительного тракта, в котором пища смешивается со слюной. Покрытая вязкой слизью слюнных желез пищевода, она задерживается от 3 до 10 ч для ее механической и химической обработки.

Желудочный сок — обесцвеченная, прозрачная жидкость. В обыч­ном режиме количество выделяемого сока колеблется от 1,5 до 2,5 л в сутки. Желудочный сок вырабатывается поджелудочной железой.

Печень — железа, в которой происходят многочисленные слож­ные биохимические процессы, обеспечивающие жизненно важ- 359

ные функции, тесно связанные с обменом веществ в организме. Она выполняет обезвреживающую (дезинтоксикация) и желчеоб-разовательную функции. В сутки вырабатывается от 500 до 2000 мл желчи.

Желчь поступает в просвет двенадцатиперстной кишки, где сменяет желудочное пищеварение на процессы в тонком кишеч­нике.

Тонкий кишечник — отдел пищеварительного тракта, в котором питательные вещества перемешиваются с секретами поджелудоч­ной железы и печени, перерабатываясь до состояния низкомоле­кулярных соединений, способных поступать в кровь.

Толстая кишка — отдел желудочно-кишечного тракта, где про­должается утилизация необходимых для организма веществ, на­копление обезвоженного кишечного содержимого и удаление его из организма.

Функции почек многообразны. Часть из них связана с процес­сом выделения, в котором почки играют ведущую роль. Почки участвуют в регуляции водного баланса организма, выделении мочи из организма. Моча образуется из крови (ежеминутно через почки проходит '/4 часть выталкиваемой из сердца крови).

Подводя итоги изученного, учитель акцентирует внимание уча­щихся на необходимости поддерживания в норме функций орга­нов пищеварения. Следует соблюдать гигиену и режим питания. Употребляемые продукты должны быть экологически чистыми и свежими.

Несомненно, многие из приведенных выше специальных терми­нов придется объяснять более простыми понятными детям словами.

Закрепление изученного материала может осуществляться по карточке, отображающей внутреннее устройство организма. Учащиеся отыскивают в контурном рисунке органы пищеварения, подписы­вают их и выделяют цветом (руководствуясь таблицей). Оформлен­ной карточкой предлагается обменяться с соседом по парте (конт­роль и самоконтроль). Еще одной формой закрепления материала является карточка, выполняемая в тетради, куда заносят символы витаминов и названия продуктов, которые их содержат.

Представляется, что таким образом будет заложен хороший фундамент для дальнейших бесед о методах сохранения витаминов в пище при хранении и кулинарной обработке.

Таким образом, при правильном, доступном для конкретного возраста, профессиональном изложении можно значительно рас­ширить представления школьников о рациональном питании.

Справочно-информационный блок

Школьникам будет интересно узнать, что корень слова — «вита» (от лат. vita — жизнь) напрямую указывает на огромное значение витаминов для развития организма и поддержания здоровья.


Термин «витамины» используется для характеристики группы разнородных по химической природе веществ, не производимых в организме или производимых в недостаточных количествах. Эти вещества не являются непосредственными источниками энергии, но необходимы в незначительных количествах для нормальной жизнедеятельности (и даже для самого существования) организма человека и животных.

Витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые.

К водорастворимым относят витамин С (другое название — ас­корбиновая кислота) и витамины группы В (, В2, В6, В9, ), витамин PP.

Жирорастворимые (А, Д, Е и др.) витамины выполняют в орга­низме ряд жизненных функций. Отсутствие витамина А, напри­мер, вызывает болезнь, называемую «куриной слепотой», вита­мина Д — рахит.

Детям может быть очень интересен рассказ о том, как микро­скопические дозы витаминов могут влиять на здоровье людей и, наоборот, как их избыток опасен. Известны даже случаи гибели на Севере охотников, которые употребляли большое количество мед­вежьей печени, богатой витамином А.

Учитель должен отдавать себе отчет, что сложность и обшир­ность материала темы должна быть подкреплена самостоятельной его проработкой школьницами. Поэтому необходим подбор и ре­комендация учащимся научно-популярной литературы по рацио­нальному питанию, недостатка в которой сейчас нет.

Задание

1. Продумать методику изложения материала по заданной теме.

2. Разработать ход самостоятельной работы учащихся, ее содер-жание и порядок оформления.

Порядок выполнения работы

1. Изучить тему программы по технологии, определить объем и
содержание сведений, которые должны быть получены учащимися.

2. Выбрать учебную и научно-популярную литературу, которая
может быть рекомендована школьницам для внеклассной подго­товки.

3. Наметить вариант беседы, учитывающей возрастной фактор и
степень информированности школьниц по теме.

4. Подобрать учебно-наглядные материалы (если необходимо —
разработать) и определить место их использования при объясне­нии материала.

5. Выбрать образец таблиц для рабочей тетради учащихся.

6. Составить план-конспект проведения занятия.

Литература: [35, 44, 491].

 

ЛАБОРАТОРНОЕФАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗДЕЛУ

«КУЛИНАРИЯ.. С УЧАЩИМИСЯ VI КЛАССА

Цели работы:

■ использование преемственности при изучении программного материала;

• изучение методики обучения учащихся приготовлению блюл из различных продуктов.

Справочно-информационный блок

В соответствии с программой по технологии в VI классе теме «Кулинария» отводится 14 ч. По сравнению с V классом, где эта тема впервые изучалась, диапазон кулинарных технологий значи­тельно расширился. На фундаменте первичных представлений о физиологии питания углубляются общие сведения о минеральных солях, макро- и микроэлементах и их роли в жизнедеятельности организма. Школьницы знакомятся с молочными блюдами, ры­бой, другими продуктами моря и их использованием в питании человека. Предусмотрено освоение блюд из круп и мучных продук­тов. В программу введено изучение вопросов заготовки продуктов.

Главной целью, к которой следует стремиться учителю техно­логии, должно стать не только обучение школьниц правилам под­готовки продуктов и их приготовлению, но и формирование сис­темы знаний по пищевой ценности этих продуктов в рационе пи­тания человека. Так, очень важно, чтобы школьницы уяснили, какие виды круп и почему более приемлемы в определенном возрасте, чем они разнятся по воздействию на организм. Особенно необхо­димы сведения о рыбе и морепродуктах во всем их разнообразии. Полезно, если школьницы будут ознакомлены с тем, как усваива­ется организмом та или иная пища, какое влияние продукты ока­зывают на жизнедеятельность человека.

При изучении материала могут быть полезны справочные дан­ные, которых нет в школьных учебниках (см. табл. 19 — 22).

Таблица 19


 

Окончание табл.
Ферменты
Минеральные соли: магний, кальций, натрий, фосфорная кислота
Микроэлементы: йод, марганец, кобальт
Витамины: А, В, B2, В6, С, D, Е, К, Н, РР

Таблица 20

Date: 2016-05-24; view: 478; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию