Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок выполнения работы. 1.Выберите изделие для разработки творческого проекта





1. Выберите изделие для разработки творческого проекта.

2. Определите содержание и последовательность действий школь­ников на:

а) организационно-подготовительном этапе;

б) технологическом этапе;

в) заключительном этапе.

3. Определите содержание и последовательность своих действий
применительно к каждому этапу.

4. Распределите по времени (в соответствии с программой) за­нятия по теме «Проект» применительно к избранному изделию.

5. Составьте структуру пояснительной записки на творческий
проект. Воспользуйтесь соответствующим пособием [25. — Разде­лы 3, 4].

6. Оформите план проведения занятия творческим проектом.

Литература: [11, 16, 21, 22, 25, 26, 30, 33, 35, 48].


ЛАВОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 25

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

НАД ТВОРЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ (ЧАСТЬ 2)

Цели работы:

■ изучение методики обучения учащихся экономическому обос­нованию творческих проектов;

•освоение будущими учителями концепции и процесса ди­зайна.

Расширяющий блок

Трудовое обучение — предмет, представляющий совокупность разноуровневых фрагментов знаний из различных (главным обра­зом, практических) наук, упорядоченную в логике усложняющейся предметно-преобразующей деятельности, нацеленной на решение многоплановой задачи трудового становления личности ученика. Среди задач трудовой подготовки школьников есть две, очень важные для любой сферы деятельности человека.

1. Экономическое образование — школьник должен понять, из
чего складывается себестоимость изделия и как определяется рен­табельность производства.

2. Экологическое воспитание — любому члену общества долж­но быть небезразлично, как применяемая технология воздействует
на окружающую среду, экономно ли она расходует природные
ресурсы.

В настоящее время соответствие изделия назначению недоста­точно рассматривать как единственно значимый фактор. Учитель технологии должен способствовать осмыслению учащимися влия­ния целого ряда факторов, связанных с данным изделием, его использованием, размещением после использования. Слишком много технологических нововведений было «выплеснуто» в мир без учета экологических и социальных последствий.

Вот почему, если проектное задание выполняется по конкрет­ному изделию (направлению), оно обязательно должно проводиться с соответствующим экономическим обоснованием.

Здесь необходимо сделать оговорку следующего характера. Ниже будут приведены варианты экономических расчетов, достаточно полно предложенные в пособиях В.Д.Симоненко [42,43,48]. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на то, что в отечественной школе качество изготовленного учеником изделия традиционно являлось основным показателем результативности обучения. Меж­ду тем, опять-таки традиционно, отечественные изделия намного более материалоемки, иногда сложнее в конструкции, требуют больших энергозатрат при эксплуатации, чем аналогичные зару­бежные.

 

 

Думается, в таком подходе не последнюю роль играет экономи­ческое воспитание «с младых ногтей», когда человека заставляют сначала задуматься, чему равны временные и материальные затра­ты при изготовлении, а затем и выработать привычку к поиску более экономичного способа производства. У американцев есть выражение: «Он недостаточно умен, чтобы создавать простые вещи». Производство «любой иеной» ушло в прошлое, вместе с индуст­риальным веком. Новое, постиндустриальное общество, в которое мы входим, должно воспитывать у своих будущих членов привыч­ку к расчету, к дизайну, который учитывает экономические ха­рактеристики без отрыва от эргономических, эстетических, эко­логических и социальных факторов.

Школьник должен делать экономические расчеты, отвечая са­мому себе на вопросы: «Хорошо ли выполняет изделие свое назна­чение? Легко ли, удобно ли его использовать? Привлекательно ли, нравится ли оно мне? Хотел бы я его иметь или использо­вать?»

Это — экономические вопросы, хотя на первый взгляд они вроде бы не связаны с расчетами. Однако достаточно вспомнить недав­нее прошлое, когда склады многих предприятий были забиты про­дукцией, не находящей спроса, чтобы понять — здесь чистая эко­номика. Реализуется то, что пользуется спросом.

Таким образом, в экономическое обоснование проекта (и к этой
мысли учитель технологии должен неукоснительно подводить сво­их учеников) нужно вводить и оценку конкурентоспособности.
Пусть вначале на уровне личного восприятия привлекательности и
удобства изделия, его эстетического вида и оценки эргономиче­ских характеристик. Один из самых простых способов оценить ди­зайн — это подумать, насколько комфортно пользоваться данным
изделием. Тогда у школьника, в процессе работы над проектом,
вырабатывается привычка не только увязывать выбор формы, ма­териала, способа производства со стоимостью (что важно!), но и
достигать главную цель любого производства — «от идеи до гаран­тированной реализации».

Естественно, экономические расчеты, равно как сложность изделий, разнятся по классам. По мере взросления учеников их расчеты будут обоснованнее, станут включать большее число со­ставляющих.

Примеры некоторых расчетов проектных изделий можно в пол­ном объеме взять, как для мальчиков, так и для девочек, из посо­бия по проектной работе [47].

Обращаем внимание студентов, что для V класса [46, прил. 1, вариант 1] экономическое обоснование изготовления кухонной ло­патки представлено без учета амортизации оборудования и других накладных затрат. Это сделано сознательно: учитывается возраст исполнителя.


В обоснование вошли:

1) расчет объема заготовки лопатки;

2) из расчета цены кубометра пиломатериалов подсчитывается стоимость заготовки

 

3) определение затраченного на работу времени (в нашем слу­чае 4 ч);

4) из расчета оплаты 1 ч работы столяра 1-го разряда рассчиты­вается величина затрат на оплату (С2);

5) определяется суммарная величина затрат на изготовление
лопатки = СРУб.);

6) завершает обоснование предположение, что, продав лопатку
по иене Д, можно получить прибыль П = Д — Сруб.

Учащийся делает вывод, что эту лопатку экономически выгод­но изготавливать.

Вместе с тем, поскольку мы вели разговор о творческом подходе, возможно, есть смысл при разборе этого проекта с учащимися внести коррективы. Ведь если сделать конструкцию лопатки со сменной рабочей частью, то при незначительных дополнительных затратах на еще одно - два лезвия, может увеличиться возможность реализации. Любая хозяйка, понимая, что при использовании лез­вие может износиться, охотнее купит изделие с запасным эле­ментом. Пусть школьники задумаются над таким поворотом в расчетах.

Для учащихся VI класса [47, прил. 1, вариант 8] расчеты услож­няются.

В экономическое обоснование включают:

1) затраты на материалы для изготовления пяти деталей, из ко­торых сделано изделие;

2) затраты на покупные материалы для сборки (гвозди, клей
ПВА) и отделки (лак, морилка);

3) затраты на электроэнергию, так как для изготовления используется станок СТД-120 (мощность электродвигателя W= 0,85 кВт) и работа идет при местном освещении (лампочка мощно­стью W = 100 Вт = 0,1 кВт);

здесь же учитываются расходы на общее освещение мастерской во время работы.

Обращаем внимание студентов: делается попытка объяснить школьникам на понятном для них уровне, что в себестоимость изделия входят многие составляющие. И хотя пока еще в расчет не включены затраты на амортизацию оборудования, инструментов, другие прямые и косвенные затраты, важно, что понятие себесто­имости у учащихся не будет связано только с наглядно видимыми

расходами.

Примеры более полного эколого-экономического обоснования проекта можно взять из учебно-методического пособия «Творче­ские проекты старшеклассников» [47]. 353

 

Будущие учителя технологии должны уяснить, что проектная деятельность школьников должна быть основана на процессе ди­зайна. Это, по существу, основа образовательной области «Тех­нология», так как представляет процесс проектирования и изго­товления изделия по определенным стадиям. Они включают сле­дующие этапы, по которым и должна проходить работа над про­ектом [33].

1. Краткая формулировка задачи — это задание разработать и
изготовить изделие, записанное в краткой форме. Она должна

включать:

• наименование изделия;

•для чего предназначено (его функции) — какие потребности человека будут удовлетворены;

• кто будет его использовать.

2. Исследование и анализ — с целью получения информации,
что необходимо для дальнейшей работы.

Это очень важный этап, так как учеником исследуются потреб­ности, для которых предназначено разрабатываемое изделие, его имеющиеся аналоги, способы производства, возможные в школе, выбор материалов с учетом их свойств. Именно при таком иссле­довании открываются огромные возможности в плане обучения. Школьники чувствуют большую ответственность за свою работу, повышается их мотивация.

Учитель на этом этапе должен понимать и учитывать возраст­ные возможности школьников. В V классе, разрабатывая печенье, учащиеся могут сделать простой дизайн-анализ двух-трех видов пе­ченья такого же типа, в IX классе учащиеся делают серьезный анализ различных изделий, точно определяют рынок назначения, варианты вкусовой гаммы, рассматривают цели и принципы упа­ковки.

3. Дизайн-спецификациядетальный перечень критериев, кото­рым должно соответствовать изделие, для того чтобы быть каче­ственным. Здесь важнейшим является рассмотрение изделия с точ­ки зрения человеческого фактора (с точки зрения пользователя) — эргономика в целом, психологические факторы, физиологические факторы. Перечень рассматривает:

• материалы — их соответствие заданным функциям, доступ­ность, стоимость, легкость в обработке, материалы для частей /
компонентов (например, клей, нитки, застежки);

• внешний вид — стиль, цвет, отделку;

• моральные ценности — влияние на окружающую среду; не
наносит ли вред данная технология обществу, в котором это изде­лие будет использоваться; каково будет соотношение выгоды/убытка
для общества в результате изготовления этого изделия.

4. Разбор идей и выбор лучшей — эта часть дизайна должна оце­ниваться учеником так, чтобы он сам в свободном самовыраже-


шии убедился в правильном пути поисков. Здесь ищется компромисс между выбором формы и соответствием ее назначению изде­лия, выбором материала и способом изготовления, себестоимос­тью и соображениями рентабельности.

Анализ можно наглядно представить по реальным критериям в сравнении:

 

Критерии Идея 1 Идея 2 Идея 3 Идея 4
Критерий 1        
Критерий 2        
И т.д.        
Всего        

Очень полезным является мнение других о предлагаемых идеях. В младшем возрасте — это могут быть одноклассники, в старшем — потребители или покупатели.

5. Самооценка — очень важная составляющая всего дизайн-про­цесса. Это ответ ученика самому себе на вопрос: «Насколько Я был успешен в процессе проектирования и изготовления?» Воспитание умения критически оценивать свои действия и результат, способ­ность уйти от завышенной самооценки — серьезное личностное качество, важное для будущей жизни.

Таким образом, в руках учителя технологии есть мощный инст­румент формирования личности и раскрытия способностей школь­ника — метол проектов. Результаты совместной деятельности учи-1 теля и учеников при выполнении проектов могут оказать решаю­щее воздействие на будущее подростка.

Задание

1. Составить эколого-экономическое обоснование проекта (объект
выбирается самостоятельно).

2. Составить перечень вопросов для учащихся, по которым мо­жет быть осуществлена самооценка проекта.

Порядок выполнения работы

1. Изучить содержание экономического обоснования проектов:

а) для младших школьников [48];

б) для старших школьников [47].

2. Изучить концепцию дизайна [32. — Ч. III].

3. Выполнить экономический расчет по изделию.

4. Выполнить п. 2 задания.

Литература: [11, 16, 22, 25, 33, 35, 42, 47, 48].

 

 

Date: 2016-05-24; view: 463; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию