Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Режим работы учащихся с учетомВОЗРАСТНОГО ФАКТОРА Режим работы учащихся в учебно-производственных мастерских определяется учебным расписанием. Обычно это еженедельные спаренные уроки обшей продолжительностью 80 мин. Для учащихся старших классов, а также в том случае, когда программа трудового обучения увеличивается за счет часов школьного или регионального компонентов, количество занятий в неделю может быть увеличено. Вместе с тем учитель технологии должен понимать, что физическим трудом занимаются подростки, чей организм еще не сформировался полностью, а возможности, в силу большого разброса индивидуальных данных в этом возрасте, весьма различны. Поэтому при организации работы в мастерских необходимо пользоваться научно обоснованными рекомендациями, оговоренными гигиеническими нормами, с тем, чтобы трудовое обучение содейство-
вало всестороннему развитию организма детей, укреплению их здоровья, а не приводило к переутомлению. Данные физиологии и гигиены труда свидетельствуют: физический труд, который по своему характеру соответствует возможностям организма подростка и выполняется в рекомендуемых условиях, содействует правильному развитию всего организма. Под влиянием труда, отвечающего возрастным особенностям растущего организма, совершенствуется координация движений, укрепляется костная и мышечная структуры, улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физическая нагрузка усиливает обмен веществ п организме, который происходит интенсивнее, чем на обычных школьных уроках. Вместе с тем немаловажное значение имеет, как располагаются уроки технологии в общем расписании занятий по дням и часам. Медики и гигиенисты провели специальные исследования, которые выявили пики и спады трудоспособности школьников (с учетом и возраста обучаемых). Так, оказалось, что наилучшим местом для занятий по технологии в расписании для пятиклассников является третий, а для более старших ребят (VI —VII классы) — четвертый уроки. Уроки технологии, первые в расписании, показали их наименьшую трудоспособность, т. е. непродуктивность для всех групп. Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни недели. Ее уровень нарастает к середине недели и относительно низок в начале и в конце. Большое значение имеет и характер выполняемой работы. Однообразная работа, особенно связанная со значительной физической нагрузкой, нерациональна с точки зрения отдачи. Научно обоснованные физиолога-гигиенические рекомендации, адресованные учителям технологии, советуют поступать следующим образом. Наибольший эффект, обеспечивающий поддержание работоспособности на протяжении всего урока, достигается чередованием двух-трех разнообразных операций на одной обрабатываемой детали, когда непрерывная работа учащихся не превышает 10 мин, после чего делается перерыв на 3 — 5 мин для самоконтроля, оценки качества преподавателем, возможно — текущего инструктажа. Действующие гигиенические нормы {СП 2.4.2.782 — 99) рекомендуют следующие временные интервалы: • длительность практической работы на уроках технологии для учащихся V—VII классов не должна превышать 65 % времени занятий; •длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для учащихся V—VII классов — не более 10 мин, VI — 12 мин, VII — 16 мин. Учителю технологии нужно знать рекомендацию гигиенистов в отношении оптимальной длительности непрерывного показа диафильмов, диапозитивов, кинофильмов и телепередач: •для V—VII классов — 20...25 мин; •для VIII —XI классов — 25...30 мин. Понятно, что, как и ко всяким рекомендациям, и к этим нужно подходить с учетом личности школьника (уровня физического развития и типа психического темперамента), но как ориентиры для учителя они должны использоваться обязательно. Немаловажное значение для создания оптимального режима работы в мастерских имеет состояние внешней среды, в которой происходит трудовой процесс (микроклимат, освещение, шум и др.). Об этом говорилось выше, и упоминается еще раз, чтобы подчеркнуть многогранность факторов, воздействующих на подростка в процессе работы в мастерских, необходимость учитывать их. Только комплексный подход, учитывающий совокупность всех условий, позволит соблюсти научно-педагогические требования к организации трудовой деятельности школьника. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какой документ регламентирует требования к учебным мастерским? 2. Как определить полноту оснащенности учебной мастерской, кабинета? 3. Перечислите обязательную номенклатуру мероприятий (актов) по охране труда. 4. Назовите основные обязанности учителя по соблюдению правил безопасного труда. 5. Обоснуйте необходимость соблюдения режима работы в школьных мастерских. 6. Укажите оптимальное время демонстрации аудиовизуальных средств (с учетом класса обучения).
Глава 14 ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ Есть такое выражение «Хороший экспромт готовится неделю». В полной мере это относится к преподавательской деятельности. От подготовки и проведения первых уроков зависят успехи (или неудачи!) последующих, во многом закладывается атмосфера интереса (или равнодушия) учащихся к предмету, формируется «климат» уроков. От того, как прошло занятие, во многом зависит настроение, моральное, ла и физическое состояние самого учителя. Чувство удовлетворения от удачной работы, понимание, что дети на занятиях были увлечены и будут с нетерпением ожидать очередной встречи, — совсем немало для самоутверждения педагога. Но, еще раз повторим: фундамент успеха в любом деле — подготовка. У А. И. Райкина была знаменитая миниатюра. Больной на операционном столе все время спрашивал у врача, есть ли у того нитки, иголки. И на недоуменное: «Почему спрашиваешь?» — резонно отвечал, что когда разрежут, а зашивать окажется нечем, то возникнет проблема. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Свою нагрузку на новый учебный год преподаватель обычно узнает в конце текущего. Следовательно, у него есть время и возможность спланировать (а по существу, «запрограммировать») свою деятельность, согласовав ее с программой и календарными сроками выполнения. Планирование своей работы и будущей деятельности учеников — это основа научной организации процесса обучения. Итак, зная объем своих учебных поручений и имея учебную программу по технологии, можно приступать к календарно-темати-ческому планированию. Календарный план может составляться на год, полугодие, четверть — как удобнее для учителя. Единой, строго обязательной формы календарного плана не существует, поэтому учитель может выбирать ту, которая удобнее лично для него. Независимо от формы плана существует ряд моментов, которые при перспективном планировании работы должны присутствовать. 1. Учебная программа для конкретного класса распределяется усвоить учащимся. 2. Из программы определяют круг теоретических сведений (технологических вопросов), с которыми преподаватель планирует 3. Наиболее существенным при перспективном планировании является определение круга практических действий учащихся в процессе упражнений или самостоятельной работы. Центральным моментом здесь является выбор объекта труда — конкретного изделия, запланированного к изготовлению учащимися на данном занятии. От намеченного объекта труда в схеме перспективного планирования лучами расходятся взаимосвязанные вопросы: сортамент материала изделия, расход на единицу, расход на класс (или классы), потребность в инструментах общего пользования. Здесь же можно наметить степень технологического обеспечения каждого занятия. Опыт и практика показывают целесообразность перспективного планирования резервных (заменяемых) объектов труда (на случай возможного отсутствия материала и т.п.). Во всяком случае, если учитель заблаговременно знает, какое изделие будут изготовлять школьники, то он имеет долгосрочную возможность подобрать (сделать) эталонный образец, необходимый для показа на уроке, составить требуемую техническую документацию, проду-
мать и апробировать технологическую последовательность изготовления Мы приводим здесь варианты принципиальных схем кзлендарно-тематического планирования. Наряду с этим, представляется, что в некоторых случаях стоит использовать тип календарно-тематического планирования, называемый иллюстративным (см табл. 5) Многих преподавателей привлекает его зрелищная, наглядная форма и возможность его использования на занятиях по черчению, при планировании кружковой работы В планах может присутствовать графа «Дата проведения». В нагрузке школьного учителя чаще всего запланированы занятия в нескольких параллельных классах, которые могут проводиться по одной теме в разные дни недели Поэтому в календарно-тематическом плане целесообразнее записывать, например, «2-я неделя октября» и т. п В перспективном плане учитель технологии должен четко определить, каким должен быть уровень знании, умений и практических навыков учащихся, достигнутый на каждом уроке. Составленный календарно-тематический план не исключав; систематической работы по его улучшению и совершенствованию. В ходе его реализации учитель, анализируя, в какой степени достигнуты цели изучения предыдущих тем и, что надо сделать для лучшей организации последующих занятий, вносит дополнения, уточнения к изменениям Опыт показывает, что чем полнее и продуманнее перспективное планирование, тем легче учителю составлять поурочное. ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ Непременное условие высокого уровня учебной работы педагога — хороший план-конспект урока составить его можно лишь в результате тщательной подготовки каждого элемента занятия. План входит в обязательную документацию учителя. Единой, канонизированной формы плана урока не существует — это творчество учителя (см образцы планов в табл. 5, 6) Но есть ряд этапов и элементов урока, дидактических аспектов, присутствие которых в плане необходимо Перед написанием плана занятия учитель технологии может использовать обще-дидактическую схему: 1. Определить объем учебного материала урока, оценить его место в системе уроков по теме 2. Определить воспитательные возможности учебного материала. 3. Установить связь данного материала с материалами, изученными по другим предметам, определить, в какой мере знания, получаемые учащимися по другим предметам, могут быть использованы на уроке
4. Подобрать учебно-наглядные пособия и ТСО по теме урока. 5. Наметить методы и приемы обучения, которые целесообразно использовать на данном уроке. 6. Разобрать структуру урока, определить поэтапность и продолжительность ее элементов. 7. Продумать эффективные пути активизации мыслительной деятельности учащихся. Определить средства и методику создания 8. Определить формы подведения итогов по отдельным этапам 9. Наметить систему упражнений и методы их выполнения, предусмотреть типичные ошибки, допускаемые учащимися.
10.Спланировать записи и зарисовки на классной доске. Продумать формы использования учебника на уроке. 11.Разработать методику закрепления учебного материала по 12.Продумать методику контроля и учета знаний учащихся. Если 13.Определить содержание и объем домашнего задания. 14.Продумать рекомендации учащимся по выполнению домашнего задания. 15.Предложить литературу для внеклассного чтения по предмету. Молодому педагогу следует выработать в отношении подготовки планов привычку составлять их основательно и добротно. Есть несколько практических советов, которые могут оказаться полезными. • Планы лучше писать не в тетради, а на отдельных листах. Тогда, если какой-то элемент урока потребует переработки или изменения, это легко можно сделать. • Время, затраченное на этапы занятия, обязательно планируется из общего расчета 80 мин на сдвоенный урок. В будущем, с • В конспекте материала для урока следует указать те эскизы, • План лучше выполнять в цвете. Выработанная привычка выделять важное цветом не позволит учителю забыть об атом элементе. • Указывайте межпредметные связи, делая это в плане продуманно, а на уроке — ненавязчиво. Например, рассказывая о свер- лении, можно записать такие межпредметные и внутрипредмет-ные связи: физика — наклонная плоскость, клин; технология — механические свойства металлов, русский язык — написание слов «спиральные», «цилиндрические». • Обязательно планируйте на дом чтение школьниками дополнительной литературы, рекомендуйте книги, статьи из журналов, • Выработайте привычку в конце каждого плана иметь две графы «Замечания по уроку», «Поправки к ведению урока»! Тогда, ВАРИАНТЫ ПЛАНОВ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ Первый вариант V Класс Дата_____________________ Тема программы Технология обработки металлов Тема урока Обработка отверстий в тонколистовом металле. Цепи урока образовательная — расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства, воспитательная — привить качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда, развивающая — развить навыки использования измерительных инструментов при подготовке к сверлению Методы проведения занятия беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа под контролем преподавателя Объект труда - ушко для стенда Межпредметные связи математика — построение фигур, единицы длины, русский язык—написание слов «спиральные», «цилиндрические» Материально-техническое оснащение 1 Оборудование учебных мастерских, инструменты и приспособления 2 Эталон изготовляемой детали 3 Технологическая карта изготовления изделия 4 Диафильм «Сверление» (при наличии ТСО в мастерской) 5 Диафильм «Технология изготовления изделий в школьных мастерских» (работа по металлу, V кл.) 6 Таблица «Обработка металла» (для V—VII кл.) 7 Кинофильм «Техника безопасности в школьных мастерских». Литература для учителя Программа трудового обучения (технология) V—VII классы — М., 2000
Технология V классы Пробный учебник для мальчиков V класса общеобразовательной школы / под ред. В. Д. Симоненко — Брянск 1996 Макиенко Н. И. Общий курс слесарного дела — М. 1984. Литература для внеклассного чтения учащихся Моисеев В. Г. Жизнь — творчество — М, 1984 Ход урока: 1. Организационная часть — 3 мин. 1. 1 Контроль посещаемости. 1. 2 Проверка рабочей одежды и готовности к уроку. 2. Повторение пройденного материала — 7 мин. 2. 1 Проверка знания материала прошлого занятия по карточкам-заданиям у ……………………………………………………………….. 2. 2 Вопросы к классу: а) где находят применение тонколистовые металлы? б) какими механическими свойствами обладают такие материалы? 3. Изложение нового материала — 15 мин. 3. 1 Способы получения отверстий в тонколистовом материале, при- меняемые инструменты и приспособления. 3. 2 Технология получения отверстий в заготовках. 3.3 Демонстрация диафильмов с закреплением материала. 3. 4 Способы контроля размеров отверстий. 4. Вводный инструктаж — 10 мин. 4. 1 Демонстрация эталонного изделия и раэбор по карте техпроцесса изготовления. 4.2 Показ трудовых приемов по сверлению. 4.3 Демонстрация сверления заготовок «в пакете». 4.4 Безопасные приемы труда при обработке отверстий. 5. Самостоятельная работа учащихся — 30 мин. Текущий инструктаж — 5.1 Первый обход — проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда. 5.2 Второй обход — проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности. 5. 3 Третий обход — проверить правильность размеров и ведение учащимися контроля Провести приемку и оценку работ. Выдать дополнительную работу (указать) наиболее успевающим ученикам. 6. Заключительный инструктаж — 7 мин. 6. 1 Анализ характерных ошибок и их причин. 6.2 Сообщение оценки работы каждого учащегося. 6.3 Домашнее задание (конкретно). 7. Уборка рабочих мест — 8 мин. Преподаватель_________________________ Замечания по уроку Поправки к ведению урока Второй вариант VI Класс Дата_______________________ Тема программы: Элементы материаловедения. Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения (шелк и шерсть). Цепи урока: образовательная — дать начальное представление о натуральных волокнах животного происхождения, способах их получения и их свойствах, воспитательная — продолжить совершенствование эстетического воспитания и формирование творческого начала у учащихся, развивающая — развить у школьников умения выделять главное, анализировать, делать обобщения, выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике. Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала в ходе урока, упражнения учащихся под контролем преподавателя. Объекты труда: образцы тканей. Межпредметные связи: история — краткие сведения из истории одежды, русский язык — написание слов «уток», «прядение», «саржевое и атласное переплетения». Материально-техническое оснащение 1 Альбом с образцами тканей и видами переплетений. 2 Плакаты с саржевым и атласным переплетениями. 3 Карточки-задания для контроля знаний.
Литература для учителя Мальцева Е. П Материаловедение швейного производства — М., 1983. Егорова Р. И Методика практикума по обработке ткани Пособие для учителей — М., 1975 Литература для внеклассного чтения учащихся Трудовое обучение и домоводство Учебное пособие для средней школы) — СПб 1998 Константиновский М., Смирнова И. Как ткани ткут и нити прядут — М., Ход урока: 1. Организационная часть —3 мин. 1.1 Контроль посещаемости. 1.2 Проверка готовности к уроку. 2. Изложение нового материала — 20 мин. 2.1 Краткие сведения из истории появления шелка и шерсти. 2.2 Свойства натуральных волокон животного происхождения. 2.3 Закрепление материала по коллекции тканей и пряжи.
2.4 Получение нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства 2 5 Дать понятия — «основа» и «уток». 2.6 Структура саржевого и атласного переплетений. 3. Вводный инструктаж—10 мин 3.1 Объяснение целей и ознакомление с ходом выполнения задания. 3.3 Показать способы определения раппорта. 4. Упражнения (самостоятельная работа учащихся) — 35 мин. Текущий 4.1 Первый обход — проверка организации рабочих мест и соблюдение безопасности приемов труда. 4.2 Второй обход — проверка правильного выбора цветной бумаги (двух разных цветов) и параллельности проведения линий. 4.3 Третий обход— проверить правильность выполнения данного переплетения (саржевого). 4.4 Четвертый обход — провести приемку и оценку работ.
5. Заключительный инструктаж — 7 мин. 5.1 Анализ характерных ошибок, причин их возникновения. 5.2 Оценка работы учащихся. 5.3 Домашнее задание оформить рисунок к конспекту урока (виды переплетения). 5.4 Уборка рабочих мест и помещения — 5 мин. Преподаватель___________________ Замечания по уроку Поправки к ведению урока На отдельном листе, прилагаемом к плану-конспекту, целесообразно подготовить тот теоретический материал, который должен быть законспектирован учащимися (см рис. 21). Естественно, при записи в сжатом виде он должен тщательно продумываться. Считаем ведение учениками конспекта обязательным, так как это способствует систематизации знаний, а также — включая изображение, формирует у учащихся, еще не изучающих черчение, элементы графической грамотности и культуры. Конечно, только опыт и знания конкретной группы (класса) учеников помогут молодому учителю сделать правильный расчет времени на каждый вид работы на уроке, на отдых, вовремя скорректировать ход занятия. Надо помнить, что ни один урок не может абсолютно вписаться во временные рамки, предварительно намеченные для каждого этапа, многое зависит от складывающейся на уроке ситуации. Поэтому педагог может пересматривать дозировку времени и саму структуру в ходе занятия.
|