Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструкционная карта





Тема__________________ _______ ____________________

Упражнение ________________________________________

Цель упражнения____________________________________

Учебно-технические требования_______________________

Инструменты и Планировка рабочего
приспособления_________ места (при необходимости)_____

 

Содержание и последовательность выполнения действий Указания по выпол­нению действий Указания по самоконтролю
  Текст и рисунки (фото) Текст и рисунки (фото)

Технологическая подготовка учебно-воспитательного процесса несет значительную нагрузку в деле формирования системы тех­нологической грамотности у школьников.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УРОКОВ

Выдающийся психолог П.П.Блонский считал, что основное заблуждение учителей состоит в том, что они будто бы готовят детей к жизни, забывая о том, что годы, проведенные в школе, — это не подготовка к жизни, а сама жизнь. Вдумавшись, трудно не согласиться с этой мыслью. В самом деле, каждый урок должен вносить в воспитание школьников понимание жизни вообще и умение ценить ее каждое мгновение, рождает пробуждение под­ростка в личном самоопределении. На практике же это достигает­ся, увы, не на каждом занятии, а только на тех, которые интерес­ны, увлекательны, захватывают в обоюдной работе и учителя, и его учеников.

188
189

 

Следовательно, правильное дидактическое обеспечение уроков во многом определяет успех того, что мы называем трудовым вос­питанием, формированием личности и другими, так легко упот­ребляемыми привычными словосочетаниями.

Обеспечить дидактическую сторону занятия сегодня совсем не просто — слитком много аспектов затрагивается при этой повсе­дневной работе. В. А.Сухомлинский говорил: «...В выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя».

В самом деле, можно показать затертый плакат, объясняя по нему какой-то момент, а можно показать приспособление, сде­ланное старшеклассником, и подвинуть школьников к мысли, что они могут придумать что-то еще более эффективное. Подлинное знание нельзя подарить человеку, оно должно быть приобретено им только ценой самостоятельных усилий. В реализацию этого должно быть направлено все учебно-дидактическое обеспечение занятий.

Если на доске выполняется чертеж — он должен быть четким, аккуратным, с соблюдением всех требований в отношении тол­щины основных линий. Если стрелки на размерных линиях у учи­теля напоминают китобойный гарпун, они с точностью перекочу­ют в конспекты школьников.

Если раздаваемый для работы чертеж детали упакован в по­лиэтиленовый футляр и вследствие этого не пачкается, служит долго — можно быть уверенным, что хозяйское, бережное отноше­ние к вещам ненавязчиво сложится и у ребят.

Эталонное изделие, показанное классу, будет протиражировано чаще всего в том же виде, которое имеет само. И здесь эстети­ка, чувство вкуса, соразмерности проявляются как бы незаметно, исподволь, или отсутствуют напрочь.

И еще. Чтобы успешнее, увереннее и быстрее школьники по­нимали и усваивали учебный материал, арсенал средств учителя должен быть максимально расширен. Только педагог в состоянии определить целесообразность подготовки технологической карты или заменяющей ее последовательно накладываемой кодограммы. Только учитель может адекватно определить, как процесс самой подачи материала соотносится с его усвоением учащимися.

Понятно, что такой опыт приходит со временем. Тем важнее для молодого учителя выработать у себя привычку возможно пол­ного и всестороннего дидактического обеспечения проведения за­нятий по технологии.

Эффективное обучение учащихся включает не только закреп­ление наиболее существенной информации (или понятий) в рас­сматриваемом новом материале. Сюда входит и обучение умениям изготовлять наглядные пособия, выражать знания в схеме, рисун­ке, обращение ребят к дополнительным источникам и справочной


литературе, короче, привлечение их к дидактическому оснаще­нию уроков.

Когда эта педагогическая проблема становится предметом обо­юдного интереса сторон, успех занятий обеспечен.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие цели преследует перспективное планирование работы учите-
ля технологии?

2. Перечислите наиболее важные задачи, решаемые при перспектив­
ном планировании.

3. Как соотносятся перспективное и текущее планирование?

4. Какие элементы плана урока (вне зависимости от его формы) обязательны?

5. Что включает в себя понятие «технологическая подготовка»?

6. В чем заключается особенность ознакомления детей в разных классах
с технологической документацией?

7. Как, но каким линиям влияет на учеников дидактическое обеспече­ние занятий по технологии?

 

 

Глава 15

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВА В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Технология как производственная наука стала реальной мате­риальной силой и составной органической частью любого произ­водственного процесса. Поэтому не менее важно, чем сообщение школьникам системы общетехнических понятий, знакомство уча-щихся с основными понятиями производственной технологии. Эти понятия, как и общетехнические, образуют свою самостоятель­ную систему, входящую в орбиту производственных понятий.

Экономическое воспитание учащихся общеобразовательных школ в настоящее время также является актуальной проблемой. Однако осуществить полноценное экономическое воспитание школьников затруднительно до тех пор, пока у них не сформиро­вано понимание основных экономических понятий.

Вопросы охраны окружающей среды стали важнейшим факто­ром экологического воспитания школьников. С природой связыва­ется и эстетическое, и нравственное, и экономическое воспита­ние. Охрану природы сегодня надо понимать как неотъемлемую часть глобального производственного процесса.

Производство, техника, технология, машина... Как часто, опе­рируя производственными терминами на занятиях со школьника­ми, учитель не дает учащимся разъяснения соответствующих по­нятий. Причины кроются и в недооценке роли упомянутых поня­тий r формировании системы политехнического мышления, и в недостаточном знании учителем путей формирования ориентиров в мире производства. Одной из причин является также и то обсто­ятельство, что техника, производство постоянно развиваются, совершенствуются, в обиходе появляются новые термины, и учи­тель подчас просто обходит вопросы о производственных поняти­ях, не имея четкого представления, где и как необходимо знако­мить с ними школьников.

Влияет на ситуацию и то обстоятельство, что многие определе­ния имеют сложившуюся, иногда даже утвержденную стандартом формулировку, часто весьма непростую для восприятия и запоми­нания. Для школьников младшего возраста, когда уже с первых занятий в мастерских понятия «технологический процесс», «тех­нология» входят в учебный материал, такие сложные определения


неприемлемы. Учителю следует при объяснении терминов учитывать и возраст, и уровень развития обучаемых.

Вот почему формирование у школьников общетехнических поня­тий при преподавании технологии — важная, но непростая (в ме­тодическом плане) задача.

Вместе с тем есть один аспект преподавания, который позво­ляет делать эту сторону дидактического процесса интересной, ув­лекательной и значительно расширяющей интеллектуальные го­ризонты обучаемых. Это — органическая связь излагаемого, иногда сугубо технического, материала с историей развития науки и техники, которая сама по себе представляет целый пласт интерес­нейших обстоятельств.

Таким образом, умение ориентироваться в мире производств, иметь представление о разнообразных технических устройствах, с которыми человек постоянно сталкивается в жизни и с которыми ему придется иметь дело в своей практической деятельности, по­нимание терминологии — все это должно формироваться в шко­ле, на занятиях по технологии. И это входит в одну из обязатель­ных задач, решение которой полностью возлагается на учителя технологии.

Date: 2016-05-24; view: 541; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию