Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режим работы учащихся с учетом





ВОЗРАСТНОГО ФАКТОРА

Режим работы учащихся в учебно-производственных мастер­ских определяется учебным расписанием. Обычно это еженедель­ные спаренные уроки обшей продолжительностью 80 мин. Для уча­щихся старших классов, а также в том случае, когда программа трудового обучения увеличивается за счет часов школьного или регионального компонентов, количество занятий в неделю может быть увеличено.

Вместе с тем учитель технологии должен понимать, что физи­ческим трудом занимаются подростки, чей организм еще не сфор­мировался полностью, а возможности, в силу большого разброса индивидуальных данных в этом возрасте, весьма различны. Поэто­му при организации работы в мастерских необходимо пользовать­ся научно обоснованными рекомендациями, оговоренными гиги­еническими нормами, с тем, чтобы трудовое обучение содейство-

 

вало всестороннему развитию организма детей, укреплению их здоровья, а не приводило к переутомлению. Данные физиологии и гигиены труда свидетельствуют: физический труд, который по сво­ему характеру соответствует возможностям организма подростка и выполняется в рекомендуемых условиях, содействует правильно­му развитию всего организма. Под влиянием труда, отвечающего возрастным особенностям растущего организма, совершенствуется координация движений, укрепляется костная и мышечная структу­ры, улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физическая нагрузка усиливает обмен веществ п организме, кото­рый происходит интенсивнее, чем на обычных школьных уроках.

Вместе с тем немаловажное значение имеет, как располагаются уроки технологии в общем расписании занятий по дням и часам. Медики и гигиенисты провели специальные исследования, кото­рые выявили пики и спады трудоспособности школьников (с уче­том и возраста обучаемых). Так, оказалось, что наилучшим местом для занятий по технологии в расписании для пятиклассников яв­ляется третий, а для более старших ребят (VI —VII классы) — четвертый уроки. Уроки технологии, первые в расписании, пока­зали их наименьшую трудоспособность, т. е. непродуктивность для всех групп. Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни недели. Ее уровень нарастает к середине недели и относительно низок в начале и в конце.

Большое значение имеет и характер выполняемой работы. Од­нообразная работа, особенно связанная со значительной физиче­ской нагрузкой, нерациональна с точки зрения отдачи. Научно обоснованные физиолога-гигиенические рекомендации, адресо­ванные учителям технологии, советуют поступать следующим об­разом. Наибольший эффект, обеспечивающий поддержание рабо­тоспособности на протяжении всего урока, достигается чередова­нием двух-трех разнообразных операций на одной обрабатывае­мой детали, когда непрерывная работа учащихся не превышает 10 мин, после чего делается перерыв на 3 — 5 мин для самоконтро­ля, оценки качества преподавателем, возможно — текущего инст­руктажа.

Действующие гигиенические нормы {СП 2.4.2.782 — 99) реко­мендуют следующие временные интервалы:

• длительность практической работы на уроках технологии для учащихся V—VII классов не должна превышать 65 % времени за­нятий;

•длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для учащихся V—VII классов — не более 10 мин, VI — 12 мин, VII — 16 мин.

Учителю технологии нужно знать рекомендацию гигиенистов в отношении оптимальной длительности непрерывного показа диа­фильмов, диапозитивов, кинофильмов и телепередач:


•для V—VII классов — 20...25 мин;

•для VIII —XI классов — 25...30 мин.

Понятно, что, как и ко всяким рекомендациям, и к этим нуж­но подходить с учетом личности школьника (уровня физического развития и типа психического темперамента), но как ориентиры для учителя они должны использоваться обязательно.

Немаловажное значение для создания оптимального режима рабо­ты в мастерских имеет состояние внешней среды, в которой про­исходит трудовой процесс (микроклимат, освещение, шум и др.). Об этом говорилось выше, и упоминается еще раз, чтобы подчерк­нуть многогранность факторов, воздействующих на подростка в процессе работы в мастерских, необходимость учитывать их. Толь­ко комплексный подход, учитывающий совокупность всех усло­вий, позволит соблюсти научно-педагогические требования к орга­низации трудовой деятельности школьника.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какой документ регламентирует требования к учебным мастерским?

2. Как определить полноту оснащенности учебной мастерской, каби­нета?

3. Перечислите обязательную номенклатуру мероприятий (актов) по

охране труда.

4. Назовите основные обязанности учителя по соблюдению правил

безопасного труда.

5. Обоснуйте необходимость соблюдения режима работы в школьных

мастерских.

6. Укажите оптимальное время демонстрации аудиовизуальных средств

(с учетом класса обучения).

 

Глава 14

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

Есть такое выражение «Хороший экспромт готовится неделю». В полной мере это относится к преподавательской деятельности. От подготовки и проведения первых уроков зависят успехи (или не­удачи!) последующих, во многом закладывается атмосфера инте­реса (или равнодушия) учащихся к предмету, формируется «кли­мат» уроков. От того, как прошло занятие, во многом зависит настроение, моральное, ла и физическое состояние самого учи­теля. Чувство удовлетворения от удачной работы, понимание, что дети на занятиях были увлечены и будут с нетерпением ожидать очередной встречи, — совсем немало для самоутверждения педа­гога. Но, еще раз повторим: фундамент успеха в любом деле — подготовка.

У А. И. Райкина была знаменитая миниатюра. Больной на опе­рационном столе все время спрашивал у врача, есть ли у того нитки, иголки. И на недоуменное: «Почему спрашиваешь?» — ре­зонно отвечал, что когда разрежут, а зашивать окажется нечем, то возникнет проблема.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Свою нагрузку на новый учебный год преподаватель обычно узнает в конце текущего. Следовательно, у него есть время и воз­можность спланировать (а по существу, «запрограммировать») свою деятельность, согласовав ее с программой и календарными срока­ми выполнения. Планирование своей работы и будущей деятель­ности учеников — это основа научной организации процесса обу­чения.

Итак, зная объем своих учебных поручений и имея учебную программу по технологии, можно приступать к календарно-темати-ческому планированию. Календарный план может составляться на год, полугодие, четверть — как удобнее для учителя. Единой, строго обязательной формы календарного плана не существует, поэтому учитель может выбирать ту, которая удобнее лично для него.


Независимо от формы плана существует ряд моментов, которые при перспективном планировании работы должны присутствовать.

1. Учебная программа для конкретного класса распределяется
по урокам. В программе четко указаны часы, а при сдвоенных заня­тиях один раз в неделю происходит ясное распределение по меся­цам, четвертям и т.д. При планировании необходимо учитывать
логическую последовательность и взаимосвязь уроков, т. е. должна
быть целостная система. Тема занятий заполняется по одному кон­кретному уроку. Она определяет основные вопросы, подлежащие
изучению, или основные трудовые приемы, которые предстоит

усвоить учащимся.

2. Из программы определяют круг теоретических сведений (тех­нологических вопросов), с которыми преподаватель планирует
ознакомить учащихся. Это могут быть свойства обрабатываемых на
данном занятии материалов, сведения об устройстве используе­мого оборудования и приспособлений, особенностях подготовки
инструментов и т.д. Возможно, учитель сочтет целесообразным
включить материалы по истории техники или развития промыш­ленного производства — это его право: важно, чтобы они относи­тельно равномерно распределялись по урокам, были логично увя­заны в целостную систему и включали необходимые технические
понятия, которые учитель планирует сформировать в процессе обу­чения. При перспективной подготовке к занятиям представляется
возможным наметить и определить, какими средствами распола­гает учитель для иллюстрации своего объяснения. При необходи­мости может быть запланировано изготовление или приобретение
недостающих таблиц, плакатов, кодограмм, диафильмов или учеб­
ной литературы.

3. Наиболее существенным при перспективном планировании является определение круга практических действий учащихся в процессе упражнений или самостоятельной работы. Центральным моментом здесь является выбор объекта труда — конкретного из­делия, запланированного к изготовлению учащимися на данном занятии. От намеченного объекта труда в схеме перспективного планирования лучами расходятся взаимосвязанные вопросы: сор­тамент материала изделия, расход на единицу, расход на класс (или классы), потребность в инструментах общего пользования. Здесь же можно наметить степень технологического обеспечения каждо­го занятия.

Опыт и практика показывают целесообразность перспективно­го планирования резервных (заменяемых) объектов труда (на слу­чай возможного отсутствия материала и т.п.). Во всяком случае, если учитель заблаговременно знает, какое изделие будут изготов­лять школьники, то он имеет долгосрочную возможность подо­брать (сделать) эталонный образец, необходимый для показа на уроке, составить требуемую техническую документацию, проду-

 


мать и апробировать технологическую последовательность изготов­ления

Мы приводим здесь варианты принципиальных схем кзлендарно-тематического планирования. Наряду с этим, представляется, что в некоторых случаях стоит использовать тип календарно-тема­тического планирования, называемый иллюстративным (см табл. 5) Многих преподавателей привлекает его зрелищная, наглядная форма и возможность его использования на занятиях по черче­нию, при планировании кружковой работы

В планах может присутствовать графа «Дата проведения». В на­грузке школьного учителя чаще всего запланированы занятия в нескольких параллельных классах, которые могут проводиться по одной теме в разные дни недели Поэтому в календарно-темати­ческом плане целесообразнее записывать, например, «2-я неделя октября» и т. п

В перспективном плане учитель технологии должен четко опре­делить, каким должен быть уровень знании, умений и практиче­ских навыков учащихся, достигнутый на каждом уроке.

Составленный календарно-тематический план не исключав; систематической работы по его улучшению и совершенствованию. В ходе его реализации учитель, анализируя, в какой степени достигнуты цели изучения предыдущих тем и, что надо сделать для лучшей организации последующих занятий, вносит дополнения, уточнения к изменениям

Опыт показывает, что чем полнее и продуманнее перспектив­ное планирование, тем легче учителю составлять поурочное.

ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Непременное условие высокого уровня учебной работы педаго­га — хороший план-конспект урока составить его можно лишь в результате тщательной подготовки каждого элемента занятия.

План входит в обязательную документацию учителя. Единой, ка­нонизированной формы плана урока не существует — это твор­чество учителя (см образцы планов в табл. 5, 6) Но есть ряд этапов и элементов урока, дидактических аспектов, присутствие которых в плане необходимо

Перед написанием плана занятия учитель технологии может использовать обще-дидактическую схему:

1. Определить объем учебного материала урока, оценить его ме­сто в системе уроков по теме

2. Определить воспитательные возможности учебного материала.

3. Установить связь данного материала с материалами, изучен­ными по другим предметам, определить, в какой мере знания, получаемые учащимися по другим предметам, могут быть исполь­зованы на уроке





 

4. Подобрать учебно-наглядные пособия и ТСО по теме урока.

5. Наметить методы и приемы обучения, которые целесообраз­но использовать на данном уроке.

6. Разобрать структуру урока, определить поэтапность и про­должительность ее элементов.

7. Продумать эффективные пути активизации мыслительной де­ятельности учащихся. Определить средства и методику создания
проблемной и поисковой ситуации на уроке. Установить содержа­
ние и формы самостоятельной работы учащихся.

8. Определить формы подведения итогов по отдельным этапам
и по всему уроку в целом.

9. Наметить систему упражнений и методы их выполнения, пре­дусмотреть типичные ошибки, допускаемые учащимися.

 

10.Спланировать записи и зарисовки на классной доске. Про­думать формы использования учебника на уроке.

11.Разработать методику закрепления учебного материала по
ходу урока или в конце его.

12.Продумать методику контроля и учета знаний учащихся. Если
необходимо, разработать критерий оценок.

13.Определить содержание и объем домашнего задания.

14.Продумать рекомендации учащимся по выполнению домаш­него задания.

15.Предложить литературу для внеклассного чтения по предмету.

Молодому педагогу следует выработать в отношении подготов­ки планов привычку составлять их основательно и добротно. Есть несколько практических советов, которые могут оказать­ся полезными.

• Планы лучше писать не в тетради, а на отдельных листах. Тог­да, если какой-то элемент урока потребует переработки или изме­нения, это легко можно сделать.

• Время, затраченное на этапы занятия, обязательно планиру­ется из общего расчета 80 мин на сдвоенный урок. В будущем, с
накоплением опыта, это может оказаться ненужным. Но наиболее
распространенная ошибка молодого учителя — увлеченность из­ложением или отвлечение на разъяснение — часто не позволяет
реализовать намеченное из-за нехватки времени.

• В конспекте материала для урока следует указать те эскизы,
записи, формулы, проблемные ситуации и т.п., которые должны
быть соотнесены с определенным моментом занятия. Урок - увлека­ет, и даже опытный педагог может упустить запланированный при­
мер, если тот не напомнит о себе из лежащего перед глазами плана.

• План лучше выполнять в цвете. Выработанная привычка выде­лять важное цветом не позволит учителю забыть об атом элементе.

• Указывайте межпредметные связи, делая это в плане проду­манно, а на уроке — ненавязчиво. Например, рассказывая о свер-


лении, можно записать такие межпредметные и внутрипредмет-ные связи: физика — наклонная плоскость, клин; технология — механические свойства металлов, русский язык — написание слов «спиральные», «цилиндрические».

• Обязательно планируйте на дом чтение школьниками допол­нительной литературы, рекомендуйте книги, статьи из журналов,
и не только по специальности, но и по истории техники, из серии
ЖЗЛ и т п. Прочтите маленький фрагмент из книги, заинтересуй­
те ребят — это не останется без последствий.

• Выработайте привычку в конце каждого плана иметь две гра­фы «Замечания по уроку», «Поправки к ведению урока»! Тогда,
делая самоанализ урока, вы можете сразу учесть и не повторить в
будущем свой промах.

ВАРИАНТЫ ПЛАНОВ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ

Первый вариант

V Класс Дата_____________________

Тема программы Технология обработки металлов

Тема урока Обработка отверстий в тонколистовом металле.

Цепи урока

образовательная — расширение представлений учащихся о технологи­ческих процессах современного производства,

воспитательная — привить качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда,

развивающая — развить навыки использования измерительных инстру­ментов при подготовке к сверлению

Методы проведения занятия беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа под контролем преподавателя

Объект труда - ушко для стенда

Межпредметные связи математика — построение фигур, единицы дли­ны, русский язык—написание слов «спиральные», «цилиндрические»

Материально-техническое оснащение

1 Оборудование учебных мастерских, инструменты и приспособления

2 Эталон изготовляемой детали

3 Технологическая карта изготовления изделия

4 Диафильм «Сверление» (при наличии ТСО в мастерской)

5 Диафильм «Технология изготовления изделий в школьных мастерс­ких» (работа по металлу, V кл.)

6 Таблица «Обработка металла» (для V—VII кл.)

7 Кинофильм «Техника безопасности в школьных мастерских».

Литература для учителя Программа трудового обучения (технология) V—VII классы — М., 2000

 

Технология V классы Пробный учебник для мальчиков V класса обще­образовательной школы / под ред. В. Д. Симоненко — Брянск 1996 Макиенко Н. И. Общий курс слесарного дела — М. 1984.

Литература для внеклассного чтения учащихся Моисеев В. Г. Жизнь — творчество — М, 1984

Ход урока:

1. Организационная часть — 3 мин.

1. 1 Контроль посещаемости.

1. 2 Проверка рабочей одежды и готовности к уроку.

2. Повторение пройденного материала — 7 мин.

2. 1 Проверка знания материала прошлого занятия по карточкам-заданиям у ………………………………………………………………..

2. 2 Вопросы к классу:

а) где находят применение тонколистовые металлы?

б) какими механическими свойствами обладают такие материалы?
а) чтобы провести разметку под будущую обработку, что необходимо выполнить в первую очередь?

3. Изложение нового материала — 15 мин.

3. 1 Способы получения отверстий в тонколистовом материале, при-

меняемые инструменты и приспособления.

3. 2 Технология получения отверстий в заготовках.

3.3 Демонстрация диафильмов с закреплением материала.

3. 4 Способы контроля размеров отверстий.

4. Вводный инструктаж — 10 мин.

4. 1 Демонстрация эталонного изделия и раэбор по карте техпроцесса изготовления.

4.2 Показ трудовых приемов по сверлению.

4.3 Демонстрация сверления заготовок «в пакете».

4.4 Безопасные приемы труда при обработке отверстий.

5. Самостоятельная работа учащихся — 30 мин. Текущий инструктаж —
целевые обходы.

5.1 Первый обход — проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

5.2 Второй обход — проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности.

5. 3 Третий обход — проверить правильность размеров и ведение учащимися контроля Провести приемку и оценку работ. Выдать дополнительную работу (указать) наиболее успевающим ученикам.

6. Заключительный инструктаж — 7 мин.

6. 1 Анализ характерных ошибок и их причин.

6.2 Сообщение оценки работы каждого учащегося.

6.3 Домашнее задание (конкретно).

7. Уборка рабочих мест — 8 мин.

Преподаватель_________________________

Замечания по уроку Поправки к ведению урока


Второй вариант

VI Класс Дата_______________________

Тема программы: Элементы материаловедения.

Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения (шелк и шерсть).

Цепи урока:

образовательная — дать начальное представление о натуральных во­локнах животного происхождения, способах их получения и их свойствах,

воспитательная — продолжить совершенствование эстетического вос­питания и формирование творческого начала у учащихся,

развивающая — развить у школьников умения выделять главное, анали­зировать, делать обобщения, выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике.

Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала в ходе урока, упражнения учащихся под контролем преподавателя.

Объекты труда: образцы тканей.

Межпредметные связи: история — краткие сведения из истории одеж­ды, русский язык — написание слов «уток», «прядение», «саржевое и атлас­ное переплетения».

Материально-техническое оснащение

1 Альбом с образцами тканей и видами переплетений.

2 Плакаты с саржевым и атласным переплетениями.

3 Карточки-задания для контроля знаний.

 

Литература для учителя

Мальцева Е. П Материаловедение швейного производства — М., 1983. Егорова Р. И Методика практикума по обработке ткани Пособие для учи­телей — М., 1975

Литература для внеклассного чтения учащихся

Трудовое обучение и домоводство Учебное пособие для средней шко­лы) — СПб 1998

Константиновский М., Смирнова И. Как ткани ткут и нити прядут — М.,

Ход урока:

1. Организационная часть —3 мин.

1.1 Контроль посещаемости.

1.2 Проверка готовности к уроку.

2. Изложение нового материала — 20 мин.

2.1 Краткие сведения из истории появления шелка и шерсти.

2.2 Свойства натуральных волокон животного происхождения.

2.3 Закрепление материала по коллекции тканей и пряжи.

 


2.4 Получение нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства 2 5 Дать понятия — «основа» и «уток».

2.6 Структура саржевого и атласного переплетений.

3. Вводный инструктаж—10 мин

3.1 Объяснение целей и ознакомление с ходом выполнения задания.
3.2 Демонстрация порядка выполнения работы.

3.3 Показать способы определения раппорта.

4. Упражнения (самостоятельная работа учащихся) — 35 мин. Текущий
инструктаж — целевые обходы:

4.1 Первый обход — проверка организации рабочих мест и соблюдение безопасности приемов труда.

4.2 Второй обход — проверка правильного выбора цветной бумаги

(двух разных цветов) и параллельности проведения линий.

4.3 Третий обход— проверить правильность выполнения данного

переплетения (саржевого).

4.4 Четвертый обход — провести приемку и оценку работ.

Рис. 21. Пример конспекта учащегося.

 

 


5. Заключительный инструктаж — 7 мин.

5.1 Анализ характерных ошибок, причин их возникновения.

5.2 Оценка работы учащихся.

5.3 Домашнее задание оформить рисунок к конспекту урока (виды

переплетения).

5.4 Уборка рабочих мест и помещения — 5 мин.

Преподаватель___________________

Замечания по уроку Поправки к ведению урока

На отдельном листе, прилагаемом к плану-конспекту, целесо­образно подготовить тот теоретический материал, который дол­жен быть законспектирован учащимися (см рис. 21). Естественно, при записи в сжатом виде он должен тщательно продумываться.

Считаем ведение учениками конспекта обязательным, так как это способствует систематизации знаний, а также — включая изоб­ражение, формирует у учащихся, еще не изучающих черчение, элементы графической грамотности и культуры.

Конечно, только опыт и знания конкретной группы (класса) учеников помогут молодому учителю сделать правильный расчет времени на каждый вид работы на уроке, на отдых, вовремя скор­ректировать ход занятия. Надо помнить, что ни один урок не мо­жет абсолютно вписаться во временные рамки, предварительно намеченные для каждого этапа, многое зависит от складывающей­ся на уроке ситуации. Поэтому педагог может пересматривать до­зировку времени и саму структуру в ходе занятия.

Date: 2016-05-24; view: 1125; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию