Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок выполнения работы. 1. Исходя из учебной программы соответствующего класса, оп­ределить темы, где могут формироваться первичные понятия элек­тротехники





1. Исходя из учебной программы соответствующего класса, оп­ределить темы, где могут формироваться первичные понятия элек­тротехники.

2. Сравнить свой вариант изложения с рекомендуемыми в учеб­но-методической литературе; выбрать наиболее обеспеченный в
техническом плане.

3. Для определенного урока:

 

• подобрать материал из истории техники, который может быть
изложен учащимся на занятии;

• какие теоретические сведения и в какой форме должны быть
сообщены учащимся;

• на какие физические явления, законы и т. п. должен быть сде­лан упор при объяснении материала; в каких практических работах
они могут быть проверены или подтверждены;


 

• подробно спланировать, какие модели, схемы и т.п. должны
быть составлены в ходе практических работ;

• какие вопросы могут быть поставлены перед аудиторией, но­сят ли они проблемный характер, способствует ли поиск ответа на
них сознательному усвоению учащимися учебного материала;

■ какие учебно-наглядные пособия могут быть применены для иллюстрации объяснения.

4. Выбрать объект труда, конструкцию изделия, на которой мо-гут быть:

• отработаны навыки по монтажу цепей;

• связаны электрические и магнитные явления;
•достигнута возможность его многократного использования в

обучении,

5. Составить инструкцию по самоконтролю для учащихся.

6. Составить план-конспект заданного занятия.

7. Подобрать научно-популярную литературу, которая может
быть рекомендована учащимся для внеклассного чтения.

Литература: [3, 20, 21, 35, 41, 45].

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 24

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

НАД ТВОРЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ (ЧАСТЬ 1)

Цели работы:

■ изучение концептуальных положений проектной деятельно­сти на занятиях технологии в школе;

• освоение методики организации работы с учащимися при вы­полнении творческих проектов.

Расширяющий блок

В третье тысячелетие человечество входит с большими достиже­ниями в области научно-технического прогресса, связанными с широким применением разнообразных технологий. Уровень совре­менного производства определяют информация и творчество. Ми­ровой опыт свидетельствует: из-за быстрой смены технологий за время трудовой деятельности человек нередко бывает вынужден менять специальность, даже профессию.

Отсюда следует, что еще перед началом самостоятельного тру­да каждый будущий член общества должен получить широкий кру­гозор, познакомиться с различными возможностями преобразую­щей деятельности человека, оценить свои возможности и выбрать направление профессиональной деятельности. В отличие от преж­них подходов к трудовой подготовке школьников, в образова­тельной области «Технология» учтены именно эти тенденции, а в качестве инструментов воздействия рекомендованы два основных

направления педагогических технологий, а именно — обучение в сотрудничестве и метод проектов.

Обучение в сотрудничестве — очень важный момент, использу­емый особенно широко при работе звена, подбираемого с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена. Необходимо отметить, что здесь, при абсолютной свободе выска­зывания, отрабатывается умение школьника доказательно убеж­дать других в своей правоте, уважительно относиться к чужим мнениям, подхватывать и развивать высказываемые идеи. Так за­кладывается фундамент психологии общения в коллективе, такой важный и необходимый каждому в будущей трудовой деятельно­сти. Обучение в сотрудничестве помимо создания гуманных взаимо­отношений между учителем и учениками рождает атмосферу твор­ческого поиска, снимающую у учащихся субъективную неопреде­ленность — состояние, переживаемое как неуверенность в своих силах при неизбежной в будущем самостоятельной деятельности. Обучение в сотрудничестве предполагает как обязательный эле­мент постижение самими школьниками новой для них ответствен­ности перед самим собой, ответственности за собственное будущее.

Важнейшим достижением этого инновационного направления является его абсолютная несовместимость с авторитарным стилем обучения.

На методе проектов как основном инструменте технологиче­ского образования необходимо остановиться особо. Это один из наи­более эффективных методов развития творческого начала в про­цессе обучения и профессионального становления личности, что подтверждено как отечественной, так и зарубежной педагогиче­ской практикой.

 

Подходы к образованию
Авторитарный стиль Учитель «интерпретирует» мир для учеников: учитель стоит между миром и ребенком. Учитель думает за детей. Учитель передает «факты». Односторонняя коммуникация. Основной метод обучения — инструктаж. Пассивный, безынициативный ученик   Педагогика сотрудничества Учитель и ученик исследуют мир совместно.   Дети думают вместе с учителем. Знания "добываются» совместно. Диалог. Разнообразные педагогические методы, включая исследование. Активный, творческий ученик
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проект — это завершенная творческая работа, соответствую­щая возрастным возможностям ребенка и избранная им с учетом своих индивидуальных интересов. Заметьте, не навязанная учите­лем, а избранная самим учеником. Идея проекта может быть под-


сказана, взята по совету учителя, но решение по выбору должно быть самостоятельным и абсолютно добровольным.В разделе 19.2 приведена классификация творческих проектов, предложенная профессором В. Д. Симоненко, которая дает возмож­ность самой широкой градации заданий при их полной дифферен­циации относительно исполнителей.

Накоплен уже значительный опыт проектной деятельности уча-щихся в процессе их профессионального становления. Поэтому овладение будущими учителями технологии реальной методикой проектно-творческой системы обучения должно стать обязательным.

Общие методические рекомендации

Сегодня объективно существует противоречие между ростом требований к творческому проявлению современного человека и подготовленностью школьных учителей к формированию творче­ских качеств личности. Это противоречие может быть разрешено, если учителя технологии будут готовы осмыслить изменившиеся задачи, если они будут подготовлены к эффективному использо­ванию проектно-творческой системы обучения школьников.

В соответствии с программой по технологии, начиная со II и по XI класс, каждый школьник должен совершенно самостоятельно выполнить проект. Цель его выполнения ясно оговорена в концеп­ции образовательной области «Технология», а именно: средствами предмета «Технология» сформировать у учащихся качества, необ­ходимые для деятельности в новых социально-экономических ус­ловиях, начиная от определения потребностей до реализации про­дукции.

Эти качества предполагают достижения школьниками компе­тентности, построенной на трех основаниях [33. — С. 15]:

1) базовые навыки — умение читать, писать, выполнять мате­матические действия, высказывать свои мысли, слушать;

2) навыки мышления — умение творчески мыслить, принимать
решения, моделировать, решать проблемы; знать, как учиться; ис­кать всему обоснование;

3) личные качества — ответственность, уверенность в себе, са­моуправление, честность, общительность.

Применительно к выполнению проекта у учащихся должны быть выработаны способности:

• определять потребности (поиск проблемы) и возможности
своей деятельности (анализ предстоящих действий);

• находить и использовать необходимую информацию;

■ выдвигать идеи решения (выбор варианта конструкции, под-бор материала, выбор технологии);

• планировать, организовывать и выполнять работу;

• корректировать свои действия, уметь оценивать промежуточ­ные результаты и итоги.

 

Заметим, что для первоначальных этапов работы нал проекта­ми характерно несколько целей достижения:

•четкое формулирование проблемы, требующей решения (что и зачем нужно сделать);

• решение по выбору конструкции, для чего необходим ответ на вопросы, задаваемые самому себе, — сколько может потребо­ваться времени на исполнение замысла, какие материалы имеют­ся в распоряжении, как будет выглядеть и как сможет быть ис­пользован;

■ каков путь осуществления проекта — развитие идей, выбор наиболее подходящего решения.

По существу это — последовательность шагов решения любой проблемы, выдвигаемой жизнью перед каждым из нас — безотно­сительно, к бытовой или производственной сфере принадлежит проблема. Следовательно, при выполнении проектов учитель тех­нологии может призвать себе в союзники бытовой опыт, здравый смысл и смекалку учеников. Вместе с тем это — учебный процесс, а потому предлагаем методику организации работы над проекта­ми, исходя из реально выделенного программой учебного време­ни — 16 ч.

Работе по привлечению учащихся конкретного класса к выпол­нению проектов должна предшествовать следующая подготовительная деятельность учителя.

Нужно познакомиться с индивидуальными наклонностями школьников, узнать, кто и чем увлекается. При этом учитель, увы, может столкнуться с ситуацией отсутствия интересов или увлече­ний у кого-то из ребят. Пусть это не смущает — так бывает. Полез­но выяснить, кто и с кем дружит, имеет общие увлечения, кто входит в круг неформальных лидеров или просто пользуется авто­ритетом среди ребят.

После этого желательно подобрать перечень объектов труда, из­делий, которые могут быть рекомендованы учащимся. В учебной литературе предлагается достаточно большой выбор. Оговоримся специально, что учитель может столкнуться с ситуацией, когда школьник не сможет выполнить творческую разработку. К такой части учащихся ни в коем случае не должны выражаться пренеб­режение, раздражение и тому подобные реакции учителя. Мы уже говорили о гуманизме и посильности заданий, межличностных отношениях и задачах технологии. Если вы уверены, что даже в составе группы этот школьник не сделает творческий проект, ог­раничьтесь заданием по изготовлению им эталонного изделия по образцу. Принцип «под одну гребенку» на занятиях по техноло­гии — неприемлем. А если школьник предложит свою идею — поддержите инициативу. Главное, чтобы она была реальной.

Дальнейшая совместная деятельность учителя и учащихся мо­жет проходить так (вариант):


 

1.Первое занятие (1 —2-е часы) по теме «Проект» — организа­ционное. На нем ребят знакомят с целями и задачами, временем
выполнения, правилами оформления пояснительной записки,
порядком защиты проекта. Поскольку предварительная работа про-ведена, можно определить группы школьников и тематику груп­повых проектов, выполняемых этими творческими коллективами.
В каждой группе назначается ответственный за конкретный учас­ток. Поясним, работа может выполняться сообща, но лидировать
(и нести персональную ответственность) по каждому этапу долж­но конкретное лицо. Все проекты с четко оговоренными задания­
ми записываются в журнале.

2.Через две недели целесообразно провести второе занятие (3 —
4-е часы). На нем путем коллегиального участия можно оговорить
особенности конструкции изделий, возможные материалы, при­меняемое оборудование. Пусть вас не смущает рекомендация кол­лективного обсуждения выполняемых проектов. Во-первых, школь­ники учатся перед аудиторией связно рассказывать о своем проек­те. Во-вторых, в процессе обсуждения могут рождаться оригиналь­ные идеи, рациональные пути решения. На этом же занятии мож­
но согласовать с учащимися графики выполнения работы и (если
)то необходимо) графики перемещения по рабочим местам.

 

3. Через две недели назначается контрольно-консультационное
занятие (5 —6-е часы). На него школьники должны принести ре­зультаты информационного поиска по определению конструкций
и материалов, наметки технологического процесса, другие обо­снования. Если изделие много-детальное — приносят эскизы всех
деталей, подлежащих изготовлению. Если это проект по оборудо­ванию учебного или другого интерьера, приносят планировки в
масштабе, и т.п. Оговоримся, что в промежутках между этими за­нятиями школьники должны иметь возможность получить инди­видуальную консультацию. Цель — вывод из возможных тупиковых
ситуаций, разрешение сомнений и т. п. Иногда найти правильный
путь помогает легкая подсказка.

4. Следующие занятия (7 — 8; 9— 10; 11 — 12-е часы) могут про­ходить в мастерских на рабочих местах. На них школьники занима­ются изготовлением деталей по своему проекту. Функции учителя
здесь обычны: от него требуется контроль за четкой организацией
работы и соблюдением безопасных условий труда.

 

5. Следующие 13— 14-е часы очередного занятия можно посвя­тить либо сборке и отладке изделия, его отделке, либо оформле­нию расчетно-пояснительной записки (пакета разработанной уча­щимся документации).

6. Последнее занятие (15—16-е часы) отводится для защиты
проекта изготовителями. Это очень важный воспитательный мо­мент работы, так как целесообразно его проведение в такой по­следовательности:

 

а) вначале показывается изделие (если оно работающее — про­
водится испытание) и дается самооценка по отношению к по­ставленным целям. Ключевым здесь является вопрос: «Удовлетво­ряет ли изделие потребности описанной в краткой формулиров­ке задачи?»;

б) затем делается коллективная экспертная оценка рациональ­ности, качества и эстетики изготовления. Здесь учитель должен быть
готов к тому, чтобы не допустить излишне резких и нелицеприят­ных оценок, свойственных юношескому максимализму. В этом —
также воспитание, формирование гуманистических качеств.

Понятно, что здесь приведена лишь приблизительная канва работы над проектом и лишь один из вариантов методических ре­комендаций, которые могут быть использованы учителем техно­логии.

Естественно, что временные интервалы проведения занятий по теме «Проект» учитель выбирает сам исходя из местных условий. Возможно, он сочтет более приемлемой работу над проектом в конце учебного года. Это — его право.

Необходимо оговорить такую возможную ситуацию: ученик сде­лал свой проект и он оказался неудачным. Как поступить? Никак! Здесь нет трагедии, это — учеба. Появившийся опыт обязательно приведет к успеху над следующей работой. Поддержите в этом уве­ренность своего ученика и оцените положительно его стремление.

Задание

1. Проработайте пояснительную записку раздела «Проект в
школьном курсе "Технология"» [35. — С. 218 — 222].

2. Разработайте схему организации работы над проектом в кон­кретном классе (по указанию преподавателя).

Date: 2016-05-24; view: 397; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию