Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Порядок выполнения работы. 1. Исходя из учебной программы соответствующего класса, определить темы, где могут формироваться первичные понятия электротехники1. Исходя из учебной программы соответствующего класса, определить темы, где могут формироваться первичные понятия электротехники. 2. Сравнить свой вариант изложения с рекомендуемыми в учебно-методической литературе; выбрать наиболее обеспеченный в 3. Для определенного урока:
• подобрать материал из истории техники, который может быть • какие теоретические сведения и в какой форме должны быть • на какие физические явления, законы и т. п. должен быть сделан упор при объяснении материала; в каких практических работах
• подробно спланировать, какие модели, схемы и т.п. должны • какие вопросы могут быть поставлены перед аудиторией, носят ли они проблемный характер, способствует ли поиск ответа на ■ какие учебно-наглядные пособия могут быть применены для иллюстрации объяснения. 4. Выбрать объект труда, конструкцию изделия, на которой мо-гут быть: • отработаны навыки по монтажу цепей; • связаны электрические и магнитные явления; обучении, 5. Составить инструкцию по самоконтролю для учащихся. 6. Составить план-конспект заданного занятия. 7. Подобрать научно-популярную литературу, которая может Литература: [3, 20, 21, 35, 41, 45]. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 24 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НАД ТВОРЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ (ЧАСТЬ 1) Цели работы: ■ изучение концептуальных положений проектной деятельности на занятиях технологии в школе; • освоение методики организации работы с учащимися при выполнении творческих проектов. Расширяющий блок В третье тысячелетие человечество входит с большими достижениями в области научно-технического прогресса, связанными с широким применением разнообразных технологий. Уровень современного производства определяют информация и творчество. Мировой опыт свидетельствует: из-за быстрой смены технологий за время трудовой деятельности человек нередко бывает вынужден менять специальность, даже профессию. Отсюда следует, что еще перед началом самостоятельного труда каждый будущий член общества должен получить широкий кругозор, познакомиться с различными возможностями преобразующей деятельности человека, оценить свои возможности и выбрать направление профессиональной деятельности. В отличие от прежних подходов к трудовой подготовке школьников, в образовательной области «Технология» учтены именно эти тенденции, а в качестве инструментов воздействия рекомендованы два основных направления педагогических технологий, а именно — обучение в сотрудничестве и метод проектов. Обучение в сотрудничестве — очень важный момент, используемый особенно широко при работе звена, подбираемого с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена. Необходимо отметить, что здесь, при абсолютной свободе высказывания, отрабатывается умение школьника доказательно убеждать других в своей правоте, уважительно относиться к чужим мнениям, подхватывать и развивать высказываемые идеи. Так закладывается фундамент психологии общения в коллективе, такой важный и необходимый каждому в будущей трудовой деятельности. Обучение в сотрудничестве помимо создания гуманных взаимоотношений между учителем и учениками рождает атмосферу творческого поиска, снимающую у учащихся субъективную неопределенность — состояние, переживаемое как неуверенность в своих силах при неизбежной в будущем самостоятельной деятельности. Обучение в сотрудничестве предполагает как обязательный элемент постижение самими школьниками новой для них ответственности перед самим собой, ответственности за собственное будущее. Важнейшим достижением этого инновационного направления является его абсолютная несовместимость с авторитарным стилем обучения. На методе проектов как основном инструменте технологического образования необходимо остановиться особо. Это один из наиболее эффективных методов развития творческого начала в процессе обучения и профессионального становления личности, что подтверждено как отечественной, так и зарубежной педагогической практикой.
Проект — это завершенная творческая работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка и избранная им с учетом своих индивидуальных интересов. Заметьте, не навязанная учителем, а избранная самим учеником. Идея проекта может быть под- сказана, взята по совету учителя, но решение по выбору должно быть самостоятельным и абсолютно добровольным.В разделе 19.2 приведена классификация творческих проектов, предложенная профессором В. Д. Симоненко, которая дает возможность самой широкой градации заданий при их полной дифференциации относительно исполнителей. Накоплен уже значительный опыт проектной деятельности уча-щихся в процессе их профессионального становления. Поэтому овладение будущими учителями технологии реальной методикой проектно-творческой системы обучения должно стать обязательным. Общие методические рекомендации Сегодня объективно существует противоречие между ростом требований к творческому проявлению современного человека и подготовленностью школьных учителей к формированию творческих качеств личности. Это противоречие может быть разрешено, если учителя технологии будут готовы осмыслить изменившиеся задачи, если они будут подготовлены к эффективному использованию проектно-творческой системы обучения школьников. В соответствии с программой по технологии, начиная со II и по XI класс, каждый школьник должен совершенно самостоятельно выполнить проект. Цель его выполнения ясно оговорена в концепции образовательной области «Технология», а именно: средствами предмета «Технология» сформировать у учащихся качества, необходимые для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции. Эти качества предполагают достижения школьниками компетентности, построенной на трех основаниях [33. — С. 15]: 1) базовые навыки — умение читать, писать, выполнять математические действия, высказывать свои мысли, слушать; 2) навыки мышления — умение творчески мыслить, принимать 3) личные качества — ответственность, уверенность в себе, самоуправление, честность, общительность. Применительно к выполнению проекта у учащихся должны быть выработаны способности: • определять потребности (поиск проблемы) и возможности • находить и использовать необходимую информацию; ■ выдвигать идеи решения (выбор варианта конструкции, под-бор материала, выбор технологии); • планировать, организовывать и выполнять работу; • корректировать свои действия, уметь оценивать промежуточные результаты и итоги.
Заметим, что для первоначальных этапов работы нал проектами характерно несколько целей достижения: •четкое формулирование проблемы, требующей решения (что и зачем нужно сделать); • решение по выбору конструкции, для чего необходим ответ на вопросы, задаваемые самому себе, — сколько может потребоваться времени на исполнение замысла, какие материалы имеются в распоряжении, как будет выглядеть и как сможет быть использован; ■ каков путь осуществления проекта — развитие идей, выбор наиболее подходящего решения. По существу это — последовательность шагов решения любой проблемы, выдвигаемой жизнью перед каждым из нас — безотносительно, к бытовой или производственной сфере принадлежит проблема. Следовательно, при выполнении проектов учитель технологии может призвать себе в союзники бытовой опыт, здравый смысл и смекалку учеников. Вместе с тем это — учебный процесс, а потому предлагаем методику организации работы над проектами, исходя из реально выделенного программой учебного времени — 16 ч. Работе по привлечению учащихся конкретного класса к выполнению проектов должна предшествовать следующая подготовительная деятельность учителя. Нужно познакомиться с индивидуальными наклонностями школьников, узнать, кто и чем увлекается. При этом учитель, увы, может столкнуться с ситуацией отсутствия интересов или увлечений у кого-то из ребят. Пусть это не смущает — так бывает. Полезно выяснить, кто и с кем дружит, имеет общие увлечения, кто входит в круг неформальных лидеров или просто пользуется авторитетом среди ребят. После этого желательно подобрать перечень объектов труда, изделий, которые могут быть рекомендованы учащимся. В учебной литературе предлагается достаточно большой выбор. Оговоримся специально, что учитель может столкнуться с ситуацией, когда школьник не сможет выполнить творческую разработку. К такой части учащихся ни в коем случае не должны выражаться пренебрежение, раздражение и тому подобные реакции учителя. Мы уже говорили о гуманизме и посильности заданий, межличностных отношениях и задачах технологии. Если вы уверены, что даже в составе группы этот школьник не сделает творческий проект, ограничьтесь заданием по изготовлению им эталонного изделия по образцу. Принцип «под одну гребенку» на занятиях по технологии — неприемлем. А если школьник предложит свою идею — поддержите инициативу. Главное, чтобы она была реальной. Дальнейшая совместная деятельность учителя и учащихся может проходить так (вариант):
1.Первое занятие (1 —2-е часы) по теме «Проект» — организационное. На нем ребят знакомят с целями и задачами, временем 2.Через две недели целесообразно провести второе занятие (3 —
3. Через две недели назначается контрольно-консультационное 4. Следующие занятия (7 — 8; 9— 10; 11 — 12-е часы) могут проходить в мастерских на рабочих местах. На них школьники занимаются изготовлением деталей по своему проекту. Функции учителя
5. Следующие 13— 14-е часы очередного занятия можно посвятить либо сборке и отладке изделия, его отделке, либо оформлению расчетно-пояснительной записки (пакета разработанной учащимся документации). 6. Последнее занятие (15—16-е часы) отводится для защиты
а) вначале показывается изделие (если оно работающее — про б) затем делается коллективная экспертная оценка рациональности, качества и эстетики изготовления. Здесь учитель должен быть Понятно, что здесь приведена лишь приблизительная канва работы над проектом и лишь один из вариантов методических рекомендаций, которые могут быть использованы учителем технологии. Естественно, что временные интервалы проведения занятий по теме «Проект» учитель выбирает сам исходя из местных условий. Возможно, он сочтет более приемлемой работу над проектом в конце учебного года. Это — его право. Необходимо оговорить такую возможную ситуацию: ученик сделал свой проект и он оказался неудачным. Как поступить? Никак! Здесь нет трагедии, это — учеба. Появившийся опыт обязательно приведет к успеху над следующей работой. Поддержите в этом уверенность своего ученика и оцените положительно его стремление. Задание 1. Проработайте пояснительную записку раздела «Проект в 2. Разработайте схему организации работы над проектом в конкретном классе (по указанию преподавателя).
|