Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ





Различные аспекты целенаправленного воздействия на разви­тие творческого потенциала школьников давно и успешно рас­сматриваются психолого-педагогической наукой. Проектная дея­тельность на занятиях по технологии строго подпадает под обще­психологическое понимание деятельности, раскрытое в трудах Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, В. Д. Шадрикова и др. Мы рекомендуем глубже познакомиться с этими исследованиями — они расширят представления по теории деятельности.


В то же время проектная деятельность отличается от обычной учебной трудовой работы рядом факторов, которые преподавате­лю технологии следует принимать во внимание.

При выполнении проектов трудовая и учебная деятельность рассматриваются во взаимосвязи, так как представляют два этапа одной целостной деятельности. При этом трудовая деятельность в процессе выполнения имеет приоритетное значение. Причем мо­тивы, направляющие эту деятельность, определяются потребно­стями, которые осознаются самим подростком.

Деятельность учащихся в данном случае не может быть оценена неудовлетворительно, как обычная учебная, поскольку процесс работы построен с целью довести каждый проект до логического завершения. Учитель должен подводить школьника к тому, чтобы он мог многопланово оценивать собственную работу. Отдельно оце­нивается качество выполненного изделия и документация, разра­ботанная или собранная в процессе организационно-подготови­тельного или технологического этапов; анализируются знания и умения, приобретенные при выполнении проекта. Особо должна быть проанализирована степень рациональности предложенной и исполненной технологии. Такой прагматичный подход, становя­щийся привычным, вырабатывает у учащихся активную и адек­ватную жизненную позицию.

Необходимо отдавать себе отчет: при работе над проектами мно­гие учащиеся должны будут выйти из привычной дидактической среды, где центральной фигурой был учитель с его пристально-надзорной деятельностью от начала до конца. Здесь есть опасность попадания учащихся в тупиковые ситуации, движения в ошибоч­ном направлении. Поэтому функции деятельности учителя техно­логии получают несколько иное направление. Он выступает в роли неназойливого эксперта, конструктивно рассматривающего со­вместно с учеником сильные и слабые стороны того или иного варианта. По существу никто не снимает с учителя руководящую и направляющую роль, но деятельностный подход самого ученика должен составлять основу работы.



Наконец, психологически оправдано (что также не практику­ется при обычной учебной работе) осуществлять коллективный анализ идеи или совместный поиск выхода из проблемной ситуа­ции, расчет наиболее рационального варианта и т.п. Здесь, при абсолютной свободе высказывания, отрабатывается умение школь­ника доказательно убеждать других в своей правоте, уважительно относиться к чужим мнениям, подхватывать и развивать высказы­ваемые идеи. Так закладывается фундамент психологии общения в коллективе, такой важный и необходимый каждому в будущей трудовой деятельности.

Учитель технологии должен быть осведомлен о психологиче­ских барьерах, возникающих перед любым человеком, а перед ре-

бенком — особенно, и уметь помогать школьникам в их преодоле­нии. Более подробно с этими методическими аспектами можно познакомиться в книгах автора «Основы технического творчества» (разделы I и 2) и «Технология творчества» (глава «Секреты психо­логии мышления или преодоление барьеров»).

Необходимо отметить, что очень важно формировать у школь­ников такие механизмы поведения, особенно в составе поисковых групп (творческих объединений учащихся), которые в будущем будут способствовать их адаптации в коллективах. Понятно, что эмоционально-волевое равновесие со средой и определенный на­бор стратегий и тактик, позволяющих находить решение новых проблем, неизбежно возникающих в процессе труда, формируют­ся не сразу, а постепенно. И, естественно, в зависимости от кон­кретного педагогического замысла, учитывающего индивидуаль­ность, требования могут быть персонифицированы, но их выбор в целом постоянен. Такой творческий тренинг призван дать школь­нику главное — интерес к жизни и труду, указать пути, по кото­рым можно идти и искать, узнавать, изучать, постигать новое.






Date: 2016-05-24; view: 249; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию