Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ





Для того чтобы можно было объективно оценить степень сфор­мированное™ технологической культуры школьников, следует исходить из положений, изложенных в двух отправных докумен­тах: обязательный минимум содержания основного общего обра­зования по образовательной области «Технология»; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по образова­тельной области «Технология».

Эти программно-нормативные документы утверждены Депар­таментом общего среднего образования Министерства образова­ния Российской Федерации и приведены ниже.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Образовательная область «Технология» (технология, трудовое обучение, черчение)

Образовательная область «Технология» призвана познакомить учащих­ся V—IX классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подго­товку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Целями обучения по образовательной области «Технология» в основной школе являются: формирование у учащихся технико-технологической гра­мотности, технологической культуры, культуры труда и деловых межличност-

 

ных отношений, приобретение умений в прикладной творческой деятельно­сти, их социапьно-трудовая адаптация на основе профессионального само­определения.

Основные понятия и виды деятельности

Технология преобразования и использования материалов, энергии и ин­формации; свойства материалов, применение и хранение; инструменты и приспособления; обслуживание и управление техникой (станки, машины, механизмы); изделие или продукт труда; дизайн; проект или конструкции; техническая документация; выбор или разработка технологии; организация производства; механизация и автоматизация технологических процессов; компьютерные технологии в производстве; перспективные технологии;

сбыт и продажа продукции, ее себестоимость, экономия сырья, энергии, труда, анализ и экономическое проектирование эффективной организации производства, основы предпринимательской деятельности;



экологические проблемы производства; утилизация и использование от­ходов производства; социальные последствия применения технологий;

организация рабочего места, обеспечение безопасности труда; культура труда и общения на производстве;

требования, предъявляемые профессией к человеку; соотнесение при­обретенных знаний о профессиональной деятельности с интересами и склон­ностями, личностными качествами учащихся.

Технология ручной и станочной обработки

конструкционных материалов (варианты определяются по видам материалов)

Резание; механическое и термическое пластическое формование; свар­ка; склейка; пайка; термообработка; шлифование и полирование; окраска и лакирование; утилизация отходов.

Техника (элементы машиноведения)

Классификация технологических машин, приборов, аппаратов и инстру­ментов, их виды, устройство, принцип действия, функциональные и кинема­тические схемы; подготовка к работе и техническое обслуживание машин, приборов, аппаратов, агрегатов, орудий и инструментов.

Электротехника и электроника

Передача и использование электрической энергии. Обслуживание и экс­плуатационные работы с электротехническими и радиоэлектронными уст­ройствами и устройствами автоматики. Чтение и составление простых элек­трических схем; электрические измерения; монтаж деталей и проводов; сбор­ка цепей; соединение проводов; испытания электрических устройств; поиск и устранение простейших неисправностей.

Информационные технологии

Способы и средства поиска, переработки, хранения и систематизации информации. Компьютерная обработка техн и ко-технологической информа­ции. Работы с прикладными программами.


Строительные, ремонтно-отделочныв

и санитарно-технические работы

Основы технологий: шпаклевки бетонных, каменных и деревянных поверх­ностей; оклейки стен обоями, штукатурных, плиточных и малярных работ; простой ремонт санитарно-водопроводной сети.

Технология обработки ткани и пищевых продуктов Моделирование, конструирование, раскрой, шитье, украшение и ремонт изделий из ткани. Первичная и тепловая обработка пищевых продуктов, при­готовление и оформление блюд и напитков. Заготовка и хранение продук­тов, сервировка стола. Утилизация и вторичное использование отходов.

Культура дома

Декоративное оформление жилых помещений; культура человеческих отношений, распредепение обязанностей в семье, семейная экономика. Первая медицинская помощь при заболеваниях и травмах; уход за больны­ми и детьми.

Технологии сельскохозяйственного производства (для сельских школ)

Выращивание растений. Обработка почвы, посев и посадка, внесение удобрений, борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных рас­тений; опытническая работа; сбор урожая и его хранение.

Животноводство и птицеводство (по выбору). Выращивание молодняка животных и птиц; заготовка и хранение кормов; составление рационов и кор­мление животных и птиц; ветеринарно-профилактические мероприятия.



Художественная обработка материалов

Технологии прикладной художественной обработки материалов и изго­товления декоративно-прикладных изделий (по выбору). Дизайн, декоратив­ное ткачество, художественное плетение, вязание, макраме, фриволите, ху­дожественная вышивка; резьба по дереву, бересте и кости; фасонное точе­ние и фрезерование; гравирование; мозаика, инкрустация, роспись, выжига­ние; тиснение; художественная чеканка; художественно-прикладные рабо­ты с кожей, камнем, глиной и другими природными материалами; изготовле­ние мягкой игрушки, искусственных цветов; фитодизайн.

Черчение и графика

Объекты графических изображений и их пространственные характери­стики, Графическое отображение геометрической и технической информа­ции об изделиях. Графические изображения и документация, применяемые в различных сферах производства. Использование ГОСТов ЕСКД при раз­работке конструкторской документации. Элементы конструирования и мо­делирования изделий. Элементы геометрических построений на чертежах.

Основы предпринимательства

Предпринимательство. Создание предприятий. Бизнес-план. Правовое обеспечение предпринимательства. Маркетинг. Менеджмент. Налоги. Этика

 

 

и психология предпринимательства. Оценка производственной деятель­ности.

Основы проектирования

Обоснование выбора и вида будущего изделия или продукта труда. Раз­работка проекта (или конструкции) и его документальное оформление. Ма­кетирование и моделирование. Дизайнерское оформление. Экономическая и экологическая оценки проекта и технологии. Защита проекта.

Профессиональное самоопределение

Ознакомление со сферами профессиональной деятельности человека. Ориентирование в мире профессий. Требования, предъявляемые профес­сией к человеку. Самооценка профессиональных интересов, склонностей и способностей. Выбор социально-экономических ориентиров в труде.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Выпускники должны знать (письменно или устно охарактеризовать, объяснять на примерах):

■ роль техники и технологии в развитии цивилизации, социальные и эко­логические последствия становления промышленного и сельскохозяйствен­ного производства, энергетики и транспорта;

• принципы работы, назначение и устройство основных технологических
и транспортных машин, механизмов, агрегатов, орудий и инструментов, элек­тробытовых приборов;

• свойства наиболее распространенных конструкционных и текстильных
материалов (физические, технические, технологические);

 

■традиционные и новейшие технологии обработки различных материа­
лов;

■значение питания для здоровья человека, состав пищевых продуктов
(белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы);

 

• способы передачи, использования и экономии электрической энергии;

• возможности и области применения ПЭВМ в современном производ­стве, сфере обслуживания;

• роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные
этапы выполнения проектов;

■ основные понятия, термины, графики, правила выполнения чертежей
в системе ЕСКД, методы проецирования, виды проекций;

• основные элементы предпринимательской деятельности (бизнес-план,
менеджмент, маркетинг);

• требования к выбору профессии и соответствие им личностных возмож­ностей и способностей.

Дополнительно для выпускников сельских школ:

основные биологические и продуктивные характеристики изученных
сельскохозяйственных растений и животных, технологии их выращивания с
учетом экологических подходов;


способы сбора урожая, предварительной переработки и хранения сель­скохозяйственной продукции.

Выпускники должны уметь:

· рационально организовывать свое рабочее место, соблюдать правила
техники безопасности;

· выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые
изделия с учетом требований дизайна;

· читать схемы, чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;

· составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико-техно­логических требований и существующих условий;

· выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;

· собирать изделие по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;

· изготавливать простые швейные изделия ручным и машинным спосо­бами;

· определять доброкачественность пищевых продуктов, их правильный
подбор и готовить блюда для дневного рациона;

· находить и использовать информацию для преобразовательной дея­тельности, в том числе с помощью ПЭВМ;

· выполнять не менее одного вида художественной обработки материа­лов с учетом региональных условий и традиций;

· управлять простыми электротехническими установками, диагностиро­вать их исправность;

· выполнять простые строительно-отделочные и санитарно-технические

работы;

· осуществлять анализ экономической деятельности (производственной
и семейной), проявлять предпринимательскую инициативу.

Дополнительно для выпускников сельских школ:

выращивать растения, молодняк и ухаживать по выбору за отдельными
видами домашних животных, хранить и перерабатывать сельскохозяйствен­ную продукцию.

Резюмируем: в какой бы школе ни учился ребенок, какой бы базой не пользовался при его обучении учитель — общий уровень подготовки (в его минимальном обязательном содержании) дол­жен достигаться. Понятно, что вся ответственность за неукосни­тельное соблюдение указанных требований лежит на учителе тех­нологии.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как могут быть учтены региональные и местные традиции в трудовом обучении школьников?

 

2. На основании анализа действующей программы укажите занятия,
где могут быть выполнены изделия, традиционные для конкретных на­
родных промыслов вашей местности.

3. Выявите, где и на каких конкретных объектах труда (в V—VII клас­сах) может быть применена художественная отделка древесины или ме­талла, художественная обработка ткани в национальном стиле.

4. Расскажите о требованиях к авторским программам по технологии,
их структуре и содержании.

5. Каков порядок корректировки принятой программы трудового обу­чения?

6. Какие требования предъявляются к оценке качества подготовки вы­пускников основной школы?


Глава 19

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ И ЕЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Метод проектов — это такой способ организации обучения, 'при котором реализуются интеллектуальные и физические возмож­ности школьников по созданию новых товаров и услуг, имеющих субъективную новизну и практическую значимость. В концептуаль­ных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что эта гибкая модель организации учебного процесса, начиная со II класса и по XI, будет воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся со­циально-экономическим условиям. Проектный метод ориентиро­ван на творческую самореализацию развивающей личности, раз­витие воли, находчивости, целеустремленности.






Date: 2016-05-24; view: 469; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию