Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование базовых понятий при преподавании технологии





Ознакомление школьников с основными производственными понятиями лучше всего начинать с первых вводных занятий, при­влекая знания, полученные на уроках естествознания, истории, из бытового опыта. Лучше всего начать с рассмотрения взаимоот­ношений между человеком и природой, так как, несмотря на все успехи достижений человеческого гения, невозможно не признать нашу зависимость от природы. Природа обусловливает существо­вание людей, которые берут у нее все необходимое для своей жиз­ни: пищу, исходные материалы. Так как многие предметы обихо­да, культуры, жилища, орудия труда получены с использованием соответствующих целенаправленных процессов, школьники могут быть ознакомлены с ними. Эти процессы требуют определенных затрат человеческого труда, как умственного, так и физического. Величина доли того или иного зависит от цели: какой конечный продукт, из какого природного материала и каким путем человек хочет получить. В одном случае затраты ума и сил меньше, в другом — они значительны.

В Процесс превращения продуктов природы в продукты, необ­ходимые человеку, и есть процесс производства. Производство — производимое от чего-либо первичного. В данном случае — про­дукты природы, сырье, материалы. Отсюда можно вывести пер­вичное понятие — определение производственного процесса.

 

Процесс взаимодействия человека и природы, в результате кото­рого из природных материалов получаются продукты, необходимые человеку, называется производственным процессом.

Школьникам ясно, что преобразование природных материалов в необходимые продукты происходит с помощью искусственно со­зданных для этих целей орудий. От природы человек вооружен лишь разумом и руками. Чтобы сделать свою цивилизацию такой, какой она стала, пришлось пройти длинный путь усовершенствования устройств, служащих ныне человеку. Поэтому они включаются и производственный процесс наравне с материалами и человечес­ким трудом.

Всю совокупность созданных и создаваемых человечеством ору­дий, предназначенных для преобразования сырья (материалов) и продукты, необходимые человеку, принято называть техникой (греч. technikog— ремесло, мастерство, искусство). Таким образом, под­черкивается искусственность созданных человеком орудий в отли­чие от тех, которые в готовом виде брались из природы.

Без технических устройств в наше время не обходится ни один вид человеческой деятельности, в том числе и бытовой труд. Важ­но в связи с этим отделить производственное понятие техники от бытового, которое затрудняет усвоение учебного материала, со­здает путаницу в знаниях учащихся.

Понятие «техника» в производственном смысле слова следует отличать и от таких значений этого термина, как техника исполне­ния, техника речи и других, связанных с его многозначностью. Пер­вичное понятийное определение техники может быть следующим.

Техника — это совокупность имеющихся в распоряжении челове­чества орудий, созданных им самим и предназначенных для преобразо­вания сырья (материалов) в продукты, необходимые человеку.

Это первичное, но достаточно научное, определение техники можно сообщать уже на первых занятиях раздела «Элементы ма­шиноведения», подчеркивая, что все технические устройства, со­зданные и создаваемые человеком, целесообразны, т.е. имеют строго определенное назначение. Это назначение может быть более или менее широким, но всегда определенным.

Теперь взаимоотношения человека и природы можно предста­вить следующим образом:

 

 

 

 

Природа   Техника   Человек
   

На основе этой схемы и формируется понятие производства, которое в первичном виде может быть таким.

Производство есть преобразование сырья в продукцию с помощью техники.

Естественно, что в дальнейшем процессе обучения школьни­ков это понятие будет развиваться, расширяться и углубляться.


Человек разработал для производства целую науку — науку об Использовании технических устройств и материалов — техноло­гию (от греч. techne — наука о ремесле). С ее помощью он стремится получить продукцию по возможности в кратчайший срок каче­ственную и использовать при этом минимальное количество мате­риалов, ресурсов и технических устройств.

Первичное понятийное определение технологии может быть

таким.

Технологиянаука об использовании материалов, техники и чело­веческого труда, позволяющая превращать сырье в качественную про­дукцию в кратчайший срок.

Из определения, становится, очевидно, что наука — неотъемле­мая составная часть производства. Теперь для школьников будет понятнее столь часто встречающееся в современной речи выраже­ние «наукоемкие технологии». Отсюда легко перебрасывается ло­гический мостик к пониманию того, что в каше время производ­ственные процессы осуществляются на предприятиях, каждое из которых выполняет свою роль. Одни добывают руду, вторые вы­плавляют из нее металлы, третьи делают из них определенные ма­шины, четвертые на этих машинах изготавливают нужные челове­ку изделия. Для получения любой продукции на предприятии — так чтобы это было целесообразно (выгодно) для общества — не-i обходимо определенное взаимодействие людей и техники. В этом случае также не обойтись без специальных научных знаний.

Школьники могут быть ознакомлены с первичными определе­ниями о научной экономике и организации производства.

Экономика и организация производства — это науки, имеющие своей целью такое применение технологических процессов, чтобы использо­вание сырья, техники и человеческого труда в производстве было рациональным, а продукция производилась с наименьшими затратами.

В результате в представлении школьников формируется строй­ная схема компонентой, составляющих современное производство:

• материалы (сырье);

• труд человека;

• техника (совокупность технических устройств);

• технология (наука об использовании технических устройств и

материалов);

• экономика и организация производства.

Если обратить внимание учащихся на экологические аспекты, на необходимость охраны окружающей среды как важнейшей за­дачи современности, а возможно, и условия выживания человече­ства, то взаимоотношения «человек—природа» могут быть пред­ставлены как замкнутый процесс. Человек (общество) должен возвращать природе все, что берет, иначе количество исходных продуктов необратимо уменьшится. Таким образом, у школьников может быть сформировано понятие процесса воспроизводства мате-

 

риальных ресурсов. Объяснение того, что хищническое отношение к любым ресурсам природы, касается ли это лесов, запасов сырья или воды, содержания кислорода в атмосфере и т.д., подводит человечество к экологической катастрофе, заставляет детей по-иному взглянуть на дымящуюся заводскую трубу, безлесный берег реки, черный шлейф автомобильного выхлопа и т. п. Теперь поня­тие производственного процесса, когда необходимая людям про­дукция получается не любой ценой, а с соблюдением баланса во взаимоотношениях человека с природой, будет правильно воспри­ниматься школьниками.

На уроках технологии должна постоянно отражаться техноло­гическая среда жизнедеятельности человека и общества, то, что составляет техносферу. Эта часть планетной структуры, созданная человеком и влияющая абсолютно на все стороны его жизни, со­ставляет основу его развития и существования. Поэтому знаниями о технологическом мире, созданном человеком, деятельности в этом мире и ее последствиях должен владеть каждый человек — и как личность, и как частица общества.

Один из оптимальных путей ознакомления учащихся с основ­ными общетехническими знаниями и формирования у них соот­ветствующих понятий видится в подходе от общего к частному:

1) усвоение учащимися главных производственных понятий
(техника, технология, экономика и организация производства,
охрана природы и окружающей среды);

2) усвоение школьниками общетехнических понятий (маши­
на, механизм, аппарат, прибор, инструмент, приспособление)
с классификацией их по признакам;

3) ознакомление учащихся со специфическими (отличитель­ными) особенностями технических устройств;

4) изучение технических устройств по группам с выявлением
структуры, назначения отдельных частей, особенностей управле­ния данными устройствами и возможных областей применения.

Такой подход позволит систематизировать знания школьников, делая их понятийными. Не противореча научным представлениям о технике и ее составляющих, он в то же время удовлетворяет всем требованиям и педагогики, и производства. В сочетании со сведе­ниями по истории развития техники и технологии это будет спо­собствовать интеллектуальному развитию учащихся.

Date: 2016-05-24; view: 397; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию