Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути осуществления межпредметных связей при преподавании технологии





Существует ряд дидактических приемов, которые могут быть использованы учителем технологии при построении системы по осмысленному востребованию знаний, полученных ранее, для их реализации на занятиях по технологии.

Таблица 10

Межпредметные связи

Продолжение табл.

 


Продолжение табл.

230

Продолжение табл.


 



Окончание табл.

 

 

Вот некоторые из дидактических приемов. Нацеленность на осмысление изучаемых явлений и формирование понятий.

Когда непростые технические понятия основываются на уже имеющихся знаниях, получающих дополнительную подпитку, это всегда оборачивается глубоким пониманием и уверенным исполь­зованием их на практике. Поясним это на отдельных примерах.

Понятие о клине дети получают по физике довольно рано. И в первой же теме программы «Технология обработки древесины» встречается понятие клинообразной формы режущей части. Это — в V классе, а в VI с первых уроков работы на станке по дереву продолжается знакомство с элементами режущей части стамесок для точения по дерену. В программе VII класса требуется раскрытие основных углов резцов и фрез.

По существу, речь идет об одном и том же — геометрии режу­щих инструментов. Однако из-за разницы в возрасте учащихся и их 232


знаниях, необходимо в первом случае связать новые знания с бы­товым опытом, а в последнем уже воспользоваться их представле­ниями о сложении и разложении сил.

Каждый легко поймет, что легко расколоть чурбак с ровными сбоями древесины и для этого лучше иметь острый топор, и на­оборот: если дерево с переплетенными волокнами, то разделить его можно только колуном.

Графически изобразив клин, можно показать, почему он дает выигрыш в силе. Для объяснения пользуются рисунком, выполня­емым в динамике (рис. 23).

Рис. 23. Поясняющий рисунок учителя

Но у детей необходимо сформировать одновременно и осмыс­ленное понимание того, почему же в этом случае не делают инст­рументов с малым углом заострения. Возникает как будто явное противоречие между теорией и практикой. Действительно, чем тверже обрабатываемый материал, тем больше должна быть сила, преодолевающая силы сцепления между частицами металла, а для этого клин должен быть острым, «тонким». На практике же резцы

для обработки твердых металлов делают, наоборот, с большим углом заострения. На самом деле клин (резец) становится непроч­ным, если он тонкий, ломаясь от тех же сил, которые он вызывает.

Такое осмысленное понимание у детей, сформированное и уяс­ненное, будет перенесено и на зубило, затем будет продолжено на изучении резьбы, где наклонная плоскость (известная из физики, как простейший механизм) позволяет сформировать осмыслен­ное представление о винтовой линии, которая получается при ох­вате цилиндра наклонной плоскостью. Самое главное в таком под­ходе состоит в том, что резьба рассматривается в единстве с «зо­лотым правилом механики: выиграв в силе, проигрываем в пути, и наоборот. С этой точки зрения, высота наклонной плоскости яв­ляется шагом, а основание — диаметром, длиной окружности ци­линдра, на котором имеется резьба. Учащиеся прекрасно представ­ляют винтовую линию как наклонную плоскость на примере ходо­вого винта или пандуса многоэтажного гаража для автомобилей, куда машины поднимаются по винтовой наклонной плоскости.

Обучение логическому осмыслению и изложению учебного матери­ала — важный дидактический момент. Следует обращать внимание учащихся на необходимость не только осмысливать изучаемые яв­ления, но и логично их излагать. Они получают представления о передаче логики повествования на предметах гуманитарного цикла, но не в меньшей степени это должно культивироваться на уроках технологии. Например, старшие школьники могут знать из физики об эффекте Лейденфроста. Это — обнаруженное ученым «странное» поведение капли воды, попавшей на горячую сковородку. Оказыва­ется, что испарение воды, попавшей на нагретую металлическую поверхность, зависит от температуры этой поверхности действи­тельно странным образом. Если она нагрета до немногим более 100 градусов, то капли растекаются по ней и быстро испаряются. Но если температура 400 градусов и выше, то капля, попав на поверх­ность, отскакивает от нее как мячик и начинает «бегать», как на паровой подушке. Тонкая прослойка пара плохо проводит тепло, и время жизни капли увеличивается в сто—двести раз.

Предоставьте теперь самим учащимся перебросить логический мостик ко многим технологическим процессам, связанным с ис­пользованием жидкостей, и, конечно, к изучаемой в школьном курсе теории электролитической диссоциации. Умение правильно мыслить и излагать свои мысли формируется, если этому качеству уделяется внимание из урока в урок. Порекомендуйте учащимся прочесть интереснейшую книгу А. А. Ивина «Искусство правильно мыслить» (М., 1986) — она введет школьников в мир основных принципов и операций человеческого мышления. Все это будет способствовать углублению стихийно сложившейся логической интуиции учащихся, выработке у них навыков последовательного и доказательного мышления, рассуждения.


Замена объяснительно-иллюстративного метода проблемным, ча­стично-поисковым уже упоминалась ранее. Этот дидактический при­ем в преподавании технологии неизбежен, если учитель, поставив перед собой задачу системного подхода к формированию умствен­ной самостоятельности у учащихся, осознает, что традиционные методы не всегда являются лучшими «инструментами» в работе,

В самом деле, при первых же проточках деталей на токарном станке возникает вопрос: почему прогибается длинная деталь? Прогиб — это деформация, возникающая под действием силы. Но разве на короткие детали сила не воздействует? Воздействует. Есть деформация, но она очень мала, даже если при резании развиваются большие силы. Тонкая и длинная деталь потому и прогибается, что в результате большой деформации возникает соответственно большая упругая сила, которая по третьему закону Ньютона должна быть равной, но противоположно направленной силе, вызывающей деформацию. Показав явление, именуемое в технике «бочко-образностью», и сказав, что следствие и способ устранения должны найти сами учащиеся, можно надеяться на решение (см. рис. 24). Самое интересное, что учитель технологии проблемную ситуа­цию может создать на любом, без преувеличения, уроке или его этапе, при объяснении каждого раздела программы.

Рис. 24. Влияние сил резания на форму детали

Еще пример в подтверждение сказанного. Изучая устройство задней бабки токарного станка, учитель задает вопрос: почему конический хвостовик сверла или центра так надежно, не проворачиваясь, закрепляется в пиноли? Рассуждения школьников могут опираться на их личный опыт: многие знают, что застрявший в полене тонкий топор труднее вытащить, тогда как толстый при небольшом усилии выходит сам. Теперь учащиеся логически по­дойдут к выводу, что при значениях углов конуса Морзе большая

 



сила, с которой центр действует хвостовиком на коническое от­верстие пиноли, вызывает возникновение значительных сил тре­ния, которые больше, чем крутящий момент при сверлении.

Перенос знаний возможен и при связи с гуманитарными дис­циплинами, в частности такими, казалось бы, далекими от трудо­вого обучения, как литература.

Например, в романе Дюма «Двадцать лет спустя» есть эпизод, когда один из героев оставлял при поездке знаки для друзей, де­лая их алмазом на стекле. Как удобно после этого переходить к понятию твердости как степени сопротивления твердого тела ка­кому-либо механическому воздействию. Моос и его школа твердо­сти (тальк равен 1, алмаз — 10) будут и проще, и понятнее для школьников.

Прекрасно, когда на уроках технологии звучат шутливые стро­ки, например, взятые у А.С.Пушкина («Движение»):

Движенья нет — сказал мудрей брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не смог он возразить.

Хвалили все ответ замысловатый!

Между прочим, это реальный факт из спора греческого фило­софа Зенона Элейского (учившего, что все в мире неподвижно и только вследствие обмана чувств нам кажется, что тело движется) и Диогена. Согласитесь, пример эрудиции учителя технологии, оперирующего знаниями из разных областей, может подвигнуть его питомцев на расширение собственного интеллекта. Значение межпредметных связей заключается еще и в том, что они наглядно демонстрируют востребованность и нужность знаний других дис­циплин школьного курса.

Приведем еще один пример. Штангенциркуль — один из самых распространенных инструментов в мастерских. Используя математи­ческие расчеты и знания по физике, можно измерить с помощью штангенциркуля массу детали или заготовки (см. рис. 25).

Date: 2016-05-24; view: 556; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию