![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Выбор измерительного инструмента
Таблица 9 Зависимость выбора точности мерителя от измеряемой величины По линиям пересечения видно, что если допуск на изготовление равен 0,02 мм, то для контроля деталей диаметром 25 мм и 50 мм нужны инструменты с разной степенью точности. После уяснения этой таблицы учащиеся смогут правильно выбрать требуемый инструмент для контроля. ных и железнодорожных колес. Ведь там на холодную колесную пару надевают стальной бандаж, разогретый токами высокой частоты. Остыв, он так соединяется, что снять его (при износе) могут только в депо, на колесотокарных станках. После знакомства с определением посадки целесообразно перейти к ознакомлению учащихся с понятием «квалитеты» и их числом, принятым в машиностроении для самой распространенной градации размеров от 1 до 500 мм. В английском и немецком языках это понятие означает «качество». Применительно к нашей терминологии квалитеты можно ассоциировать с классами точности. Их 19. Нужно обязательно обратить внимание учащихся на 01 и 0, пояснив, что они также входят в это число. Затем на доске в строчку пишут квалитеты и под каждой группой в динамике выделяют их применяемость. Квалитеты и их применяемость 01012345- 6781011- 12 13 14 15 16 17- для особо точных для точных для неответственных ответственных ответственных (свободных) деталей деталей размеров Учащихся знакомят с обозначениями посадок на чертеже и поясняют, что по международным их обозначениям легко определить, о вале или об отверстии идет речь. Пример: 40N7 — отверстие с номинальным 95 е 6 — вал с номинальным Как показывает практика, учащиеся это легко понимают и, таким образом, готовы к работе со справочными таблицами. Следует учесть, что в справочной литературе все отклонения даны в микрометрах (мкм), а в чертежах принято проставлять их в миллиметрах (мм). Это на первых порах приводит к ошибкам в записях. Чтобы избежать их, целесообразно на доске выполнить следующую запись: 1 мкм = 0,001 мм 7 мкм = 0,007 мм 12 мкм = 0,012 мм 141 мкм = 0,141 мм 1021 мкм = 1,021 мм. Учащиеся вслед за учителем вписывают эти размерности в свои рабочие тетради. Следует пояснить, что после запятой должно быть три знака, т. е. ставят такое количество нулей, которое доводит общее число знаков до четырех. Покажем на конкретном примере, как можно использовать изученный материал в практической работе. Каждый чертеж содержит сведения о размерах деталей. В современной производственной документации допускается двойной вариант указания отклонений. Например, 40 f 7 по справочной таблице расшифровывается так:
или предпочтительнее: 40 f 7 ( Как видим, здесь обозначают и посадку, и отклонения. Однако и в первом и во втором случае нужно уметь определить предельные размеры годной детали. Учащиеся при этом часто ошибаются, и дело не столько в слабом умении считать, сколько в методике производства расчетов. С первого знакомства с правилами определения допустимых размеров устанавливается понятное для школьников условие: вычисления надо производить в столбик, так, чтобы «запятая всегда была под запятой». Тогда ошибки будут исключены. Со временем упражнения позволят безошибочно делать такие расчеты в уме, ко на первых порах предлагаемая методика оправдана. Полезно и упражнение, связанное с выбором годных размеров деталей для определенных отклонений, например, для указанного случая: 40,005; 39,970; 39,945; 39,965; 39,980; 40,000; 39,960. Учащиеся отбирают бракованные детали, что помогает лучшему осмыслению предельных размеров. А расчет, во сколько может обойтись партия загубленных лишь по одному параметру деталей, может стать существенным воспитательным фактором. Использование понятий «вал» и «отверстие» должно в представлении учащихся ассоциироваться с определениями «охватываемого» и «охватывающего» размеров. Чтобы они не путали их, необходимо использовать зрительный образ. Например, рисунок гайки, отворачиваемой ключом, где зев последнего будет охватывающим, а расстояние между гранями гайки — охватываемым размером, или изображение паза со шпонкой и т.п. Вот еще один пример. Учитель говорит: «В технике абсолютно равноправно используются две системы — система вала и система отверстия. Но одна из них все же применяется намного чаще. Давайте, определим, какая и почему. Познакомимся вначале с определениями». «Система отверстия — способ образования посадок при соединении вала с отверстием за счет изменения размеров вала. Диаметр отверстия при этом остается неизменным». «Проще говоря, — продолжает он, — имеется подшипник, у внутреннего кольца которого строго определенный и очень точный размер 10 мм. Нужно изготовить шесть валиков с различной степенью зазора или натяга после сборки (например, 10,0; 10,02; 10,04; 10,05; 10,06; 10,08 мм). Какие для этого могут понадобиться режущие и измерительные инструменты?»
Если кто-либо из учащихся не ответит на вопрос сразу, ответ вырабатывается путем коллективных усилий: универсальный инструмент — проходной упорный резей и универсальный измерительный инструмент — гладкий микрометр с пределом измерений от 0—25 мм и с ценой деления 0,01 мм. Затем учащиеся знакомятся со вторым определением: «Система вала — способ образования посадок при соединении вала с отверстием, когда диаметр вала не изменяется. В зависимости от желаемого типа посадки отверстия выполняются различными по диаметру». Берем соответствующую ситуацию: имеется электродвигатель с постоянным (уже выточенным и отшлифованным до сборки двигателя) диаметром ротора. На него нужно надеть втулки с таким же перепадом диаметров. Для их изготовления понадобится несколько инструментов (среди них есть такие, которые серийно не выпускаются, и их надо будет специально изготавливать): два-три сверла, чтобы получить отверстия с определенным припуском; шесть разверток, точно обеспечивающих требуемые размеры; шесть гладких калибр-пробок, чтобы проверить размеры полученных отверстий (на каждый размер — свой комплект, состоящий из проходных ПР и непроходных НЕ пробок). А теперь, давайте, сравним два способа соединения валов и отверстий и решим, как дешевле достичь желаемого типа посадки? Очевидно, что упор при этом делается на несколько моментов: бытовой опыт учащихся; включение доказательного рассуждения о самоочевидном; осмысленное восприятие материала с переносом знаний в конкретную ситуацию. Особенно важным при изучении технологии обработки металлов является определение отклонений на размеры с неуказанными допусками. Чаще всего на доске или в индивидуальных чертежах такие размеры ставят без отклонений. Задание выдается, как правило, без указаний, как их выполнять. И приемка готовых изделий также производится по принципу «приближения» к заданному размеру. Между тем поиску отклонений на так называемые свободные размеры необходимо уделять внимание с первых же упражнений. Учащимся надо объяснить, что свободным называется размер, проставленный на чертеже без посадки или без отклонений. На доске рисуется эскиз детали. Если теперь выделить цветным мелом свободные размеры, то правомерно поставить вопрос: «Как их выполнять?» Чаще всего у школьников представление о том, каких размеров придерживаться, склоняется к «произвольному». Вот почему им следует заучить еще три простых правила — в дополнение к означенным в начале рассказа о предлагаемой методике. Одновременно разговор переводится в плоскость техничес-
ких требований, а именно: если в чертеже никаких указаний нет, то отклонения на свободные размеры находят по 14-му квалитету. Правило 3. Если свободный размер проставлен на валу (охватываемом размере), то отклонения находят по h 14. Правило 4. Если свободный размер записан на отверстии (охватывающем размере), отклонения находят по H 14. Правило 5. Если свободный размер линейный (проставлен на длине, глубине, высоте), то отклонения находят js 14 (йот эс). Обучение учащихся чтению показаний на универсальных измерительных инструментах и приборах сопровождается определенными трудностями, так как при демонстрации этих средств не видно положений шкал, а плакаты или зарисовки на доске не дают ясного представления о происходящем. В связи с этим можно рекомендовать изготовление простых макетов с увеличенными размерами устройств, предназначенных для чтения показаний. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте определение выражению «основные понятия производства». 2. Определите содержание понятия «производственный процесс». 3. Покажите схематически взаимоотношения «человек— природа»; рас 4. Охарактеризуйте составляющие современное производство компоненты. 5. Дайте примерное разделение главных производственных понятий. 6. Какие факторы влияют на методику формирования основных понятий? 7. Очертите возможные межпредметные связи на примере изучения 8. Покажите значение знания ГОСТов для будущей трудовой деятельности (примеры выбираются произвольно). 9. Определите основные условия формирования знаний по стандартизации, допускам и техническим измерениям. 10. Проанализируйте, какие темы программы наиболее удобны для а) экономической грамотности учащихся? б) экологических представлений школьников? Глава 16 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации основывается на том, что отечественная школа выступает в роли института общества, удовлетворяющего потребность в подготовке молодежи к жизни и реальной трудовой деятельности. Одной из граней такой подготовки всегда являлась графическая грамотность. Расширение требований к технологической культуре общества, выдвигаемых окружающей техносферой, еще более подтвердило значимость «языка техники» для углубления знаний о технологическом мире. Между тем в программах общеобразовательных школ из года в гол происходили подвижки: предмет «черчение» переносим сначала из VII в VIII, а затем в IX класс. Объективных причин, объясняющих это обстоятельство, нет. Все понимают, что графическая грамотность стала таким же элементом общечеловеческой культуры, как компьютерная, и поэтому требует формирования элементарных умений чтения чертежей с самого раннего школьного возраста. С необходимостью прочитать чертеж и понять содержащуюся в нем информацию школьник сталкивается уже с первых занятий по трудовому обучению. И такая потребность должна восполняться учителем технологии еще и по той причине, что невозможно провести грань между этими учебными дисциплинами, так как в трудовой подготовке школьников они представляют органическое единство понятий, умений и навыков. Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, в программе технологии в V—VII классах заложены обязательные элементы графической грамотности, а с другой стороны, в той же программе графика как элемент, интегрированный в технологию, изучается лишь на последних этапах. Таким образом, можно констатировать, что фактически основы графической грамотности школьников закладываются на занятиях технологии.
16.1. ЭТАПЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ГРАФИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ (ПО КЛАССАМ) Сегодняшнее состояние техносферы характеризуется необходимостью обеспечения взаимозаменяемости деталей в массовом производстве, расширением объема технической информации, передаваемой чертежами. Установленные международными стандартами условности и упрощения используются практически во всех развитых странах. Выше неоднократно подчеркивалась важность и необходимость целенаправленной системной деятельности учителя технологии. Это в равной степени относится и к графическим знаниям. Одним из показателей профессиональной подготовленности специалиста в любой производственной сфере является способность абсолютного владения информацией, содержащейся в технической и технологической документации. Развитые пространственные представления и образное мышление, понимание графического представления информации — это качества, без которых немыслим специалист, подготовленный к преобразовательной деятельности. Понятно, что чем раньше начинается развитие таких способностей, тем быстрее формируются основы графических знаний, тем шире графические умения и навыки могут быть использованы школьниками в учебной практике. Они востребуются на уроках математики, физики, естествознания и других и будут применены в производительном труде. Анализ программы технологии показывает, что системность в ознакомлении школьников с вопросами графики предусмотрена на всех этапах трудового обучения в учебных мастерских. В V классе Технические сведения: • виды изделий и представление о конструкторской документации; •понятие о чертеже, техническом рисунке, эскизе; • представление об европейской системе расположения изображений; • понятия о линиях чертежа и особенностях их начертания; • знакомство с основной надписью и ее содержанием; • правила нанесения размеров на чертеже; • первоначальные представления о кинематических схемах и простейшие обозначения в них; • сборочный чертеж. Правила чтения сборочных чертежей. Практические работы: •составление технического рисунка или эскиза детали призматической формы с одним - двумя элементами; •чтение чертежей и инструкционно-технологических карт изготавливаемых деталей. В шестом и седьмом классах формирование системы графической грамотности продолжается. Углубление и расширение знаний плавно переходит от темы к теме, возрастая по мере усложнения изучаемого материала. В VI классе Технические сведения: •содержание чертежа деталей цилиндрической формы. Выбор числа видов на чертеже; ■ элементарные понятия о разрезах и сечениях; • знакомство с понятием базовой поверхности и особенностями • ознакомление с видами у деталей призматической формы. Изу • определение по чертежу конструктивных элементов деталей; • ознакомление с условными обозначениями шероховатости поверхности; ■ элементарные понятия особенностей простановки размеров на сборочных чертежах изделий. Практические работы: • чтение чертежей; • выявление технических требований, предъявляемых к детали; • чтение технологических карт. В VII классе Технические сведения: • первоначальные представления о содержании чертежей дета • понятия об обозначениях резьбы на чертеже, умение определять ее параметры по условным обозначениям; • ознакомление с обозначениями отклонений от правильной геометрической формы и взаимного расположения поверхностей; •ознакомление с техническими требованиями на чертежах и особенностями их содержания; понятие о сборочных чертежах и их чтение. Практические работы: • чтение чертежей и составление эскизов деталей с конической •простановка размеров с учетом базовых поверхностей; •составление эскизов деталей с конструктивными элементами: уступами, пазами и т.п.; • составление эскизов изделий с наружной и внутренней резьбой; •составление технологических карт. Из анализа программы по технологии четко просматривается, что изучаемые вопросы органически связаны с умением глубоко воспринимать содержание чертежа, все заложенные в его графическом образе сведения. Спрессованная в конкретные уроки программа по технологии не предусматривает специального выделения часов для ознакомления учащихся с вопросами технического черчения. Поэтому речь может идти только о попутных, в процессе изучения технологии, сообщениях учителем сведений, которые должны вместе с тем, однако, формировать стройную, последовательную систему представлений. В таком случае они должны быть четко продуманы, привязаны к изделиям, способным служить иллюстрацией объясняемым понятиям. Все сказанное выше требует от учителя технологии целенаправленных систематических действий по формированию фундамента графической грамотности школьников. Такая возможность совершенно официально предоставляется учителю технологии в соответствии с решением коллегии Министерства образования Российской Федерации (Приказ МО РФ от 5 июля 2000 г. № 2043; «О проблемах и перспективах развития образовательной области «Технология* в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и подготовке учащихся к трудовой деятельности»). Разрешается обучение черчению осуществлять в двух формах: в виде самостоятельного учебного предмета в VIII или IX классах основной школы и — на протяжении всех лет обучения в процессе изучения предмета «Технология». При работе по последнему варианту задача учителя технологии по системному формированию графической грамотности школьников будет решаться более продуктивно. Date: 2016-05-24; view: 1467; Нарушение авторских прав |